10 правил спора с критиками ислама

Данные правила основаны на моем личном опыте дискуссии с критиками ислама, а также на основе научных работ по искусству спора. Речь идет не только о критиках ислама, но и о критиках коранизма.

1. ПРОДУКТИВНЫЙ СПОР.
Прежде чем начинать спор, нужно определиться, для чего вы в него вступаете. Спор ради спора не приведет вас к истине. Часто люди вступают в личные перепалки и выплескивают друг на друга свои эмоции. Такой спор точно не даст никаких полезных плодов. Вы получите от этого лишь стресс. Цель спора – не доказать свою правоту, а найти истину.

2. СПОКОЙСТВИЕ.
Всегда будьте спокойны. Не переходите на личности. Не переходите на мат, оскорбления и угрозы. Один из подлых методов в споре, который часто используют критики ислама – это вывести вас из себя. Оппонент при этом не переходит на личности. Он будет пытаться вывести вас из себя, высмеивая ваши убеждения, атрибуты вашей веры и т.д. Не поддавайтесь на это. Это самый легкий для оппонента способ победить в споре. Если вы после этого перейдете на личность, будете оскорблять, материться и угрожать, знайте – вы проиграли. Не в споре, конечно. Но со стороны это будет выглядеть именно так. Особенно убедительно это выглядит, если вы пытаетесь доказать, что ислам – мирная религия. Но если вы будете оставаться спокойными, как бы ваш оппонент ни пытался вас задеть, это может вывести его из себя. Если он начинает переходить на личности, слишком часто использует смайлики (если это переписка), или смеется без особого повода (в голосовом чате), знайте: вы вывели его из себя своим спокойствием.

3. НЕ ПЕРЕХОДИТЕ НА ОСКОРБЛЕНИЯ.
Помните, что вы для оппонента – лицо всех коранитов/мусульман (или как еще вы себя определяете). Все что вы скажете своему оппоненту, будет восприниматься им как слова всех коранитов/мусульман. Да, среди критиков тоже могут быть те, кто оскорбляет. Но чаще они оскорбляют не вас самих, а атрибуты вашей веры/ваших убеждений. А это не одно и то же. Если они это делают, не опускайтесь до их уровня. Как я уже говорил выше, критики любят выводить из себя коранитов/мусульман/верующих. Если вы им отвечаете тем же, или хуже, – вы пойдете у них на поводу. Хуже всего, если вы сами перешли к оскорблениям. Критики используют это против вас, и даже, вполне вероятно, выложат ваше сообщение с оскорблениями на всеобщее обозрение. Если вы никого не будете оскорблять, то и к вам отношение будет соответствующее. К оскорблениям человек переходит тогда, когда ему нечего ответить. Помните об этом.

4. НЕ ПЕРЕХОДИТЕ К УГРОЗАМ.
Если вы перешли к угрозам, то вы лишний раз доказали критикам, что ислам – это религия зла. Не важно кто вы: суннит, суфий, шиит, коранит, метафорист. После ваших угроз, вы для них будете вариться в общем котле (образно говоря). Даже если вы сказали это не всерьез. Решили, так сказать, просто напугать. Но не подумали о последствиях. После таких вот выходок «просто напугать», отвечать приходится всем мусульманам в мире. Именно угрозы расправой стали одной из причин борьбы с исламом. Это позорная практика для всех мусульман, и от нее надо избавиться на корню. Они выставляют ислам не в лучшем свете.

5. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛОГИКУ.
Это очень важная часть в споре с критиками ислама. Они часто используют ее. И правильно делают. Не надо апеллировать чувствами, подсознанием, или каким-то внушением свыше. Так вас точно высмеют. Слова «Ислам еще не проник в твое сердце» звучит для критика также смешно, как, например, слова «Ты просто не веришь в единорогов!». Приводите аргументы, основанные на логике. Некоторые путают логику с понятием справедливости. Но справедливость у каждого своя.
Если вкратце, логика содержит 4 правила. Соблюдайте их:
1. Закон тождества, когда каждое слово должно быть употреблено в единственном значении на протяжении всего рассуждения. Очень актуально для тех, кто считает, что одно слово в Коране может иметь до 10-20 значений.
2. Закон противоречия – это когда два взаимоисключающих суждения не могут одновременно быть истинными. К примеру, противоречивые хадисы не могут быть одновременно достоверными.
3. Закон исключенного третьего – существует лишь два взаимоисключающих суждения, третьего не дано. Это когда есть справедливость и несправедливость. Не может быть промежуточного звена между ними. Есть Законы Бога, а есть Законы не от Бога. Не могут быть законы пророка, законы ученых, шейхов.
4. Закон достаточного основания – чтобы считаться истинным, утверждение должно быть доказано фактами. Например, как доказать, что в Коране нет убийства? Фактов несколько: 1) неверные переводы с упоминанием слова, которое переводят как «убийство»; 2) иные значения этого слова в словарях, переносный смысл; 3) противоречия в аятах в традиционных переводах с употреблением этого слова; 4) противоречие здравому смыслу при буквальном понимании этого слова; 5) противоречия с другими аятами при буквальном понимании этого слова. И в каждом случае можно приводить конкретные аяты. Их благо в Коране полно. Так что это факты, умноженные в несколько раз. Если вы приведете лишь один факт, это не будет считаться достаточным основанием.

6. ГОВОРИТЕ С ОППОНЕНТОМ НА ЕГО ЯЗЫКЕ.
Это не значит, что нужно ругаться, оскорблять и переходить на личности, если ваш оппонент так делает. Постарайтесь донести свою мысль так, чтобы оппонент вас понял. Если человек любит факты, приводите тоже факты. Если он любит цифры, приводите цифры. Если он атеист, спорьте с ним как с атеистом. И так далее. Ведите спор с оппонентом его же оружием. Лучше всего, конечно, знать, с кем вы общаетесь, каких убеждений он придерживается.

7. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА.
Когда люди ведут спор, часто бывает так, что предмет спора каждая сторона понимает по-своему. Например, слово «справедливость». Если вы коранит, то критик будет понимать это слово так, как его понимают сунниты со всеми вытекающими, когда как вы понимаете его по-другому. И отношение оппонента к вам будет соответствующее. Поэтому сразу давайте определение слову, как его понимаете вы. Даже коранит может его понимать не так, как другие кораниты. Слово «вера» может тоже пониматься по-разному. Кто-то верит потому, что ему так хочется. А кто-то верит потому, что ему Бог так велел. Пока вы не определитесь с значениями слов, вы друг друга не услышите и не поймете.

8. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «Я НЕ ЗНАЮ».
Если у вас на любой вопрос, или на любое возражение будет готов ответ, оппонент перестанет воспринимать вас всерьез. Например, «Как люди получили Коран?». Готовыми ответами будет один из следующих:
- через ангела Джибриля;
- через внушение;
- через образы в голове;
- через видения;
- с неба спустилось
и т.д. Каждый ответит то, во что он сам верит. Но если у вас нет четкого ответа из самого Корана, то вы не можете этого знать наверняка. Вы можете лишь предполагать. А предположение не стоит выдавать за истину в последней инстанции. Если вы ответите честно: «Я не знаю», ваш оппонент может проявить к вам некоторое уважение, и в дальнейшем, возможно, будет вас слушать более внимательно.

9. ПРИЗНАВАЙТЕ СВОИ ОШИБКИ.
Если вы поняли, что оказались в чем-то не правы – признайте это. Довольно часто я наблюдаю, как одна из спорящих сторон не хочет признавать свою ошибку, даже если она очевидна. Человек начинает увиливать, ходить вокруг да около, переходить на другую тему, но упорно продолжает настаивать на своем, несмотря на то, что выглядит это со стороны неубедительно. И тем самым он выставляет себя на посмешище.

10. НЕ СПОРЬТЕ С ДУРАКОМ.
Есть такая цитата из книги «Законы Мерфи» Артура Блоха: «Никогда не спорьте с дураком, люди могут не заметить разницы между вами». И я согласен с этим. Если, например, человек не настроен на продуктивный спор, и он просто вас троллит – не стоит на это тратить свое драгоценное время. К истине никто из вас точно не придет. У вас только останется от этого неприятный осадок.


Рецензии