Талисман глава 8

Так крепко мы еще никогда не спали. Ночи не хватило, чтобы выспаться. Мозг начинает успокаиваться и потихоньку расслабляться.
Мы на суше. Нет акул и прочих монстров, нет штормов.  Ничего еще выспимся. Вот решим все важные проблемы и будем больше отдыхать.
Виктор просыпается раньше всех. Набирает в раковину воды, добавляя сок пяти кокосов, лист пандана и ставит на огонь. Чай, зеленого цвета, как тархун, очень вкусный и ароматный. Запекается на углях, разрезанный на три части спелый джекфрут. На листе хлебного дерева лежат не то зеленые длинные черви, не то зеленые отварные спагетти. Несколько открытых раковин живых устриц ждут своего часа. Рядом красуются открытые черные колючие шарики с желтой начинкой. Очень приятно видеть и ощущать такую заботу.
- Вот, прошу к столу, ресторан уже открылся, - с куском парусины наперевес, вместо полотенца, как заправский официант, весело и заботливо приглашает Виктор, - что Бог послал. Все эти снадобья я насобирал после отлива. Прибрежная полоса в это время круче супермаркета.
- Зеленых червей мы тоже будем кушать? - с искренним отвращением в голосе интересуется Марина.
- Это не черви, это водоросли. Сегодня мне очень повезло. В куче бурых водорослей я нашел эти. Забыл, правда,как они называются. Мы с мамой их уже ели в ресторане, когда без тебя отдыхали на Мальдивах. Попробуйте, у них вкус икры, - отвечает Виктор. А икру черных морских ежей надо кушать, пока они живые. Так что бегом умывайтесь и за стол.
Мы с Мариной по очереди бежим к океану, умываться. Чистим зубы кусочком листа пандана. У него очень приятный запах. Правда зубы окрашиваются в зеленый цвет, но потом белеют. Зато во рту остается приятный привкус. Нас ждет королевский завтрак. Надо же, водоросли со вкусом икры, а икра со вкусом яичного желтка. Водоросли неимоверно вкусные, такие упругие, сочные и действительно напоминают красную икру.
Марина убирает со стола  разливает по стаканам душистый чай- тархун и выдает каждому по зажаренному куску джекфрута. Это невероятно вкусно.
Плод хлебного дерева переспевший и очень сладкий, похож на кусок зажаренного пирога. С чаем то, что надо.
- Ничего, мы еще мёд найдем, - мечтательно, голосом кота Матроскина произносит Виктор, - где есть лес, там есть дикие пчелы, а где пчелы, там и мёд. А там, где мед, там есть и воск для свечей. Нам не хватает освещения.
Мы молча, с наслаждением пьем сладкий зеленого цвета чай.
- Давайте распланируем сегодняшний день, - нарушает молчание Виктор, поглядывая то на меня, то на свою дочь,
- у кого какие предложения?
Предложения посыпались как когда-то мокрые скворцы на мою голову в океане.  Все были важные и нужные.
Маринка подводит итог:
- Я женщина, можно сказать, что хранительница очага, поэтому обдумав все ваши предложения, решила, - делает паузу, обводит глазами электорат и продолжает с полной серьезностью, - нам нужна крыша над головой в первую очередь, вдруг пойдет дождь, это раз, - Марина красиво загинает свой изящный пальчик и продолжает, - если пойдет дождь, то нам надо собрать пресную воду и заполнить всю  пустую тару, это два, - загинает второй пальчик, - и третье - обеспечьте меня рыбой, чтобы сделать запас, а то вы расслабились, - Марина загинает третий пальчик.
- Доченька, когда ты успела повзрослеть, - Виктор смотрит на Марину, словно видит ее впервые -  ты, малышка, становишься вылитая мама, такая же рациональная и хозяйственная. Виктор обнимает Марину и на глазах блестят слезы. У меня мелькает мысль:
- Ну надо же, всех пробивает на слезы на этом острове. Даже сильный Виктор не выдерживает.
- Да ладно, пап, мне скоро 19 и я уже взрослая, - тебе надо и с этим смириться, скоро вообще замуж выйду и уеду от тебя в Москву, - и хитро так смотрит на меня, словно спрашивает:
"правда,  Никита? "
- А что, Москва классный город, мне нравится, много возможностей,  - не ожидая подвоха, поддерживаю я Марину.
Виктор смеется, подходит и обнимает нас крепко, по отечески.
- Ладно, победил матриархат, предложения Маринкины принимаются. Ты не против, Никита? - смотрит с улыбкой на меня Виктор.
- Ага, попробуй не согласись, сразу губы надует, думаю я, а вслух говорю:
- Не против конечно. Так и поступим.
- Значит, строим шалаш, копаем бассейн для пресной воды, ловим рыбу - подытоживает Виктор, - остров подождет, Маринка права.
Я чешу лохматую голову и предполагаю :
- А может эта девчонка и права, - и неуверенно говорю, - Я что- то плохо понимаю, как мы будем строить хижину без топора.
- Никита, но ты же построил ковчег, этот шедевр кораблестроения, а перед хижиной пасуешь. Неужели ты сомневаешься?
- весело подначивает меня Марина, разбирая запасы еды, чтобы просушить на солнышке.
- А давайте не будем сильно спешить со строительством мы же не обследовали остров, - вставляет с надеждой, что Марина передумает,  Виктор, - вдруг мы найдем хижину.
- А вдруг не найдем, вернемся, а пойдет дождь и что?  Простынем, заболеем и умрем, - упрямо настаивает Марина.
- Хорошо, не ссорьтесь, - примирительно говорю я, - давайте поднимем лодку, куда не достает вода и из нее сделаем временный шалаш. У нас ведь есть пленка и парусина. Будет где спрятаться от дождя.
Хорошо, что мы не сбросили в океан остатки от ковчега, а связали их и они приплыли вместе с нами. Вот здесь они и пригодятся. Мы с Виктором беремся за строительство, а Марина с Варварой уходят в глубь острова изучать местную флору и фауну.
- Марина, доченька, ты далеко не уходи, чтобы я не волновался, не пересекай кокосовую рощу. Хорошо? - просит  Виктор уходящую дочь.
- Хорошо, папа, - оглядывается Марина и  соглашается, - я буду песни петь, чтобы ты меня слышал.
И запела, так звонко и мелодично какую-то знакомую песню на английском языке.
Работа спорится. Мы переносим лодку, благо она легкая. Мачту  отвязали еще раньше. Выбираем более менее одинаковые бревна  для каркаса будущего шалаша.
Связываем верхушки бревен попарно, буквой Х, даже не приходится делать зарубки. Мы бы не справились ножом. Хорошо, что почти во всех бревнах с ближе к краю торчат гвозди, вот за них мы закрепляем веревку. Грунт, а это крупный песок,  роется легко. Вкопать, а верней врыть, бревна просто раз плюнуть. Мы со смехом вспоминаем черепаху, представляя, как она роет гнездо для кладки.Четырех пар бревен вполне хватает.  Каркас получается устойчивый. Сверху кладем бревно мачты и связываем его с основной конструкцией. Промежутки, между бревнами закрываем досками, и тоже их привязываем, на случай сильного ветра.  Накрываем шалаш парусиной, а сверху натягиваем пленку, чтобы собирать воду из росы и тумана. Снизу плёнку чуть поднимаем и поворачиваем, чтобы сливать воду. Пленка и парусина еще остаются в запасе . Со стороны входа и противоположной стороны, вбиваем бревном в грунт бамбуковые палки и устанавливаем подпорки, для устойчивости. Шалаш готов. Отдыхаем, пьем чай, который Марина заботливо заварила. На этот раз чай с  мятой.  Возвращается Марина с охапкой разных трав и цветов, рассортированных по видам. Отдает Виктору, чтобы он определил, что можно использовать, а что нет. Пока Виктор вынюхивает и рассматривает растения, Марина ставит в другой раковине тридакны варить очищенные  и порезанные, как картошка, клубни таро в морской воде. Бросает туда траву с запахом чеснока, которую Виктор одобряет. Он утверждает все травы и цветы, что принесла Марина и говорит:
- Все, что приятно пахнет, это съедобно.
И хвалит Марину за внимательность и находчивость.
Еще Марина, в качестве эксперимента, запекает для нас кокос и пандан.
Предупреждает , что где то через два часа ужин будет готов.
Мы продолжаем дальше обустраивать наше жилище. Лодку туда заносить не стали. У нас еще остаются доски, которыми выстилаем пол, на них наваливаем листьев пандануса, сверху кладем красные сиденья, а на них три матраса. От листьев исходит чарующий, нежный аромат.
- Ничего себе вигвам,- обалдевает Маринка, - так классно у вас получается.
На матрасы сверху Марина стелит парусину, и кладет одеяла. Вход занавешиваем куском пленки. Возле входа стелим ковер из листьев пальмы.
- Надо сделать подушки, - намечает себе Марина.
Мы пошли рыть яму для сбора воды. Получилась яма размером 50 - 70 сантиметров  длиной а  шириной чуть больше полметра. Много  воды войдет.  Стелим пленку и сетуем, что нет камней, чтобы выложить дно и укрепить стены. Легла хорошо, цельным куском, еще и накрыть хватило.
Начинает темнеть. Марина зовет ужинать. Мы бежим на берег, пока не начинается прилив, купаемся и приходим к костру.
Я еще раз заглядываю в шалаш. Красота!!!! Решаем что Виктор будет спать посередине, а мы по краям.
Заносим в шалаш панцирь с вялеными продуктами. Их Марина уже проветрила. Это наш стратегический запас. Так как сегодня не было рыбалки, Марина достает одну большую вяленую дорадо и каждому по кусочку икры.
Ужин опять шикарный. Отварной таро похож на картошку, только немного сладковат. С рыбкой заходит, как надо. Печеный пандан очень вкусный и более сладкий, чем сырой. Похож на  тыкву в духовке, только со вкусом ананаса.
Печеный кокос тоже понравился. Сладкий. Прикольно. Опять объелись. Варвара прекрасно питается со стола, а днем собирает по берегу всякую живность и водоросли. Благодаря кокосам, воду мы расходуем мало. Марина очень хочет помыть голову пресной водой. Надо ждать дождь. От соленой воды волосы слипаются не только у Марины. Она их закручивает в смешную гульку.
План максимум за сегодня выполнен. Построили вигвам и резервуар для воды. Вот только рыбы не наловили. Марина мечтает, чтобы у нас был большой запас еды. На случай сезона бурь и дождей. 
Виктор успокаивает свою дочь:
- Не беспокойся, здесь не бывает большой волны, потому что они разбиваются о коралловый риф, которым окружен остров, рыбалка будет всегда.
- Папа, я не уверена, что так будет, а на пандане да хлебном дереве и таро сильно сыт не будешь, - отрезает Марина, - завтра же утром чтобы поймали мне две рыбы, которые я засолю. И рыбу на уху. Мы уже два дня на острове без жидкого. Никита мечтает об ухе.
- Да , но кто-то заставил нас  строить и копать, - шучу я.
- Да хватит вам бухтеть, давайте тогда уже спать, устали наверное, - по доброму ворчит Марина.
- Мы не совсем еще убедились, что на острове нет никого, кто мог нам навредить. По пляжу  прошли, да в глубине острова  не были.
- Виктор, давай еще эту ночь подежурим по три часа. Мы не всё знаем про остров, - предлагаю я.
- Ну хорошо, - соглашается Виктор,  - только ты первый, у меня глаза слипаются.
- Я посижу с тобой немного и пойду тоже спать, - говорит Марина, - Варвара уже спит. Она облюбовала себе местечко в лодке. Я ей сделала из водорослей и листьев гнездо.
Разговор не клеится, мы просто сидим и молчим, каждый думает о своем. Марина наверное думает о маме, которую уже не вернуть. Я тоже думаю о маме, опять посылаю ей энергетические весточки.
Я рассказываю Марине, что если думать о человеке и отправлять мысленно ему информацию, то он ее обязательно получает, может даже во сне. Рассказываю, как я маме отправляю весточки, что я живой.
Зря я завёл этот разговор, у Марины ведь мама умерла и ей некому отправлять эти посылы. Она сидит, слушает меня и тихонько плачет. А я и не замечаю. Потом встает и уходит в шалаш.
Надо завтра обязательно извиниться. Я поступил очень не корректно.
Три часа длятся долго, хочется спать. Остров издает разные звуки. Я слышу, как падают кокосы на землю, как плещется в воде рыба, как вскрикивает птица, как шумят листья, потрескивают ветки и грохаются и разбиваются о землю спелые плоды хлебного дерева.
Виктор просыпается чуть раньше времени, открывает два кокоса и подсаживается ко мне. Хорошо, что он не слышал ни наш разговор, ни как плакала Марина. Мы выпиваем по кокосу и я иду спать. Все разговоры утром. В шалаше темно, хоть глаз выколи и душно. Зато не придется укрываться. А нет, укрываться пришлось с головой, напали комары.
Несмотря ни на что я засыпаю до утра. Виктор меня не поднимает, сам додежуривает смену. Опять после отлива идет в "супермаркет" и собирает всяких вкусняшек на песке. Кипятит воду, пополам с кокосовым соком, заваривает чай с веточками и цветами.
Ставит запекать плод хлебного дерева, несколько рапанов и штук двадцать раковин гребешков.  Они от температуры открываются.
Марину будит Варвара. Я не слышу ее кряканье. Виктор сопровождает дочь к океану. Когда я просыпаюсь, они обнявшись сидят на поваленной пальме. Стол к завтраку накрыт. Я бегу, освежится в океане и мы бодрые и выспавшиеся садимся завтракать. Виктор говорит, что он подремал у костра, поэтому не разбудил меня на дежурство. Марина находится в прекрасном расположении духа, словно и не было вчерашнего разговора и слез.
После сытного завтрака отдыхаем. Я достаю рюкзаки, чтобы вытащить и просушить одежду . Марина уже давно ходит в моих шортах и майке, т.к. ее платье давно пришло в негодность. А Виктор одевает мои запасные кроссовки, потому что отдал Марине свои. Они меньше размером.  Босоножки порвались, а мамины не хочет ни в какую одевать. Меня посещает мысль, что надо хоть раз разобрать рюкзак до конца. Одежда и кроссовки  вытащены, документы лежат в боковом кармане, но рюкзак по- прежнему тяжелый. Я лезу на дно и натыкаюсь на что- то твердое. Вытаскиваю из недр рюкзака книгу, мой талисман.  Там же лежит коробочка с нитками и иголками. Опять сюрприз от мамы. От моих радостных криков просыпается Виктор и высовывается из шалаша сонная Марина. Я рассказываю им историю этой книги, бабушкиного подарка, как он стал моим талисманом.
Марина молчит, потом поднимает голову и говорит:
- Никита, а ведь книга, действительно, талисман. Может благодаря тому, что она была с тобой, мы все выжили. Теперь эта книга будет и нашим талисманом.
Дай мне ее посмотреть. Я распаковываю книгу от пленки и подаю Марине.
Она очень удивляется, прочитав название:
- Никита, а разве бабушка твоя знала, что ты попадешь на необитаемый остров?  Ты читал эту книгу?
Я опускаю вниз глаза и тихо бормочу:
- Нет, я ни разу за 10 лет ее даже не открыл, но всё время возил с собой. Похоже теперь мы ее откроем.
Марина по оглавлению находит выживание на необитаемом острове, листает и вскрикивает:
- Мы спасены! Здесь есть всё, чтобы выжить. Ай да, бабушка, ай да молодец!
Никита, а когда мы спасемся, ты меня познакомишь со своей бабушкой?
- Ну конечно познакомлю, теперь нам остается только спастись, - чуть слышно говорю я.
Марина отдает книгу отцу, берет коробочку с нитками и относит в хижину.
- Да, много полезной информации, мы ею воспользуемся, а теперь вперед, покорять неизведанные земли, - с этими словами начинает собираться в дорогу Виктор.
- Давайте сегодня никуда не пойдем, - подкупающе предлагает Марина, - давайте устроим выходной день с купанием и рыбалкой. А то мечта Никитки поесть ухи, никогда не исполнится. Кто-то грозился научить меня плавать, - Марина игриво смотрит в мою сторону.
- Отличная идея, - соглашается Виктор, - тогда я пойду часок вздремну, а вы натаскайте дров для костра побольше и соберите для чая кокосы. Потом искупаемся вместе.
Мы игнорируем замечание Виктора. Идём купаться. Марина берёт в лодке спасательный круг, который сделала сама из поплавков сетки. С криками и гиканьем мы мчимся на пляж. За нами с паническим кряканьем ковыляет Варвара. Она уже и не пытается взлетать. Крыло неправильно срослось, да и стала тяжелая от обжорства. Марина ей еще не совсем доверяет и берет с собой поводок. Одевает на утку и привязывает к колышку, который я втыкаю в песок возле воды. Теплая, чистая, лазоревого цвета вода манит в свои объятия. Купаемся в обуви, чтобы не пораниться. Марина висит внутри спасательного круга, я оттаскиваю ее на глубину и отправляю в поток воды, который быстро выбрасывает ее на берег. Мы смеемся, бесимся, брызгаемся, как дети, забыв про всё. Нам легко и весело. Нашу игру нарушает любопытная акула, а может хочет присоединиться. Откуда она вынырнула, непонятно. Да я и не следил особенно, потерял бдительность, расслабился. Назовите это как хотите. Акула решительно становится между мной и Мариной, повернувшись головой ко мне.  Марину увлекает к берегу поток, и она не видит акулу. Выходит на берег отдышаться и внезапно оборачивается. Я вижу ее  испуганное и побледневшее лицо. Что есть сил зовет на подмогу отца.  Я замираю, принимая решение. Медленно пытаюсь подплыть к потоку, это мое спасение. Резких движений сейчас делать нельзя. Акула может быстро начать атаковать. Акула двигается кругами, сокращая между нами расстояние, а я уже чувствую силу потока. Когда она, заходя на очередной круг, отдаляется от меня, я  ныряю, отталкиваюсь от дна и попадаю в струю. Поток тут же меня подхватывает и с шумом благополучно доставляет на берег. Акула теряет меня,  разворачивается и раздосадованная уплывает. Ей сегодня не везет, фортуна улыбается мне. К воде с бревном бежит Виктор. Он хотел ударить акулу по голове концом бревна с торчащими ржавыми гвоздями. Я справился сам и без крови. В этом случае акуле повезло вдвойне.
Я выхожу из воды с опущенной головой, Марина в порыве чувств подбегает ко мне, обнимает, проверяет, не укусила ли меня акула. Я виновато смотрю на Виктора.
Он долго ругается. Говорит о безответственности, о том, что нас ни на минуту нельзя оставлять одних, что мы, как малые дети и прочее. Я даже не  оправдываюсь. Марина тоже виновато молчит. Я только извинился, что из-за моей халатности могла пострадать Марина, и я бы себе этого никогда не простил.  Марина на меня не обижается, наоборот очень испугалась, когда увидела акулу. Сказала, что я вел себя мужественно. Считает меня героем.
Виктор безнадёжно делает отмашку рукой и  возвращается в лагерь за удочками, чтобы пойти на рыбалку и обеспечить нас ужином. Мы с Мариной отправляемся в другую сторону собирать кокосы и дрова для костра. По истошному, паническому кряканью понимаем, что на пляже забыли Варвару. Марина возвращается и забирает своего питомца. Густая и непроходимая полоса кустарников преграждает нам путь. Пробираемся вдоль берега, чтобы протиснуться вглубь острова. В кустах пандануса просматривается много спелых плодов. Самые спелые мы срываем,  а я отношу их в лагерь.  В кокосовой роще не так жарко, свет рассеянный, солнечные лучи почти не проникают, задерживаются в верхушках пальм.  Ветерок шевелит  кроны деревьев, а на земле душно. Мы уже привыкли к духоте острова и не обращаем внимания на то, что все время потеем.
После палящего солнца в открытом океане, так даже комфортней. Вся  земля усыпана кокосами разной спелости. На деревьях тоже отличный урожай. Вдруг с неба прилетает и приземляется между нами тяжелый круглый предмет. Испугавшись, резво отпрыгиваем в разные стороны. Предметом оказывается крупный зеленый кокос.
- Надо быть осторожными в лесу, - говорит Марина, - судя по количеству зеленых кокосов на земле, они падают и могут больно ударить по голове, - говорит и прислушивается. Недалеко снова громко падает на землю орех.
- Вот видишь, они падают, а высота то метров шесть точно, -  уверяет Марина и задирает вверх голову, чтобы посмотреть на верхушку пальмы.
Мы набираем зеленых плодов, в которых точно есть жидкость, складываем в парусину и еле уносим в лагерь. Марина берет и  старые, они легкие и пустые, чтобы попробовать сделать из них посуду. Пришлось ходить несколько раз дабы унести дрова и кокосы.
Виктору фартит на рыбалке. Две почищенные и разделанные крупные рыбы лежат и ждут Марину.
- Вот бы сделать жаровню из камней, - произносит
Марина, - но я не вижу на острове ни одного камня, что очень странно.
- Ничего странного, - говорит Виктор, - остров состоит из умерших и живых  кораллов, камням здесь взяться негде, разве что на дне, я видел что-то похожее. Надо попробовать донырнуть.
Гуляя по острову, в поисках дров, мы несколько раз наблюдали метрах в тридцати, пятидесяти от берега плавники акул. Держались они подальше от потока воды. Сегодня в воду мы уже не полезем. Надо понаблюдать, как близко эти торпеды подходят к берегу и насколько это для нас опасно.
На углях костра жарятся два плода джекфрута и несколько клубней таро, которые нам нравятся. Не картошка, конечно, но с соленой рыбой вкусно.
Также из таро можно сделать выпечку. Лепешки например. Дойдем и до них, когда найдем камень.
Пока закипала вода, прочли в книге, что молодые листья побеги таро отваривают и используют в пищу, подобно спарже. 
Вот так пополнился наш рацион еще одним овощем.
Прочитали и про пандан. Обрадовал тот факт, что основная составляющая этого фрукта — вода (в 100 г плода содержится 80 г жидкости), поэтому пандан хорошо утоляет жажду. Это то, что нам нужно. Надо научиться выжимать из него сок. А урожай пандана был отличный. Еще можно пандан запекать, как яблоко.
Варить уху в раковине тридакны  не просто. Вода долго закипает, а когда костер разгорается, вода выплескивается из раковины. Приходится доливать. Аромат ухи висит над островом, как туман. Как хочется скорей отведать это волшебное блюдо. Слюнки текут в три ручья. Аромат и вкус ухи, сваренной в раковине тридакны не забыть никогда.  Пока еда варится, Виктор время зря не теряет. Изготавливает из ракушек ложки.  Объем раковины тридакны не менее десяти литров. С половиной обьема ухи мы справляемся легко. Мякоть рыбы белая, упругая, сочная, практически без костей, даже вкусней предыдущей. Рыба из семейства ставриды более жирная и ароматная, чем окуни.
Вместо тарелок используем  раковины морского гребешка, они здесь просто огромные, но не достаточно глубокие. Приходится просить добавку несколько раз. После ужина
Марина просит отца открыть сухой кокос, чтобы сделать горшки для запекания, или что получится. В моем ножичке есть маленькая пилка. Я все время думал, для чего же она нужна. И вот, пожалуйста - для выпиливания дырки в кокосах. Снаружи Виктор снимает сухую оболочку, изнутри убирает засохшую и почерневшую мякоть и выравнивает ножиком дно. Получается горшочек, который прекрасно держит жидкость. Остальные  кокосы оказались слишком старые и не пригодные для использования. Мы их бросаем в костер. Выясняется, что это прекрасное сырье для костра. Не дает сильного пламени и дыма и долго прогорает. Этот факт тоже взяли на вооружение.
Подходит к концу плодотворный  день на острове. Остаток вечера проводим в праздных разговорах и мечтах. Ни в одной мечте не проскакивает мысль, что мы вернёмся домой и будем жить как раньше. Все разговоры и планы крутятся вокруг жизни на острове. Нам много надо сделать к сезону дождей, а времени остается мало.
Хочется улучшать жилье. Пристроить Марине отдельную комнату, сделать мебель, обустраивать свой быт, как Робинзон Крузо, но у нас вообще нет инструментов. Это и сдерживает наш пыл.
Начинается прилив. Марина уходит спать в хижину , но тут же возвращается.  Вечером душно. Ветер не сгоняет москитов и они дружно нападают на нас. Спастись от них можно только у костра. Нарезаю листьев пандана и бросаю в костер, чтобы они дымились. Дым оказывается с очень приятным запахом. Только так немного спасаемся от назойливых комаров.  Марина сразу же соображает: берет охапку тлеющих и дымящихся листьев и окуривает ими нашу хижину изнутри и уходит спать. Я возле шалаша выкапываю ямку, развожу в ней еще один костер. Когда дрова разгораются, кидаю туда сухие кокосы, а сверху кладу листья пандануса.
Получается дымовая шашка. Зато москиты исчезают. Видимо кровососущим не нравится дым. Я остаюсь с Виктором у костра. Мне неудобно идти спать с Мариной наедине. Виктор это понимает. Дежурным назначаем Виктора. За матрасами в шалаш мне не захотелось идти,  чтобы не разбудить Марину. Я нарезаю целую охапку листьев пандануса, делаю себе и Виктору мягкие лежанки, стелю сверху по куску парусины и ложусь. Сон приходит быстро, а мне остается спать всего три часа, чтобы сменить Виктора.
Только начинаю засыпать, даже сон приснился, как Виктор трогает меня за плечо со словами:
- Никита, ты ничего не слышишь? Какие-то звуки раздаются с той стороны острова, где мы встретились с черепахой.
Я прислушиваюсь, ничего кроме звука прибоя. Но вдруг четко и ясно слышу
звук, похожий на человеческую отрыжку. Я даю Виктору знак, что слышу звук. Мы настораживаемся. С воды не должно быть опасности. Акула не приплывёт сюда, они ближе 30 метров не подходят к берегу, да и звук слышится не с океана. Что же это такое? Становится неуютно и страшновато. По идее, на этом острове не должно быть никаких млекопитающих, кроме крыс. Мы не видели и не слышали ночью даже их писк. Змей и крокодилов здесь тоже нет. Если бы были собаки или свиньи, которые когда то были завезены человеком и одичали, мы бы увидели следы или что то еще. Но факт остается фактом. Некто издает громкую отрыжку. Ну а вдруг кто-то есть? А нам нечем себя защитить. Разложили еще несколько небольших костров со стороны острова, чтобы видеть, что происходит за спиной. Спалили за ночь весь запас дров и кокосов. Так мы и просидели вдвоем, пока солнечные лучи не разогнали темноту вместе с гнусом и страхом.
В эту ночь выпала роса, а мы из-за переживаний, и не заметили. Можно было собрать драгоценную влагу с крыши вигвама. Она ведь покрыта пленкой. Эта ошибка могла нам дорогого стоить. Ну что ж, запас воды , благодаря кокосам у нас есть. Вооружились двумя бамбуковыми палками, не договариваясь, встаем и двигаемся на  берег, где по нашим предположениям слышатся звуки. От укусов насекомых тело горит, особенно лицо и руки. Не обращая на это внимание, бежим, в надежде увидеть того, кто не дал нам выспаться. Обогнув мыс, четко слышим шорох и отрыжку из кустов. Останавливаемся, как вкопаные. Осторожно раздвигаем колючие длинные листья,  и тут  встречаемся с ее грустным и осуждающим взглядом. Включив задний ход, без слов ретируемся. На песке в яме сидит огромная черепаха, не меньше первой. Она наполовину закопалась в песок и откладывает яйца с открытым ртом, издавая при этом громкую отрыжку.   Очень хочется понаблюдать, но не хочется спугнуть черепаху. Довольные разгадкой странных звуков, решаем освежиться в океане, пока Марина спит. Акул нет, отлив уносит с берега мелкий, легкий мусор в виде водорослей и вездесущих полиэтиленовых бутылок. Вытаскиваем из воды штук 10, которые с крышками.  Так же собираем плавун для костра, и несколько толстых, длинных бамбуковых палок.  По берегу бегают разнокалиберные крабики, ищут куда бы спрятаться . Нас ждет новый день, который уже начался сюрпризами и открытиями.
Марине о наших ночных бдениях и утреннем открытии рассказываем перебивая дру- друга. Вместе дружно смеемся.
На завтрак доедаем уху.  Клубни таро, запечённые джекфруты с панданом оставляем на перекус.  Кусочки, оставшиеся от прошлого завтрака запечённого джекфрута засохли на солнце и превратились в сладкие сухарики. Марина сказала, что завтра надо нарезать и насушить больше сухариков.
Сегодня идем в глубь острова. Марина подготовилась. Из штанов матроса сделала отцу шорты, а оставшийся кусок приспособила под сумку  для Варвары. Проковыряла ножом дырочки, соединила две половинки, вдевая в них шнурок. Из веревки сделала длинную ручку, чтобы носить на плече. Варвара стала тяжелая, ей лень было ходить, а в сумке сидела с удовольствием, вытянув шею и покрякивая.  Выходила только возле воды, чтобы понырять.
Теперь мы каждый день начинаем с  планерки и завтрака, т.е. поедания остатков ужина, чтобы ничего не пропало. Марина, с радости, что у нас есть огонь, наготавливает больше, чем мы съедаем. Кстати , запечённый пандан очень вкусный, похож на фруктовый пудинг.  В обед пьем чай с сухарями из джекфрута. Марина их сушит постоянно, пополняет запасы. Семечки хлебного дерева тоже не пропадают даром. Высушенные на солнце, они похожи по вкусу на орехи. После ужина, за разговорами у костра, мы с удовольствием ими лакомимся.
На ужин всегда готовим горячую еду. Все время хочется ухи. Не можем ею наесться. Марина находит разные пряные травы, похожие на дикий лук и чеснок. Добавляет их в уху, улучшая ее вкус. О черепаховом супе Марина  запрещает даже думать. Сказала, что следующий раз приготовит суп с мясом лобстеров или мидий если мы их поймаем.
На прогулку в глубину острова отправляемся сразу после завтрака.
Продираемся через первый, кустарниковый ярус, проходим полосу хлебных деревьев и оказываемся в окружении кокосовых пальм. За пальмами виднеются и другие деревья, названия которых мы не знаем. Некоторые деревья очень высокие, более двадцати метров, в пазухах листьев на коротких цветоножках растут цветочки, похожие на цветки нашей яблони. Тут же располагаются коричневые круглые коробочка плоды. Виктор говорит, что если он не ошибается, то это мыльное дерево. Марина  радуется хорошей новости и рвет в сумку плоды и цветы.  В корнях одного дерева, в углублении, я замечаю крупную ракушку, похожую на рапана, только протягиваю руку, чтобы ее поднять, как ракушка вскакивает на длинные ноги и боком улепетывает, чтобы скрыться. Я от неожиданности отдергиваю руку и отскакиваю в сторону.
Виктор смеется:
- Это кокосовый краб, надо с ним аккуратно, он может клешней перекусить палец.
Краб бегает очень быстро, несмотря на то, что его вторая половина сидит спокойно в раковине. Виктор ловит беглеца, берет осторожно за раковину, прижимает свободную клешню к тельцу, чтобы не цапнул и мы его рассматриваем.
Краб очень красивого фиолетового цвета с мощными клешнями. Виктор говорит, что следующий суп сварим с мясом краба, если Марина и их не возьмет под свою защиту.
Этого отпустили. Он моментально скрывается из виду. Идем мы часа два, пейзаж практически не меняется. Нас окружают кокосовые пальмы с обильным урожаем, и деревья, среди которых узнаются хлебные и мыльные деревья.  На земле валяется много орехов, но почти все дырявые. Никаких следов других животных не
наблюдается. Множество птиц в кронах деревьев  распевают песни на разные голоса. На глаза попадаются хорошо замаскированные гнезда, где наверняка лежат яйца.  Марина находит еще два вида травы, которая растет  под кустарниками. Одна пахнет мятой с лимоном, запах другой был пряно-сладкий.
Нарываем две охапки, чтобы использовать как пряности
Идти трудней - начинается небольшой подъем.
Значит приближаемся к  центру острова. Выходим на залитую солнцем полянку и от удивления и восторга замираем, резко останавливаемся, как вкопанные! Внизу, под солнечными лучами, сверкает бирюзой, почти круглое озеро, окаймленное пляжем из белоснежного кораллового песка, такого ослепительно - белого, что пришлось прикрыть глаза. Пляж окаймляют кусты пандануса. Издалека они похожи на зеленые ресницы.  Диаметр озера  приблизительно километра два, а то и три. Слева и справа от нас берег  пологий и даже с небольшим скатом вниз. Слева в воде, угадываются пышные мангровые заросли, которые преградили нам путь во время обхода острова. Они скорей всего соединяют озеро  с океаном. Справа видим чистый, пологий песчаный склон  уходящий в лес. Наперегонки бежим на пляж. Песчаный берег лагуны постепенно спускается в прозрачную прохладную воду. Обрыв и глубина дна начинаются метров через пять - семь. Видно по цвету воды, чем глубже, тем темнее. Противоположный берег такой же высокий, как и тот, с которого мы пришли.
- Вот это чудеса, - нараспев говорит Маринка, раскинув руки в стороны и кружась от восторга - я такой красоты никогда не видела. Давайте искупаемся!
Она опускает руки в воду и брызгает на нас с Виктором.
Вода прохладная и  не такая соленая, как в океане.
Я говорю об этом вслух.
Виктор тоже пробует воду и подтверждает:
- Да, вода почти пресная и это объяснимо. У внутренней лагуны нет сообщения с океаном. Значит соленая вода не пополняет лагуну, а пресные дожди пополняют ее водой. Дождевой воды попадает больше, чем испаряется. Во время дождя, лагуна переполняется, разбавленная вода вытекает по склону на остров, процент соли в озере уменьшается. Итак каждый раз. Вот поэтому вода не соленая. А еще на левом склоне растет мангровый лес. А мангры, как вы знаете, опресняют воду.
- Вы сказали, что вода почти пресная, - не верит нам Марина и пробует воду на вкус, - вот это да, у нас есть возможность испробовать природное  мыло, кто со мной?
Марина достает из сумочки круглые орешки, мочит их в воде, трет между собой и , о чудо, все руки в густой белой пене.
- Вы как хотите, а я пока не помою голову не уйду отсюда, - категорически заявляет нам Марина.
Мы не можем ей отказать и присоединяемся. Устраиваем банный день. Мыльная пена от этих орешков такая легкая и воздушная. Я несколько раз намыливаю волосы на голове и все тело. Это очень приятно. Искупавшись, немного просыхаем и двигаемся дальше.
Противоположный берег не  выглядит пустынным. Там густо и хаотично растут деревья и кустарники. Через них просматриваются какие-то строения. Отдохнув на белом песочке, мы дружно шагаем вокруг лагуны на тот берег.
Песок чистый и белоснежный, без вкраплений колючих и острых кусочков кораллов, но с множеством  поломанных разноцветных ракушек и плоских черных камешков. Разуваемся  и босиком шлепаем по прохладному, еще не прогретому , тропическим солнцем сухому песку. На высоком берегу находится деревня. Несколько бамбуковых домиков, обелетенных лианами, выглядывают из тропических зарослей.
- Интересно, что это за строения? А вдруг там живут дикари- каннибалы?
- вкрадчиво пытается завести разговор Марина.
- Нет, там скорей всего никого нет, иначе на воде были бы лодки, движение, дети, голоса, мы бы видели дым костра. Похоже что деревня вымерла. Бояться нам нечего, - парирует Марине Виктор.
Я вообще иду молча и слушаю их разговор.
Да, это поселение, в котором давно никто не живет. Лет 40 это точно.
Согласитесь, нет зловещей зрелища, чем заброшенная деревня, даже если в ней не более восьми жилищ.
Мы обнаружили семь строений.
Три хижины стоят чуть вперед, а четыре сзади, полукругом.  У некоторых хижин полусгнившие крыши валяются на земле.
Типичные хижины для местных аборигенов. Каркас и пол приподняты на пол-метра над землей. Состоят из бамбука, а крыша – из пальмовых листьев. Из пандануса сплетены циновки, заменяющие стены. Эти циновки можно убрать, тогда жилище будет продуваться насквозь.
Те, домики, что поодаль,  более новые и имеют открытую веранду под козырьком крыши, а каркас и пол не из бамбука, а деревянный.
Вблизи хижины выглядят не такими ветхими, как нам показалось несмотря на их преклонный возраст. Мы
ускоряем свой шаг, идя по узкой тропинке, проходя мимо разросшихся
кустов и лиан; густых порослей молодых кокосовых деревьев; панданусов;
гардении, которая превратилась в занавес, почти закрывающий собой
солнце.
Между хижинами когда то был посыпан коралловый песок, но теперь в хаотическом порядке растут кустарники и деревья, сложно различить очертания крыш,
под пышным и густым покрывалом из лиан. Все постройки почти исчезли под мощным натиском тропической растительности.
Мы заглядываем в среднюю хижину, она побольше остальных по размеру и немного отличается от других своей архитектурой. Хижина  стоит прям на земле.
Подходим поближе к входному проему и прислушиваемся.
 Внутри что-то происходит. Мы напрягаемся и отходим на безопасное расстояние. Мы с Виктором вооружаемся бамбуковыми палками. Тихая возня перерастает в более четкие звуки, похожие на  хлопанье крыльев. Вдруг, прям на нас из хижины выскакивает птица, похожая на  курицу, с таким же громким кудахтаньем и хлопаньем крыльев. За ней вторая и третья. Немного погодя, с важным видом выходит петух. Не обращая на нас внимания клюет невидимые зернышки и подзывает к себе кур. Из под других хижин бегут еще четыре курицы. Сзади всех ковыляет квочка с выводком желтеньких цыплят. Это чудесно! Увиденное нас ошарашило до глубины души. На фоне разрухи существует жизнь и эта продолжается в форме этих милых комочков. Мы стоим, и молча смотрим на эту красоту. Правильно, раз есть деревня, значит есть и куры, которые чудесным образом выжили и расплодились, а может это  дикие куры. На атоловых островах они водятся. Есть же дикие гуси, дикие утки. Почему бы не быть диким курам. Куры очень красивые. Яркое оранжево- черное  оперение переливается на солнце. Петух вообще красавец, с шикарным черно- красным хвостом и острыми мощными шпорами на ногах и красным мясистым гребнем на голове. Гребень похож на корону. Еды на острове полно. На землю падают и кокосы и плоды хлебного дерева и пандан, не говоря уже о червяках и семенах различных растений. Рай для кур, по другому и не скажешь. Видимо не так много  хищников, которые бы их поедали. Немного осмелев и расслабившись, заходим в хижину. Там  темно. Когда глаза привыкают, мы видим, что  посередине комнаты возвышается  полуразрушенное громоздкое сооружение, похожее на печку с каменной трубой, уходящей через крышу вверх. Над трубой прикреплен большой  железный купол. Наверное защита от тропического ливня, чтобы не залило печку. На печке стоит большое закопченое ведро с мятыми боками, без ручки и такой же закопчённый чайник.
При входе стоит из грубо сколоченных досок длинный стол. Возле него валяются штук пятнадцать разномастных табуреток из бамбука. Видимо в общей кухне собиралась вся семья. В конце комнаты, у стены протянулась большая лавка из бамбука. Вот на ней куры и оборудовали себе гнезда. На полу и лавке лежит спресовавшийся за долгие годы слой из перьев, помета и сухой травы.
На лавке и под лавкой нашли два десятка золотистых в крапинку куриных яиц. Рядом валяются скорлупки. Видимо крысы лакомятся по ночам яйцами, а может сами куры поедают плоды своего труда. Такая находка нас радует.
Под лавкой стоят ящики , тоже сколоченные из бамбука. В них хранится посуда. Мы нашли старые,  чугунные сковородки,  аллюминиевые кастрюли разных размеров, еще один старый погнутый чайник из какого-то сплава, похожего на бронзу, два тазика из такого же материала, поварешку,  ложки и два ножа, больших и тяжелых. В темное время жилище освещалось керосиновой лампой или свечами. Возле печки стоит закопченая керосиновая лампа, остался даже небольшой запас керосина и оплывшие свечи. Свечи разбросаны везде.
Стены кухни состоят из плетеных циновок и их можно подвязать к крыше. Подвязали. Получилось здание без стен. Сразу стало светло и легче дышать. Крыша крепкая, держится на мощных бамбуковых стволах. Если навести здесь порядок, то будет вполне прилично. В хижине - кухне нашлось очень много полезных вещей. Лопата, два широких ножа, секира, пила с ручкой, топор, лом,  мотыга, молоток, ножницы. Все инструменты изношенные, ржавые и старые.   Даже обнаружился целый ящик с ржавыми гвоздями разного калибра. Радости нет предела. Теперь у нас есть предметы цивилизации, чтобы осуществить наши мечты. Рядом с кухней, стоит еще одна печка, сложенная из круглых закопченых камней и увенчанная  толстой чугунной ржавой жаровней. Видимо здесь готовилась еда, когда не было дождей.
Продолжаем продвижение вглубь деревни. Кроме дикорастущих кустарников, которые заполняют свободное пространство, за домами  растут деревья папайи, банановые пальмы, манго и какое- то неизвестное дерево - кустарник со странными желтыми многогранными плодами на поникших ветках с огромными листьями. На других ветках находятся соцветия, представляющие собой метелки с мелкими цветками. Белые и желтоватые, они источают приятный аромат.
- Друзья, посмотрите на это чудесное дерево. Это карамболь. Его плоды очень вкусные, - говорит радостно Виктор. Я сорвал плод, он воскообразный глянцевый  оранжево-желтого цвета, похожий на болгарский перец только с гранями. Плодов на дереве много.  Сидят на ветках плотненько друг к дружке.
- А знаете, карамболь живет только 40 лет, потом погибает. Видимо посажено было дерево не сорок лет назад, а меньше, раз оно прекрасно плодоносит, - рассуждает  Виктор, трога ствол дерева.
К нашей радости на всех фруктовых деревьях зреет урожай. Хорошо, что на этом острове жили люди и посадили для себя разные фруктовые деревья, которые мы обнаружили. Стеснятся не стали, тут же начали угощаться. Столько времени без фруктов.
Все плодовые деревья растут в одном месте, похожем на сад. Все заросло
сорняками и толстыми лианами. Когда-то он был огорожен, но теперь только
несколько торчащих из земли жердей, напоминавших гнилые зубы,
торчат в зарослях, украшенные порванной проволокой, остатки
которой валяются на земле.
За фруктовым садом обнаружили кладбище. Мы насчитали более сорока могил. Жители Кирибати христиане, но поклоняются и своим богам. На всех могилах стоят кресты, многие сгнили и упали. Большие, черные камни с надписями увенчивают каждую могилу.  На одной могиле, самой дальней,  увидели человеческие кости двух скелетов. Они сидели рядом, прислонившись к каменной оградке. Одежда на них сохранилась и мы определили, что это мужчина и женщина. Видимо они похоронили всех, кто умер до них, а их хоронить было некому. Да и умерли похоже в один день. От чего они умерли, неизвестно. Может от болезни, а может от старости. У каждого из нас была своя версия. Сначала мы испугались, особенно Марина, хотя скелеты в мединституте стоят в каждом кабинете. Мы пообещали этим двоим, что похороним их обязательно.
Возвоащаемся в деревню, обходим все лачуги. В каждой одно и то же. Хижины построены по типовому аборигенскому проекту, только отличаются размерами.
Передняя часть дома - это открытая веранда, где  отдыхали во время зноя. Женщины наверное выполняли домашние работы. За верандой, одна большая комната с циновками на полу. Скорей всего это спальня. В углу подвешены гамаки, связанные из толстой капроновой нитки. Они целые, несмотря на их преклонный возраст. Потом нашли еще три гамака в других домах, некоторые протертые.
Мебель состоит из низких бамбуковых скамеек, иногда невысокого столика, вокруг которого сидели, скрестив ноги. Каждое ложе защищено от насекомых пологом. Вдоль стен стоят короба для хранения мягких вещей, скорей всего одежды. Мы заглянули в некоторые, там обнаружились истлевшие остатки вперемежку с одеждой из ярких тканей.
Возвращаемся к кухне, нагруженные фруктами и только сейчас понимаем, что с нами нет Варвары. У Марины начинается паника. Она бежит на озеро и возвращается со слезами на глазах и Варварой под мышкой. Та спокойно ходила по берегу и что-то там собирала своим клювом. Увидев Марину, раскрякалась, словно ругала ее за то, что про нее забыли.  День заканчивается, а нам еще возвращаться в свой лагерь. Садимся отдохнуть перед дорожкой. Надо спешить, а то останемся без ужина.
Берем топор, секиру, ножи  лопату и гамак. Собираем в плетеную корзинку яйца,  тарелки, ложки и молча отправляемся в лагерь.
Обычно, любое событие, мы бурно обсуждаем. А сейчас идем и молчим.
Молчание нарушает Марина:
- А что если нам перейти жить в эту деревню и благоустроить лачугу.
-  Можно, домики здесь крепкие и не ветхие, - быстро и с участием отзывается Виктор, - словно ждал этого разговора.
Они молчат в ожидании моего мнения.
- А ты, Никита, как думаешь,
спрашивает Марина.
- Я считаю, что в деревне поселиться гораздо проще и безопасней.  Там есть всё. И жилье и фрукты и рыба в лагуне косяком ходит, лодку можно перетащить, она легкая. Курочки яйца несут, да и нашей Варваре не скучно будет. Дров в лесу полно. Есть одно но - не видно океан. А вдруг мимо будет проплывать судно, а мы его не увидим. Давайте не забывать, что нам надо спастись, и вернуться к нормальной жизни. Вот такое мое мнение, - уверенно и быстро выпаливаю я.
Виктор чешет затылок и говорит:
- Нам будет трудно принять решение, но мы должны это сделать.
Марина тут же предлагает:
- А давайте  сделаем четыре сигнальных костра. Один посередине деревни -  самый большой и три по сторонам острова, прям на берегу. Большой будем поддерживать всё время и кидать в него зеленые листья, чтобы шел дым. А три костра по сторонам, пусть всегда будут наготове, если вдруг увидим корабль, то зажжём со стороны корабля.
- Ну ты , дочь, даешь, - смеется Виктор,
- а как мы узнаем с какой стороны корабль?
- Да очень просто, - отвечает Марина, - будем сидеть на самом высоком дереве по очереди и наблюдать за горизонтом. Наблюдательный пункт можно оборудовать страховочными веревками.  Инструменты у нас есть.
- Какая ты умная, - замечаю я, - соглашусь, только надо лодку сюда перенести. Можно еще устраивать прогулку по берегу, остров не такой уж и большой. Если мы шли по одной стороне три часа, я засекал, то это примерно десять - двенадцать километров длина одной стороны. Один идет в одну сторону, другой в другую, третий на дереве сидит. А еще лучше, если мы будем бегать, это полезно и форму не потеряем.
В перерывах добываем еду, готовим и кушаем. Ночью спим. Похоже, что на острове мы одни и дежурства не понадобятся.
Виктор подводит итог:
- Нам надо спокойно взвесить все "за" и "против"
и принять правильное решение.
Мы быстро доходим к нашему костру. Бревна ещё тлеют. Я подбрасываю дрова, костер разгорается.
Марина интересуется:
- Что будем кушать сегодня на ужин? Я уже проголодалась после прогулки.
Я предлагаю:
- Давайте сварим яйца.
Марина возражает:
- Как мы узнаем, какие из них свежие, а какие тухлые.
Надо только разбивать и жарить.
- Всё очень просто, при встряске у тухлого яйца внутри содержимое булькает и перетекает, на просвет видно темное содержимое. А свежее яйцо в воде тонет, тухлое плавает сверху, -  охотно делится знаниями  Виктор.
Марина уходит на берег мыть посуду, я отправляюсь за кокосами, плодами хлебного дерева и плодами пандана, а Виктор за дровами.
Пока мы ходили, собирали
урожай и дрова, Марина проверила все яйца. Больше половины яиц оказались свежие. Марина сразу же взялась за приготовление ужина. Варит в кастрюле в морской воде 12 яиц, чтоб и на утро хватило. Запекает джекфрут, делает салат из морской капусты, пряных трав, кусочков сушеного кальмара, с рыбьим жиром. Какие вкусные вареные куриные яйца. К ним Марина выдала по три кусочка вяленого осьминога. Закусили бананами и легли спать в шалаше после бурных споров и дискуссий.
Сегодня ночью решили не дежурить. Нам бояться нечего.
Спокойная ночь щедро дарит нам полноценный отдых. Даже москиты не тревожат. Дует легкий ветерок, да и дым от костра сдерживает их порывы. К звукам острова привыкаем. Ночью все звуки слышатся намного четче и громче.
После долгих разговоров и споров, взвешиваем все аргументы и принимаем решение перебираться в деревню.  Прям с утра, пока не начался сезон тропических ливней.

Конец 8 главы
P.S


Рецензии