Иностранцев бьют!

С Арсеном я познакомился у пивного ларька на бульваре улицы Ленина. Очередь была большая, и, чтобы опять не становиться в конец очереди или, может быть, из жадности, я сразу взял две кружки.
Тогда в городе почти не было пивных баров, были только ларьки и длинные-предлинные очереди перед ними. Любители пива заранее знали, когда в какой ларек его привезут. В ларьках не бывало кружек в достаточном количестве, и за пивом нередко шли со своей посудой: стеклянными банками различной емкости, даже с канистрами и ведрами. Садились там же, на тротуарах и лужайках, пили много и долго.
С двумя кружками в руках я отошел от очереди. Мне показалось, что я знаю высокого парня моих лет, который только что встал в конец очереди. Пригласил его к «своему столу» и предложил одну кружку. Он взял ее: оказалось, что и он видел меня в университетском корпусе, что по улице Гаджиева, на факультете иностранных языков.
Недавно при встрече Арсен тонко заметил, что я одной кружкой пива «завербовал» его на всю жизнь.
Тогда он учился на втором курсе, я – на первом. Арсен удачно совмещал учебу, спорт и от-дых. Как перспективный борец молодежной сборной Дагестана (чемпионом так и не стал)ежемесячно получал талоны на обед в студенческой столовой. Ему бесплатный обед не ну-жен был: он жил на квартире с родителями, и поэтому очень часто я «отоваривал» его талоны.
Сам я серьезно ни одним видом спорта не занимался. Был боксером, самбистом и борцом одно-временно, скажем, на уровне второго спортивного разряда, и это меня вполне устраивало. Хотя, может быть, что-нибудь и вышло бы из меня, не случись следующее.
На соревнованиях по вольной борьбе между высшими учебными заведениями Махачкалы я ударил выигравшего у меня соперника. Считал тогда и считаю теперь, что поступил я неспортивно, некрасиво, подло.
Главным судьей соревнований был Станислав Гаджиев. Он подозвал меня к себе и сказал, что я больше не увижу дагестанского ковра. Так и получилось.
Станислава Магомедсаламовича я уважаю и как спортсмена, и как очень порядочного чело-века. За время работы учителем и директором в школе у меня не раз возникала крайняя необходимость обратиться к нему (он руководил республиканскими профсоюзами), но не смог, вспоминая тот случай на борцовском ковре. Дай бог ему здоровья, он как в воду глядел и угадал мое спортивное будущее: с того злополучного дня я не выступал на соревнованиях по вольной борьбе и бросил ее заниматься. Редко смотрю соревнования вольников. Зато очень люблю смотреть вы-ступления дагестанских бойцов смешанных единоборств.
Однако вернемся к Арсену.
В один весенний субботний день после занятий он заходит ко мне в общежитие и предлагает пойти пить пиво. Едем на автобусе на улицу Буйнакского (тогда эта улица была самым людным местом Махачкалы) и оттуда пешком в сторону вокзала. Справа по улице был самый настоящий по тем временам пивной бар, со стеклянной верандой, кустиками, с отдельными уголками типа ка-бин.
Здесь Арсен познакомил меня с Абдуллой Дагановым, в будущем народным поэтом Дагестана, и с кем-то еще из пишущей братии. Выпили мы по 2 кружки вышли из бара и опять на улицу Буйнакского.
В книжном магазине на углу мы сыграли такую сцену: Арсен сделался англичанином, я – его переводчиком. Мы «интересовались дагестанской литературой». Спрашиваем, есть ли у них в магазине книги Р. Гамзатова, Ахмедхана Абу-Бакара. Арсен говорил по-английски хорошо, я же – не очень, но сносно. Книг Гамзатова и Абу-Бакара, конечно, не было. Мы выразили сожаление по этому поводу и вышли из магазина.
Прошли мимо кинотеатра «Дружба», еще не дошли до рыбного магазина, как к Арсену пристал молодой человек в матросской форме в сопровождении еще трех подвыпивших дружков. Не знаю, что моряку не понравилось в моем друге. Может быть, у него были свои счеты с английскими моряками в каком-нибудь   далеком иноземном порту?
Завязалась драка. Численное превосходство было на стороне противника. Нам бы, наверное, досталось, если бы не визгливый женский крик: «Милиция! Иностранцев бьют!» Мы разбежались в разные стороны.
В тот же день мы успели с ними подраться еще раз около кинотеатра «Комсомолец». Потом на приморском бульваре у нас с ними были разборки, после чего мы помирились.
В два часа утра следующего дня у нас, к этому времени уже сильно пьяных, было «торжественное выступление» на главной площади города, у памятника Ленину. Арсен взобрался на три-буну, где по большим праздникам стояли руководители партии и уважаемые люди республики, и начал: «Товарищи, товарищи!..» Я же стоял на самой середине площади, аплодировал и кричал: «Ура!»
Нас задержала милиция, уже второй раз за сутки и… отпустила, пожалев: тогда студента ДГУ, попавшего в милицию, исключали из университета без каких-либо объяснений.
2014 г.


Рецензии