К заповеди просящему у тебя дай

Слова Господа, содержащие исследуемую заповедь, и фрагменты текстов, на которые следует обратить особое внимание, выделены ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ.


Евангелие от Матфея 5:42

ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ ДАЙ, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Евангелие от Луки 6:30

ВСЯКОМУ, ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ, ДАВАЙ, и от взявшего твое не требуй назад.


О том, что именно мы даём просящему

Иероним Стридонский: «ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ПОНИМАТЬ ЭТО, КАК СКАЗАННОЕ ТОЛЬКО О МИЛОСТЫНЕ, ТО ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА БЕДНЯКОВ ЭТА ЗАПОВЕДЬ НЕИСПОЛНИМА, да и для богачей, если они будут раздавать всегда, невозможно всегда делать это. Посему впоследствии… УЧИТЕЛЯМ ПОДАЮТСЯ ЗАПОВЕДИ, ЧТОБЫ ОНИ, ПОЛУЧИВ ДАРОМ, ДАРОМ И РАЗДАВАЛИ (Мф.;10:8). Сокровище этого рода никогда не истощается; наоборот, чем более оно раздается, тем более оно увеличивается…» (Толкование на Евангелие от Матфея)

Епископ Михаил (Лузин): «Просящему… дай. Разумеется удовлетворение нужд ближнего, кто бы он ни был, просящего себе пособия, НУЖД КАК ДУХОВНЫХ, ТАК И ВЕЩЕСТВЕННЫХ. Само собою разумеется, что и эти дела милосердия и благотворительности не исключают некоторых условий и обстоятельств, когда давать просящему не только не полезно, но и вредно. Сила заповеди, собственно, в том, чтобы с сердечной любовью и готовностью СТРЕМИТЬСЯ К УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ИСТИННЫХ И ЗАКОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И НУЖД ПРОСЯЩЕГО…» (Толкование на Евангелие от Матфея)

Протоиерей Иоанн Бухарев (836-1912 гг.): «Просящему у тебя дай, т.е. не отказывай ближнему, когда он просит у тебя пособия в нужде, будь эта НУЖДА В ЧЕМ-ЛИБО ВЕЩЕСТВЕННОМ ИЛИ ДУХОВНОМ, НАПРИМЕР, НУЖДА В ПИЩЕ, ОДЕЖДЕ И Т.П., И НУЖДА В ДОБРОМ СОВЕТЕ и т.п…

Богослов Александр Лопухин (1852-1904 гг.): «…РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЭТА ЗАПОВЕДЬ НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛНЯТЬСЯ БУКВАЛЬНО, и что не во всех случаях просьбы могут быть удовлетворены, НАПРИМЕР, КОГДА ДИТЯ ПРОСИТ НОЖ, ЧТОБЫ ЗАРЕЗАТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ИЗЛИШНИМИ.»

Формулировки заповедей рассчитаны на православных прихожан сегодняшней России, где нет гонений на Церковь, где ничем не ограничена свобода вероисповедания и религиозного мировоззрения и где для получения или оказания духовной помощи в форме советов и рекомендаций нет никаких препятствий. Поэтому вряд ли есть необходимость регламентировать духовную помощь посредством заповеди.

Священник Анатолий Русакевич, настоятель храма апостола и евангелиста Луки г. Твери: «…Надо помнить, что милостыня – это не обязательно деньги. Это могут быть продукты питания, одежда, помощь в поиске крова или работы. Наконец, искренняя и добрая молитва…».

Можно, кроме помощи в поиске крова, добавить к этому и собственно предоставление  крова, а также покупку медикаментов и расходы на проезд до дома. Эти виды помощи и будут иметься в виду при выработке формулировки заповеди.

О том, сколько мы даём просящему

Апостол Павел: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. КАЖДЫЙ УДЕЛЯЙ ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ СЕРДЦА, НЕ С ОГОРЧЕНИЕМ И НЕ С ПРИНУЖДЕНИЕМ; ибо ДОБРОХОТНО ДАЮЩЕГО ЛЮБИТ БОГ. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело…» (2 Кор. 9:6-11)

Апостол Павел: «Принимается, СМОТРЯ ПО ТОМУ, КТО ЧТО ИМЕЕТ, А НЕ ПО ТОМУ, ЧЕГО НЕ ИМЕЕТ, И НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДРУГИМ БЫЛО ОБЛЕГЧЕНИЕ, А ВАМ ТЯЖЕСТЬ (2 Кор . 8:12-13)

Иоанн Златоуст: «Если же ты не хочешь подать столько, сколько эта вдова (которая пожертвовала всё, что имела – две лепты [Евангелие от Марка 12:44]), то ОТДАЙ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ВСЁ ЛИШНЕЕ; ПУСТЬ БУДЕТ У ТЕБЯ ВСЕГО ДОСТАТОЧНО, НО БЕЗ ИЗЛИШЕСТВА. Но никто не подаёт даже и лишнего… Нет ни нужды, ни пользы в том, без чего мы можем жить; это – лишнее и извне привходящее.» (из толкования на Евр. 12:2)

Паисий Святогорец: «…СТОЛЬКО, ЧТОБЫ ТЕБЯ ПОТОМ НЕ ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ. Необходимо рассуждение. НЕ НАДО ДАВАТЬ СТО, А ПОТОМ РАССТРАИВАТЬСЯ, ЧТО НЕ ДАЛ ПЯТЬДЕСЯТ. Требуется особое внимание, если человек имеет любовь со многим вдохновением, энтузиазмом. В таком случае следует маленько притормаживать свою любовь и энтузиазм, ЧТОБЫ ПОСЛЕ НЕ РАСКАИВАТЬСЯ В ТОМ, ЧТО, ДЕСКАТЬ, МНОГО ДАЛ ТОМУ НЕСЧАСТНОМУ, А НАДО БЫЛО ДАТЬ МЕНЬШЕ, И ВОТ САМОМУ ТЕПЕРЬ ПРИХОДИТСЯ СИДЕТЬ С ПУСТЫМИ РУКАМИ…» ("Слова". Том II. Духовное пробуждение. Ч. 2. О подвижничестве и благоговении. § 5. О том, что даяние содержит в себе божественный кислород)

Профессор А.И.Осипов: «К Варсонофию Великому пришел человек с таким вопросом: «Как быть, он у меня просит, а у меня это последнее, и без этого я не могу жить.». Варсонофий Великий ответил: «Не давай». «Ну, а как же Христос сказал…». «Да, Он сказал, верно, но если ты это сейчас сделаешь и дашь это, то ты потом начнешь роптать и, может быть, даже хулить Бога. От тебя не требуется, чтобы ты любил другого больше, чем себя. Ты возлюби его только как себя, и поэтому ДАЙ ЕМУ ТО, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ И БЕЗ ЧЕГО ТЫ МОЖЕШЬ ЖИТЬ. А БЕЗ ЧЕГО НЕ МОЖЕШЬ ЖИТЬ, НЕ ДАВАЙ: ты еще не дорос до этой меры.» (ответы на вопросы после лекции)

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Если сомневаешься, ДАЙ, НО СКОЛЬКО ТЕБЕ НЕ ЖАЛКО» (передача «Беседа с батюшкой»)

Священник Валерий Духанин: «…Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОДАВАТЬ НЕ ДЕНЬГАМИ, которые неизвестно куда пойдут, А ПРОДУКТАМИ, ПОТОМУ ЧТО КУШАТЬ НАДО ВСЕМ, И ОБМАНЩИКАМ ТОЖЕ. …Если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.»

Из приведенных выше высказываний делаем вывод, что ПОМОЩЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОБРОХОТНОЙ И ТАКОЙ, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ДАЮЩЕМУ В ТЯГОСТЬ, НЕ ВЫЗЫВАТЬ У НЕГО ОГОРЧЕНИЙ И СОЖАЛЕНИЙ. ДЛЯ ЭТОГО ПОМОЩЬ ДОЛЖНА ОКАЗЫВАТЬСЯ ИЗ ТОГО, ЧТО ИМЕЕТСЯ, НО С ЧЕМ МОЖНО РАССТАТЬСЯ БЕЗ ПЕРЕЖИВАНИЙ И БЕЗ ОБРЕМЕНИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ ДАЮЩЕГО.


О том, как давать просящему

Авва Дорофей: «…Тремя образами, как говорит Василий Великий, можем мы делать доброе..; или делаем доброе, боясь мучений, и тогда мы находимся в степени раба; или для того, чтобы получить награду, и тогда мы находимся в степени наемника, или ДЕЛАЕМ ДОБРО РАДИ САМОГО ДОБРА, И ТОГДА НАХОДИМСЯ НА СТЕПЕНИ СЫНА; ИБО СЫН ИСПОЛНЯЕТ ВОЛЮ ОТЦА НЕ ИЗ СТРАХА И НЕ ПОТОМУ, ЧТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ОТ НЕГО НАГРАДУ, НО ЖЕЛАЯ УГОДИТЬ ЕМУ… Так и мы должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, …и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги; подавать так, как будто бы мы сами получаем; и вот сие-то есть разумная милостыня…» (Душеполезные поучения, Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома)

Святитель Филарет Московский (Дроздов): «КТО ПОДАЛ, или велел подать, НИЩЕМУ ломоть хлеба и стакан воды; и, пиршествуя за роскошным столом, не заботится, утолены ли действительно голод и жажда нищего, И НЕ ПРИНИМАЕТ В НЕМ ИСКРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОГО УЧАСТИЯ: ТОТ ДА НЕ СПЕШИТ УВЕРЯТЬ СЕБЯ, ЧТО УЖЕ ПРИОБРЕЛ ПРАВО НА ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ. Оценить царствие небесное ценою ломтя хлеба и стакана воды значило бы оценить слишком дешево, и оскорбить достоинство ценимого. ДЕЛО БЛАГОТВОРЕНИЯ, СДЕЛАННОЕ БЕЗ РАССУДИТЕЛЬНОГО И СЕРДЕЧНОГО УЧАСТИЯ В БЕДСТВУЮЩЕМ, ЕСТЬ ТЕЛО БЕЗ ДУШИ: И НЕ ИМЕЕТ ИСТИННОГО ДОСТОИНСТВА ПРЕД СУДОМ ХРИСТА, КОТОРОГО ЗАКОН ДУХОВЕН, и Который по закону духовному и судит.
Если КТО и удовлетворительную и обильную многим подал милостыню; но сделал сие с желанием иметь славу благотворителя; таковый ПОДАЛ МИЛОСТЫНЮ СВОЕМУ ТЩЕСЛАВИЮ: не трудно рассудить, МНОГО ЛИ ДОЛЖЕН ЕМУ ХРИСТОС ЗА ТО, ЧТО ОН СДЕЛАЛ ДЛЯ СЕБЯ, А НЕ ДЛЯ ХРИСТА». (Беседа пред обетом некоторых сердобольных вдов и при напутствии избранных для попечения о раненых и больных действующей армии)

Священник Анатолий Русакевич, настоятель храма апостола и евангелиста Луки г.Твери: «ОЧЕНЬ ВАЖНО ИЗБЕГАТЬ ОСУЖДЕНИЯ. Народная мудрость гласит «от сумы и тюрьмы не зарекайся». Мы не знаем обстоятельств жизни человека, который просит о подаянии, не знаем ничего о движениях его сердца. В конце концов, многие прославленные святые, юродивые и блаженные, просили подаяние Христа ради. Блаженный Иероним писал: "Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого».» (Проповедь)

Очевидно, что исполняя заповедь «просящему у тебя дай», мы совершаем доброе дело. При этом важно знать, что без Христа мы в принципе не можем совершить никакого доброго дела. Святые отцы имеют на этот счет единое мнение. Вот лишь два из их многочисленных высказываний:

Святитель Николай Сербский: «…НИКАКОЕ ДОБРО НЕ СПОСОБНЫ МЫ ТВОРИТЬ БЕЗ ХРИСТА, МИНУЯ ХРИСТА И НАПЕРЕКОР ХРИСТУ. Он Собственник, Податель и Вдохновитель всего что ни есть доброго. Вне Его нет никакого добра, как нет в Нем и никакого зла… Сколько бы человек ни напрягал свой ум, он никогда не сможет вообразить одно истинное благо, которое не во Христе и не источается из Христа. Если кто-то станет утверждать, что творит он добро и поступает великодушно, не опираясь на Христа, знайте, что дела его подточены в самой сердцевине и разъедены либо тщеславием, либо потаенным эгоизмом.» («Охридский пролог»)

Феофан Затворник «…Господь предначертал для верующих добрые дела и учредил способы к получению сил на их осуществление, которыми облекает всех, кто приступает к Нему верою и освящается святыми таинствами. ЭТО ЗАКОН КАК ДЛЯ КАЖДОГО ЧАСТНОГО ДЕЛА, ТАК И ДЛЯ ВСЕЙ ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ.» (из толкования на Еф. 2:8-10)

Как без Христа невозможно совершить ни одно доброе дело, так все добрые дела должны совершаться ради Христа, во имя и во славу Божии. И по этому вопросу святые отцы имеют единодушное мнение:

 Ефрем Сирин: «Всякое предприемлемое нами упражнение в добродетели да совершается во славу Божию, и да не окажется совершаемым к собственной нашей славе.» (сборник «Добротолюбие», том 2, «Подвижнические наставления Святаго Ефрема Сирианина»)

Ефрем Сирин: «Так все делай и так обо всем думай, чтоб угодить Богу; ибо если нет у тебя этой мысли, то теряет цену всякое твое делание.» (там же)

Варсонофий Великий: «Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, нечисто и неприятно Богу.» («Руководство к духовной жизни», Вопрос 398)

Максим Исповедник; «Во всем, что мы делаем, Бог взирает на цель, для Него ли, или для чего другого мы то делаем. Поэтому, когда хотим сделать что доброе, будем иметь целью не человекоугодие, но Богуугождение, чтоб, на Него всегда взирая, все делать для Него, иначе мы и труд понесем и мзду погубим.» (сборник «Добротолюбие», том 3, преподобный Максим Исповедник «Третья сотница о любви»)

Максим Исповедник: «Кто не славы ради, не в погоне за материальным (в тексте – «в видах лихоимания», А.М.), не из лести и человекоугодия, не для показности старается проходить добродетель и изучать Божественные Писания, но все для Бога и делает, и говорит, и помышляет, сей с разумом шествует путем истины.» (сборник «Добротолюбие», том 3, преподобный Максим Исповедник, «Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия»)
Иоанн Лествичник: «Господь во всех наших делах, как требующих скорости, так и отлагаемых на время, всегда взирает на цель нашу; и потому все, что чуждо пристрастия и всякой нечистоты, и делается единственно для Бога, а не ради иного чего-нибудь, вменится нам во благое, хотя бы оно и не совсем было благо.» («Лествица», Слово 26)

Иоанн Лествичник: «Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд.»  (там же)

Серафим Соровский: «Только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века не редставляет». (из ответа на вопрос Николая Мотовилова «в чём главная цель жизни христианина?»)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Слепы те, которые дают важную цену так называемым ими добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену, во времени, между человеками, но не пред Богом.» «Аскетические опыты», Вера и дела)

Вряд ли можно сомневаться в том, что поступающие к нам просьбы о помощи не случайны. Всё в нашей жизни определяется промыслом Божием. Это ясно осознавали святые отцы:

Василий Великий: «…Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного…» («Симфония по творениям святителя Василия Великого», Москва, издательство «ДАРЪ», 2008)

Исаак Сирин: «Покров и Промысел Божий объемлет всех людей, но Он невидим, а открывается разве только очистившим себя от грехов и помышляющим всегда о Боге.» (сборник «Добротолюбие», том 2, «Подвижнические наставления Св. Исаака Сирианина»)

Варсонофий Оптинский: «Замечайте события вашей жизни, во всем есть глубокий смысл. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств – все промыслительно.»

Авва Дорофей: «Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно, …когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы.» («Душеполезные поучения», Поучение 14)
Авва Дорофей: «…Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все находящее на тебя.» ((«Душеполезные поучения», Поучение 17)

Подводя итог вышеизложенному, можем сделать вывод, что заповедь «просящему у тебя дай» следует исполнять:

во-первых, и прежде всего, РАДИ ХРИСТА;

во-вторых, – памятуя о вышеупомянутом духовном законе, изложенным Феофаном Затворником, – ОСОЗНАВАЯ, ЧТО ВСЁ, ТРЕБУЮЩЕЕ ОТ НАС ДОБРА,  ПРИХОДИТ К НАМ ПРОМЫСЛИТЕЛЬНО ОТ ГОСПОДА И БЕЗ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ БЫТЬ НАМИ ИСПОЛНЕНО НЕ МОЖЕТ;

в-третьих, ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА, БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ, С СОЧУВСТВИЕМ, БЕЗ ТЩЕСЛАВИЯ, САМОМНЕНИЯ, ПРЕВОЗНОШЕНИЯ, НЕ НАПОКАЗ.

Когда душа ещё не очищена – как у всех нас – от грехов и страстей, тогда сердце не может в полной мере чувствовать, что доброе дело совершается ради Христа, по Его внушению и с Его помощью. Но при нашей решимости исполнять Божию заповедь Господь вряд ли вменит нам во грех, если сердечные чувства будут заменены рассудочным пониманием этих духовных истин, подкрепленным соответствующими практическими действиями. Имеются в виду наши  молитвенные обращения к Господу на разных этапах исполнения заповеди, таких, НАПРИМЕР, как: «ГОСПОДИ, ДЕЛАЮ ЭТО ВО ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДИ ТВОЕЙ»; «БЛАГОСЛОВИ, ГОСПОДИ, ИСПОЛНЕНИЕ МНОЮ ЭТОЙ ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ», «ПОМОГИ МНЕ, ГОСПОДИ, СДЕЛАТЬ ЭТО ВО ИМЯ ТВОЁ И ВО СЛАВУ ТВОЮ»; «БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ». Кроме обращения о помощи Божией, которое зависит от того, что у нас просят (например, вряд ли нам нужна какая-то помощь, когда мы подаем нищему у храма, в вагоне метро и т.п.?), остальных обращений к Господу избегать никак не следует, причем последнее (благодарственное) необходимо вне зависимости от результата нашего действия, каким бы он ни был: положительным или негативным. Вот два высказывания Иоанна Златоуста на этот счет:

«…Ничто так не угодно Богу, как то, чтобы быть БЛАГОДАРНЫМ ЕМУ НЕ ТОЛЬКО В СЧАСТЬЕ, НО И В НЕСЧАСТЬЕ. Это… и есть жертва; это – величайшее приношение! Так прославился Иов, так – Павел, так – Иаков, так – каждый из праведников, воздавая признательность и благодарность Богу особенно в трудных обстоятельствах…» (из толкования на Пс. 115:9)

 «…Свойственно душе благодарной и любомудрой, чтобы благодарить Бога и в скорбных обстоятельствах, ПРО¬СЛАВЛЯТЬ ЕГО ЗА ВСЕ – НЕ ТОЛЬКО ЗА БЛАГОДЕЯНИЯ, НО И ЗА НАКАЗАНИЯ. Этим заслуживается большая награда. Принося благодарность за благодеяния, ты отдаешь долг; а, ПРИНОСЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА БЕДСТВИЯ, ТЫ ДЕЛАЕШЬ БОГА ДОЛЖНИКОМ СВОИМ. Кто наслаждается благоденствием и чувствует благодарность, тот исполняет должное, а кто терпит бедствия и прославляет Бога, тот приготовляет себе воздаяние. За такую благодарность Бог дарует много других благ и там и здесь, так что для нас бывают нечувствительными и сами бедствия. (из толкования на Пс. 9:2)


О том, всем ли просящим давать

а). Мнения о том, что давать нужно не всем

Из Дидахе («Дидах;» или «Учение Господа через двенадцать апостолов язычникам» – наиболее ранний из известных /конец I - начало II веков/ памятников христианской письменности катехизического характера):

«Пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих до тех пор, пока ты не узнаешь, кому даешь».

Василий Великий: «…Он хочет, чтобы ты по любви в простоте своей был открыт для просящих, РАЗУМОМ ЖЕ СУДИЛ О СТЕПЕНИ ИХ НУЖДЫ... Щедрая благотворительность отнюдь не приносит пользу тем, кто сочиняет плаксивые песни для обмана женщин, кто выставляет телесные увечья и раны как повод для стяжательства. Потраченное на них пойдет им во зло. Надо ничтожным даянием отражать их лай; ЯВЛЯТЬ ЖЕ СОЧУВСТВИЕ И БРАТОЛЮБИЕ ДОЛЖНО К ТЕМ, КТО НАУЧИЛСЯ ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИТЬ НУЖДУ…» (Беседы на псалмы. Беседа на псалом 14-й)

Василий Великий: «…Нужна опытность, чтобы РАЗЛИЧИТЬ ИСТИННО НУЖДАЮЩЕГОСЯ И ПРОСЯЩЕГО ПО ЛЮБОСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою.» (из письма к Амфилохию «О нестяжательности»)

Из инструкции святителя Тихона Задонского, как раздавать его деньги нуждающимся (не сообщая, от кого эти деньги):  «…Людям, хотя они и бедны будут, но запивают или ленятся работать, ТАКИМ НИ КОПЕЙКИ НЕ ДАВАЙ…»

Димитрий Смирнов: «Господь говорит: «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи». Да в писании говорится: «просящему у тебя дай». А в Дидахе сказано: «Пусть милостыня запотеет в руках твоих». НЕ ВОСЕМЬ, А ШЕСТНАДЦАТЬ РАЗ ПОДУМАЙ, ИССЛЕДУЙ, ПОСМОТРИ. Не профессиональный ли это жулик и лентяй. Не поощряешь ли ты бизнес какой. Например, когда видишь маму с ребенком, которая что-то просит, никогда не давай. Упаси тебя Бог. Если бы все люди Земли договорились, чтобы детям, которые просят на улице, никогда ничего не давать, то они бы с улицы исчезли. Никто не стал бы их эксплуатировать, никто не стал бы младенцев накачивать димидролом, чтобы они спали по 12 часов и не плакали. А когда станет «дохленький» его бы в реку кидали и следующего воровали. Или разве можно подавать цыганам – людям, специально занятым этим порочным бизнесом. ПРОСЯТ ОЧЕНЬ МНОГИЕ, НО НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЬ…» (из проповеди)

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах: «…Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако И ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСТВОРЕНЫ РАССУДИТЕЛЬНОСТЬЮ. ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО МЫ ДАЕМ НЕ ЖЕЛАЮЩИМ ТРУДИТЬСЯ И НЕДОСТОЙНЫМ ТО, ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ДАТЬ НУЖДАЮЩИМСЯ…» (сайт pravoslavie.ru, 2 июня 2007 г.)

Священник Александр Сатомский, преподаватель Ярославской Духовной семинарии: «Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» – провал в духовной жизни… И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно. Поэтому, ЕСЛИ ВЫ СОМНЕВАЕТЕСЬ, ДАТЬ ЛИ ПРОСЯЩЕМУ, – НЕ ДАВАЙТЕ ЕМУ ДЕНЕГ. ЕСЛИ ОН НИЩИЙ – КУПИТЕ ЕМУ ЕДЫ ИЛИ ЛЕКАРСТВО. Даже если он откажется от них – вы сделали, что могли; если же примет – благодарение Богу!»

Протодиакон Владимир Василик, клирик храма Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина: «…Необходимо рассуждение… Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я БЫ ПРОСТО НЕ СТАЛ ПОДАВАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ЧАСТО МИЛОСТЫНЯ ПОЙДЕТ НЕ НА ДЕЛО. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание». ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ, КОТОРЫХ ЯВНО ЭКСПЛУАТИРУЮТ ИХ «ХОЗЯЕВА», НАДО – ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬ ИХ ОТ ПОБОЕВ…»


б). Мнения о том, что давать нужно всем


Из Дидахе: «Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец желает, чтобы всем было даруемо от Его благодатных даров. БЛАЖЕН ДАЮЩИЙ ПО ЗАПОВЕДИ, ИБО ОН БЕЗУКОРИЗНЕН…»

Святой Ерм, апостол из 70-ти: «Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, ДАВАЙ ВСЕМ БЕДНЫМ ПРОСТО, НИМАЛО НЕ СОМНЕВАЯСЬ, КОМУ ДАЕШЬ. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. ДАЮЩИЙ ЖЕ НЕ БУДЕТ ВИНОВАТ; ИБО ОН ИСПОЛНИЛ СЛУЖЕНИЕ, КАКОЕ ПОЛУЧИЛ ОТ БОГА, НЕ РАЗБИРАЯ, КОМУ ДАТЬ И КОМУ НЕ ДАВАТЬ... (книга «Пастырь Ермы», пролог, заповедь вторая «О том, что должно избегать злословия и творить милостыню в простоте»)

Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский: «Если вы действительно рабы Христовы, то ПОДАВАЙТЕ ТАК, КАК ХРИСТОС ПОВЕЛЕЛ, НЕ ВЗИРАЯ НА ЛИЦА И НЕ РАССПРАШИВАЯ О ЖИЗНИ ТЕХ, КОМУ ДАЕТЕ». («Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва, «Ковчег», 2010)

Иоанн Златоуст: «…Хорошо благотворить с простотой, и не быть слишком разборчивым относительно принимающего благодеяние …Будем делать все в простоте. ПОЛОЖИМ, ЧТО ПРЕД ТОБОЮ И ОБМАНЩИК; НО ТЕБЕ НЕ ВЕЛЕНО ИСПЫТЫВАТЬ ЭТОГО.» (из беседы 2 на Послание к филиппийцам)

Иоанн Златоуст: «…ТЫ ДЕЛАЙ ДЛЯ БОГА… Хотя бы даже языч¬ника мы увидели в несчастии, и ему надобно оказать добро, и вообще ВСЯКОМУ ЧЕЛОВЕКУ, НАХОДЯЩЕМУСЯ В НЕСЧАСТНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ… ИСТИННАЯ МИЛОСТЫНЯ ТОГДА И БЫВАЕТ, КОГДА ОНА ОКАЗЫВАЕТСЯ ГРЕШНИКАМ ИЛИ ВИНОВНЫМ; милосердие в том и состоит, что милует не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили… Должно заботиться о всех равно… Так и ты, КОГДА УВИДИШЬ КОГО-НИБУДЬ СТРАЖДУЩИМ, НЕ ИССЛЕДУЙ О НЕМ НИЧЕГО; ОН ИМЕЕТ ПРАВО НА ПОМОЩЬ УЖЕ ПОТОМУ, ЧТО СТРАЖДЕТ… КТО БЛАГОДЕТЕЛЬСТВУЕТ другу, тот, без сомнения, делает это не для Бога; а кто – ЧЕЛОВЕКУ НЕЗНАКОМОМУ, ТОТ ДЕЛАЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ БОГА…» (из толкования на Евр. 6:10)

Исаак Сирин: «Если кто, сидя на коне, протянет к тебе руку, чтобы принять милостыню, не откажи ему, потому что в это время он, без сомнения, скуден, как один из нищих….. НЕ ОТДЕЛЯЙ БОГАТОГО ОТ БЕДНОГО, И НЕ СТАРАЙСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДОСТОЙНОГО ОТ НЕДОСТОЙНОГО; ПУСТЬ ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ ДЛЯ ТЕБЯ РАВНЫ ДЛЯ ДОБРОГО ДЕЛА. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру...» («Подвижнические слова», Слово 56)

Феофан Затворник: «…ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ПРАВИЛОМ НЕ ПОДОЗРЕВАТЬ ПРОСЯЩЕГО, не рисовать позади его картины предполагаемого довольства, а скорее картину крайней нужды и действительно гнетущую его скорбь… Удостоверьтесь, кто именно просит не на нужду, такому и не давайте, А ОТКАЗЫВАТЬ ВСЕМ ПОТОМУ ТОЛЬКО, ЧТО ЕСТЬ ЛОЖНЫЕ ПРОСИТЕЛИ, – ГРЕХ.» («Господь послал к тебе нуждающегося. Отношение христианина к достатку», Блажени милостивии)

Феофан Затворник: «…И чего не придумали скупость и своекорыстие, чтоб оправдать свою холодность к нуждающимся! …В то время, когда надо помогать, прежде всего приходит на ум такая мысль: да нуждается ли просящий – кто его знает! – и просит, а нужды, может быть, не имеет никакой… ДА РАЗВЕ ЗАПОВЕДЬ СПАСИТЕЛЯ ТОЛЬКО ТЕХ ХОЧЕТ ПРИКРЫТЬ, КОТОРЫМ УЖ НЕКУДА ДЕВАТЬСЯ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ НИ КРОВА, НИ ПИЩИ, НИ ОДЕЖДЫ, НИ СИЛ? НЕТ, ДЛЯ ПОМОЩИ ТАКОГО РОДА ЛЮДЯМ НЕ НУЖНА ОСОБАЯ ЗАПОВЕДЬ. ОН ГОВОРИТ: «ВСЯКОМУ, ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ ДАВАЙ»…  КОГДА НЕ ИЗ ЧЕГО ДАВАТЬ, ТО НИКТО К ТОМУ И НЕ ОБЯЗЫВАЕТ. ПОДАВАТЬ ДОЛЖНО ОТ ИЗБЫТКОВ. …Стоит только захотеть, тогда и из самой существенной нужды, из пищи, одежды и прочих потребностей благоразумие всегда сумеет отделить часть Христову. НУЖДАМИ ОТГОВАРИВАЮТСЯ ОТ ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ ТОЛЬКО СКУПЦЫ ДА РАСТОЧИТЕЛИ…» (там же)

Священноисповедник Сергий Правдолюбов (1890-1950 гг.): «Когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. ПОДАЙ ДЕНЕЖКУ И УСПОКОЙСЯ – ВЫПОЛНИ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ СЛОВО». («Должно ли быть рассуждение в милостыне?» Ответы пастырей, портал «Православие.ру», 29 июня 2016 г.)

Паисий Святогорец: «…Христос сказал, что надо, не испытывая, давать тем, кто у нас просит. И ДАЖЕ ЕСЛИ ПРОСЯЩИЙ НЕ НУЖДАЕТСЯ, ТЫ ВСЕ РАВНО ДОЛЖЕН ЕМУ ДАТЬ… Какой-то бедняк просит тебя о помощи. ДАЖЕ ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ СОМНЕНИЯ НА ЕГО СЧЕТ, ВСЕ РАВНО, С РАССУЖДЕНИЕМ, ПОМОГИ ЕМУ, чтобы тебя потом не искушал помысел…» ("Слова". Том II. Духовное пробуждение. Ч. 2. О подвижничестве и благоговении. § 5. О том, что даяние содержит в себе божественный кислород)

Паисий Святогорец: «Ты не знаешь истинного положения дел. ТВОЕ ДЕЛО – ВЕРИТЬ ТОМУ, ЧТО ГОВОРИТ ТЕБЕ ПРОСЯЩИЙ, и подавать соответственно тому, сколько он у тебя просит.» (там же)

Священник Игорь Сильченков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, с.Рыбачье Крымской епархии: «….Нам жалко дать человеку. Может быть, пойдет на алкоголь, а, может быть, ему надо хлеба всё-таки купить. А, может быть, он не совершит преступление, чтобы достать себе бутылку водки и кого-то не покалечит, не поранит. Можно бесконечно долго фантазировать на эту тему. И тут уже вопрос нашей человеческой души: ЕСЛИ ЖАДНОСТЬ В НАС ПОБЕЖДАЕТ, ТО МЫ ПРИДУМАЕМ СЕБЕ ВСЯКИЕ ОТГОВОРКИ, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОМОЩЬ. ЕСЛИ В НАС ПОБЕЖДАЕТ МИЛОСТЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ПОСЛУШАНИЕ БОЖИЕЙ ЗАПОВЕДИ, ТО ТОГДА МЫ НАЙДЕМ ТЫСЯЧУ ПРИЧИН, ЧТОБЫ ВСЁ-ТАКИ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДАТЬ. Даже если он профессиональный нищий…»

Христианский писатель и психолог Александр Ткаченко: «…ХРИСТОС ЯСНО И НЕДВУСМЫСЛЕННО СКАЗАЛ: ПРОСЯЩЕМУ — ДАЙ. ЛЮБОМУ. КАЖДОМУ, КТО К ТЕБЕ ОБРАТИТСЯ… В дневниках Тараса Шевченко есть страшная запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут… С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости…» Конечно, фраза из Дидахе о запотевшей в руке милостыне – очень сильный аргумент. Но только в том случае, если она цитируется вне контекста. Потому что строкой выше там же, в первой главе Дидахе, написано: «Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец желает, чтобы всем было даруемо от Его благодатных даров. БЛАЖЕН ДАЮЩИЙ ПО ЗАПОВЕДИ, ИБО ОН БЕЗУКОРИЗНЕН…» (Неправильные нищие, или запотевшая милостыня, портал «Азбука веры», журнал «Фома»)

По итогу рассмотрения всех приведенных высказываний относительно того, ВСЕМ ИЛИ НЕ ВСЕМ ПРОСЯЩИМ НУЖНО ПОМОГАТЬ, вывод получается следующий: УНИВЕРСАЛЬНОГО ОТВЕТА НА ЭТОТ ВОПРОС НЕТ. Аргументы как за, так и против весьма многочисленны и убедительны. Несомненно, в отдельных случаях лучше не помогать, но таких случаев, в общем-то, немного. Разбираться или нет во всех нюансах просьбы о помощи – личное дело каждого. При этом, учитывая, что подавая просящему, мы исполняем заповедь Христову, а Господь никаких оговорок в ней не делает, лучше, как представляется, всё же ИСПОЛНЯТЬ ЗАПОВЕДЬ ПО МАКСИМУМУ, ХОТЯ И С РАССУЖДЕНИЕМ, кроме, разумеется, каких-то очевидных ситуаций, когда убеждены, что перед нами мошенники или аферисты. Отказывая в помощи в других, менее очевидных случаях, надо прислушиваться к себе – чтобы отказ не был следствием неприязни, превозношения или банальной скупости, прикрытой заботой о справедливости или о нравственности. В последнем случае отказ будет сродни лицемерию – особо отвратительному для Господа греху. 


Формулировка заповеди:


Просящему у тебя давай – из того, что имеешь и что можешь дать без обременительных для тебя последствий. Давай доброхотно, без сожалений, от чистого сердца, памятуя о том, что помогаешь ради Христа и по промыслу Божиему. Господь дал Свою заповедь без ограничительных оговорок, поэтому не пренебрегай любой просьбой о помощи, но помогай с рассуждением, чтобы не потакать мошенникам и аферистам. Остерегайся того, чтобы мотивом твоей помощи были тщеславие и желание похвалы человеческой, а причиной отказа просящему – скупость, неприязнь или пренебрежение. Относись к просящему у тебя без осуждения или превозношения, но с сочувствием и  участием. При этом участие может выражаться, в том числе, в выборе оптимального способа помощи, например, в том, чтобы вместо денег на еду, одежду, лекарства или на дорогостоящий билет до дома, самому приобрести их для просящего, а вместо предоставления крова – дать координаты благотворительных приютов для бездомных и помочь связаться с ними, а в неотложных случаях – самому вызвать оттуда специальную мобильную бригаду. В этом богоугодном деле – помощи просящему – не забывай испрашивать благословения и помощи Божиих, а также благодарить Господа при любом результате совершенного тобою действия.


ВНИМАНИЕ:

К изложенному выше материалу представляется уместным добавить, что, исполняя заповедь «просящему у тебя дай», мы можем одновременно помогать  нашим усопшим близким, совершая благотворительные действия как бы от их имени. Свидетельств святых отцов относительно того, что мы таким способом можем положительно влиять на вечную участь наших близких, просто не перечесть. Ниже приводятся некоторые из них:

Иоанн Дамаскин: «Несомненно, что каждый человек, имевший в себе закваску добродетелей, но не успевший превратить ее в хлеб, – потому, что хотя и хотел, но не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или по человеческой немощи, или потому, что отлагал сие со дня на день, и сверх чаяния пожат и постигнут смертию, – не будет забыт праведным Судиею и Владыкою; но по смерти его Господь возбудит его родных, ближних и друзей, направит мысли их, привлечет сердца и преклонит души их к оказанию пособия и помощи ему…»

Иоанн Дамаскин: «…Если я уйду из мира сего несовершенным, молю Тебя, Господи, Источник милосердия, преклони друзей моих и тех, кто любит меня, согрей их сердца и помышления, чтобы своими благими молитвами и угодными Тебе делами помогли мне и уничтожили после смерти мои пороки, если они пристанут ко мне по немощи человеческой.»

Григорий Нисский: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища?»

Блаженный Августин: «Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, спасительная жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим.» 

Иоанн Златоуст: «Если он умер грешником, то и в таком случае надобно… помогать ему, сколько возможно, не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями.»

Иоанн Златоуст:  «Будем оплакивать их, будем помогать им по силам, придумаем для них какое-либо пособие, хотя небольшое, однако ж могущее помочь. Как и каким образом? Сами молясь, и других убеждая молиться за них, всегда подавая за них бедным. Это доставит некоторое облегчение.»

Иоанн Златоуст:  «Есть еще, поистине, есть возможность, если хотим облегчить наказание усопшего грешника. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и не достоин сам по себе, Бог услышит нас.»

Иоанн Златоуст: «Если в этой жизни ты не все сделал для спасения твоей души, то на пороге смерти возложи этот долг на твоих родных, чтобы оказали тебе помощь, когда ты умрешь, добрыми делами, то есть милостынями и Бескровными Жертвами, которыми умилостивляется Бог. Все это очень приятно Богу.»

Афанасий Великий: «За милостыней и подаяниями нищим и убогим последует богатейшее воздаяние…..  Тот, кто делает приношение за усопшего во Христе, пускай думает и представляет своими умными очами, что свечи, елей, фимиам и прочее он приносит для умилостивления Бога вместо умершего. Делающий так не обманется в своем уповании на Божию благодать.»

 Иоанн Шанхайский: «Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – все равно, что сделать то ему самому.»

Паисий Святогорец: «Человек …может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать… усопшим перевод из одной «темницы» в другую – в лучшую, из одной «камеры» в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из «камеры» в какую-нибудь «комнату» или «квартиру».»

Паисий Святогорец: «Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако… Он не хочет дать диаволу права сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?». Однако, молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство…»

Паисий Святогорец: «Будем молиться об усопших, которые не благоугодили Богу, чтобы Бог как-то помог и им…  А если такой человек еще и жил греховно, то нам надо за него много молиться, подавать его имя на поминовение за Божественными литургиями, записывать его на сорокоусты и давать беднякам милостыню о спасении его души… Таким образом, то, что не сделал сам человек, сделаем за него мы.»

Оказав помощь просящему, мы можем обратиться к Господу со следующей молитвой:

«Господи, Иисусе Христе, прими эту помощь (милостыню, пожертвование и др.) от раба твоего (имя), который подает её моею рукой. Господи, вмени ему эту помощь (милостыню, пожертвование и др.) во облегчение его вечной участи.


Рецензии