Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич
Воевода в Пскове (1665); инициировал реформу гор. самоуправления, значительно ограничивавшую власть воеводы и передававшую земской избе право судить за все преступления, кроме уголовных и политических (первоначально одобрена Алексеем Михайловичем, но вскоре отменена).
Возглавлял посольство, заключившее Андрусовское перемирие 1667 (в 1670 О.-Н. подтвердил договор, предотвратив возвращение Киева Речи Посполитой). Глава приказов – Посольского (1667–71; считал ведомство «оком», которое должно наблюдать за «превысокой честью» и «здоровьем» государства), Малороссийского (1667–69), Владимирской, Галицкой и Новгородской четвертей (1667–71). Приверженец политики меркантилизма. Руководил составлением Новоторгового устава 1667; в том же году для укрепления русско-персидских торговых отношений заключил договор с Армянской торговой компанией о транзите шёлка-сырца из Персии в Европу через территорию Русского государства (из Астрахани в Архангельск). Выдвинул идею создания русского торгового и военного флота; способствовал строительству верфи в селе Дединово (ныне Луховицкого района Московской области) на реке Ока, где в 1667–69 был сооружён первый русский военный парусный корабль «Орёл». Покровительствовал нидерландскому купцу П. Г. Марселису (из рода Марселисов), получившему совместно с сыном Л. П. Марселисом в 1668 благодаря О.-Н. право на содержание почтовой линии Москва – Рига и организацию новой линии Москва – Вильно (начала действовать в 1669). Достиг договорённости с Крымским ханством о мире и дружбе при условии выплаты ему Русским государством ежегодной дани, а также о выкупе из крымско-татарского плена боярина В. Б. Шереметева (1670). Снят с должности главы Посольского приказа из-за разногласий по ключевым внешнеполитическим вопросам с царём Алексеем Михайловичем.
В 1672 в Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре близ г. Псков принял постриг с именем Антоний, перед смертью, возможно, схиму. Во 2-й пол. 1670-х гг. финансировал в Пскове строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и создание при ней больницы для бедных (т. н. Новой богадельни) (не сохранилась), стал устроителем монастыря во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Любятово (сохранился монастырский храм). В 1679 по указу царя Фёдора Алексеевича участвовал в русско-польских переговорах, проводившихся в Москве в связи с истечением срока Андрусовского перемирия. Скончался, по уточнённым данным, в устроенном им монастыре во имя Святителя Николая Чудотворца.
Барельефный портрет О.-Н. находился на фасаде первого здания Оружейной палаты (1809–1959). Фигура О.-Н. помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (1862; автор проекта М. О. Микешин), изображение – на памятных почтовых марках (1958, 2011; выпущены к 100-летию рус. почтовой марки и 300-летию Московского почтамта соответственно). О.-Н. установлен бюст в городе Опочка Псковской области (2014, скульптор А. В. Клыков).
Библиография
Соч.: Автобиографическая записка // Археографический ежегодник за 1964 г. М., 1965. С. 343–349; Письма Ф. И. Шереметеву // Советское славяноведение. 1968. № 2. С. 77–81.
Лит.: Галактионов И. В., Чистякова Е. В. А. Л. Ордин-Нащокин – русский дипломат XVII в. М., 1961; Копреева Т. Н. Неизвестная записка А. Л. Ордина-Нащокина о русско-польских отношениях второй половины XVII в. // Проблемы источниковедения. М., 1961. Т. 9; Галактионов И. В. Русско-польский союз: обоснование идеи А. Л. Ординым-Нащокиным накануне переговоров в Андрусове // Славянский сборник. Саратов, 1990. Вып. 4; Чистякова Е. В. Русский реформатор А. Л. Ордин-Нащокин во Пскове (1665–1669) // Чтения по истории русской культуры. М., 2000; Псков и Псковская земля – форпост российской государственности и культуры. А. Л. Ордин-Нащокин и его время. Псков, 2009; Флоря Б. Н. Русское государство и его западные соседи (1655–1661 гг.). М., 2010; он же. Внешнеполитическая программа А. Л. Ордина-Нащокина и попытки ее осуществления. М., 2013; Постников А. Б. Иноческое служение А. Л. Ордина-Нащокина и ветви его родового древа в Пскове. М., 2014; Шунков А. В. Архетипический мотив в эпистолярной традиции переходного времени: «блудный сын» в послании Алексея Михайловича к А. Л. Ордину-Нащокину // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2015. №1(59).
Свидетельство о публикации №224052500811