Новые друзья

Недавно я переехал жить из гор в город. Об этом не жалею, потому как именно в этом городе прошла моя молодость и он, город этот, для меня родной. Только иногда беспокоит меня не-уверенность в том, смог ли я последовать совету Р.Гамзатова в одном из его стихотворений:
Горцы, вы, с новой свыкаясь судьбою,
Переходя на равнинный простор,
Мужество, горство берите с собою,
Мужество, горство, запахи гор.
Как бы там ни было, это мое окончательное решение, и живу я в одном из самых красивых районов нашего города. Не знаю, как все остальное, но «запахи гор» я точно взял с собою и смешал их с запахами моря. А «мужество» - это что-то личное, и вряд ли человек может его где-то оставить или куда-то специально забрать с собой.
Помните у Горького в пьесе «На дне» слова Луки: «Старику, где тепло, там и родина». Я со-гласен с ним: мне здесь в городе теплее, и теперь берег морской - моя родина.
Каждый день чуть свет выхожу на берег. И уже прикинул себе расстояние, которое решил проходить каждое утро. Выходит ровно 4500 шагов.
Я здесь не один. Несколько человек мужчин и женщин уверенными шагами тоже проходят свои отмеренные расстояния. Кто больше, а кто меньше. Мне же уже дважды пришлось возвращаться, не пройдя положенные шаги: был сильный холодный ветер. Ничего не поделаешь: такова осень в нашем городе.
Каждое утро выношу мусор в двух пакетиках. Один, большой, бросаю в железную бадью. Они стоят за гаражами, и все жители соседних домов носят мусор туда. Другой пакет, маленький, беру с собой на берег. Прохожу шагов двести по берегу под дамбой и здесь вываливаю его содержимое на кусок старой доски. Многие так делают: не я один кормлю бездомных собак, голодных чаек, голубей.
Первые дни они смотрели на меня издалека, не подходили, пока я не отойду: я для них был чужой. Они… это три собаки и пять-семь ворон.
Очень скоро со мной подружилась молодая сучка, светло-коричневая, куцая. Породу ее не определишь никак. Это что-то общее от русской гончей и местного волкодава. В городе много со-бак этой неопределенной породы. На людей они никогда не нападают и всегда готовы подружиться с любым хорошим человеком. Хороший человек или не очень они определяют легко.
Куцая молодая сучка подходит ко мне без боязни, ластится, зовет на дружбу. А две другие держатся поодаль. На некотором расстоянии от собак стоят три, потом две, далее еще две вороны. Они раньше всех остальных встречают меня на берегу. Вороны и собаки кормятся почти вместе, хотя первые остерегаются. Они все мои новые друзья.
Уже два дня они ждут меня напрасно: вчера рано утром я выехал на охоту, сегодня меня не пустил на берег сильный ветер.
В нашем городе часто бывают холодные сильные ветры. Почти всю осень и зиму. Об этом я знаю еще со студенческих лет. В молодые годы у меня не бывало зимней обуви и пальто, и я хорошо знаю, что такое холод. Правда, было одно полупальто с чужого плеча. Я купил его на толкучке и даже написал о нем стихи:
В старомодном пальто я шагаю по улице новой…
Пальто износилось, стихи позабылись.
Сейчас же вроде бы есть, что надеть пенсионеру в холодную погоду, но все равно не могу выходить на берег при сильном ветре: боюсь простудить легкие.
Потом мне пришлось уехать в горы на несколько дней. Когда вернулся, оказалось, что в кухне не было ничего для второго пакета. Я пошел на берег пустой. А она ждет меня прямо у дамбы. Ждет меня, красавица, а я пустой. А две другие не подходят: их просто нет. И ворон нет: устали ждать. А она ждет.
Мог же взять хлеб и кусочек колбасы…, но не взял. Как ей теперь объяснишь, почему я пустой. Предупреждали   ведь меня, чтобы я не приучал собак к себе. Не послушался.
Она ходит за мной по берегу, протопала уже все мои 4500 шагов. А я не смею погладить ее (она хочет этого), потому что мне очень стыдно из-за своей оплошности. Стыдно!
Все это было осенью. С наступлением зимних холодов и обострением болезней мне при-шлось забросить прогулки по берегу и забыть о своих новых друзьях.
И только весной, в мае, я восстановил утренние прогулки по берегу. О четырех тысячах пятистах шагах по песку я пока и думать не могу. Хорошо, если хотя бы тысяча пятьсот. Но не о моем здоровье здесь речь. Потому и оставим…
Позавчера спускаюсь от дамбы на берег и вижу… Как вы думаете, кого я увидел?  Целую ку-чу (иначе не скажешь) щенят и посередине очень худую их мать. Она даже не посмотрела на меня, встала и пошла по своим собачьим делам. Только тогда я заметил ее короткий хвост и узнал ее. Потом мне сказали, что она с осени дважды ощенилась. «Может быть, забыла меня,- подумал я.- Хорошо, если так: я же не прокормлю их всех».
Статью эту я писал осенью и весной.  Решил было поставить на этом точку, но вспомнил га-зету, по статье в которой хотел что-то написать. Это статья Майи Фаталиевой «Мы скулим вместе с вами» в «Молодежи Дагестана» от 21.02.14 года.
В своей статье она подняла вопрос на злободневную тему «Как быть с бродячими собаками в нашем городе?». Видно, что она всерьез заинтересовалась этой проблемой и зовет нас высказаться по ней. В частности, она говорит, что только 4 человека из 60 опрошенных жителей нашего города были против того, чтобы отстрелять бездомных собак. Только один человек во всем городе предлагает другой вариант - стерилизовать животное. Это врач – ветеринар, руководитель сообщества «Эколайф» Амирали Дайбидгаджиев.
Он подробно объясняет, что можно действительно сделать, чтобы сократить количество уличных собак и кошек. «Это будет стоить 2500-3000 рублей на одного животного»,- говорит Амирали. А кто вам выделит по 3000 рублей на бездомную собаку, когда у нас в Дагестане самое маленькое в России ежемесячное детское пособие-100 рублей с копейками? Вот так вот, дорогой Амирали!
Статью вы написали очень хорошую, уважаемая Майя Фаталиева. И большое человеческое спасибо вам за это!
Пора бы кому-нибудь из аппарата администрации города откликнуться на поднятую вами проблему. Но они молчат.
Да неужели никто из них никогда не бывал на берегу моря в районе Редукторного поселка? Там проходу от собак нет. По песку нельзя ступить без обуви: весь пляж ими загажен.  Я и на самом деле не знаю, что тут можно предложить. Только я категорически против жестокой расправы.
Я очень люблю собак. У нас дома всегда держали собак. В пору моего детства бывали огромные волкодавы. Они пасли вместе с нами баранов, и вечерами мы, мальчики- отроки верхом на них возвращались домой. Потом я держал охотничьих собак различных пород.
А любовь к собакам воспитала во мне книга, ее величество художественная литература. В детстве я зачитывался северными рассказами Джека Лондона. С тринадцати лет у меня было собрание его сочинений в восьми томах, и некоторые произведения оттуда я перечитывал. Моим любимым героем был Бек- собака из повестей Лондона «Зов предков» и «Белый клык». Если позволите, я дам юношам совет: в 13- 15 лет - самое время читать Джека Лондона, не упустите его.
Я же не просто так читал. Выписывал выражения, которые нравились, и заучивал наизусть. Вот, к примеру, одно из них: «Милосердие- это не кость, брошенная голодному псу. Милосердие- это кость, которую делишь с голодным псом, когда ты так же голоден, как и он». Давно нет той тетради, в которую я записал эти слова, и прошло с тех пор более полувека, но при каждой встрече с голодными братьями нашими меньшими я вспоминаю эти слова Джека Лондона.
Одним из лучших произведений о собаке я считаю повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». В средних классах я проводил по ней уроки внеклассного чтения и читательские конференции. Эта книга имеет огромное воспитательное значение. Подростки читают ее с большим интересом, и после чего их отношение к животным резко меняется в лучшую сторону.
2014 г.


Рецензии