Невыдуманные истории. Позднее признание, рассказ

Розена Лариса
Из книги: "Невыдуманные истории", Воронеж, 1999,Центрально- чернозёмное- книжное издательство; Екатеринбург, 2022, Ридеро; Стихи.ру ;канал на Дзэне "Чудачка"; Изба- Читальня; ОК,Проза.ру
Б.М.


   ПОЗДНЕЕ ПРИЗНАНИЕ

Женщина эта была уже в почтенном возрасте, на пенсии. Мы шли по улице, и вели беседу о том, о сём, вспоминая прошлое. Ведь то, что когда-то удивляло, пожалуй, вспоминается сразу. Вот и она припомнила один интересный случай из своей жизни.
-Дело обстояло так, - начала она, улыбаясь, - в молодости я преподавала  химию в институте. Принимала экзамены у студентов после каждого семестра. Они, маленькие хитрецы, здорово умели обманывать нас, преподавателей. И вот послушайте, что однажды приключилось со мной. Сдают они экзамены, хожу между рядами, проверяю, что у них в руках, в столах, нет ли шпаргалок, то есть, шпор. Если нахожу, то удаляю или после опроса снижаю оценку на бал ниже. Итак, я наблюдаю. Кажется, не списывают. Успокоилась. Слушаю ответы, вроде бы всё хорошо. Ну и, слава Богу, меньше двоек, будут стипендию получать. Студенты же живут бедно. Это если родители у кого-то очень крутые, - им легче, а так, - трудно тянуть сейчас ребёнка на платном отделении. Они, конечно, переживали немножко.
На экзаменах даже отличники волнуются. Этот момент все чувствуют по-разному, но, в основном, с напряжением и подъёмом. Делаю скидку на волнение. А некоторые прикрываются беспокойством, чтоб их пожалели. Ну, кто как приспосабливается. Каждый по-своему. Пусть как могут, соображают, лишь бы правильно разумели! Терпеть не могу тупых студентов. Думаю, «Ну что ты пришёл сюда? Место умного парнишки (или девчонки) занимаешь». Но приходится молчать, потому что нельзя говорить вслух такое. Этим можно обидеть студента, довести до слёз. Как они там старались, я не знаю, только, наконец, сдали экзамены прилично, я отнесла журнал с оценками в деканат, проставила отметки в зачётках и удалилась со спокойной душой домой. Плохих оценок было мало, договорились сразу о пересдаче.
Прошло много лет, я уж подзабыла фамилии тех студентов, но однажды встретила парнишку из той группы. Он поздоровался со мной, мы остановились, разговорились, и он признался, что вопросы по билету все скатал с карандаша, которым писал. Вместо шпоры был карандаш, всё на нём было записано. То есть, ответы на экзаменационные вопросы.
Ну и как Вам нравится это, - обратилась она ко мне, - со мной чуть плохо не стало!
Я её успокоила:
-Во-первых, когда студент пишет шпоры, он уже запоминает соответствующий материал. Это доказано учёными. Во-вторых, совесть-то у него была. Вы сказали, через пять лет признался? Так вот, пять лет ходил и мучился, и наконец, облегчил свою совесть признанием. Это же прекрасно. Значит, учили Вы их не зря. Был даже воспитательный момент в Вашем преподавании, уважали они Вас, если после стольких лет человек решил оправдаться чистосердечной исповедью. Как говорит русская пословица: «Повинную голову меч не сечёт». Так и Вы должны простить, успокоиться и освободить его, даже на расстоянии от чувства вины прошлых лет!
Видно, она поняла меня и стихла, чувство обиды на студента и неприятное ощущение, что её обманули, предали, осмеяли, прошло. Однако недаром говорят в народе: «Жизнь всякой выдумки странней!».
А для меня дорого признание человеком своей вины. Он, в данном случае, не хвастался обманом, а именно носил в памяти недовольство собой - надул порядочного человека. А то, что не мучает совесть, быстро забывается. Помнится только то, что врезается в сердце и остаётся там, на долгие годы.
-Ну, хорошо, уговорили, - умиротворённо произнесла она, - но вот ещё, какой был казус. Тоже на экзаменах, сидел передо мной один студент из Германии. Отвечал, да выпустил воздух. Я покраснела, а он, увидев моё смущение, успокоил меня, произнеся:
-Ничего особенного. Что естественно, то не безобразно. Не удержишь такое в себе, помимо воли вырывается. Просто не очень благополучно в данный момент работают внутренние органы пищеварения.
Ну, что ж, в этом тоже есть своя правда!
-Боже, это цветочки! Они ещё не то могут отмочить, не стоит расстраиваться. Студенты, люди молодые, без комплексов, не то, что мы, солидные люди. Ну, спасибо вам, что немного развеселили меня в дороге. Жду от Вас вновь интересных и забавных историй!


Рецензии