Однажды в Подлипках

Из цикла "Памятные события"


   Не могу не упомянуть о случайном знакомстве с ректором Школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького Вениамином Захаровичем Радомысленским, произошло это в начале 1974 года во время отдыха в подмосковных Подлипках (в настоящее время город Королёв). Отмечу, что пребывание в санатории я совмещала не только с лечением, которое почти не требовалось тогда, но и с вечерними занятиями во Всесоюзном заочном политехническом институте, благо электрички в столицу ходили непрерывно (путёвку в санаторий приобрела именно по этой причине).
Вениамин Захарович и его друг, известный кинорежиссёр (фамилию не запомнила) вечером после занятий иногда встречали меня и провожали до лечебного корпуса, – наше знакомство и произошло однажды вечером, когда я возвращалась из института. От остановки до корпусов санатория расстояние было немалым, почти километр, к тому же дорожка среди густых хвойных деревьев в это время суток внушала некоторый страх, и конечно я была рада, когда, шествуя по тёмной аллее, находилась в сопровождении двух интеллигентных мужчин.

Небольшое отступление.
В юности, добравшись до выпускного класса, я никак не могла определиться с выбором профессии, и вопрос – в какой институт поступать – стоял ребром. Затаённой мечтой о попытке поступления в театральный я не делилась ни с кем, и всё-таки, после выпускных экзаменов и серебряной медали как результата за успешную учёбу, рассказала об этом одной из преподавательниц, но она отговорила меня, аргументируя тем, что девушку из сибирской глубинки, вряд ли возьмут, ибо «там своих красавиц хватает». В результате, мечта переместилась вглубь моей души, и я постаралась забыть о ней, не без сожаления конечно.

Итак, – Подлипки, зима, вечерние занятия в политехе и неожиданное знакомство с человеком, с которым не то, чтобы познакомиться, даже увидеться случайно где-либо не предполагала. Почему он обратил внимание на меня, провинциальную девчонку, – не знаю. Наверное, потому что в то время в санатории представительниц прекрасного пола было немного, я же была одной из них, но от дам бальзаковского возраста существенно отличалась молодостью, да и красотой не была обделена.

После лечебных процедур в свободное время от занятий в институте мы с Вениамином Захаровичем иногда прогуливались по заснеженным аллеям санаторного парка, любовались зимней природой, угощали орешками белок и беседовали. Он рассказывал о студии, об актёрах, студенческой жизни в стенах ВУЗа, и я слушала его, затаив дыхание, потому что таким образом чуточку приближалась к своей мечте.
 
По приглашению Вениамина Захаровича вместе с сестрой Людмилой (москвичкой) дважды посетила спектакли студентов-выпускников Школы-студии МХАТ: первый – музыкально-драматический «Моя прекрасная леди», второй – «В гостях и дома» (пьеса в трёх действиях времён 60-х годов). Оба спектакля произвели неизгладимое впечатление, – наверное оттого, что от начала до конца в них присутствовали молодость, непосредственность и особый магнетизм, притягивающий и завораживающий. Но больше запомнился спектакль «Моя прекрасная леди».
 
Также с Людмилой в «Современнике» мы посмотрели пьесу Михаила Шатрова «Погода на завтра». За «лишним билетиком» народ стоял прямо в метро на выходе к театру. Увидев эту толпу, мы упали духом и даже подумали, – не вернуться ли обратно. С робостью вошли в вестибюль и, протиснувшись к одной из касс, предъявили волшебную записку Вениамина Захаровича, и – о, чудо! – заветные билетики тут же оказались в наших руках. Спектакль был посвящён людям Волжского автозавода, но сильного впечатления не произвёл, хотя роли играли такие известные артисты, как Пётр Вельяминов, Олег Табаков, Андрей Мягков, Олег Даль, Валентин Гафт, Станислав Садальский, Валерий Чемоданов, Анастасия Вертинская, Константин Райкин и другие (режиссёр Галина Волчек). Не понравилась сама пьеса: в её содержании чувствовались некая упрощённость и схематичность, – думаю, не напрасно появилась запись в дневнике Олега Даля о том, что «…пьеса» написана за 20 дней. Спектакль надо поставить за 30 дней. Можно себе представить язык, мысли, чувства персонажей данного произведения…». Эти слова Даль написал после «выволочки», которую получил от режиссёра за опоздание на одну из репетиций из-за перенесённого рейса самолёта при перелёте в Москву из другого города.

Хочу заметить, что Московский театр «Современник» был основан в 1956 году и способствовал этому ректор Школы-студии МХАТ театровед Радомысленский. Идею о создании театра, как театра-студии молодых актёров, подал тогда Олег Ефремов, выпускник Школы-студии.
Среди студентов Школы-студии Вениамин Захарович пользовался большим уважением, они ласково называли его «папа Веня». Он хоть и бывал «грозен, – писал в своих воспоминаниях Олег Табаков, – но никогда не держал зла, и студенты необыкновенно уважали его и за справедливый гнев, и за широту души». И далее – «Он много времени уделял Володе Высоцкому, который не был в те годы первым студентом. Володя часто нарушал разные дисциплинарные условности, балагурил, был неуправляем, но Радомысленский одним из первых почувствовал в нём искру Божию». Конец цитаты.
Школой-студией МХАТ Вениамин Захарович (1909-1980) руководил с 1945 года и до конца своей жизни.

Перед окончанием пребывания в санатории Вениамин Захарович подарил мне МХАТовский значок с изображением Чеховской чайки, ещё вручил книгу А. М. Эскина «В нашем доме» с дарственной надписью, Эскин в то время был директором Дома актёра. Книгу я с удовольствием перечитала совсем недавно, а вот значок сохранить не удалось, – его украли, о чём сожалею безмерно. Случилось это в нашем студенческом общежитии на ул. Корчагина, где я жила тогда, готовясь к защите дипломной работы. Значок был для меня не только памятью о знакомстве с удивительным человеком, но с его предъявлением в те времена можно было без пропуска посещать студенческие спектакли в Школе-студии. Книга, иллюстрированная редкими фотографиями, повествует не только об актёрах, она рассказывает о весёлых искромётных капустниках, о встречах с первыми космонавтами Юрием Гагариным и Германом Титовым, другими известными людьми и о многом другом.

Позволю себе привести одну цитату из книги (с.117, ВТО, Москва, 1973 г.).

«... Есть люди, внутренняя деликатность и скромность которых как бы отодвигает их на второй план. Их присутствие, участие в повседневном труде словно бы не замечается. Но когда уходят они из жизни, потеря таких людей отзывается острой болью. Оказывается, значили они гораздо больше, чем казалось. Оказывается, несли с собой не только спокойный ритм в работе, но и сообщали ей особую чистоту, бескорыстие, какое-то естественное, а не показное чувство ответственности. (...) Таким человеком для нас был заслуженный артист республики Зиновий Абрамович Сажин* из Центрального детского театра». Конец цитаты.

Когда вспоминаю о знакомстве с Вениамином Захаровичем Радомысленским, на ум приходит мысль: а может, стоило воспользоваться ситуацией, которая так неожиданно внедрилась в мою жизнь, – воспользоваться и поговорить с ректором на предмет поступления в студию. Соблазн был велик, но я отвергла его, потому что через год предстояла защита дипломного проекта в институте, к тому же не могла оставить дочку на пять лет, пусть и с бабушкой, но главное, – этого не позволила моя совесть.

Таким было моё недолгое знакомство с заслуженным деятелем искусств РСФСР Вениамином Захаровичем Радомысленским. След от событий, связанных с ним, – человеком от большого актёрского сообщества, – остался в моей памяти навсегда, потому что чуточку приблизил к далёкой девичьей мечте, пусть она так и осталась всего лишь мечтой.


*Зиновий Абрамович Сажин (1903-1968)  – советский актёр, педагог, лауреат Сталинской премии.

На фотографии:
1.Обложка книги.
2.Фото из книги «На творческом вечере А. Баталова».
  В артистической комнате А. Баталова, О. Ефремов и их учитель ректор Школы -
  студии МХАТ В. Радомысленский.


Рецензии
Очень понравилось!
Написано простым языком, без изысков словесных выкрутасы. Такие воспоминания всегда подкупают своей искренностью. Они ценны тем, что добавляют новые краски в картинну мира.

Дац Игорь   18.02.2025 07:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Игорь, - рада неординарной оценке моей работы.

Тамара Костомарова   18.02.2025 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.