Капитан Ригерман Михаил Александрович

Капитан Ригерман Михаил Александрович

Ригерман Михаил Александрович родился в 1899 г. в деревне Пресны, Сувалкская губернии .
В 1918-20 матрос на шаланде земкаравана в Мариупольском порту, 
В 1920-23 матрос 1-го кл. на судах Черноморского пароходства(ЧМП) -«Ульянов», «Севастополь» (1926-27), п/х «Новороссийск», «Дон» (1927-1930).
В 1930-1931 хронометрист отдела рационализации ЧМП.
1932 окончил Одесский морской техникум. В 1932-36 плавал 4, 3, 2-м пом. капитана на п/х «Коммунист», «Одесский горсовет», «Янсон».
В 1936-38 капитан судов «Москва», «Ялта», «Батуми». В 1938-44 назначен капитаном  танкера «Вайян Кутюрье».
1944-46 . нач. Главморагенства ЧМП, наблюдал за строительвом доков в Варне.
В 1946-54 капитан судов «Кремль», «Азербайджан», «Серго», «Иосиф Сталин», «Москва», «Эмба», «Казбек», «Волго-Дон», «Таллин».


Капитан дальнего плавания Михаил Александрович Ригерман — моряк, прошедший путь от матроса до капитана.
3 марта, 2019 г. открыта памятная доска капитану дальнего плавания Ригерману М.А., на доме пер. Воронцовский 5, где жил Михаил Александрович.
В годы Великой Отечественной войны, командовал танкером «Вайян Кутюрье» — первенцем отечественного танкеростроения, построенным на Николаевском судостроительном заводе. Вышел из постройки в 1931 году. С первых дней войны танкер принимал активное участие в военных перевозках. После войны Ригерман был капитаном на танкерах и  сухогрузных судах Черноморского  морского пароходства (ЧМП).Капитан Ригерман М.А. Награжден боевыми и трудовыми орденами и медалями.

Распоряжение мэра Одессы об установке мемориальной доски опубликовано на официальном сайте горсовета,
 «В этом доме с 1946 по 1977 гг. жил капитан легендарного танкера "Вайян Кутюрье", участник обороны Одессы, Севастополя и Кавказа, орденоносец Ригерман Михаил Александрович (1899-1977)"», —гласить надпись на мемориальной доске.

Танкер «Вайян Кутюрье»- это был первенец отечественного танкостроения на Николаевском судостроительном заводе, один из шести первой серии. Вышел из постройки в 1931 году. Если весь сухогрузный флот страны, действующий и строящийся, был паровым, то танкеры были уже теплоходами. Первоначальное наименование было «Союз металлистов», затем «Николай Янсон», а позже танкер был переименован в честь выдающегося деятеля рабочего движения во Франции.
 С 1932 года «Вайян Кутюрье» плавал в составе Черноморского пароходства «Совтанкер». С первых дней войны танкер принимал активное  участие в военных перевозках. Командовал танкером капитан дальнего плавания Михаил Александрович Ригерман, опытный моряк,

Переброску морской пехоты из Севастополя в Новороссийск (оттуда сухопутным путем они направлялись в Москву) командование поручило группе судов, в которую входил и танкер «Вайян Кутюрье».
2 ноября 1941 г. находившийся в Севастополе танкер принял на борт 2500 матросов и офицеров и вечером снялся на Новороссийск.
На рассвете 6 ноября в районе Анапы танкер был атакован вражеским торпедоносцем «Хенкель ХЕ-115». Сигнальщики своевременно заметили приближение самолета, и с танкера сразу же открыли сильный заградительный огонь.
Стремясь захватить танкер врасплох, торпедоносец прятался за низкими тучами. С судна открыли огонь. Сделав несколько безуспешных попыток зайти с борта, самолет вынужден был сбросить торпеду с кормы. Но она не достигла цели и прошла мимо. Обстреляв танкер из пулеметов, торпедоносец скрылся за горизонтом. «Вайян Кутюрье» благополучно прибыл в Новороссийск и стал под выгрузку. Вскоре группа
 бомбардировщиков «Ю-88» атаковала танкер,  но к этому времени морская пехота успела покинуть судно и отправилась сражаться за Москву.

В одном из рейсов в конце 1941 года «Вайян Кутюрье» получил задание погрузить в свои танки хранившуюся в Новороссийском элеваторе кубанскую пшеницу и доставить ее в порт Поти. Когда «Вайян Кутюрье» пришвартовался к причалу элеватора, его атаковали 9 бомбардировщиков «Ю-88». Одна из бомб попала в танкер и повредила топливный танк. Воспламенилось разлившееся дизельное топливо.
 В машинном отделении и помещениях кормовой надстройки начался пожар. Весь экипаж под руководством капитана М. А. Ригермана самоотверженно боролся с огнем. воды не хватало, и ее брали из береговых приемников. Постепенно пламя подобралось к кладовой, где хранились ящики со снарядами для судовой артиллерии. Нависла угроза взрыва. Чтобы предупредить взрыв снарядов, второй помощник капитана В. А. Дубодедов, матросы П. И. Харько, М. М. Горелов, А. П. Садыков, Б. И. Швец, мотористы В. А. Малашенко, А. В. Шпилевой проникли в горящее помещение. Одни сбивали пламя с помощью огнетушителей, другие спешно выносили на палубу ящики со снарядами.
На помощь горящему танкеру прислали портовый ледокол и пожарные команды порта. Общими усилиями пожар был ликвидирован.
От пожара получили повреждения главные двигатели и вспомогательные механизмы, сгорела часть электропроводки и кают. Но пока судно  грузилось, моряки и судоремонтники устранили основные повреждения.

Танкер вывез из подвергавшегося частым бомбежкам Новороссийска 5800 тонн отборной кубанской пшеницы и благополучно доставил ее в порт Поти. Ранее танкерами «Советская нефть», «Эмба», «И. Сталин», «Туапсе», «Вайян Кутюрье» из Феодосии, из-под носа противника, вывезено 56 тысяч тонн пшеницы и без потерь доставлено в Поти. За успешную работу экипаж танкера «ВайянЯ Кутюрье» был награжден вымпелом
Наркомфлота и ВЦСПС.
Метод перевозки зерна танкерами был предложен и внедрен в практику Алексеем Евгеньевичем Данченко, который в годы войны руководил водными перевозками по Черному морю в штабе Черноморского флота, а затем — в Главном штабе ВМФ. С 1956 по 1972 гг. А. Е. Данченко возглавлял Черноморское морское пароходство. Этот метод за рубежом был назван «русским» и давал большую экономию.

Не только зерно перевозили в годы войны наши танкеры.  В январе 1943 года капитанам танкеров «И. Сталин», «Вайян Кутюрье» и «Кремль»  было приказано перебросить большое количество танков из Поти в Туапсе. Операция по переброске танков была связана с готовящимся наступлением наших войск под Новороссийском. В итоге за месяц работы, с 11 января по 12 февраля 1943 года, из Поти в Туапсе было
сделано по 6 рейсов каждым танкером и доставлено фронту 387 танков, 150 автомашин и тягачей, 20 мотоботов, осадная артиллерия и другая военная техника, сотни тонн боеприпасов, более 12 тысяч бойцов.

16 января 1944 года танкер «Вайян Кутюрье» под командованием капитана М. А. Ригермана следовал с грузом мазута и бензина из Батуми в Туапсе. В районе Поти, у м. Анакрия, был атакован немецкой подводной лодкой «У-20». Торпеда взорвалась в машинном отделении.
Разрушения оказались настолько большими, что судно начало тонуть. Спасти танкер не удалось.
Взрывом были убиты боцман  Артеменко, судовой врач Н. А. Великопольский и дневальная С. Н. Талашева. Экипаж подобрали корабли охранения, обогрели и доставили в Поти на п/х «Г. Димитров».

6 октября 1945 года танкер «Вайян Кутюрье» был поднят со дна моря и восстановлен на Одесском судоремонтном заводе № 1.  В 1954 году он был введен в строй, после чего еще много лет успешно трудился в составе Черноморского пароходства.
Михаил Александрович Ригерман после войны плавал капитаном на танкерах и сухогрузных судах ЧМП.  иНагражден боевыми и трудовыми орденами и медалями.

Имел честь служить под командованием капитана М.А. Ригермана на танкере «Иосиф Сталин», где он временно подменял капитана Плявина Н.И. и на танкере «Таллин» в рейсе на Бразилию в порт Сантус.



P.S. См. http://proza.ru/2023/03/22/849  Судьбы капитанов.
Я был хорошо знаком с его зятем капитаном Вадимом Марковым, с дочерью Нелей, внуком Валерием (Лериком),бывал у них дома в Воронцовском переулке


Рецензии