Под размеренный шорох метлы -15

               
                Эстеты, блин…
          Давненько шорох метлы не сподвигал  меня перенести  на лист бумаги свои размышления. Были они, по-видимому, мелковаты для этого. А тут вот явилось…
    Мои обязанности ночного охранника включают в себя, кроме периодического патрулирования и осмотра вверенной мне территории еще и наблюдение за ней с помощью камер. И заметил я такую особенность, повторяющуюся, словно ритуал, почти каждое мое дежурство: в определенное время вижу я на мониторе одних и тех же людей – мужчин разного возраста и комплекции, занимающихся одним и тем же нехитрым делом: собиранием с урн для мусора, установленных возле каждого входа, «чинариков», «бычков», «долбанов»- а если называть это более прилично, то- окурков. Причем каждый из них делает это по-разному: один – быстро и внимательно оглядываясь по сторонам- не идет ли кто, не заметили ли его за этим занятием- ему стыдно это делать, ему неудобно, его, может быть, корежит внутри от этого занятия, но – обстоятельства заставляют… И если он замечает кого-то, идущего в его сторону, то старательно пытается делать вид, что просто прогуливается…
      Другой для проформы окинет взором окрестности и старается быстро собрать найденное в специально носимый в кармане целлофановый пакетик, прикрывая место проводимого сбора своим телом, а по его напряженной спине( я чувствую эту напряженность даже глядя в камеру!) понимаешь, что и ему некомфортно делать это…
           Третий же по сторонам и не смотрит, он по-хозяйски подходит к урнам, исследует их, и не торопять, иногда даже словно выбирая окурки получше, спокойно собирает их. Волнение или смущение у него отсутствуют, и он либо до того свыкся с этим занятием и образом жизни, что они кажутся ему вполне естественными, либо он так относится к окружающим , что ему просто-напросто наплевать на всех их и ложил он с большим прибором на их представления о том, что хорошо, а что плохо. Главное ведь в жизни что? Человек.То есть я. И его ( мои) желания.
  Теперь немного про другое. Этого высокого и довольно статного мужчину я тоже часто наблюдаю в камеру. И встречаю просто на улицах. Несмотря на общую «потертость» он старается выглядеть попрезентабельней. У нас в городе открылся пункт приема и обмена вещей, и он, похоже, его завсегдатай. Вещи, пусть и немного ношенные, но приличного вида, я вижу на нем регулярно. У него, на мой взгляд, есть и вкус и понимание своего стиля.И усы с прической у него похожи на «артистические», довольно длинные волосы он зачесывает наверх. Судя по тому, что его можно увидеть на улицах и утром, и вечером, и в разгар рабочего дня он нигде не работает. Но выпить, закусить  и закурить порой хочется и ему. На моих глазах его не раз ловили на краже продуктов.  В его «джентльменский» набор входило: бутылка  дорогой водки, палка полукопченой колбасы и конфеты или шоколадка – видимо, к чаю. В моменты совершения воровства он был в состоянии изрядного подпития. У него отнимали украденное и отпускали, не сообщая в полицию.
    Как-то я спросил его, роющегося в ящике со списанными овощами:
   - У тебя что, работы нет?
Я предложил ему место сторожа на базе у своего знакомого.
  - Нет, работу трудно найти, я «откинулся» недавно.,- ответил он.
 « А я тебя наблюдаю здесь уже почти год,»- подумал я.
От работы сторожем он отказался – ждет место где-то на вахте. И после этого нашего разговора прошло больше трех месяцев. Он до сих пор ждет место. Но ему ведь надо чем-то и за что-то питаться, платить за комнату в общаге, за телефон, покупать курево. Ну и продолжать выглядеть довольно импозантно. Но, по-видимому, как-то получается у него все это иметь и без работы.
          И вишенкой на торте будет  вот это: увидел возле одного из «Магнитов» мужчину на костылях. Он не просил ничего у проходящих, перед ним не лежала кепка для сбора пожертвований. От просто стоял, неловко опираясь на костыли, и смотрел по сторонам. Я встречал его тоже на улицах города, причем он шел то опираясь на костыли, то без них совсем. Видимо, наступали в его несладкой жизни и периоды излечения, и тогда он откладывал костыли в сторонку и наслаждался просто возможностью ходить без них.
  Сердобольные люди, выходящие из дверей магазина, подавали ему то буханку хлеба, то колбасу, то бутылку воды, то Доширак. Он быстро прятал это в стоящей рядом спортивной сумке. И вот сквозь витринное толстое стекло я увидел, как он, воровато оглядевшись по сторонам, достал из кармана залоснившейся уже порядком куртки металлическую коробочку-портсигар с выведенными причудливыми вензелями названием – «Ротманс», красивую, изящную, брызнувшую на Солнце рубиновым соком инкрустированных серебряных узоров и цветов, и, уверенно открыв ее не совсем чистыми пальцами, достал из ее недр… окурок, который тут же прикурил при помощи Зиповской зажигалки. Услышав шорох открываемой мной двери, он быстро спрятал свое богатство в карман куртки. 
      Каким образом к нему попали эти недешевые вещи – загадка. Но видно было,что он бережет их и ими гордится. Интересно было бы послушать, как он описывает ощущения, когда берет инкрустированный камнями, пусть и искусственными, вензелястый портсигар в руки. Эстеты, блин…
              В заключение хочу пояснить, почему я довольно часто наблюдаю за подобными людьми и пишу о них, наших согражданах, которых большинство людей считает изгоями, никчемными бомжами и пьяницами, а их жизни не достойными описания: писать о богатых и успешных тоже надо, многие из них заслуживают и достойны того, чтобы народ «знал» о своих героях, но зачастую и жизнь их, и их поступки, и поведение таковы, что их можно назвать «понтами», а не жизнью. А о «понтах» рассказывать малоинтересно. Гораздо интереснее о жизни, о всех ее проявлениях, о пульсе в дрожащей жилке, о Солнце, отражающемся в зрачках, о прикасающемся к тебе росистым утром густом  тумане, о щекочущей липкой паутинке на щеке, о людях, разных, плохих и не очень, о поразительной обыкновенности каждого необыкновенного дня, прожитого тобой. А «понты», конечно же, тоже имеют право на существование, иначе их просто не было бы. Но писать о них мне малоинтересно.
  Увидимся обязательно.
25.05.24


Рецензии