Учитель из аула Дибгаши

Не сомневаюсь, что в республике немало талантов на литературном поприще, но скажу, нисколько не покривив душой, что рассказы этого учителя из аула Дибгаши окрашены особым светом, они свежи и почти документальны, заставляют сопереживать и задумываться о ежедневных радостях и печалях уходящей человеческой жизни.
По рассказам создается и образ самого автора – человека доброго и искреннего, внимательного ко всем, а иногда и застенчивого. Он самокритичен и юмористичен, заразительно жизнелюбив. В его рассказах прямо светится пронизывающая душу любовь к людям, особенно к тем, кого уже не вернешь. А ведь и правда, как часто мы оказываемся в плену не совсем верных представлений о качествах мужчины, которые препятствуют нам отдать дань уважения и восхищения человеку при жизни, а делаем это лишь после того, как «судьбы свершился приговор». И при этом, согласитесь, сплошь и рядом мы наблюдаем, как иные за рюмкой водки на различного рода торжествах унижаются до неприличия, вознося до небес несуществующие добродетели нужных им людей.
В публикуемых в газете рассказах Г. Раджабова нет пафосных сентенций и нравоучений, он доступно и образно раскрывает богатство человеческой природы. В них нет и намека на восхваление сильных мира сего.
Его герои – сводящие концы с концами пожилые люди, богатые тем, что делят каждый день кусок хлеба с бездомными собаками и голодными голубями. Это и мужественные и щедрые душой его земляки, очень похожие друг на друга и всегда разные. Среди них и народный поэт Дагестана, обаятельнейший человек Сулейман Рабаданов, который по скромности гонораров (да и по характеру своему) не мог позволить себе ни дорогого лечения, ни добротного теплого пальто. Во-истину, «поэты богатыми не бывают»! Присущий Г. Раджабову свой собственный почерк творчества создает у читателя почти осязаемое ощущение, будто перед ним проходят кадры талантливо снятого короткометражного документального фильма, которые надолго западают в его душу.
Впечатление таково, что Г. Раджабов намеренно не затрагивает окутанные туманом невежества многие стороны нашей жизни, в которой богачи и чиновники c пустыми глазами и полными карманами сегодня правят бал.
Думаю, что заслуженному учителю республики, орденоносцу больно от того, что он, исстрадавшийся морально и физически (серьезная операция на сердце – дело нешуточное) пожилой человек с душой наивного ребенка, не в силах теперь ввязаться в бой за тот, его молодости, Дагестан, когда мерилом величия человека были честь и достоинство.
Из рассказов Г. Раджабова мы видим, что он сорок лет беспрестанно учил аульских детей ценить и любить прекрасное. Они (по их словам) продолжают учиться у него, ныне живущего в городе пенсионера, по его газетным статьям. В них, как и прежде, учитель органично и всегда к месту ссылается на мысли великих русских и зарубежных классиков, изречения древних философов. Скажу смело, что далеко еще не все у нас потеряно, если в школах «феодального» Дагестана продолжают трудиться учителя со столь широкой эрудицией. Только ученики в те времена вряд ли догадывались, что их столь уважаемый учитель обладает ярким талантом писателя и журналиста, да и он, видимо, об этом не задумывался. Было некогда: детей учил.
А издать эту книгу его надоумил известный журналист-дагправдинец, лауреат Государственной премии РД по публицистике Абдурахман Магомедов.
- Гаджимурад,- сказал он,- ты пишешь в оригинальном жанре – документальный рассказ. Ничего подобного в дагестанской литературе нет. Рекомендую издать рассказы отдельной книгой.
Успехов вам, Гаджимурад Аммаевич, в делах творческих.
 Арсен Ганиев, журналист-международник


Рецензии