Открытое письмо Маргарите Симонян

   21 мая сего 2024-го года я опубликовал на странице Маргариты Симонян ВКонтакте большое развёрнутое письмо, в котором указал Маргарите Симоновне на некоторые её ошибки, сделанные её во время выступления на телевидении в политических передачах. Маргарита Симоновна широко известна как очень грамотный журналист и, потому её высказывания, тем более вызвали недоумение…     Никакого ответа на своё письмо я не поучил, что весьма прискорбно...    Ответов не последовало, даже от многочисленных участников обсуждений последних новостей из мира политики. А потому я решил опубликовать свои мысли и чувства здесь…
   Чему посвящено моё письмо? Отвечу сразу: тому, что идеологическую работу нужно проводить ГРАМОТНО! С хорошим знанием ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ, а не лишь бы сказать что-нибудь конъюнктурное на потребу нашим, зачастую весьма недалёким ура-патриотам…
   Ибо в такой высокоинтеллектуальной стране как Россия, подобные ошибки НЕДОПУСТИМЫ!


   Уважаемая Маргарита Симоновна! Прошу прощения, что именно здесь публикую свои письма, обращённые к Вам, но больше не знаю, где их возможно опубликовать... Письма касаются, именно политики и пропаганды. ПИсьма могут читать все желающие и принимать участие в дискуссии. Очень надеюсь, что Вы НЕ против открытого разговора и дискуссии. Здравствуйте, уважаемая Маргарита Симоновна!
Являюсь большим поклонников Вашего таланта. Прекрасно понимаю важную роль пропагандисткой работы, но пропаганда должна строиться на точности и грамотности, особенно тогда, когда речь идёт об опоре на исторические и культурные примеры. А потому, повяльте указать Вам на некоторые весьма серьёзные ошибки в Ваших высказываниях.
   Ни в коем случае НЕ преследую цели обидеть или унизить Вас, но война идеологическая тоже бывает безжалостна и малейшие ошибки мгновенно будут использованы нашими оппонентами против нас же.
Вашему внимания я предлагаю два письма, рассматривающие Ваши рассуждения на двух передачах «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Одна передача состоялась ещё в прошлом году, а вторая пару-тройку месяцев назад. Прошу прощения, что сразу не написал Вам, но так уж сложились обстоятельства.
               
                Передача первая
В одной из прошлогодних передач «Вечер с Владимиром Соловьёвым», Вы, Маргарита Симоновна процитировали слова Марка Твена: «Мы, англосаксы – пираты, разбойники и авантюристы и мы этим гордимся!».
Цитата НЕ дословная, но смысл передан точно. И, далее, уже на основе этой цитаты Вы выстроили целую идеологическую концепцию.
Позвольте, Маргарита Симоновна, ну, во-первых, это ИХ ПРАВО – Западных людей гордиться своими предками, чему и нам – русским и россиянам тоже, желательно поучиться бы!
А во –вторых, всё дело в том, что империи создаются людьми весьма специфического, особенного психотипа или, даже будет лучше сказать культурно-психологического типа, особенного склада мировоззрения, поведения и характера – как раз, именно пиратами, разбойниками и авантюристами!
Увы, но такова уж история человечества, тут уж ничего не поделаешь. Сначала вперёд идут авантюристы – первопроходцы – с жаждой открытия новых земель в душе и с мушкетом в руках, а затем уже за ними идут учёные, чиновники, промышленники и т.д.
   Кстати, «авантэ» так и переводиться – идущий впереди или первопроходец. Слово-то какое серьёзное, сильное и вдохновляющее. Это уж потом, в русском языке оно приобрело резко отрицательную окраску, но изначально слово имело, совершенно положительное значение.
История человечества кране сложна, тяжела и противоречива…
В истории человечества святое, великое и восхитительное очень часто перемежается с греховным, преступным и отвратительным…
Как говорил Карл Маркс «…Человеческая история идёт по колено в крови…».
Грустно, ужасно, но это, действительно было так…
Да, пираты, разбойники и авантюристы, действительно внесли колоссальный вклад в дело создания всепланетных колониальных империй и в процветании Западной цивилизации, как таковой. Но всё дело в том, что во времена Великих географических открытий – как раз во времена строительства империй, путешественники – первопроходцы – авантюристы являлись и исследователями – первооткрывателями, и пиратами – ОДНОВРЕМЕННО, В ОДНОМ ЛИЦЕ! На то момент очень трудно разделить первопроходца, пирата и торговца – как правило одни сливались воедино.
   Там, где в 16, 17,18 веках стояли торговые фактории или крепости, основанные пиратами и служившие опорой для дальнейшего продвижения вглубь африканского, американских и азиатских континентов, сейчас залитые огнями огромные океанские порты, принимающие корабли со всего света…
Там, где раньше погибало на каторжных рудниках местное туземное население, сейчас выситься города и промышленные центры…
И так далее, и так далее… Так исторические драмы и трагедии, медленно, но верно превратились в центры прогресса… Такова уж история всего человечества, увы…
Но всё дело в том, что и наша Российская империя точно также создавалась не только добровольными присоединениями и приношениями присяги царю Московскому. Но границы нашей империи в значительной мере были очерчены ещё и мечом. И в нашей, русской, российской истории существовал аналог пиратов, разбойников и авантюристов, внёсших огромный вклад в дело строительства Российской империи, строительства, именно мечом!

   Аналогом пиратов в русской истории являются те, то в нашей культуре и исторической памяти остались в качестве защитников государства и веры православной, кого мы помним, как освободителей наших пленников, угнанных во вражеский полон…
Это, действительно, на самом деле наши герои – войны и первопроходцы, благодаря, которым, в значительной степени и сформировалась наша Российская империя – аналогом являются наши КАЗАКИ.
Да, да, да, уважаемая Маргарита Симоновна, не удивляйтесь, многие исследователи истории пиратства напрямую сравнивают пиратские команды и принципы организации жизни и деятельности «Берегового братства» с казацкими ватагами, возглавляемыми атаманами.
   Мы, ведь привыкли судить о казаках по Тарасу Бульбе, имеющему, кстати говоря, реальное историческое лицо в качестве своего литературного прототипа; по Ермаку Тимофеевичу – первопроходцу – авантюристу и войну, покорившему Западную Сибирь и разгромившему наголову главные силы хана Кучума – наглого, зарвавшегося вассала, который дважды изменял своей клятве – никогда не трогать Русских земель, клятве, данной им самому Ивану Грозному. Да, об этом мало кто знает, но хан Кучум был вассалом Ивана Грозного и дважды нарушал клятву неприкосновенности Русского государства, за что по всем канонам Средневекового права и должен был понести жестокое наказание… Но это отдельная тема для разговора.
О наших казаках мы также судим и По Степану Разину – защитнику обиженных и угнетённых и т.д.
   Но, каким же было казачество на самом деле??!!
   На протяжении 16 – 17 и, даже первой половины 18-го веков казачество приставляло собой огромную силу, но силу весьма разнообразную, с полукриминальными наклонностями и традициями. Это Вам подтвердит любой историк, специализирующийся по истории казачества. Казаки формировались как из профессиональных войнов, недовольных официальной службой и ушедших с неё, так и примкнувшими к ним беглыми крестьянами, холопами и т.д.
Да, действительно, казаки могли и полон отбить и освободить русских пленников из татарского или ногайского полона…
Да, могли собраться с силами и пойти войной на Крымское ханство или на ногайские орды…
   А могли и безжалостно потрошить русских же купцов на русской реке Волга…
Могли пойти войной на персидское шахство – знаменитый поход Степна Разина «за зипунами» через Каспийское море т.д. Кстати, этот поход осложнил и без того весьма непростые отношения с Персией.
Будучи предоставлены самим себе и почуяв свою нарастающую силу, казацкие ватаги ставили две основах цели - сохранение своей вольности и материальное обогащение.
«…И уносили они си собой самое ценное – бочонки с золотыми цехинами…» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Ватаги смело предлагали свои услуги самым разным правителям и одной из отличительных чет вольного качества становилось наёмничество, как бы неприятно для русского уха это ни звучало.
   С чего начинал Ермак Тимофеевич?
   Да с масштабного разбоя на Волге-матушке. Смело обирал своих же русских купцов.
   Кем значился Ермак и его сотоварищи в официальных документах Московского царства?
   Разбойником он значился! И проходило дело его по линии Разбойного приказа на Москве.
   Кем пошли Ермак и его сотоварищи на службу к купцам Строгановым?!
   Наёмниками!
   Когда казаков официальные власти зажали со всех сторон, то они вынуждены были принять предложение Строгановых и поступить к ми на службу. Да, мера вынужденная, но как показала вся история казачества, в дальнейшем, статусом наёмника казаки особенно не гнушались…
   Что сказал царь Иван Грозный казакам, когда они государю землёй Сибирской поклонились?!
   «За то, что землю Сибирскую нам подносите, за то все ваши вольности на Волге-реке прощаются!».
   То есть официальный статус казаков того времени – разбойники. Или, читай иначе – пираты! В
   Вольные пиратские команды, которым было, как правило, всё равно кого грабить – чужие суда или своих же стран, или прибрежные города… Делёж добычи…
Выкупы за пленников…
Пираты легко смещали своих капитанов и вешали их на рее…
Вольные казацкие ватаги, не любившие подчиняться никакому начальству, а только своим избранным кошевым и атаманам и могущие в любой момент снести голову своим же атаманам, если они переставали удовлетворять потребности ватаги… Делёж добычи…
   Выкупы за пленников…
   Подкуп властей на местах – особенно касаемо местных воевод в Сибири. О, это, вообще, особо интересная история! После того, как Ермак Тимофеевич со своим другим Иваном Кольцо и ватагой проложили путь за Урал, пошли по их стопам многочисленные последователи… Зачем? А затем, что «… В Сибири до царя далеко, а до Бога высоко и там всяк сам себе хозяином будет!..».
Отчётливо прослеживается явный социальный протест, аналогичный одной их главных причин формирования пиратских команд – социальная несправедливость, деспотизм властей и бедность…
   А ещё казаков манило в Сибирь богатств невиданное – и хлынули из-за Урала широкой рекой меха, которые тогда именовали мягким золотом… И которым, действительно государственная казна часто расплачивалась во время торговли с иностранными купцами.
   Свобода, дикая безудержная свобода и богатство! Вот, что вело казаков на край света!..
   И приходилось казакам отстёгивать от своей добычи местным воеводам, крепко сидевшим по острогам, щедрые проценты в виде мехов и моржовой кости, серебра да золота и т.д.
   По современным меркам самая настоящая мафиозная схема, которая была противозаконна уже тогда.
   Напомни, пишу всё это для того, чтобы показать, что у всех народов строители крупных державных проектов, всегда отличались одним и тем же, авантюристическим, складом характера, часто переходившем границы законности и дозволенного.
Как оказалось, и выяснилось, относительно недавно, у меня у самого в предках самые настоящие казаки! Не фальшивые атаманы – ряженые и девяностых годов, непонятно откуда повылезавшие, а самые настоящие боевые казаки, линия, которых уходит в далёкое прошлое… Те самые, которые кричали:
- Федька! Тащи татарина, мы с него щас выкуп пытать станем!!
- Фрол, погодь-погоди, Фролушка! Да ты откель такую дивчину знатную, черноокую да черноволосую откапал??!!
-Да я её в бою, честно, на саблю взял из гарема мирзы ихнего!
- Фролушка, друг сердешный, да ты продай мне её, Христом-Богом молю тя, продай! Вот, гляди, сто цехинов тебе за неё отсыпаю! На, держи!
- Не-а.. Мало… Дай ещё коня своего и свою саблю турецкую, что камнями усыпана, тогда девка твоей будет!
-Ох, и пьез ножа же, ты меня режешь, Фролушко! Ладно, так и быть! На, подавись, аспид злючий! А, теперь девка моя!..
Вот из тех самых казаков и мои предки… Вот такими они и были наши славные герои казаки.
   И продолжались сии вольности, вплоть до середины 18- гов ека, когда Екатерина Вторая своим указам разогнала Запорожскую Сечь, а казакам повелела всем ожениться. На, что казаки ей отвечали: «Жонатый человек для нас хуже собаки…».
И когда Екатерина,всё-таик подложила конец вольному казачеству, то что они сделали, казаки запорожские?
   Правильно! Они перешли за Дунай и осели в пределах Османской Империи и присягнули султану турецкому, злейшему врагу России на тот момент времени. И возникла Сечь Задунайская, о которой мало кто знает, вообще, только историки. И стали наши русские казаки служить верой и правдой султану турецкому…
Просуществовала новая Сечь всего нескоро десятилетии, потом казаки поссорились с султаном, и свою Сечь сами же и сожгли, и вернулись вновь в пределы Российской империи.. .
   На том и закончилась славная история вольного казачества. А вся дальнейшая история казачества, со второй половины 18-го века и до Гражданской воины – это уже история окультуренного, успокоенного служилого казачества.
   И я своими предками-казаками ГОРЖУСЬ!..
   И в завершении: «В одиночку здесь не ходят, дороги здесь очень опасны, старателей с золотом постоянно вылеживают и убивают… А нравы здесь царят буйные, каждый ночь шумные попойки, часто переходящие в драки с поножовщиной и со смертельным исходом…». Что это?!
Золотая лихорадка на Клондайке? В Австралии?
Алмазная лихорадка в Южной Родезии?
Легко можно приложить ко всем этим событиям, идеально ложиться, как уже устоявшаяся схема нравов и поведения.
   Нет, это Российская империя, Сибирь-матушка, русская река Лена и золотая лихорадка на русской реке Лене…
Всё тот же, один и тот же психотип пирата, разбойника и авантюриста…


                Передача вторая
   В одной из передач, уважаемая Маргарита Симоновна, Вы сказали следующее. Процитирую Вас не дословно, но смысл передам точно: «Вот у них там, на Западе существует, так называемая пирамида Маслоу – иерархия потребностей. И в основе лежат базовые потребности, так как их понимает Маслоу – еда, питьё, одежда, секс – то есть базовые биологические потребности. Дальше там идёт ещё много чего – потребность в самоутверждении, построение социальной карьеры и т.д.».
И далее Вы сказали, что Маслоу является одним из кумиров Западной культуры. И вся Западная литература построена с акцентом на модель Абрахама Маслоу и приводите примеры:
   Что госпожа Бавари – хитрая интриганка, которая только и ждёт своего часа, чтобы урвать свой кусок (упрощая Ваши высказывания, но смысл их, именно таков);
   что Джейн Эйр – тоже такая интриганка и т.д.
Вся Западная литература построена на том, чтобы урвать свой кусок, получше да пожирнее устроиться, занять своё место в обществе и т.д.
   В противовес Вы, Маргарита Симоновна привели в пример рассказ Куприна и ещё несколько произведений русской литературы в которых на первое место ставиться НЕ кусок хлеба и НЕ погоня за материальными благами, а ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО!
   
   Простите, уважаемая Маргарита Симоновна, но Виктор Гюго с его «Человеком, который смеётся» и «Отверженными» – это ВСЁ про ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО.
   А Бертольд Брехт с его «Мамашей Кураш» - это ВСЁ про ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО и НРАВСТВЕННУЮ ДЕГРАДАЦИЮ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ.
   А Великий Томас Манн с его «Иосифом и его братьями» - это ВСЁ про ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО и НЕИЗВЕДАННЫЕ ГЛУБИНЫ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Кстати, данный роман чрезвычайно сложен в интеллектуальном и стилистическом плане, и как оказалось, далеко не всякий, даже образованный, высокоинтеллектуальный человек осиливает его.
   А Теодор Драйзер с его знаменитой «Американской трагедией» - это ВСЁ про ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО и ЕГО КРАХ.
   А Джон Стейнбек с его «Гроздьями гнева» - это ВСЁ про ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО и его ПОПИРАНИЕ.
   А Эрнест Хемингуэй с его знаменитым «По ком звонит колокол» - это ВСЁ про
   ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО и про ТРАГЕДИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ.
   Список этот можно продолжать ещё долго, но полагаю, что приведённых примеров уже становиться ясным, что Западная литература в её лучших образцах всегда ставила во главу угла ЧЕЛОВЕКА и ВЕЛИЧИЕ ЕГО ДУХА.
Ну и в качестве апофеоза: роман «Дон Кихот» католического Западного автора Сервантеса, по словам православного Достоевского может стать ОПРАВДАНИЕМ человечеств на Страшном Суде.

                Иллюстрация из жизни моей бабушки,Елизаветы Ивановны

   …Гражданская война… Продразвёрстка… На хутор приходит отряд из города… Озлобленные, голодные, но вооружённые до зубов комсомольцы врываются в дома… на столе лежит большой пышный каравай, только что вынутый из печи… Комсомольцы сразу же накидываются на него и разрывают на части, жадно пожирая…
   А пятеро маленьких детей сидят в сторонке и плачут… Ибо теперь они остались голодными…
   ВСЯ жизнь русского крестьянства – это СХВАТКА ЗА КУСОК ХЛЕБА!!..
ВСЯ жизнь подавляющего большинства населения Российской империи – по Абрахаму Маслоу!!..
   Пирамида Маслоу действительна для всех народов, культур и цивилизаций. Да просто потому, что устройство человеческого организма одинаков у всех людей на Земле. И сначала, действительно для обеспечения, хоты бы более-менее сносной жизни человеческого существа нужны воздух, вода и еда, одежда и крыша над головой, а уже потом пошли более тонкие материи организации социальной система со всеми нравственными и культурно-психологическими аспектами.
Благодарю Вас, Маргарита Симоновна за Ваше внимание!


Рецензии