Маньчжурский орех

Маньчжурия.  Есть в этом слове, а может,   было,  нечто, щемящее душу. Стоит только вспомнить вальс «На сопках Маньчжурии» и мелодия, и слова уже звучат. Однако, чтобы попасть в Маньчжурию и Порт-Артур, строителю  сибирской дороги Гарину-Михайловскому пришлось совершить кругосветное путешествие, на почтовых лошадях туда можно было добираться многие месяцы. А как рвался в Приморье юный  Пржевальский, на гауптвахте сидел, все-таки перевелся и был счастлив.  Будущий президент Академии Наук Владимир Комаров получил звание магистра ботаники,  написав  после своей экспедиции «Флору Маньчжурии». Добирался он в обетованную страну на пароходах через Суэцкий канал и Сингапур. Так было вдвое дешевле.

      И вот в  Линево пришла Манчжурия.  Пришла по-настоящему. Сначала в гимназии вдруг обильно  зацвела уссурийская груша, предвестница перемен.  И  как-то осенью высадился в новом парке  десант пришельцев, все десантники были в серых шинелях, косая сажень в плечах и роста все одинакового, выше любого мужика. И все со странными,   мощными серыми ветками, куда до них худосочным плакучим березам!   Маньчжурские орехи! Не понятно было,  приживутся ли на жестоком ветру в сибирские морозы. Выжили все. Но еще  раньше появился орех в дендропарке Новосибирска, и как  свой  приютился среди посаженных когда-то дубов. И вот маленькие желуди и большие круглые орехи стали падать с тяжким стуком на землю,  словно в теплом Приморье.  Орехи, как белки,  подбирали местные жители и тащили к себе на дачи.  И даже в Университетской роще,  alma mater,  маньчжурский орех стал таким большим, что студенты уверены  - его посадил сам Порфирий Крылов сто лет назад.  А на Алтае орех  и вовсе стал обычным.
Современная история ореха началась после кораблекрушения корабля «Диана». На нем плыл, как это обычно бывает в кругосветных путешествиях, натуралист Максимович. В 1854 году после мощного цунами корабль затонул у берегов Японии. Максимович на лодке добрался до Амура и решил исследовать его на свой страх и риск. На лодке же он отправился в плавание по неведомой тогда русским ( лишь через несколько лет ее присоединили к России) реке Уссури и перед ним открылся невиданный для европейской науки мир, где южные тигры жили вместе с соболями.  Но главное, Максимович открыл маньчжурскую флору, где кедр обвивал дикий виноград, а гималайские медведи паслись на уссурийских грушах. Густота таежных деревьев была такая, что ни один лучик солнца не достигал земли, утопающей во мхах.  Сотни абсолютно неизвестных ботаникам растений! Вернувшись из первого путешествия в столицу,  Максимович написал книгу «Первенцы амурской флоры. После второго многолетнего путешествия, проникнув даже в Японию,  он хотел создать новую  книгу. "Флора русской Маньчжурии"! Не успел. Материалов было столько, что обработать их мог только институт, а не один человек.

Среди этих неизвестных растений был и маньчжурский орех. Но что такое орех. Даль определял его как древесный плод в твердой скорлупе.  На самом деле скорлупа у орехов двойная. Снаружи мягкая, а внутри твердая, но орехи мы видим в магазине уже очищенными. А вот маньчжурский орех мы видим настоящим, в двойной оболочке! Максимович стал его крестным отцом, но еще долго называли маньчжурский орех грецким. Он и правда от грецкого ореха мало отличался, в том числе и по вкусу, только плоды его были не круглые, а заостренные, а листья поменьше. А листья маньчжурского ореха были просто гигантскими, трехфутовыми, как тогда мерили.  Как засушить его ботаникам?  Не сомневался в этом позднее только, наверное, Пржевальский. Со свойственной его природе решительностью, он засушивал растения не на маленьких листочках, как все ботаники, а на огромных листах, целиком! И метровые листья ореха у него вполне помещались, после того как он их высушивал на ярком солнце по своей методике и сохраняли яркую окраску.

    Продолжил изучать уссурийский край  Владимир Арсеньев. Много раз со своим гольдом он пересек Сихотэ-Алинь и провел особую границу, хотя и не был ботаником, ее и сегодня называют «Линией Арсеньева». Все, что южнее  границы, это маньчжурская флора, все,  что севернее флора охотская.  Но если вы плывете по Уссури, маньчжурская флора сохраняется на всем протяжении, начиная от Амура, и там растет маньчжурский орех, он необыкновенно живуч, но человек его преследовал многие годы, пока не загнал в Красные книги, уж больно красивая древесина, одно слово «орех».

Пришел в Линево маньчжурский орех. Это дерево серьезное, соседей не любит, и требует,  чтобы возле него было много солнца и свободное пространство. И растет он долго, две сотни с лишним лет, а нашему поселку всего ничего. Подождем, когда появятся первые плоды. Да и всего лишь полтора столетия прошло со времени присоединения Уссурийского края к России, сохранились в городах  деревья, посаженные после Японской войны. И есть сегодня  уголки, где-нибудь в истоках реки Бикин, совершенно неизученные человеком. Может быть,  вам удастся побывать там и увидеть тигров и леопардов из Красной книги,   и кабанов, что отъедаются осенью на маньчжурских орехах. Удачи


Рецензии
Мне подарили десяток орехов. Я посадил из них два проросло. Очень удивительно было видеть брошенные две скорлупки по обе стороны стволика. Какая нужна была воля-сила что бы пустить корни. Интересно было прочесть. По нраву. Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   18.11.2024 09:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Маньчжурский орех проезжаем каждое утро на лыжах в парке. Сильные, серые ветви. Ждем весну.

Юрий Панов 2   18.11.2024 09:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.