Мой город у моря

В первый раз я был в этом городе ровно 50 лет назад. Было мне тогда шестнадцать. В моей памяти об этой встрече с городом почти ничего не осталось: встреча была мимолетной.
Зато вторая встреча запомнилась навсегда. Я приехал в город в 1966 году поступать учиться. Сдал документы на факультет иностранных языков ДГУ (Дагестанского государственного университета), в английское отделение.
Обычно абитуриентам выделяют места в студенческом общежитии. Я уже не помню, почему меня туда не поселили.Получилось так, что мне негде было жить. Две-три ночи я ночевал в левом крыле университетского корпуса на улице Гаджиева. Там временно жили будущие бригадиры колхозов, учившиеся на месячных курсах. Один из них, мой односельчанин, вечерами украдкой пускал меня в свою комнату. Лишняя койка находилась всегда. Очень скоро, когда я утром выходил из своей тайной ночлежки, меня заметила вахтерша, и я понял, что туда мне путь уже заказан. В тот вечер я долго гулял по улице Буйнакского, сходил в кино на последний сеанс в кинотеатре «Дружба», вышел на приморский бульвар и лег на скамейку.
Проснулся я утром довольно поздно и понял, что меня обокрали. Взяли паспорт, экзаменационный билет и деньги. Черт с ними, с деньгами: их было так мало, что стыдно о них говорить. А что я буду делать без документов? Как объясню родителям, родственникам, друзьям и знакомым, почему я не поступил учиться. Допустим, расскажу все, как было. Кто мне поверит? Сегодня результаты сочинения вывесят на дверях главного корпуса университета. Завтра второй экзамен. Кто меня пустит на него без документов?
Вот так ты и встретил меня, мой город у моря!
Куда мне идти? Иду пешочком до главного университетского корпуса на улице Советской: денег на проезд в автобусе у меня не было, а зайцем я никогда не ездил. Нашли, кого обкрадывать… Гады!
Пришел на университетскую площадь. А там уже полно народу: абитуриенты и их болельщики. Здесь же и мой единственный болельщик, тот будущий бригадир нашего колхоза, тот, у ко-го я жил. Он до сих пор жив и здравствует. И звать его Аждаха Ражаб. Дай, Бог, ему здоровья еще на сто лет. Он поздравляет меня с «тройкой» за сочинение и ругает за то, что не пришел ночевать.
Я решил не рассказывать ему о краже и захожу в главный университетский корпус с намерением лично убедиться в том, что написал сочинение на «тройку». И вижу... О Боже! Что же это такое? Мой паспорт, раскрытый, лежит на столе за дверью, а в нем – экзаменационный билет. О радость! О Аллах, огромное тебе спасибо за то, что создал на земле таких хороших воров. Без де-нег я обойдусь. Главное, документы нашлись.
Может быть, меня никто и не обкрадывал вовсе, а документы просто выпали из кармана, когда я, спящий на скамейке, поворачивался с боку на бок? Все может быть. А я второпях так плохо подумал о людях. Простите меня за это, люди добрые!
Скоро я сдал еще два экзамена и поступил в университет. Проучился два года, потом ушел в армию служить, вернулся и продолжил учебу в вечернем отделении филологического факультета.
До армии, будучи студентом факультета иностранных языков, я жил в университетском общежитии вместе с однокурсниками. Жили мы, скажем, небогато, но интересно. Вечерами собирались в комнате, где я жил, на первом этаже, читали стихи, пели песни под гитару. Песни нашей молодости: «Песня про Буйнакск», «Горянка», «Горский парень поет о девчонке одной» и, наконец, песня про тебя, единственный город на земле, который я немного знаю, в котором живу и который люблю-
«Опустился туман с Тарки-Тау
И окутал мой город родной…»
Как получали стипендию, мы пили сухое вино за рубль литр. Оно продавалось недалеко от общежития, в колхозных ларьках рядом со вторым рынком, напротив магазина спорттоваров. И еще прямо против общежития, рядом с входом во второй рынок, стояла пивная будка. Мы могли себе позволить и по кружке пива: кружка стоила 18 копеек.
Со мной в одном курсе учились дочери двух героев Советского Союза, Николая Подорожного и Султана Алисултанова. Алисултанов по приезду в город заходил в наше общежитие повидать дочерей. Николая Подорожного мы часто видели по городу. Мы очень гордились тем, что видели живых Героев. Я же при встрече с ними, не знаю почему, невольно вытягивался в струнку.
Иногда я заходил в Союз писателей к своему односельчанину поэту Сулейману Рабаданову. Он меня познакомил со многими нашими поэтами и писателями. Здесь же я познакомился и с Расулом Гамзатовым. Вот как это было.
Был конец рабочего дня. Я сидел у Сулеймана. Здесь же был и Омаргаджи Шахтаманов. Рядом кабинеты Расула Гамзатова и Ахмедхана Абу-Бакара. Вдруг заходит Расул Гамзатов и говорит: «Сулейман, Омаргаджи, я получил гонорар, пошли обмывать». Они вчетвером собрались уходить. Сулейман подводит меня к Расулу Гамзатову и говорит: «Этот молодой человек знает много твоих стихов наизусть и сам пишет стихи». Гамзатов спросил, как меня звать. Я ответил: «Гаджимурад».
Великий поэт положил руку на мое плечо и сказал: «Хаджи-Мурат звучит лучше, чем Расул Гамзатов. А писать надо на своем языке. Если будешь хорошо писать, тебя будут читать везде». Я сам не свой выбежал из здания, пошел к морю, долго ходил по берегу и все повторял: «Расул Гамзатов назвал меня Хаджи-Муратом».
Я, конечно же, знал, какого Хаджи-Мурата он имел в виду. Но все же…
2014 г.


Рецензии