Рюрики

  (ст."Рюриковичи из рода Августа,Тиберии-Юлии.Рюриковичи и Боспорское царство. Саксон Грамматик о русской династии Боспора",Историк Античности,2024) "Легенда о происхождении Рюриковичей от Пруса,брата Юлия Цезаря.как считается была записана в 15 в.,и именно записана.Данный текст появился на Руси на рубеже XV–XVI вв.и был изложен в знаменитом «Сказании о князьях владимирских».Некий воевода новгор-одски имянем Гостомыслъ скончявает житье и съзва владалца сущая с ним Новагорода и рече:“Съвет даю вам,да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовити князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода”.Они же шедше в Прусскую землю и обрятошя тамо некоего князя имянем Рюрика,суща от рода римска царя Августа,и молишя его с посланми всех новгородцев.Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата; имя единому Трувор,другому Синеус,а третий племянник имя-нем Олег.И оттоле наречен бысть Новъгород Великий; и княжай в нем князь велики Рюрик».То есть,как видно,именно Августова Рода,то есть-династии Юлиев.И тут надо вспомнить в первую очередь о династии Аспургов,которые стали Тибериями-Юлиями, поскольку были усыновлены императором Тиберием,и ОФИЦИАЛЬНО ВОШЛИ В ИМПЕРАТОР-СКУЮ СЕМЬЮ.А,первые из Рюриковичей,Игорь и Святослав,по словам Льва Диакона без-вылазно жили на Боспоре Киммерийском(Пантикапеее,Керчи),а вовсе не в Киеве,и в этом смысле были также Боспорскими владыками.Представители сарматской династии Аспургов,(Савроматов,Тибериев-Юлиев)начиная очевидно,начиная с Рескупорида Аспу-рга были усыновлены Тиберием Юлием,и стали носить и римское имя.Сохранилась над-пись царя Савромата II в Крыму,и полный вариант эпистолы гласит:«Тиберий Юлий Савромат II Филокесар Филоромайос Евсебес,также известный как Савромат II(греч . : ;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; )".Из династии Тибериев-Юлиев,усыновленные императором Титберием,и носили их родовое имя.Вот полная тит-улатура Боспорского царя.Дело в том,что по римским законам,усыновленный вливался в семью,давшую ему это имя,и обладал всеми правами и обязанностями члена семьи, то есть,с формальной стороны,после смерти последних представителей династии Юли-ев Рима,последние Юлии остались на Боспоре.И тут вспоминается история с Макси-мином,по происхождению также сарматом,с берегов Дуная.И невероятное стечение об-стоятельств! Он тоже носил родовое имя Юлий,а не Аврелий,когда римское граждан-ство было даровано негражданам Рима императором Каракаллой в 212г.Распостранен-ная,но ошибочная версия историков говорит,что Гай Юлий Вер Максимин Фракиец(лат. Gaius Iulius Verus Maximinus Thrax,римский император с 20 марта 235 по 22 марта 238 г.,был первым «солдатским императором»,и первым императором,поднявшийся до этого положения из самых низов,но получается.Что он был из очень знатной сармат-ской семьи.И что важно будем вспомнить,был очень рослым,а судя по раскопкам,пре-дставители савиров-северян,которые были частью гуннов,были очень рослыми по тому времени.Был ли он из простой семьи? Вряд ли,это скорее попытка показать,что этот сармат был варваром и выскочкой,но судя по родовому имени-Юлий,Лу;ций Септи;мий Севе;р(лат.Lucius Septimius Severus),не мог его усыновить,иначе бы Максимин носил бы родовое имя Северов.То есть велика вероятность,что Максимин Фракиец(а на сам-ом деле сармат) был родственником Аспургов-Тибериев-Юлиев.И происходил из знат-нейшей сармато-эллинской семьи,происходил из рода Митридата Евпатора и был даль-ним потомком через Митридата самого Александра Македонского.После убийства посл-еднего императора,Александра Севера,состоявшего в родстве с древними родами Рима ,разразилась кровавая война,и со всей очевидностью,Боспорские цари,будучи по пр-аву наследниками власти в империи,решили,как они считали,захватить свое достоя-ние,и обрушили на Римскую империю войска союзных сарматских племен.Война нача-лась с 238г.и продолжалось до 272г.Была взята Ольвия,которая защищалась римлян-ами.Совершенно разорена Фракия и Иллирик,армии боспорцев доходили до Афин.Счита-ется,что якобы варавары заставили несчастных боспорцев транспортировать по морю их войска,что уже невероятно смешно,и причем,само Боспорское царство не постра-дало в ходе этой войны,хотя и Рим в этот раз выстоял.И тут,можно сравнить имена вождей походов сармат в 2 веке,и в 3 веке н.э.В походах роксоланы и языги в 117 году вторглись в дунайские провинции Рима,их предводителем царь Распараган,кото-рый имел два титула— «царь роксоланов» и «царь сарматов».Писали сплошняком,без пробелов в то время.Как видно,имя царя состоит из двух частей,Распар и ган, то есть хан,и настоящее имя звучало как «Распар-хан,(ган)».И вот поход 262 года на Малую Азию согласно Иордану:«Дав волю своему буйству,Респа[Respa],Ведук[Veduco] и Тарвар[Tharuaroque],предводители готов,взяли корабли».И здесь имя предводителя сармат выглядит тождественно имени Респа.Но звали «Tharuaroque» не Тарвар,а Фар-урок,то есть имя абсолютно иранское.Титулы как видим,у сарматов были- хан-ган, но у волжских народов употреблялись титулы хансор и иньсор,в Азербайджане оста-лся и употреблялся титул САРХАН в значении «старший хан»,а Азербайджан был всег-да в поле влияния сарматов,а потом и гуннов–эфталитов.Тилак вайшнавов,Урдхва-пундра.тамга.Сходство очевидно.И тут вспоминается и знаменитый клич казаков Сте-пана Разина,якобы непонятный.А теперь вполне себе объяснимый- «Сарынь на Кичку!» .Что же он означает? САР-ИНЬ- младший повелитель,а Кичка-Кочка-Кушка- это гора на индоиранских диалектах,да и в русском тоже,кочка- небольшая возвышенность( Куча).То есть клич Степана Разина означает,как и в популярной русской игре,«ЦАРЬ ГОРЫ!» «Царя на Гору!».А в эллинском гора-Орос,но и в русском остались параллели - высокий человек-Орясина.То есть как видно,у сарматов употреблялся и скифкий титул САУР- САР,и ХАН-ГАН,и тот титул,который будет более известен уже в гуннс-кое время.И у венгров употреблялся титул КЕНДЕ,по словам византийцев.Имеет место второе название гуннов,РОСОМОНЫ или просто Русы,как Иордан называет двух воинов, Сара и Аммия,изуродовавших Германариха.«Германарих,король готов хотя,как мы со-общили выше,и был победителем многих племён,призадумался,однако,с приходом гун-нов.Вероломному же племени росомонов(Rosomonorum gens infida),которое в те врем-ена служило ему в числе других племён,подвернулся тут случай повредить ему.Одну женщину из вышеназванного племени[росомонов],по имени Сунильду,за изменнический уход[от короля],её мужа,король[Германарих],движимый гневом,приказал разорвать на части,привязав её к диким коням и пустив их вскачь.Братья же её,Cap и Аммий,мстя за смерть сестры,поразили его в бок мечом.Мучимый этой раной,король влачил жизнь больного».Саги называют их Серли и Хамдир, и приписывают им магические свойства( невозможно убить оружием,только камнем),и говорят о том,что Серли и Хамдир царс-кого гуннского рода.Русские владыки Киева носили титул каган.В официальной фран-кской хронике содержится рассказ о византийском посольстве,прибывшем в Ингельге-йм ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого 18 мая 839 г.Вместе с византийцами прибыли посланные византийским императором Феофилом люди,о которых хронист сообщает следующее:"С ними[послами]он[Феофил]прислал ещё неких[людей],утверждавших,что они,то есть народ(gens)их,называются рос (Rhos) и что король(rex)их,именуемый хаканом(chacanus),направил их к нему,как они уверяли ,ради дружбы.В упомянутом послании он[Феофил]просил,чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь,которым они прибыли к нему в Константинополь,пролегал по землям ва-рварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов,и он не желал,чтобы они возвращались этим путём,дабы не подвергались при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав(цель]их прибытия,император[Людовик]узнал, что они из народа свеев(Sueones),и,сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей,чем послами дружбы,решил про себя задержать их до тех пор,пока не уда-стся доподлинно выяснить,явились ли они с честными намерениями или нет.В ходе расследования,проведенного по приказу Людовика,было выявлено,что эти росы— свео-ны(Sueonum),то есть шведы,но скорее дело было в другом- они назвались северяна-ми,по германски-NORDMANN,а так называли датчан(данов),то есть тут имеет место свидетельство,что росами называли северян,скорее лишь их знать.Митрополит Илари-он в своих трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры»(1040 гг.) называет каганом Владимира Святославича(«великий каган нашей земли»,«каган наш Владимир»)и его сына Ярослава Мудрого(«благоверному кагану нашему Георгию»,«бла-говерному кагану Ярославу»).Короткая надпись,граффити на стене Софийского собора в Киеве:«Спаси,Господи,кагана нашего».Полагают,что речь идёт о сыне Ярослава Мудрого— Святославе Ярославиче,княжившем в Киеве в 1073—76 гг.(Граффито № 13.На-ходилось в проёме окна северной наружной галереи.Утрачено из-за обвала штукатур-ного слоя во время Великой Отечественной войны.Высоцкий С.А.Древнерусские надпи-си Софии Киевской XI—XIV вв.Киев,1966.— C.49—52.)Далее,на Руси стал использова-ться титул именно ЦАРЬ,как видно,этот титул еще из скифской эпохи.Попытки выду-мать что слово ЦАРЬ-САР происходит от Цезарь-Кесарь смешны в принципе,ведь титул Ромейского властелина был БАЗИЛЕВС.То есть,как видим,титул носит узкорегиональ-ный характер,даже не у сех славянских стран,а лишь только у трех,что не явлется случайным.и все эти страны носили сарматские корни.Сайи= ЦАРИ— ;;;;;– самоназ-вание царских скифов,О Цайях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Прот-огена: «…и при том жреце,когда явились во множестве сайи за получением даров,а народ не мог их дать…»(IOSPE I2 №32).(Ельницкий Л.А.,Скифия евразийских степей. – Новосибирск,1977,стр.114 и стр.152;; J.Harmatta,Studies in the history and language of the Sarmatians.– Szeged,Hungary,1970.).Сайтаферн(ЦАРьТАФЕРН)– ;;;;;;;;;;;– царь скифов или сайев.Это имя известно из декрета,выбитого жителями Ольвии на мраморной стеле в честь Протогена.«…когда царь Сайтаферн прибыл в Кон-кит и потребовал даров по случаю приезда,Протоген по просьбе народа дал 400 зол-отых…»(IOSPE I2 №32.).Эмблемой Рюриковичей,как и Аспургов-Савроматов,также была Урдхва-Пундра,как геральдический знак.Монета Аспургов с аналогичным символом
Так,Рюриковичи,породнившись с Вельсунгами(гуннские цари),правившими у северян сиверцев с незапамятных времен,(до этого истребив мужскую линию-Аскольда)Оско-ла)и Дира из этой династии,династии северских князей,естественно породнилась получается и с Тибериями-Юлиями,которые были в родстве и с гуннскимиВельсунгами.
Династия Аспурга(Тиберии Юлии или династия Савроматов).Рескупорид I Аспург,веро-ятно сын Асандра и Динамии,14 год н.э.—37.Митридат VIII,сын Рескупорида I Аспур-га,38—45.Котис I,сын Рескупорида I Аспурга,45—62.Рескупорид II,сын Котиса I,68—93.Савромат I,сын Рескупорида II,92—123.Котис II,сын Савромата I,123—132.Реме-талк I,131—154.Евпатор,154—170.Савромат II,сын Реметалка,174—210.Рескупорид III, сын Савромата II,210—228.Котис III,сын Рескупорида III,227—234.Савромат III,229—232.Ининтимей,238—242.Рескупорид IV,242—276.Рескупорид V,242—276.Фарсанз,242—254 .Савромат IV,сын Рескупорида IV,275—318.Тейран I,275—278.Хедосбий,278—285. Фофорс,285—309.Радамсад,309—322.Рискупорид V,сын Савромата IV,318—341.Рескупо-рид VI,322—337.Савромат V,337—342.Рескупорид VIII(до 359 года).Савромат VI 359—370.Рескупорид VIII 370—391.Дуптун 391—402.Тейран II 391/402—421.Агаллис 421—430.Рескупорид IX 430—449,451—458.Династия гуннская Боспора.Гадигез(458- 470).
Дуптун(470- около 522).Грод(520- 528).Мугел(528- 530).Хиниалон (c 530) ( Киниалон (Khinialon, Chinialus) - правитель гуннов или Patria Onoguria в 540-х годах. Был князем от 540 до 551 г., был отцом Синиона (Sinion). Около 551 года 12000 воинов , что ему подчинялись, пошли войной на гепидов , победили их, вышли на Балканы , захватили и разорили балканские провинции Византийской империи . И,следует тут вспомнить Имя Синеуса в сравнении с Синионом.А Синион был отцом Савирхана и здесь связь с савирами-северянами очевидна).Как видно,и у Тибериев-Юлиев встречаются имена Дуптун,Тейран.Первый Тейран появляется в династических списках как Тейран I,275—278.То есть,очевидно,что династия Тибериев -Юлиев суще-ствовала по крайней мере до середины 6в.Таким образом, именно на этом фундаменте и основываются легенды о происхождении Рюриковичей из рода Августов,и именно из рода Августов,то есть Тибериев-Юлиев Сарматских,что вполне правдоподобно и исто-рично.Кстати,и это не выглядит случайным.Династия Аспаруха и династия Аспурга звучит совершенно похоже.Да и принадлежность России Крыма выглядит вполне исто-ричной и непрерывной.Итак,считается,что только Несторова летопись упоминает лег-енду о призвании Рюрика.Однако,Соловьев С.Ю.в своей статье "Рюрик,Олег Вещий и Рагнар Ладброк.Тождество легенд о становлении династии Рюриковичей.Русь не Киев-ская,но Керченская".Раскрывает тему в другом ключе.Ведь,невозможно и рассчиты-вать,что подобное историческое событие,как призвание Рюрика,окажется незамечен-ным в других источниках.И Соловьев С.Ю.,обнаружил такой фрагмент в книге Саксона Грамматика "Деяния данов",в книгге девятой,посвященной Рагнару Лодброку.Кстати, книга Саксона начата была в 1183г..и придоша стар;ишии Рюрикъ с;де Нов;город; · а другии Синеоусъ на Б;л;;зер; · а третии Изборьст; · Труворъ · и ; т;хъ Вар;гъ прозвас; Руска земл; Новугородьци ти суть людьє Но;городьци ; рода Вар;жьска · преже бо б;ша Слов;ни по дву же л;ту Сине;съ ;мре а братъ єго Труворъ и при власть Рюрикъ и разда мужемъ своимъ град ;вому Полотескъ ;вому Ростовъ другому Б;ло;зеро и по т;мъ городомъ суть находници Вар;зи а перьвии насельници в Нов;город; Слов;не въ Полотьски Кривичи в Ростов; Мер; в Б;л;;зер; Весь в Муром; Мурома и т;ми вс;ми ;бладаше Рюрикъ …(3,с.45).Крайне интересное и величайшее событие,без сомнения,должно было оставить у окрестных народов.Но,как бы пока ис-торики параллели не выявили,а ниже по тексту будет доказано,что то же событие изложено Саксоном Грамматиком в его «Деяниях данов»,фрагмент о Рагнаре Ладброке, книга Девятая.Рюрик умирает,оставляя сына Игоря на попечение князя Олега.Легенда о призвании Рюрика на княжение полна некоторых смыслов,которые будут объяснены ниже.Итак,летопись пишет:Олег (Вещий Олег, древнерусский Ольгъ, ;льгъ, ум. 912) — князь Новгородский с 879 г.и великий князь Киевский с 882 года.В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем,а воеводой при Игоре.Убивает Аскольда ,захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь,а Олег возвращается обра-тно на север,в Ладогу,где умирает не в 912,а в 922 г.Согласно Повести временных лет,в 882 г.Олег,взяв с собой много воинов: варягов,чудь,словен,мерю,весь,крив-ичей— взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих.Далее по Днепру сп-устился к Киеву,где княжили соплеменники Рюрика,варяги Аскольд и Дир.Олег отп-равил к ним посла со словами:«Купцы мы,едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.»(1,с.56).Когда Аскольд и Дир вышли из горо-да,Олег объявил им:«Вы нєста кн;з; ни роду кн;ж; но азъ єсмь роду кн;ж;»(«Вы не князья и не княжего роду,а я княжего роду»)(4,с.23)и предъявил наследника Рюри-ка,малолетнего Игоря,после чего Аскольд и Дир были убиты.Таким образом.Олег зах-ватывет.как считается,Киев.Олег идет походом на Константинополь,который,как изв-естно,стоит на ГЕЛЛЕСПОНТЕ ИНАЧЕ-БОСПОРЕ.Описание ключевого момента-взятие горо-да крайне любопытно:«И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли.И когда подул попутный ветер,подняли они в поле паруса и пошли к городу.»В византийских источниках отсутствуют упоминания о легендарном походе Олега на Константинополь,что конечно странно.Согласно же летописям,поход был со-вершен в 907 г.Но- Лев Диакон, упоминая о походе Игоря,ничего не говорит о похо-де Олега во время описания похода Святослава на Ромейскую Империю.И далее,как называли в скандинавских сагах Русь? Считается.что Гардарика.Как же переводится это название дословно? ЭТО БУДЕТ ИНТЕРЕСНО: ГАРД- СТРАНА,ГОРОД,и РИКА- королев-ский, царский.К примеру,Риксдаг означает королевский Совет,парламент.ТО ЕСТЬ- ГАРДАРИКА-  и есть ЦАРЬГРАД,страна Царей.И ходил ли туда Олег? Да,ходил,и убил обманом законных царей Аскольда и Дира(возможно,транскрипция была другая этих имен).Но Киева,как такового,тогда не было.Остается Керчь,как резиденция царей, тем более,что там позже жили и Игорь и Святослав Игоревич.Или неведомый город на Волге,и тогда есть вероятность идентичности хазар и русов,а Аскольд и Дир были каганами и руси и хазар,ведь это идентичные понятия.Все раскопки,относимые кСал-товской(хазарской)культуре не находят параллелей с иудаизмом в принципе.В моги-лах присутствует групповой обряд захоронения и есть случаи обезвреживания мертв-ых с отрезанием стоп и кистей рук,что напоминает и скифские и сарматские обряды. Так что Олег захватил Царьград,и способ захвата напоминает упоминания о походах Рагнара(поджог города с помощью птиц,бронзовые орудия при штурма города)и это так же напоминает войны мифических королей Хадинга и Фродо у Саксона Грамматика. Вообще,Рагнар и Олег выглядят идентично до боли и одинаково фантастичные фигуры, списанные с Фродо и Хадинга.Так что есть вероятность у выдуманном походе на Константинополь Олега.И,очевидно,что именно Керчь- Царьград.Осенью 912 г.,как сообщает Повесть временных лет,князь Олег погиб от укуса змеи.О гибели Вещего Олега от змеиного укуса сообщили первые русские летописцы: об этом говорится в Повести временных лет,а также в I Новгородской летописи.По преданию,волхвы пред-сказали князю гибель от собственного коня.Олег расстался с животным,а когда конь умер,вспомнил о предсказании и,посмеявшись над волхвами,приказал показать ему останки.Увидев кости коня,Олег поставил на его череп ногу,когда оттуда выползла ядовитая змея и смертельно ужалила князя.Но «конь» как животное,означал и в сла-вянских мифах и скандинавских значение защиты пределов.Отсюда титул «князь» и «конунг» -защитник границ.Славянское «КОН» означает границу между чем-либо.И конь имел в первую очередь военное,защитное значение,и не только в военном смыс-ле,но и в культурно-религиозном,как защитник.Саксон Грамматик в «Деяниях Данов», 2 пол.XII в.,описывает храм Святовита в столице руян городе Аркона,где «Свент-овита символизировали разные знаки,в частности,резные орлы и знамена,главное из которых называлось Станица…Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».К Святовиту обращались при гадании,и он давал ответы через св-ященного белого коня,преступавшего препятствия особым образом.Священным конем был и Букефал,конь,неразлучный спутник царя Александра,полученный им при инициа-ции,прохождении в возраст эфеба.И царь везде брал с собой коня,как священное жи-вотное,и после его смерти прекратил поход в Индию,и как и Олег,ненадолго пережил своего коня,всего на год.Но в Дании имеет место персонаж,тождественный и списан-ный с Олега.Саксон Грамматик описал деяния этого легендарного правителя.Рагнар Ладброк 62 король Дании по Саксону Грамматику(Рагнар Лодброг,; погиб в 865 г.) легендарный датский короь,представитель скандинавского рода Инглингов,отец Бьёр-на Железнобокого,основателя династии Мунсё.Его жена,по Саксону Грамматику-Ладге-рда(в преводе-защитница людей.практически калька имени Андромаха).Саксон говорит о ней «Опытная в ратном деле женщина.»(9.4.2)Первый его подвиг был подобен подв-игу Геракла-он убил огромных змей короля свеонов Херода.Доспех у Рагнара был то-гда войлочный.(9.4.6)Важный фрагмент «Деяния данов»,показывающий мифологичность Рагнара:«В третий и четвёртый раз одолев жителей Скании и Халландии,он воспылал желанием взять в жёны дочь короля Херода Тору,решив при этом развестись с Ладге-рдой.4Дело в том,что он не доверял своей супруге,помня о том,что однажды она по-пыталась убить его,натравив на него двух диких зверей.» Хейрод,Херод-в сагах уп-оминается и как владыка мира Мертвых.»(5,с.319)Рагнар завоевывет Британию,и по-беждает мятежников в Скании.Сыновьями его назыается Ивар,Сивард и Радбард.А пот-ом и Бьерн Железнобокий и другие.Рагнар идет в поход на Геллеспонт,и теперь вой-ско собирает по другому-если ранее глава семьи отправлял в войско самого никч-емного сына,то теперь Рагнар требует наилучшего сына,либо самого сильного раба в поход.Рагнар идет в поход на Геллеспонт,и теперь войско собирает по другому-если ранее глава семьи отправлял в войско самого никчемного сына,то теперь Рагнар тр-ебует наилучшего сына,либо самого сильного раба в поход.«2Покончив с этим,он со-брал всех своих сыновей от Торы,кроме Уббо,и в нескольких сражениях{Покорение Геллеспонта}полностью разгромил и покорил себе Геллеспонт и его короля Диана.3В конце концов,постоянно попадая из одной беды в другую,этот [король Диан]и вовсе был убит Регнером.{9.4.21} Его сыновья Диан и Даксон33,женатые на дочерях короля рутенов,получив от своего тестя войско в помощь,горя яростью,решили отомстить за своего отца.2Увидев их бесчисленное войско,Регнер засомневался,хватит ли[его со-бственных]сил[для того,чтобы одолеть противника],{Новая военная хитрость}и прик-азал установить либо на колёса,либо на повозки ‘бронзовых коней’ и[во время сра-жения]изо всех сил вкатывать их в самую гущу вражеских войск34.3Они столь успеш-но опрокидывали вражеский строй,что казалось,будто бы эти махины,чья неудержимая масса сокрушала всё,что стояло у неё на пути,приблизили победу даже сильнее,чем само войско.4Один из предводителей геллеспонтцев погиб,другой обратился в бегс-тво,а всё их войско было разгромлено35.{Побеждены скифы}5 В этом побоище,как говорят,были разбиты также и скифы,с которыми Даксон ‘через свою мать был связан самыми тесными узами родства’36.6Их страна была отдана Видсерку.Неуверенный в своих силах король рутенов,испугавшись войска Регнера,поспешил отступить.»(5,с. 320)Итак,Даксон,сын Дия -Диана,и его мать скифская принцесса,и он король русов-рутенов.Здесь,очевидно,под именем Геллеспонта именуется Боспор и Боспор Киммер-ийский,ну а город,вероятнее всего-Керчь.Кстати говоря,Шестой Король Дании Хадинг у Саксона так же воюет с королем Геллеспонта Хандваном,и называется город-Дуна. И тут опять параллели с Летописью-Хадинг поджигает город при помощи птиц.к лапам которых привязаны фитили(1.6.11)Дий(лат.Dian,ср.слав.имя Деян)— легендарный пра-витель «Геллеспонта»,упоминаемый у Саксона Грамматика.Согласно этим источникам, был побеждён и убит легендарным Рагнаром Лодброком.У Дия были сыновья Дий и Дак-сон(вероятно,Аскольд и Дир),которые продолжили сопротивление,но также были поб-еждены Рагнаром,который назначил править «Геллеспонтом» своего сына Хвитсерка. Дий и Даксон были женаты на дочерях короля рутенов(русов)(9.4.21).Но, сражение не было легким.Затем Хвитсерк или Видсерк,гибнет,захваченный в плен Даксоном.
«5Юноша воспринял это разрешение как большую любезность,{Жестокая казнь}попро-сив связать его вместе с его воинами и сжечь на костре.6Даксон не замедлил исп-олнить его просьбу о казни.Проявив свою милость,он позволил ему умереть так,как Видсерк того и хотел45.»(5,с.320)Сын Рагнара,по его же просьбе,был сожжен.Как известно из летописей,Олег ходил войной на Константинополь,но здесь,очевидно, имел место поход на Керчь.Но- есть и отличие.Царствовать Боспором остается Дак-сон,сын Дия,а не сын Рагнара.То есть,как видно,источники говорят о Боспоре,о Керчи и ни слова о Киеве.Рагнар затем пытается покорить биармов.Саксон Грамматик ,описывая поход Рагнара на Биармию,пишет о применении бьярмами магического иску-сства:«Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства,дикими песнями наполнили они свод небесный,и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь,придавая печальный облик ещё недавно луч-езарной окрестности».Рагнар терпит поражение.Его сын Уббо впадает в мятеж в Све-тии.Другой сын Ивар,бывший наместником в Ютии,бежал.Рагнар казнит Уббо.Даксон же,правитель Геллеспонта-Боспора,уже именуемый правителем «Русции»(Руси)возвр-ащает себе свое королевство.Но Рагнар отправился в Русцию Русь:«, и отправился со своим флотом в Русцию. {Взят в плен Даксон} Взяв Даксона в плен, в наказание за его проступок Регнер заковал этого человека в цепи, после чего ‘отправил его в Утгард46,где впредь тот и должен был содержаться под стражей’.»« Вскоре Регнер и вовсе возвратил Даксону своё расположение,вернув ему его страну взамен на обе-щание каждый год приходить к нему босым в сопровождении двенадцати босых старе-йшин и платить дань47.5Он считал, что взятого в плен (л. 93)|| и умоляющего [о пощаде врага] лучше наказывать мягко, ‘чем обрушивать на него свой окровавленный топор’» ( 5, с. 321)Рагнар идет походом в Гибернию. Надо сказать, что во многих мифах Запад назывался землей смерти, и Рагнар захвачен королем Хелла и брошен в яму. где змеи убивают его. Хелла- вероятно, это Хель, то есть Мир мертвых.здесь смерть Рагнара раскрыта в поэтическом ключе,и то же подобна смерти Олега- по легенде его убила змея из костей умершего коня,то есть убил его умерший конь из Царства смерти,параллели в мифах опять налицо.Смерть персонажей так же идентична -Рагнара и Олега убивает змея,имена Рагнара и Олега-так же имеют сходный смысл, означающий священный,божественный.Гравюра гибель Рагнара Ладброка,сцена гибели от змей.в окне,как видно,изображены обычные люди.Ну а Рагнар- скорее напоминает человеко-птицу,с клювом и покрытым перьями.четкие параллели имеются и в индоев-ропейской мифологии,от Хеттского государства,до Ассирии и далекого Ямала.Вероят-нее всего,что человеко-орел и есть Апулуна хеттов.Блюдо найденное на Ямале. Человеко-орел верхом на лосе.Как видно, именно Западная Сибирь была прародиной индоевропейской культуры.Итак,изображение человеко-орла характерны для индоевро-пейской культуре,и след остался в Скандинавии,и Рагнар Ладброк мыслился,судя по гравюрам эпохи средневековья мыслился скорее,как божество,тоже как страж врат, защитник мира.Можно вспомнить,что и Рюрик,или Рерик на ряде западнославянских диалектов означает орла,и вероятно,и Рюрик мыслился как человеко-орел.И в данном контексте Рюрик производное от Рарога или Ререга,бога-сокола,выглядит вполне оп-равданным и научным.Далее,получается,по Саксону Грамматику,что династия королей рутенов-русов,родственников и союзников скифов,властвовала на Боспоре.И здесь нет и речи о Киеве.Династия не погибла,не была заменена,но вероятно,включила в себя и отпрысков Видсерка.То есть,это и есть истинные Вельсунги,сыны Велеса вла-ствовавшие всегда в этих землях,и имевшие гербов Урдхва-Пундру,колюмн,герб изве-стный еще с эпохи бронзового века.Преемственность династии,названной позднее Рю-риковичами от династов Керчи налицо.На этом т основывается легенда о происхож-дении Рюриковичей от Юлия Цезаря,вернее будет,от Юлия,или скорее от Тиберия Юлия ,усыновившего основателя династии Рескупоридов.Крайне интересным представляется один из атрибутов индоевропейской культуры - трезубец.( 6, с. 89) Это символ на территории Евразии использовал князь Владимир-креститель Руси,позднее он сохра-нялся на гербах многих его потомков. Трезубец так же изображался на боспорских монетах династии Рескупоридов,сарматской по своему происхождению.Савроматы (др. -греч.;;;;;;;;;;)— кочевые племена,близкие скифам.Савроматы также были известны под именем сарматов.Уже со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н. э.) этнонимы савроматы“ и „сарматы“, по-видимому, употреблялись как синонимы. С конца V в. и в IV в. до н. э. отдельные племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон. В 4—3 вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён, куда вошли и родственные им племена, пришедшие с Волги. Начиная с III в.до н.э.эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов.
Так же Рескупориды (Тиберии-Юлии) использовали и полумесяц в качестве эмблемы на монетах. То есть использование трезубца говорит о божественной природе власти, как Рескупоридов,Рюриковичей,и очевидно,династии Миносов на Крите.Использование изображений трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства,основными элементами которых также были этот символ.На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употреб-ление именно трезубца как основы композиции герба.Кроме того,характер росписей склепов боспорского времени,композиции,все сближает искусство и культуру Боспора и Древнерусского государства.(6,с.91)Кроме того,Лев Диакон называет русичей «та-вроскифами»,а князей Игоря и Святослава безвылазно жившими на Боспоре Киммерий-ском.Так что традиции вполне могла перейти от Боспора к Руси,кроме того,как по-казано выше,использование трезубца характерно для всей индоевропейской культуры начиная с бронзового века.Князь Игорь был очень деятельным князем. За долгие годы своего правления (правил с 912 года – погиб в 945 году), Игорь проиграл всего одну битву – в 941 году. Причём соперником русов была мировая держава того времени, обладавшая передовыми военными технологиями – Византия. К тому же, победа была одержана византийцами из-за отсутствия фактора неожиданности – греки успели хорошо подготовиться к битве(о нападении русов сообщили болгары),и испо-льзования мощнейшего оружия того времени.Это был т.н.«греческий огонь»- горючая смесь,которую применяли в военных целях,его точный состав неизвестен.Иноземные источники подтверждают мнение о мощи Руси во времена правления великого князя Игоря.Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «остриём в руках русов».Арабский историк,географ Аль-Масуди называет Дон– «Рус-ской рекой»,а Чёрное море– «Русским,потому что по нему,кроме русов,никто не сме-ет плавать».Приблизительно после 912 г.,согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди,флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив.Это во время правл-ения Игоря Старого. Византийский писатель, историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (современная Керчь) русской базой, оттуда Игорь водил свой флот на Византийскую империю. Из договора с Византией от 944 года понятно, что Русь при Игоре контролировала и устье Днепра, и проходы в Крым из степи.Лев Диакон пишет, что:"Тем временем,пока император совершал все это в Сирии и в Византии, патрикий Калокир,посланный к тавроскифам по его царскому приказу,прибыл в Скифию,завязал дружбу с катархонтом тавров(географический принцип,Игорь жил в Керчи,да и Свят-ослав тоже.поэтому Лев Диакон именует русов таврами),совратил его дарами и очар-овал льстивыми речами— ведь все скифское племя необычайно корыстолюбиво,в высшей степени алчно, падко и на подкупы, и на обещания. Калокир уговорил[его]собрать сильное войско и выступить против мисян (то есть мисийцев, болгар)с тем,чтобы после победы над ними подчинить и удержать страну для собственного пребывания,а ему помочь против ромеев в борьбе за овладение престолом и ромейской державой. [За это Калокир]обещал ему огромные,несказанные богатства из царской сокровищ-ницы.2. Выслушав слова Калокира, Сфендослав (таким именем он назывался у тавров) не в силах был сдержать своих устремлений; возбужденный надеждой получить богат-ство,видя себя во сне владетелем страны мисян(то есть болгар,живших в Мезии), он,будучи мужем горячим и дерзким,да к тому же отважным и деятельным,поднял на войну все молодое поколение тавров.Набрав,таким образом,войско,состоявшее,кроме обоза,из шестидесяти тысяч цветущих здоровьем мужей,он вместе с патрикием Калок-иром,с которым соединился узами побратимства,выступил против мисян.""Сфендослав очень гордился своими победами над мисянами; он уже прочно овладел их страной[1] и весь проникся варварской наглостью и спесью.Объятых ужасом испуганных мисян он умерщвлял с врожденной жестокостью:говорят,что,с бою взяв Филиппополь[2],он со свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол двадцать тысяч остав-шихся в городе жителей[3]и тем самым смирил и[обуздал]всякое сопротивление и об-еспечил покорность.Ромейским послам[Сфендослав]ответил надменно и дерзко:«Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных.Если же ромеи не зах-отят заплатить то,что я требую,пусть тотчас же покинут Европу,на которую они не имеют права,и убираются в Азию[4].а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами».В этих запальчивых словах Святослава могло отразиться смутное воспоминание о тех временах,когда славяне в VII в.заняли практически весь Балка-нский полуостров (Аитаврин.1986,378).Император Иоанн,получив такой ответ от ски-фа,снова отправил к нему послов,поручив им передать следующее:«Мы верим в то,что провидение управляет вселенной,и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неоскверненным и благодаря споспеществованию Бога неколебимый мир[5]. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и отговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит.Знайте,что если вы не после-дуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира. Пусть наш ответ не покажется вам дерзким; мы уповаем на бессмертного Бога Христа: если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против вашей воли.Полагаю,что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря[6], » (2,с.С187)Игорь княжил с 912 г. Объединил восточнославянские племена между Днестром и Дунаем; в 941 г. предпринял неудачный поход на Византию; в 944 г. заключил с нею договор.«который, презрев клятвенный договор[7] приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов[8], а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды[9]. Не упоминаю я уж о его[дальнейшей]жалкой судьбе,когда,отправившись в поход на германцев[10], он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя,– ты найдешь погибель здесь со всем своим войском,и ни один факело-носец[11] не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи». ( 2, с. 189)Факелоносцы сопровождали знатных людей, когда они покидали дом.То есть вестник,аналог эллинского феофора,священного вестника.Гибель Игоря мифологична,и вероятно,Лев Диакон привел параллели с дионисийским культом,польз-уясь созвучием имени Игорь-Икарий, который был разорван адептами,и из вытекшей крови выросла лоза,а впоследствии получено вино,поэтому вино асоциировалось с образом Ихора-кровью богов.Вот как Лев Диакон описывает князя Святослава: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал». ( 2, с.245)И обликом Святослав напоминает по изображениям гунна-эфталита, и салтовца, то есть с одной серьгой в ухе. Таким образом, Игорь и Святослав жили в Керчи, городом котрым они обладали по факту рождения, ибо нигде не сказано, что они его захватывали, то есть он остался им со времен гуннов, ведь северяне были частью гуннского племени,а позднее и Керчь и Тьмутаракань контролировали именно Север-ские князья.То есть именно Керчь была первой столицей Российского государства. Итак, что же получается на основе анализа этих свидетельств? Война имела место быть, попытка смещения старой династии королей Русции-Руси имела место, легенда выходит абсолютно идентичной у Саксона Грамматика и в летописях,исключая некот-орые расхождения.И в чем же причина вторжения Рагнара- Рюрика? Очень просто.Это было время массовой миграции вендов из Прибалтики на восток,на линию Днепр-запа-дная Двина, о чем говорят массовые находки височных колец западно-славянского типа,а также изменение во многих регионах погребального обряда.Кремация с после-дующим помещением раздробленных костей в урну,сменяет более ранний обряд ингума-ции.Ингумация остается преимущественно у северцев,у народов именьковской куль-туры.Так что сложение государства Русь в девятом веке произошло путем инклюзии вендов-венедов в старинное государство,принадлежавшее еще издавна руссам-севе-рцам.Однако,язык остался северским-русским,и вендское влияние не было избыточ-ным- в русском языке мало шипящих по сравнению с польским,и для русского харак-терно полногласие,в отличие от вендских диалектов.."
  (ст."Под слоем глины откопали "античную"скульптуру.Что это,доказательство некой катастрофы в недавнем прошлом? Разбираемся",Азимут,2024) "И вновь мы возв-ращаемся к теме откопанных(закопанных)городов,археологическим находкам и стран-ным артефактам,которые находят по всему миру под слоем глины,песка и грязи.На этот раз перенесёмся в Санкт-Петербург,в город с историей богатой своими тайнами и загадками.На одной из строительных площадок города на Неве во время строитель-ства теплотрассы под слоем грязи и глины строители случайно наткнулись на белую мраморную голову.Было решено остановить работы и дождаться специалистов,чтобы те дали оценку данной культурной ценности.Из ямы белым ярким пятном торчала мрамор-ная голова.Её лик был обращён вверх.Поначалу было не понятно,что это,бюст или целая статуя.Рабочие остановили работы и стали дожидаться специалиста.Тем време-нем на место находки приехали корреспонденты.После чего короткие репортажи с ме-ста событий были показаны в новостях по двум каналам местного телевидения.Также на место прибыл краевед и историк Дмитрий Северюхин,чтобы дать оценку данной находке.Он сообщил корреспондентам,что несмотря на руку мастера и характерные черты присущие античным скульптурам,данный артефакт не является античным.Специа-лист предположил,что скорее всего этот артефакт остался от дореволюционной уса-дьбы или художественной мастерской,то есть примерно конец 19 и начало 20 в.Если так,то поблизости можно найти и другие артефакты.Кстати,рабочие,помимо головы, говорили ещё о двух находках,которые так же обнаружили во время работ.Но журна-листы о них не сказали ни слова.А самое интересное,что данное событие произошло три года назад в апреле 2020 года.И с тех пор "о данной находке ничего не извес-тно".Именно так заканчивается множество публикаций на каналах с альтернативной историей.Так что же это за артефакт и куда он пропал? Неужели на самом деле пару веков назад произошла некая катастрофа,погубившая цивилизацию предшествующую нашей? Но почему мы о ней ничего не помним? Сейчас возьмите паузу и напиши в комментариях,что вы об этом думаете.А я продолжу."Так был ли мальчик?"— спросят некоторые из вас.Да: был,есть и будет быть.Находка данной мраморной головы не фейк.Группа исследователей заинтересовалась данной находкой.И вскоре голова была извлечена из земли и очищена.Вес её составил около 300 кг.Позже два искусство-веда,специально приглашённые,чтобы дать оценку данной находке,так же подтверди-ли,что данная "поделка" относится к началу 20 в.и никакого отношения к античным статуям не имеет."
  (ст."Кем были русалки в русском фольклоре и как отмечался праздник Русалии?", Снегирь,2024) "У славянских русалок никогда не было хвостов- как они выглядели? Где обитали и как назывались? Когда пробуждались ото сна? Как они связаны с дух-ами умерших,природными циклами и темой плодородия? Откуда идут легенды о том,что они могут утащить под воду или защекотать до смерти? Как праздник Русалий объе-диняет в себе темы русалок,девичьих хороводов,пробуждения природы и поминовения предков?*Все ниженаписанное– субъективные взгляды,мнения,версии,гипотезы,легенды .Они могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями.Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем,что они единственно верные– просто делимся наблюдениями,возникшими у нас после сбора и обработки информации из отк-рытого доступа.Цель– обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.Руса-лии— древнерусский праздник,связанный с природой,потусторонними силами(русалка-ми),духами предков и проведением различных обрядов направленных на защиту от зла ,обеспечение плодородия земли и благополучия дома.Он отмечался дважды: в серед-ине апреля (Первые Русалии) и конце мая — начале июня (Зеленые Русалии).Вторые Русалии чаще всего относят на неделю с 26 мая по 2 июня, но четкую дату сейчас отследить достаточно сложно, тем более, что дохристианские праздники были часто привязаны к различным природным процессам,а,значит,в разных широтах нашей страны отмечались в разное время.Отсюда и «плавающий» характер многих подобных праздни-ков.В Русальные дни люди устраивали гулянья,пляски,песнопения,а также совершали ритуалы,связанные с омовением водой,украшением деревьев венками из зелени и цве-тов,а также различными магическими действиями против болезней и бед.Само назва-ние праздника Русалии происходит от слова «русалка»,означающее в славянской миф-ологии духа природы(или предков?— разберемся ниже),который,согласно поверьям, был активен именно в это время года.Многие приметы и обряды праздника тесно свя-заны именно с темой русалок,взаимодействием с ними.Славянские русалки: как они выглядели и где обитали.Если попросить современного человека описать русалку,вр-яд ли у него возникнет с этим проблема.Образ этого мифического существа давно и успешно эксплуатируется в кинематографе и мультипликации.Чаще всего ее представ-ляют красивой девушкой с рыбьим хвостом.В зависимости от контекста истории,водн-ая дева может быть доброй или злой,помогать людям или вредить,но то,что русалка вполне физический персонаж,представляющий собой наполовину женщину и наполовину — рыбу,всегда остаётся неизменным..Между тем, это скорее западная традиция изображения русалки, причем изначально связанная именно с морями и морскими легендами, но никак не с реками в глубинах континентов. И этот образ довольно сильно отличается от того существа, в которое верили наши предки. На Руси в древности русалок отожествляли, прежде всего, с душами умерших, которые, в определённый период годового цикла, могли принимать облик красивых обитательниц рек и озёр, причём, вполне человеческий, без хвоста и чешуи:«Как владетельницы источников живой воды, все вызывающей к бытию, всему дарующей красоту, молодость и силы, русалки вечно юны и так же прелестны собою, как эльфы, с которыми у них много общего, близкого, родственного; ибо в сказаниях о тех и других лежат одни мифические основы. Лицо русалки исполнено несказанной, пленительной красоты, всегда распущенные русые, черные или зеленые косы ниспадают по спине и плечам ниже колен, стан — стройный, глаза — голубые или черные, с длинными пушистыми ресницами; но вместе с этим,как в существе стихийном,во всем ее теле замечается что-то воздушно-прозрачное,бес-кровное,бледное».(А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»).Интересно,кстати,и то,что в англоязычной литера-туре славянские русалки и «западные» принципиально различаются и имеют разные наименования— так,для хвостатых дев используется слово mermaid,а для славянских русалок— rusalka,что служит дополнительным подтверждением того,что это именно наше слово,вошедшее вместе с соответствующим образом в другие языки.Путаница же заключается в том,что для mermaid в русском языке не закрепилось отдельного наи-менования.По преданиям водные девы на Руси одинаково хорошо себя чувствовали как в воде,так и на суше,где они могли играть и забавляться в хороводах,как простые живые девушки,что,собственно говоря,и являлось их любимым занятием.Обитали они в окрестностях водоёмов,но могли легко встретиться и в лесу или даже в поле.Неда-ром же у Пушкина:«…русалка на ветвях сидит…» «…русалок нельзя признать определё-нно духами водными,или лесными,или полевыми: русалки являются одновременно и те-ми,и другими,и третьими».(Л.Зеленин)По сути отличить русалку от обычной,живой девушки можно было лишь по её бледной коже и распущенным волосам с зелёным отт-енком(для обычной девушки появиться на людях с распущенными волосами было чем-то совершенно недопустимым.Так,у В.Даля:«Ходит как русалка»— о нечёсаной девушке.). Кроме того,русалки чаще всего представлялись именно нагими или же имели рваную одежду.В связи с этим,бытовало поверье,что часто они стремятся к человеческому жилья для того,чтобы украсть у женщин ниток или ткани себе на одежду.В остальном — спутать ее с девушкой было очень просто,именно поэтому представителям мужского пола не рекомендовалось ходить в лес на Русальные недели— считалось,что русалки легко могли зачаровать их своими призывными песнями и протяжным плачем,а затем — по разным версиям— околдовать,утащить с собой в воду,защекотать до смерти и проч .На этот случай существовали различные заговоры и ритуалы,которые могли отвадить русалку.Например,рекомендовалось не смотреть ей в глаза или уколоть ее булавкой .Также помочь могло очерчивание себя в круг.Что касается заговоров,сохранились вот такие слова:«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моём дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать,а меня крещённого тебе не видать»(заговор от руса-лок со слов Д.Шваркуна).Впрочем,изначально русалка— все же существо не злое,в отличие от некоторых других сущностей,и в фольклоре она,как правило,НЕ вредит людям намеренно,скорее— тоскует по обществу живых.Впрочем,для последних такая тяга к ним может представлять смертельную угрозу.Известны также и предания о том,что русалки,напротив,помогают кому-то— чаще всего речь идет о детях,которых они могли защитить,например,от диких животных.Кроме того,русалки некоторым мис-тическим образом связаны с плодородием,поэтому само их присутствие делает место особенным— там где они танцуют,земля непременно даст хороший урожай,а поля будут защищены от бед.Русалки— души умерших.Вот какое определение дает в своем «Собра-нии сочинений» известный русский историк С.М.Соловьёв:«Русалки вовсе не суть ре-чные или какие бы то ни было нимфы; имя их не происходит от русла,но от русый (светлый,ясный); русалки суть не что иное,как души умерших,выходящие весною нас-ладиться оживленною природою…»Похожего мнения придерживается и знаменитый учёный этнограф А.Н.Афанасьев в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу»: «Русские поселяне убеждены,что русалки суть души младенцев,умерших некрещеными, а также утопленниц,удавленниц и вообще женщин и девиц,самопроизвольно лишивших себя жизни,следовательно,души неудостоенных погребения.Но когда все были язычн-ики и не знали ни крещения,ни христианского погребения,тогда всякая душа сопри-числялась к русалкам.»Эта непосредственная прямая связь русалок с умершими подтверждается и множеством других этнографических источников. Мнения расходятся лишь в определении того — что это за души? Вообще все умершие? Либо же какие-то особенные, умершие «неестественной» смертью? Преобладает все же вторая точка зрения, согласно которой русалки представляют собой неупокоенные души или, иными словами — это так называемые «заложные покойники» (утопленники, самоубийцы, младенцы, просто люди умершие не своей смертью). Значительную часть таких людей в христианские времена не отпевали и не хоронили на кладбищах, однако, само понятие «заложных покойников» гораздо древнее и связано вовсе не с отпеванием, а с самим фактом «неправильной» смерти или оборвавшейся раньше срока жизнью (речь не только о самоубийцах, но и просто о погибших раньше срока или убитых людях). Особо плохой в этом смысле считалась именно «мокрая» смерть, то есть утопление, что, возможно, и породило предание о том, что подобные заблудившиеся души должны жить или непосредственно в воде или около водоема.И. Н. Крамской. Русалки. Интересный факт: картина имеет крайне нехорошую репутацию и с ней связано немало странных эпизодов. Изначально она написана как иллюстрация к повести Гоголя «Майская ночь или Утопленница», а в то время бытовало поверье, что гоголевские сюжеты могут буквально «сводить с ума» художников, которые пытаются их запечатлеть. Главной своей задачей в этой работе Крамской считал передачу особого магического лунного света, и долгое время художник не мог реализовать свой замысел так, чтобы он соответствовал его представлению о том как это должно выглядеть. Но, видимо, Крамскому так или иначе все же это удалось. Готовую картину приобрел П.Третьяков и она сразу обросла мистической славой — в первую же ночь упала другая картина, висевшая рядом с ней, потом уборщицы стали жаловаться на тихие песни,которые слышались по ночам из помещения,где висят«Рус-алки» — вплоть до того, что они отказались туда заходить.Неоднократно жаловались на картину и посетители галереи,указывая на то,что долгое ее рассматривание выз-ывает головную боль,а иных и вовсе приводит на грань помешательства.Много внима-ния этой теме «заложных покойников» уделил в своих видео-лекциях доктор историч-еских наук профессор Александр Владимирович Пыжиков(2003–04 зам.министра образо-вания РФ).Он считал,что тема связи с предками,перехода в другой мир и подготовки к этому переходу в принципе являлась центральной в мировоззрении наших предков в дохристианские времена и значительная часть народных обрядов была связана именно с ней.Александр Владимирович указывал на то,что,согласно верованиям предков,пе-рейти на новый уровень душа могла лишь тогда,когда полностью прошла предназнач-енный ей путь на этом свете…Другой аспект— согласно народным представлениям,ду-ша человека умершего неестественной смертью не могла выйти из тела,а значит— и упокоиться.Подобные души как бы «застревали» между мирами и были вынуждены вечно находиться на земле в полубестелесном состоянии.Соответственно,русалки— это как раз и есть подобные неупокоенные души,в первую очередь— души женщин и детей. Значение слова «русалка» и другие названия для водных дев.Интересный факт:до сих пор не существует единого мнения о происхождении названия «русалка».Изначально считалось,что оно производное от слова «русло»(реки).Однако существует и другая версия,основанная на разборе древнерусских слов на слоги, с соответствующими им смыслами,согласно которой:РАС и РУС— свет,светлый,АЛ— высший или высшее(сущест-во).КА— душа.Таким образом,рус-ал-ка— высшее светлое(или,может быть,бестелес-ное? призрачное?) существо, вобравшее в себя душу умершего человека (девушки, ребёнка). Возможно, именно поэтому древние славяне относились к русалкам с уважением— ведь в них вполне могли жить души их собственных родственников.Кстати ,для самой русалки в славянских языках существовало и множество других названий: полудницы,водяницы,мавки,купалки,вилы,дикие жены,фараонки,лесовицы, лоскотухи, нимки,самодивы,богинки.В болгарском языке они часто именовались иносказательным образом как бели-червени,медени-маслени,сладки-медени,живи-здрави.В этом много-образии названий легко уловить смыслы, о которых уже было сказано — повсеместное их распространение (не только вокруг водоемов), некая призрачность/эфемерность, неземная красота, рваные одежды и определенная ощутимая опасность, на которую указывают иносказательные слова-описания, которые традиционно использовались тогда,когда кого-то нельзя было называть настоящим именем.Считалось, что водные девы могут являться людям только несколько дней в году поздней весной — когда завеса между нашим и потусторонним миром становится очень тонкой (точно так же как и в противоположной точке года, приходящейся на конец ноября, когда отмечались Деды, Самейн и другие аналогичные праздники, связанные с предками). В это время было принято устраивать праздник в их честь, который так и назывался — Русальные недели. И одним из ритуалов этого праздника было приношение даров и угощений русалкам.Русальные недели— Первые и Зеленые.Первые Русалии (+ Лельник).
Праздник Русалии имел для наших предков сакральное значение. Отмечался он весной, причём, два раза. В середине апреля, после того, как все реки и озёра освобождались ото льда, древние славяне отмечали Первые Русалии (с 16 по 22 число),которые предваряли главный девичий праздник весны— Лельник, отмечавшийся 22 апреля.Считалось,что именно в этот период природа начинает просыпаться,а вместе с ней Водяной и его подопечные русалки.Люди верили,что в это время завеса между навьим миром(который также всегда был связан в фольклоре со стихией воды) и явным миром становилась очень тонкой,способной пропустить души умерших в мир живых.В Первые Русалии было принято почитать всех духов предков.Женщины наводили чистоту в доме,а молодые девушки наряжались и прихорашивались.Считалось,что если умываться речной водой несколько раз в день,в течение недели,то весь год будут нестрашны любые хвори,а красота останется неизменной надолго.Во вторник было принято поминать «удавленников» и «утопленников»(т.е.именно «заложных» покойни-ков).Тогда же было принято обращаться к русалкам:«Русалка— царица,Красная деви-ца!Не загуби душки,Не дай удавиться,А мы тебе кланяемся.» Что касается других традиций празднования апрельских Русалий — они во многом перекликаются с Лельником и представляют собой девичьи гуляния и хороводы в лесах и полях. Главный неизменный символ праздника — это белая береза, которая выступает и как центральная ось, вокруг которой водят хоровод, и как символ расцвета жизни как таковой — отсюда и украшение берез лентами, плетение венков из березовых веток. В это время девушки как бы танцевали с русалками, уподобляясь им внешне — белые одежды без узоров, распущенные волосы. Есть данные, что на время Русалий полагалось снять с себя все нательные обереги, то есть символически убрать различные барьеры и слиться с окружающим миром. Но такое было доступно только для носительниц женских энергий, юноши же, напротив, на подобные гуляния не допускались, более того, считалось, что для них это время крайне опасно и выходить в лес, а тем более купаться по одному строго возбранялось.Зеленые Русалии /Зеленые Святки (+ Иван Купало).Вторые или Зелёные Русалии отмечали в конце мая — начале июня (26 мая — 2 июня). В некоторых регионах и/или по другим данным праздник продолжался даже вплоть до Ивана Купало 21 — 24 июня (день летнего солнцестояния). Считалось, что только после Купала русалки покидали мир живых и возвращались к своему сну вплоть до следующей весны. Именно с этого дня воды рек становятся полностью безопасными для живых, что отражено в обрядах Ивана Купало, многие из которых связаны с водой, омовениями и купаниями.Русалии (и Купало) также прямо связаны с переходом весны в лето. Именно в это время природа набирает свои силы.Луга и леса покрываются зеленью,отсюда и приставка к названию— «зелёные».В христианские времена с Зелёными Русалиями тесно перепле-таются и два других праздника:Семик(Русалчин Велик день)и Троицын день.Однако, при расчете даты Зеленых Русалий(если мы говорим об исконном древнеславянском празднике)ориентироваться правильнее НЕ на них,а на день Ивана Купалы или записи этнографов о датах празднования в разных регионах,ведь Семик и Троицын день при-вязаны уже к христианской Пасхе,а последняя является плавающим праздником никак не связанным с природными циклами.Тем не менее,сама суть празднования Семика и Троицы в народе также была тесно связана с древним праздником Русалий.Семик отм-ечался на седьмой четверг после Пасхи,за три дня до Троицы.И хотя он как и друг-ие весенне-летние праздники был наполнен хороводами,гаданиями на суженого,плете-нием венков,украшением лентами берез и проч.,его отличительной чертой во многих регионах было поминание именно «заложных» покой-ников.В некоторых регионах Руси разрешалось хоронить «заложных» покойников только на Семик(т.е.усопший мог лежа-ть непогребённым несколько месяцев)и обязательно за пределами погоста.Примечате-льно,что Семик также был единственным днем в году,когда по не отпетым покойникам можно было заказать панихиду в церкви.Таким образом,Семик— своего рода альтер-натива Троицкой субботе,когда было принято поминать «обычных» усопших,ходить к ним на могилы,творить за них молитвы.«Древняя Русь имела еще один день,в кото-рый,главным образом по городам,совершала особое поминальное моление.Это был чет-верток перед праздником Святой Троицы.В этот день русские люди совершали трогат-ельное дело братской любви к усопшим,к совершенно незнаемым,даже к злодеям,в разбое убитым грабителям и казненным преступникам.Смерть все сглаживает,и братья о Христе даже о распутных братьях с любовью молятся и совершают все напутствен-ное заупокойное чинопоследование,которым обычно провожаются из сей жизни все благочестиво скончавшиеся православные христиане».(свт.Афанасий(Сахаров))Есть у этого праздника ещё одна отличительная черта— его считали лучшим днём для поса-дки ячменя.Таким образом,в обряды дня вплетались и различные действия,направлен-ные на получение хорошего урожая,что всегда в смысловом плане соответствует соз-идательным позитивным понятиям.Таким образом,«настроение» Русальной недели мен-ялось от тихой,светлой грусти до радости,а поминки «заложных» покойников перете-кали в народные гуляния и веселье,плавно переходящее в Троицын день.Основным лейтмотивом все же являлось продолжение жизни:«В Семик и Троицу старики рекомен-довали больше веселиться: тогда-де войны не будет,эпидемий не будет,год плохим не будет.Еще зачем-то заставляли ребят свистеть»(Климов В.В.«Круглый год празд-ников,обрядов и обычаев коми-пермяков»).Троицын день также имел свои отличитель-ные обряды.Одним из самых интересных обычаев можно считать «оплакивание» цветов. Букет брали с собой в церковь, где на него обязательно нужно было пролить слёзы. Считалось, что это помогало предотвратить летнюю засуху, которая могла гибельно отразиться на будущем урожае:«Троицыно утро, утренний канон,В роще по берёзкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна.На резных окошках ленты и кусты.Я пойду к обедне плакать на цветы…»(С. Есенин)Вторая (Зеленая) Русальная неделя по характеру празднования и обрядам во многом напоминает Зимние Святки. Люди одевались в различные костюмы, устраивали гуляния, наряжали берёзу (главный символ Семика и Русальной недели), украшая её разноцветными лентами,гадали,обращались к духам предков.Отсюда произошло ещё одно название праздника— Зелёные Святки.Девушки танцевали в белых одеждах,плели венки и проводили обряды кумовства: целовались через подвешенный на берёзе венок девушки,обещая быть сёстрами на протяжении Зелёных Святок.Считалось, что в эти дни, увидев русалок, можно спросить у них о своём будущем:«Поселянам случалось видеть, как русалки, сидя у колодца, на уединенном берегу реки,озера или на мельничном колесе, расчесывали гребнем, сделанным из рыбьей кости,свои русые или зеленые косы, с которых целым потоком струилась неиссякаемая вода. В Новгород-Северском уезде есть две криницы Заручейская и Сухомлинская, пользующиеся в народе особенным уважением.На срубах этих колодцев каждый год на Зеленой неделе, при утреннем рассвете,сидят прекрасные девы,с распущенными русыми косами,и рас-чесывают их гребнем.Девы эти называются криницами и русалками»(А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»).Интересный факт: гребень русалки— не просто аксессуар для расчёсывания волос.Гребень служил неким магическим предме-том,при помощи которого обитательницы рек и озёр могли затопить любое место,так как с него непрерывно текла вода.Считалось,что сила русалки в волосах,которые всегда должны быть мокрыми.Особое значение уделяли последнему дню Зеленых Святок — в этот день украшенное венками и лентами дерево срубали и пускали по течению реки.Этот обряд символизировал уход русалок обратно в их мир.Только после этого люди могли без опаски заходить в воду.Подводя итог.Рассказы о встрече с русалка-ми сегодня считаются больше сказкой,чем былью.Однако для наших предков потусто-роннее было куда ближе,чем для нас,и неизменно проявлялось в повседневной жизни. В том прошлом мире,пронизанном идеями о неразрывных связях живых и мертвых,уви-деть русалку,поговорить с ней и даже получить через нее весточку с того света казалось совершенно естественным,хотя и пугающим происшествием.Подобные много-численные рассказы официально задокументированы историками и этнографами в самых разных губерниях Российской Империи:«В простонародии и поныне носится об них таковая баснь,что будто видают их иногда при берегах озер и рек,моющих и чешущих зеленые свои волосы, а иных,качающихся на деревьях».(М.Попов «Описании древнего славянского баснословия»).С приходом христианства праздник Русалий попал под за-прет(осуждение его можно найти в Стоглавом соборе 1551 г.).Священнослужители старались изжить древние верования,и если раньше к русалке уважительно относи-лись как к духу неупокоенного предка,то в христианской парадигме ей отводилось место в одном ряду с чертями и бесами а взаимодействие с русалками,таким образ-ом,превращалось в богохульство:«Дьявол льстить,превабляя ни от Бога трубами и скоморохы,гусльми и русальи».(Лаврентьевская летопись 1068 г.)Вполне возможно, что предания о том, что русалки утаскивают людей под воду, щекочут до смерти и вообще несут в себе смертельную угрозу, в большей степени связаны именно с тем, что изначальный ее образ был искажен и намеренно демонизирован. Хотя нельзя не признать и того факта, что как «заложенный покойник» она также представляла определенного рода проблему в мировоззрении древних славян. Пусть изначально и не враждебная, она все же представляла собой душу, которая находится там, где ей не место — на перепутье между живыми и мертвыми (по своей ли вине, или по вине других людей, или случая — вопрос). Именно поэтому в старину существовал обычай называть детей в честь погибших— считалось,что это позволяло такой заблудившейся душе переродиться и все же прожить жизнь до конца,а затем найти свой путь в иные измерения.Однако,люди верили,что такой выход возможен только для родственников— тех,кто знал и помнил друг друга лично,а,значит,не для всех «заложенных».Что ка-сается праздника— искоренить Русалии оказалось невозможным и,как было показано выше,этот праздник вместе с ключевыми своими традициями и обрядами продолжил св-ою жизнь в народе под видом Семика.Таким образом,обычай поминать усопших в опре-делённые дни в году(с четким разделением их на умерших своей и не своей смертью) никуда не исчез,а,значит,древние славянские обряды и праздники всё ещё живы в сознании нашего народа(даже если многие люди,отмечая их,сами об этом не подозре-вают)."
  "О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.Есть несколько версий происхождения этого слова.Одна из основных возводит слово «буряты» к хак-асскому «пыраат»,который восходит к тюркскому термину «бури»,что переводится как «волк».«Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».Такая этимоло-гия связана с тем,что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.Интересно,что в хакасском языке звук «б» приглушенный,произносится как «п».Казаки называли народ,живущий к западу от хакасов «пыраат».В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат».Таким образом «буря-тами»,«братскими людьми»,«брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население,населяющее Российскую империю.Интересной также представляется версяи происхождения этнонима от слов «бу»(седой)и «ойрат»(лесные народы).То есть буря-ты-коренные для данной местности(Прибайкалье и Забайкалье)народы."(Кириллица,24)

  (ст."Голбецы: почему надгробия с «крышей» запрещены православной церковью", Кириллица,2024) "Кресты с крышами — явление, которое можно увидеть на некоторых русских кладбищах. Ранее, во времена язычества, их устанавливали массово, но сегодня они являются редкостью. В те времена аккуратная кровля венчала не крест, а столбец.Называли такие надгробия просто — «голбец».Что такое голбец.Толковый словарь известного этнографа Владимира Даля так трактует слово «голбец»— неболь-шое сооружение в виде ступенек около печи,которое использовалось для подъема на лежанку.Их массово устанавливали в русских избах. Также голбец выполнял еще одну важную функцию.Он закрывал вход в подвал,где люди хранили свои запасы на зиму.По мнению языковеда Макса Фасмера,слово голбец произошло от скандинавского «golf», что означает «отделение» или «пол».Согласно народным поверьям в голбцах жили до-мовые.С ними вообще связано много суеверий и историй.Даже Даль упоминал,что при входе в дом невесты нужно было взяться рукой за голбец.Люди верили,что он явля-ется неким связующим местом между мирами живых и мертвых.Ритуальное значение.
Голбецами или голбцами на Руси также называли надгробные столбцы или плоские доски, на которые сверху приделывались небольшие крыши. Скорее всего, голбцы были неразрывно связаны с понятием глубины, могилы, ямы. А поскольку возле печи он был сакральным местом, то его название и перекочевало на могильные плиты, которые массово устанавливались на кладбищах.Лев Даль, исследователь русского зодчества и сын Владимира Даля, много лет жизни посвятил изучению голбцов. Он считал, что произошли они от придорожных столбов, на которые раньше ставили урны с прахом умерших.Согласно книге «Русская мемориальная скульптура»,позже такие столбцы стали устанавливать на могилах,украшать их резьбой и кровлей,даже разук-рашивать.Ресурс «Энциклопедия «Всемирная история»» говорит о немного другом зна-чение голбцов.По сути это была усеченная традиция установки на погостах домиков, которые целиком закрывали могилы.Мистическое происхождение голбцов стало причи-ной их запрета церковью— такого мнения придерживается Даль-младший.Но несмотря на это традиция их установки и секреты производства передавались мастерами из поколения в поколение.Даже в наши дни на некоторых сельских кладбищах можно уви-деть голбцы.Больше всего их на севере России.В Карелии,Архангельской и Мурманск-их областях голбцы очень разнообразны и вычурны.Некоторые из дошедших до наших дней голбцы украшены местами для икон,полочками и киотами.По утверждению истор-иков,своеобразным отголоском голбцов являются и покрытые двумя досками в виде крыши кресты.Их также можно увидеть на некоторых старых погостах."

  (ст."Какие девушки на Руси имели меньше всего шансов выйти замуж",Кириллица, 2024) "Естественная, с веками развития, трансформация канонов красоты будущих невест не могла обойти и Русь,от ее истоков до современности.Что касается посл-едних ста лет,– то это отдельный разговор.А вот относительно Руси изначальной и средневековой,представления о потенциально наиболее востребованной девушке на выданье менялись не так уж радикально.Худая или в теле.Традиционно не только му-жская половина русичей,но и все общество весьма критически относились к худоща-вым девушкам.Прежде всего,источником скептицизма становилась боязнь получить в семью бесплодную девушку,как тогда говорили,– «ялицу».Причиной неприятия,кроме сомнения в способности молодой женщины с узким тазом(а такие чаще всего встреча-лись именно среди худощавых)зачать,выносить,а затем и родить здорового ребенка, была также неуверенность в ее физических силах,которые крайне нужны были для ве-дения домашнего хозяйства.Так,по мнению авторов «Домостроя»,идеальной женой яв-ляется вечная труженица,встающая раньше всех (в знатном доме– раньше слуг)и лож-ащаяся спать только после выполнения всего запланированного на день.Кроме того, в худощавой девушке подозревались болезненность и финансовая несостоятельность ее родителей(недокармливают бедняжку?!).К тому же, за бедной девушкой напрасно ожидать солидное приданое.В 1774 году церковь регламентировала бракоспособный возраст для женщин начиная с 13 лет, для мужчин – с 15 лет. Императорским указом 1830 года минимальный возрастной ценз для невесты был поднят до 16 лет, для жениха – до 18 лет.Не вышедшая к 19 годам замуж девушка считалась «застаревшей», к 23-25 гг.их называли «перестарками»,а с 25 лет– «засиделками»,« вековушами», «старыми».Впрочем,для российского Севера и Сибири возрастные требования к невес-там,в отношении их юности были более мягкими.Их не так часто осуждали за выход из временных рамок раннего замужества.Что касается девственности невесты,то под-ход наших предков к вопросу ее непорочности был двояким,– зависимо от региона и сословия.С одной стороны,наличие у будущей жены внебрачного ребенка характеризо-вало ее способность к дальнейшему деторождению,что было очень важно для грядуще-го хозяйственного благополучия семьи.Но,с другой стороны,по требованию «Домост-роя»,написанного,по мнению историков в XV в.и узаконенного при Иване Грозном в XVI веке,невеста должна хранить невинность до своей свадьбы.Особенно это касал-ось знатных семей,которых ждал позор за «нечистую дочь».Без малейшего изъяна.Для мужчин средневековой Руси наиболее привлекательными были барышни достаточно упи-танные (но не чрезмерно тучные),так сказать,«кровь с молоком».Русские сказки по-зволяют судить об идеалах красоты прошлых лет,– девушка должна быть белокожей, но обязательно румяной и,конечно,не худой.Возраст и девственность.Особое внима-ние при сватовстве придавалось на Руси внешности невесты, которая должна была быть безупречной(без всяких болячек,прыщей,царапин и прочих недостатков,любых недомоганий,которые в наше время напрочь игнорируются).Именно временное недомо-гание,сопровождавшееся приступами тошноты и рвоты(по подозрениям некоторых исто-риков,спровоцированное некачественными сладостями,подсунутыми матерью царя Миха-ила Федоровича,недовольной выбором своего сына,будущей невестке)не позволили основателю династии Романовых жениться на красивой и,видимо,любимой самодержцем, простой дворянке Марии Хлоповой.Собранный по этому поводу Земский собор беспо-воротно удалил девушку с временным желудочным расстройством со двора.Так что на Руси в разные века было немало поводов объявить невесту « бракованной» и недост-ойной идти под венец с мужчиной,внешний вид и другие качества которого мало кого волновали и уж никак не влияли на его статус потенциально выгодного жениха."


Рецензии