Колхоз имени Лопе Де Вега

Недавно я написал статью о враче к его семидесятипятилетнему юбилею и решил поместить в газете «Медицина Дагестана». Как узнал потом, в данной газете такого характера статьи не печатаются. Получилось то, что получилось: напрасно так старательно искал я редакцию этой газеты.
Однако случай этот побудил меня написать статью на очень серьезную тему. Редакция газе-ты находилась на улице Манташева (это было написано в самой газете). И я стал искать эту улицу. И вот перечисляю все улицы Махачкалы, названия которых я знал раньше. Не было среди них улицы Манташева. «А, может быть, Манташаева?» - размышляю я, вспомнив одного товарища с такой фамилией. Нет! Не было и такой улицы. Может быть, где-нибудь в Махачкале -1, Семендере или в Кяхулае? Нет! Так эту улицу я никогда не найду.
И вернулся опять же мысленно к улицам, которые я хорошо знал, но уже с новыми назва-ниями: улица Ленина-это проспект Расула Гамзатова, улица Кирова- проспект Г.Гамидова, улица Калинина –проспект Шамиля, улица 26-ти бакинских комиссаров – улица Ярагского, улица Тимиря-зева-Ю.Акаева, Каспийское шоссе –проспект Петра1 и Насрудинова,улица Венгерских бойцов –генерала Омарова, улица Седова –генералаТанкаева, пол-улицы Казбекова –генерала Магомедта-гирова, улица Советская – Коркмасова, улица Маркова- Даниялова, Карла Маркса-Акушинского.
А как же называется улица Оскара? «Не может быть, чтобы она осталась с прежним названием?»-подумал я. Решил подойти к старшему наряда полицейских, что дежурил около ЦУМа. Я сперва спросил, не знает ли он, где находится улица Манташева, а потом, как называется теперь улица Оскара. Он сказал, что не слышал о такой улице. Однако, увидев во мне человека преклонных лет, которому очень нужно найти улицу Манташева, со словами «подожди, отец» включил рацию и спросил в штабе, где находится улица Манташева.
По тому, как долго там искали эту улицу, я решил было оставить надежду когда-нибудь её найти. И вдруг по рации: «Улица Манташева- это бывшая улица Оскара». «Уф! - вырвалось у меня – это же совсем рядом». Поблагодарив полицейских, я сел в маршрутку и спустился на улицу Ленина, т.е. проспект Р.Гамзатова. А улица Оскара оттуда недалеко.
Простите меня, пожалуйста, за то, что никак не могу привыкнуть к новым названиям улиц, хотя в самом деле ничего плохого и в мыслях у меня нет против тех, чьи имена носят сейчас эти улицы.
Гамида Гамидова знал лично. Во всех отношениях прекрасный был человек. И достойный, чтобы его имя носила одна из улиц Махачкалы и десятки спортивных комплексов по всему Дагестану. Стоящий был человек. Мир праху его.
Правильно сделали, переименовав улицы Седова, Венгерских бойцов и часть улицы Казбекова и назвав их именами наших знаменитых генералов Танкаева, Омарова и Магомедтагирова.
В городе Порт-Петровск, если уж его переименовали в город Махачкала, должна была быть хотя бы улица, носящая имя Петра1. Есть такая улица, и она самая красивая в нашем городе. Я горжусь тем, что иногда прогуливаюсь по проспекту Петра1.
В вопросе по переименованию улиц я намеревался более подробно высказать свое «за» и «против», потом решил, кому это нужно: из-за моего «против» не будут же заново переименовывать улицы. И не надо.
Только не могу не сказать о том, что Расул Гамзатов никогда бы не согласился, будь он жив, переименовать улицу Ленина в проспект Гамзатова. Хорошо, что улицы ещё не называют имена-ми живых. Свое отношение к Ленину Р.Гамзатов достаточно хорошо выразил в следующих строках:
В это время уже в дагестанских горах
Люди песни о нем слагали и пели,
С этим именем на пересохших губах
Умирали бойцы в Араканском ущелье.
И ещё:
Как мечтают холодной зимой о весне
И как в полдень палящий мечтают о тени,
Так уставшим, измученным людям во сне
Снился Ленин.
Точно бы не согласился. Я знал Гамзатова. В четырнадцать лет мне попался том Р.Гамзатова с его первыми произведениями, а в пятнадцать я уже знал наизусть его поэмы «В горах мое сердце» и «Горянка». Дальше - больше. Хотя, конечно, не только улицу, но и какой-нибудь город в Дагестане мог бы носить имя Расула Гамзатова. От этого Дагестан ничего бы не потерял, а, наоборот, возвеличил бы себя.
Собственно говоря, мне все равно, как называются улицы нашего города. Я же их всех называю старыми названиями, кроме одной - проспекта Петра-1.
Только …
Я боюсь, как бы ни поднялся на высокую трибуну какой-нибудь новоявленный лидер нового национального движения и ни предложил: «Дорогие друзья, земляки, господа! Уже сегодня мы многое успели сделать в демократическом движении вперед: переименовали улицы с именами известных революционеров Кирова, Калинина, Ленина, Маркса. Честь нам и похвала за это. Но останавливаться на достигнутом никак невозможно. Хватит возиться с большевиками! И поэтому я предлагаю … переименовать город Буйнакск и назвать его именем известного барановода Даге-стана Нажмутдина Гоцинского!
Вот чего я боюсь!!!
И если это случится, и уже через месяц улицу Буйнакского, на которой прошла часть моей бурной молодости, легко переименуют в улицу, скажем, Менгисту Хайле Мариама. А что? В пре-красных отношениях был с нами этот эфиопский лидер. Часто приезжал в Советский Союз и много у нас взял в долг. И почему бы одну из улиц города на далекой окраине России не назвать его именем?
И тогда у нас получится как в том анекдоте.
Это случилось в одном из отдаленных сел российской глубинки. Инструктор райкома партии на колхозном собрании предложил переименовать колхоз имени Сталина. Он назвал свои вари-анты, заранее обговоренные в райкоме партии: «Новая заря», «К вершинам коммунизма», «Космические дали» и др… С ним не соглашались и начали предлагать свои варианты. Слишком затянулось колхозное собрание. Хотя было уже за полночь, никак не приходили к единому мнению по основному вопросу повестки дня.
И тогда поднялся один древний старик и говорит: «Давайте назовем наш колхоз именем Лопе де Вега». «Кто такой? Откуда взялся?» - возмущаются колхозники. А старик спокойно говорит: «Не знаю, кто он такой. Только имя его что-то на наш самый ходовой мат больно походит. И звучит приятно для ушей – «колхоз имени Лопе де Вега». Почмокали губами старики и старухи, посмотрели друг на друга, повторили по несколько раз «Лопе де Вего, Лопе…» и закивали голова-ми: «Да, похож, очень похож».
Говорят, более полувека где-то там функционировал колхоз имени Лопе де Вега. Хороший, говорят, был колхоз, передовой.
Я, конечно, как против Менгисту Хайле Мариама, так и против величайшего драматурга эпохи Возрождения Лопе де Вега ничего не имею.
Только не пора ли нам поставить точку в этом вопросе – переименовании улиц? А ведь город наш растет, и появляется множество новых улиц. И назовем их, как хотим: улица Весенняя, ул.Цветочная, ул.Морская, ул.Горная, и т.д. Подумайте над этим, господа!
2014г.


Рецензии