Приближение к мечте

Из рубрики "Памятные события"



   Не могу не упомянуть о случайном знакомстве с ректором школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького Вениамином Захаровичем Радомысленским. А произошло это  в начале 1974 года, когда я отдыхала в санатории в подмосковных Подлипках (в настоящее время город Королёв). Отмечу, что пребывание в санатории я совмещала не только с лечением, которое почти не требовалось тогда, но и с вечерними занятиями во Всесоюзном заочном политехническом институте, благо – электрички в столицу ходили непрерывно. Вениамин Захарович и его друг, известный кинорежиссёр (фамилию, к сожалению, забыла), вечером после занятий иногда встречали меня и провожали до лечебного корпуса; наше знакомство и произошло однажды вечером, когда я возвращалась из института. От остановки до корпусов санатория расстояние было немалым, почти километр, к тому же дорожка среди густых хвойных деревьев в это время суток внушала мне некоторый страх, и конечно я была рада, когда, шествуя по тёмной аллее, находилась в сопровождении двух интеллигентных мужчин.

Небольшое отступление.
В юности, добравшись до выпускного класса, я никак не могла определиться с выбором профессии, и вопрос – в какой институт поступать – стоял ребром. Затаённой мечтой о попытке поступления в театральный я не делилась ни с кем, и всё-таки, после выпускных экзаменов и серебряной медали как результата за успешную учёбу, я рассказала об этом одной из преподавательниц, но она отговорила меня, аргументируя тем, что девушку из сибирской глубинки, вряд ли возьмут, ибо «там своих красавиц хватает». В результате, мечта переместилась вглубь моей души, и я постаралась забыть о ней, не без сожаления конечно.

Итак, – зима, Подлипки, вечерние занятия в политехе и неожиданное знакомство с человеком, с которым не то, чтобы познакомиться, даже увидеться случайно где-либо не предполагала. Почему он обратил внимание на меня, провинциальную девчонку, – не знаю. Наверное, потому что в то время в санатории представительниц прекрасного пола было немного, я же была одной из них, но от дам бальзаковского возраста существенно отличалась молодостью, да и красотой не была обделена.

После лечебных процедур мы с Вениамином Захаровичем иногда прогуливались по заснеженным аллеям санаторного парка, любовались зимней природой, угощали орешками белок и беседовали. Он рассказывал о студии, об актёрах, студенческой жизни в стенах ВУЗа, и я слушала его, затаив дыхание, потому что таким образом чуточку приближалась к своей мечте.
 
По приглашению Вениамина Захаровича вместе с сестрой Людмилой (москвичкой) я дважды посещала спектакли студентов-выпускников школы-студии МХАТ: первый – музыкально-драматический «Моя прекрасная леди», второй – «В гостях и дома» (пьеса в трёх действиях времён 60-х годов). Оба спектакля произвели неизгладимое впечатление, – наверное оттого, что от начала до конца в них присутствовали молодость, непосредственность и особый магнетизм, – притягивающий и завораживающий. Но больше запомнился спектакль «Моя прекрасная леди».
 
Также с Людмилой в «Современнике» мы посмотрели пьесу Михаила Шатрова «Погода на завтра». За «лишним билетиком» народ стоял прямо в метро на выходе к театру. Увидев эту толпу, мы упали духом и даже подумали, – не вернуться ли обратно. С робостью вошли в вестибюль и, протиснувшись к одной из касс, предъявили волшебную записку Вениамина Захаровича, и – о, чудо! – заветные билетики тут же оказались в наших руках. Спектакль по пьесе Михаила Шатрова был посвящён людям Волжского автозавода, но сильного впечатления он не произвёл, хотя роли играли такие известные артисты, как Пётр Вельяминов, Олег Табаков, Андрей Мягков, Олег Даль, Валентин Гафт, Станислав Садальский, Валерий Чемоданов, Анастасия Вертинская, Константин Райкин и другие (режиссёр Галина Волчек). Не понравилась сама пьеса: в её содержании чувствовались некая упрощённость и схематичность, – думаю, не напрасно появилась запись в дневнике Олега Даля о том, что «…пьеса» написана за 20 дней. Спектакль надо поставить за 30 дней. Можно себе представить язык, мысли, чувства персонажей данного произведения…». Эти слова он написал после «выволочки», которую получил от режиссёра за опоздание на одну из репетиций из-за перенесённого рейса самолёта при перелёте в Москву из другого города.

Перед окончанием пребывания в санатории Вениамин Захарович подарил мне МХАТовский значок с изображением Чеховской чайки и книгу А. М. Эскина «В нашем доме» (Эскин в то время был директором Дома актёра), в дарственной надписи значатся слова: «Дорогая Тамара! Желаю Вам большого счастья, Вы его заслуживаете». Эта книга с тех пор занимает почётное место в моей библиотеке, а вот значок сохранить не удалось, – его украли, о чём сожалею безмерно. Случилось это в нашем студенческом общежитии на ул. Корчагина, где я жила тогда, готовясь к защите дипломной работы. Значок был для меня не только памятью о знакомстве с удивительным человеком, но с его предъявлением в те времена можно было проходить в школу-студию на студенческие спектакли без пропуска.

Когда вспоминаю об этом событии, на ум приходит мысль: а может, стоило воспользоваться ситуацией, которая так неожиданно внедрилась в мою жизнь, – воспользоваться и поговорить с ректором на предмет поступления в студию. Соблазн был велик, но я отвергла её, потому что через год предстояла защита дипломного проекта в политехе, но главное – не могла позволить себе оставить дочку на пять лет, пусть и с бабушкой, ведь она (дочка) должна была в том году пойти в первый класс.

Таким было моё недолгое знакомство с Вениамином Захаровичем Радомысленским. След от событий, связанных с человеком от большого актёрского сообщества, остался в памяти навсегда, потому что чуточку приблизил меня к моей девичьей мечте, пусть она так и осталась мечтой.


Рецензии