Цена золота - вымирание природы и народа

К сожалению, все уже привыкли, что добыча золота в нашей стране зачастую приносит непоправимый ущерб экологии региона. Реакция ответственных структур либо хронически запаздывает, либо её нет совсем. Такая ситуация может довести до отчаяния местное население. В Якутии жители Тянского наслега решились на крайнюю меру – привлечь к проблеме внимание Главы государства.
В коллективном письме Президенту РФ Владимиру Путину жители Тянского национального (эвенкийского) наслега Олекминского района Республики Саха (Якутия) просят остановить разработки золоторудного месторождения «Врезанное» открытым способом на руднике «Таборный». Открытые слушания по проекту начались 16 мая. Но аборигены уверены, что на этих слушаниях их мнение никто не услышит.

Как никто их не слышал и раньше. Жители Тяня сообщают, что это уже 4-я очередь расширения рудников «Нордголда»: перед «Врезанным» уже разрабатываются месторождения «Таборное», «Гросс» и «Токко». Всё бы и ничего – золото стране необходимо. Но на всех рудниках компания «Нерюнгри-Металлик» (дочка Nordgold) ведёт добычу драгметалла открытым способом. Он предусматривает банальный срез пластов грунта с «перемалыванием» всей этой массы и соответствующими химическими реакциями для извлечения содержащегося там элементарного золота методом кучного выщелачивания. Понятно, что при таком способе добычи леса и реки могут быть просто засыпаны пластом земляной пыли и химикатов, превратив их в необитаемые зоны.

Как сообщают в письме тянские эвенки, на подобных слушаниях в 2023 году «Нордголд-Менеджмент» планировал вести добычу на новом руднике, предварительно построив горно-обогатительный комбинат мощностью 26 млн тонн руды в год. Жители буквально «бьют в колокола», что шаг за шагом теряют территории, а им за это каждый раз обещают строить социальные объекты в селе Тяня и по всей Якутии. Ведь с потерей пригодных для флоры и фауны территорий эвенки теряют возможность заниматься традиционными промыслами и вести свой традиционный образ жизни.
За два десятилетия деятельности «Нерюнгри-Металлик» в Якутии менеджмент компании так и не нашёл общего языка с местным населением.

В 2020 году «Нерюнгри-Металлик» отметила свой 20-летний юбилей. Компания входит в международную Nordgold российского олигарха Алексея Мордашова. За 20 лет компания произвела 47 тонн золота. Первый слиток был отлит в 2002 году из добытой на руднике «Таборный» породы.
Nordgold – международная золотодобывающая компания с объемом добычи более 1 млн унций золота в год. Основана в 2007 году. Управляет десятком компаний в России, Казахстане, Буркина-Фасо и Гвинее с коллективом 8 тысяч человек.
В феврале 2022 года господин Мордашов и все его компании попали под санкции США и ЕС. Хотя ещё в 2021 году была надежда, что Nordgold сможет увернуться от санкционного удара. Предпосылками для таких предположений послужил факт, что Мордашов владеет лишь 35% Nord Gold, что ниже порога в 50%, вызывающего недовольство у Казначейства США. Остальная часть числится в собственности его сыновей. Здесь стоит напомнить, что золотодобывающая компания «Полюс» не пострадала тогда, когда в 2018 году на её владельца Сулеймана Керимова, ранее передавшего собственную долю своему сыну, были наложены санкционные ограничения.

Населению Тянского наслега западные санкции в отношении «Нерюнгри-Металлик» – из раздела «неинтересно». У них свои насущные проблемы, которые вот – под ногами. Интенсивная добыча золота и загрязнение из-за неё рек и озёр приводят к гибели рыбы. Территория добычи расширяется за счёт вырубки вековых лесов. Эти факторы в свою очередь приводят к сокращению ареала обитания оленей. К тому же для почитающих родовые традиции эвенков есть и другая трагедия – у них забирают места стойбищ для отёла и выпаса оленей на берегу озера Усу. Здесь же начинаются истоки рек.
К тому же, как сообщается в письме, на территории Олекминского улуса с 1997 года функционирует ресурсный резерват «WWF-Саха (Чаруода)». Этот ресурсный резерват (Эркээйи Сир) относится к числу национальных природных резерватов – Ытык Кэрэ Сирдэр – особо охраняемым природным территориям республики.

И если бы этот пример был единственным по добыче золота в пределах особо охраняемых территорий. В августе прошлого года судьбой подобных природоохранных и заповедных зон озаботился не просто кто-то из чиновников, а Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов. Речь зашла о заповеднике «Вишерский» в Пермском крае – тогда Минприроды подготовило проект новых границ заповедника. Зачем? А в интересах золотодобытчиков. Экологи сразу сказали, что добыча металла открытым способом приведёт к вымиранию краснокнижного тайменя в местных реках. Пока о судьбе нововведения Минприроды неизвестно, но, видимо, предостережение Генпрокуратуры своё дело сделало.
Чего не скажешь о Зейском заповеднике на реке Камрай в Амурской области. Там ООО «Маристый» ради жёлтого металла углубились в охранную зону на 300 метров и незаконно вырубили 4 гектара леса.

Но не только природа страдает от жадности золотодобытчиков. На невольном «жертвенном алтаре» оказываются и человеческие жизни. Последняя из крупных аварий случилась в Амурской области в марте этого года. Под завалами обрушившейся породы на шахте «Пионер» остались 13 горняков. Подробнее об этом также писала «Версия».
Так что делать в нашем контексте тянским эвенкам? Повторим, в письме Президенту они сообщают, что вся территория Тянского наслега признана территорией традиционного природопользования и является особо охраняемой природной территорией. Это зафиксировано https://sakhatime.ru/yc/80460/ в государственном кадастре недвижимости с учётным номером 14.23.2.17.

Тогда почему ни местные власти, ни дельцы от «золотого Тельца» этого не видят? Или везде – по каждому факту в отдельности – необходимо личное вмешательство Генерального прокурора? Или и того больше – Главы государства?


Рецензии