Сказка Три царства медное, серебряное и золотое, к

Одна из самых популярных русских народных сказок, записанная Афанасьевым А.Н. - это “Три царства – медное, серебряное и золотое”. Я слышал разные толкования на тему: “В чем заключен потаённый смысл данного произведения”, и одно из самых популярных объяснений, это будь-то бы про энергетические центры организма. Меня, как биолога, заинтересовало такое объяснение и я решил немного покопаться в тексте этой сказки, так ли это на самом деле. Обратившись к литературе я обнаружил по крайней мере три варианта изложения этой сказки, два варианта, где злой дух Вихрь похищает из царской семьи Настасью-царицу - мать троих сыновей (Петра-царевича, Василия-царевича и младшего Ивана-царевича) и сыновья идут вызволять мать из плена. Есть вариант, где родители просто посылают сыновей на поиски себе невест. Далее по ходу повествования во всех вариантах складывается обычная ситуация: два старших брата оказываются не способными преодолеть трудности, вставшие им на пути к чертогам злого Вихря, что похитил их родительницу, а младший преодолевает трудности. Он попадает в чужой, можно сказать потусторонний мир, подземный мир, где на его пути встречаются три царства медное, серебряное и золотое с тремя красивыми девушками принцессами. Главный герой совершает ряд подвигов, чтобы войти во дворец он успокаивает змей, прикованных на цепи, напоив их водой из колодца, но главное сражение впереди ему нужно победить злого Вихря, что похитил его матушку Настасью-царицу. Пройдя три царства, в четвертом где стоит самый прекрасный дворец, украшенный драгоценными камнями, Иван царевич находит свою мать. Мать удивляется геройству младшего сына и сразу помогает ему победить злого Вихря, она раскрывает секрет откуда он берет силы для свершения злых дел. Оказывается под полом есть две кадки с водой в одной кадке сильная вода, в другой — бессильная и Вихрь когда устаёт пьёт сильную воду, а его соперник по незнанию пьёт из соседней кадки бессильную воду и результат - Вихрь побеждает. По совету матери Иван-царевич меняет бочки местами, предварительно испив сильной воды и, став таким сильным, что весь свет мог перевернуть. Они возвращаются из погреба во дворец, тут же прилетает Вихрь и Иван-царевич вступает в битву со злым хищником, ухватившись крепко на крепко за его палицу, как ему наказывала матушка. Вихрь долго пытается всякими ухищрениями сбросить с себя соперника, но это ему не удаётся, он сильно устаёт и летит испить сильной воды, прилетел, бросится к кадке, что по правой руке поставлена, а Иван-царевич пьёт, что по левой руке. Обессилел Вихрь и тут наш герой одним ударом отрубает ему голову. Казалось бы, вот она победа, выйти на белый свет с матушкой и девушками красавицами-невестами, да жить-поживать да ещё и с хорошим приданым из трёх царств. Но не всё так просто даже в сказочной жизни, братья оказываются трусливыми и завистливыми, они убоялись, что брат их меньшой оставит их без невест, или заломит за них цену дюже неподъёмную. Вихрем у них в голове проносится мысль, что нужно перерезать все пути по которым Иван-царевич мог бы вернуться домой, и они с легкостью это делают. Младший брат остаётся один в чужом, потустороннем мире, преданный своими родными братьями. Ему нужно возвратиться домой, и  для этого опять совершить некий подвиг. Конечно же наш герой не отчаивается, а смело идёт вперед, в разных сказках эти пути различны, где-то сильный Идолище с ягой-бабой оказывают ему свою помощь и могучий орел выносит его на Русь, в других одноименных сказках Иван-царевич возвращается в родное царство с помощью Хромого да Кривого или 12 молодцев. Далее по сюжету Иван-царевич не идет сразу же к батюшке царю искать правды, а устраивается подмастерьем к башмачнику и организует так дело, что башмаки из золотого дворца Елены-прекрасной попадают к ней из рук, нового друга Ивана-царевича - башмачника. Принцесса узнаёт свои башмачки и понимает, что её суженый жив и он здесь рядом по царству ходит. Она решает подыграть ему и заодно проверить свою догадку,  просит царя, чтобы он заставил башмачника сшить платье без мерки. Царь даёт такое задание мастеру и грозит ему за невыполнение казнью на виселице. На следующий день башмачник приносит во дворец платье, Елена окончательно понимает, что Иван-царевич живой и она через башмачника передает своему спасителю просьбу, чтобы он золотой дворец на седьмой версте поставил. а чтобы башмачник с испугу не сбежал наказала ему: “А не сделаешь — велю тебя лютой смертью казнить”. На следующий день стоит на седьмой версте золотое царство, в середине золотой дворец, от золотого дворца мост на семь верст тянется, вокруг деревья чудные растут, певчие птицы на разные голоса поют и славят Елену-прекрасную. При таком раскладе ни один царь от такого тестя отказаться не сможет и братьям полное фиаско, только прощение у младшего брата просить.

     Сказка заканчивается на позитивной ноте, как водится в русском народе всё делается по милости и по любви, по сему как от Бога милость и любовь исходит ко своему творению, так и народ Божий поступает со своими ближними.

     Вернулись к царю Елена-прекрасная с Иваном-царевичем, всю правду ему рассказали. Хотел царь старших сыновей казнить, да Иван-царевич по милости и по любви упросил их простить. Выдали за Петра-царевича царевну серебряного царства, за Василия-царевича — медного. Был тут пир на весь мир! Вот и сказке конец.

     Давайте сейчас попробуем рассмотреть, могут ли соотносится три царства – медное, серебряное и золотое с внутренним устроением человека. Для начала разберем, что есть мать в биологическом и социальном понимании. Во первых это человек и человек иного рода нежели мужчина, мать - женского  рода, по всей вероятности её рождение (эмбриогенез) происходит несколько иначе нежели у мужского рода. Мать значит у неё есть дети, если она за мужем, то она замужняя женщина, связанная узами брака т.е. она становится более близким человеком к своему мужу чем его родители. В семье в подавляющем большинстве случаев жена берет фамилию мужа, аллегорически это можно описать так женщина воспринимает в себя информацию о  том роде с которым она связывает свою жизнь - это семя мужа и взращивает его в своей почве, в своём чреве т.е. в том характере в каком она была воспитана в своём роде. Для примера: в Библии, в Ветхом Завете, так описывается сотворение жены. Господь Бог ввел Адама в состояние исступления — греч. экстасис, досл. стоять вне (себя), состояние вне тела, то есть, выйти(ступить) из себя. Вероятно такое состояние близкое к состоянию клинической смерти, когда человек видит себя как бы со стороны, как сторонний наблюдатель. Бог берет одно из ребер Адама, закрывает то место плотию и делает из этого ребра для человека жену, и приводит её к человеку. Далее идет речь человека, которая подтверждает, что он со стороны видел весь процесс творения его жены. “И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]”. После сочетания в браке муж и жена становятся настолько близкими, что сливаются в одну единую плоть.

     Беря во внимание, приведенные выше рассуждения, получается, что в рассматриваемой нами сказке Вихрь уносит в свои чертоги информацию о роде, как бы похищает её у сыновей, у трёх братьев в нашем случае. По смыслу сказки царевичи пришли в такой возраст, что им пора искать для себя невест, чтобы жениться, получить наследство и жить самостоятельно. Для этого они должны были доказать, что они уже мужчины и могут пройти обряд инициации, ряд сложных испытаний, доказывающих их зрелость. Первыми уходят вызволять из плена, спасать свою мать два старших брата, когда они долго не возвращаются идет за ними младший Иван-царевич.

     Давайте сейчас немного отвлечемся и поразмышляем, что могут символизировать “Три царства – медное, серебряное и золотое” в физиологии нашего организма и в нашем духовном устроении. В книге пророка Даниила во второй главе описан огромный истукан,  как видение царя Навуходоносора во сне. Сон таков: «Огромный… истукан в чрезвычайном блеске стоял… пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Попробуем оттолкнуться от такого образа, чтобы представить “карту” предстоящего путешествия наших героев.

     В одноименных сказках сюжеты несколько различаются в крестьянском варианте, где герои не царского рода, случается так: Ивашко Запечник встречает змея о трех головах, который его приводит к большому камню и просит своротить этот камень. Ивашко справляется с заданием и под под отвороченным камнем открывается вход под землю и наш герой на релях спускается вниз. В царской сказке Иван-царевич находит пещеру в горе и с помощью железных когтей залазит на гору. Выше мы провели некую аналогию устроения истукана с устройством человеческого организма, и теперь можно представить как будет происходить путешествие нашего героя внутри человеческого тела. Попробуем вместе с Иваном-царевичем совершить такую мысленную экскурсию. Через рот попадаем в пищевод затем в желудок, здесь, примерно, как в старинном медном котле варится попавшая в него пища, далее переваренная масса попадает в кишечник, где в кровь всасываются нужные для организма питательные вещества и вода, а остальное выводится наружу. В этой же области кровь собирается от всех органов, расположенных в брюшной полости, в воротную вену печени, проходит через печень где очищается от токсинов, что поступили с пищей. В почках кровь очищается от токсинов, образовавшихся в процессе жизнедеятельности клеток организма, кровь поступает в нижнюю полую вену.
Нижняя полая вена (лат. vena cava inferior) — большая вена, которая открывается в правое предсердие и собирает венозную кровь от стенок брюшной полости, парных органов брюшной полости и нижней части тела.
Получается так, что область, расположенную ниже диафрагмы и снизу ограниченную большим и малым тазом (диафрагмой малого таза) можно сравнить с медным царством.   



     Давайте попробуем проследовать дальше по дороге нашего организма вместе с “виртуальным” Иваном-царевичем. Будем подниматься по нижней полой вене, которая входит в полость перикарда и, будучи покрыта эпикардом, впадает в правое предсердие. Далее с током крови мы попадаем в правый желудочек и из него по легочной артерии в легкие. В легких кровь обогащается кислородом и возвращается в левое предсердие из него идет в левый желудочек.

     Теперь попробуем представить, может ли этот грудной отдел организма, ограниченный по периметру ребрами, снизу диафрагмой, сверху подключичной диафрагмой соответствовать Серебряному царству, какие можно найти аналогии. Главная функция этого отдела взять кислород из внешней среды и насытить им кровь. Кислород находится в воздухе, в атмосфере, а атмосфера это такая среда которая может передавать звуковые волны, через неё хорошо проходит свет, тепло, частицы вещества имеющие такие свойства, которые нашим обонянием воспринимаются, как запах. Получается так, что мы потребляя кислород, исследуем окружающую среду через наши органы чувств и можем адекватно реагировать на изменения в ней. С нашими чувствами тесно связаны наши эмоции, мы осознаём их своим разумом и при этом чувствуем, как учащается или замедляется сердцебиение, учащается или замедляется дыхание. Эмоции изначально служили в животном мире, в котором ещё нет второй сигнальной системы, чтобы сообщить своим сородичам в племени или в стае, каково состояние окружающего среды в настоящий момент, приготовиться к бегству от хищника или к охоте. У человека передача окружающим своего эмоционального состояния преобразовалось в художественное творчество, в различные виды искусства. Появились такие эпитеты которые описывают окружающее пространство через наши эмоции, наделяют природные явления нашими человеческими чувствами, т.е. мир становится одухотворенным, незримо соединенным с нашей душой. Белый свет, серебряные струны, хрустальный звон - такие эпитеты подходят к нашему серебряному царству - это те чувства, состояние души, которые активируют нашу жизненную энергию, которая, в свою очередь, порождает наше художественное мышление и питает все виды искусства.   

     Пойдём дальше с Иваном-царевичем искать его мать царицу Настасью-золотую косу. Из сердца, из левого желудочка, мы с током крови, которая в легких обогатилась кислородом, пойдём прямой, широкой дорогой, по сонным артериям и попадаем в головной мозг. Вот здесь поистине Золотое царство, т.к. здесь расположен пункт управления всей жизнедеятельностью нашего организма, наше сознание. К этому царству хорошо подходит пословица: "Слово - серебро, молчание - золото". Долгое время головной мозг оставался “темной лошадкой” наука о его функции начала говорить чуть более ста лет назад, но и по сей день вопросов гораздо больше чем ответов, как работает эта серая субстанция. Но и здесь Иван-царевич не находит свою матушку Настасью-царицу, но как и случалось в предыдущих царствах, на помощь ему приходили царевны, они давали ему свой путеводный шарик и с его помощью наш герой находил дорогу в следующее царство. Елена Прекрасная — царевна красоты неописанной, тоже дала Ивану свой золотой шарик и с его помощью он пришел такому дворцу, что ни в сказке сказать, ни пером описать — весь украшенный жемчугом и камнями драгоценными, а у ворот шипят шестиглавые змеи, огнем палят, жаром дышат. Что за прекрасное царство такое, где в заточении у Вихря, сидит на высоком троне, в блистающем царском наряде и увенчана драгоценной короной матушка Настасья-царица.
Давайте обратимся к имени царицы, что оно означает в переводе на русский язык? Так вот имя Настасья означает «воскресшая» или же «бессмертная», что за субстанция в нашем теле которая бессмертная и воскрешает нас к жизни, в моём понимании только один вариант - это наша бессмертная душа. Где находится душа в теле человека, на этот вопрос нет единого ответа, как у ученых так и у богословов. В Ветхом Завете местообитания души тесно связывалось с кровью, Господь Бог вводит такой запрет: “...только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; (Быт.9:4-5). По всей видимости царство души это всё тело человека, поскольку жизнедеятельность каждой живой клетки организма обеспечивается током крови. Иван-царевич, дойдя до золотого царства, выспрашивает у Елены Прекрасной, не знает ли она, где найти ему свою мать, и она отвечает: “Как не знать? Она живет недалеко отсюда”. Если это не далеко, то обратный венозный ток крови от мозга приведет нас к правому предсердию, а затем в правый желудочек.      

     Царевич находит свою мать в самом дальнем углу дворца, а это означает, что наш герой обошел все комнаты и потаённые ходы этого строения, а если перенести эти странствия на наш организм, то получается, что он обошёл все уголки своего сердца, где по словам Ф. М. Достоевского: “Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Мать очень обрадовалась, когда увидела своего младшего сына, она спешит помочь и говорит: “Ну, сынок, трудно тебе будет. Великая сила у Вихря. Ну, да я тебе помогу, силы тебе прибавлю”. Как можно истолковать этот момент “помощь матери” с биологической точки зрения, наверное так:  здесь включается “матрица” на которой записана та сила рода, которая передавалась из поколения в поколение от отца через мать сыну. На этой матрице записываются, как правые дела и поступки, дающие силу роду для жизни, для его продолжения и умножения, так и грехи (Грех греч. ;;;;;;; — непопадание в цель, промах) которые снижают жизненую силу рода, и вот если род успешен и прирастает семьёй, то можно сказать, что грехи в “матрице” находятся в рецессивном состоянии. Иван-царевич по указанию матери Настасьи-царицы включает эту “матрицу” - испивает из неё правую, сильную воду, т.е. совершает выбор между плохими и хорошими делами и выбирает дела хорошие, правые, добрые, богоугодные. Мать спрашивает его: “Прибавилось в тебе силы?”
Сын отвечает: “Прибавилось, матушка. Я бы теперь весь дворец одной рукой перевернул”, т.е. в результате совершенного выбора у него появились такие силы, что он бы смог своими силами, одной рукой перевернуть весь дворец своего тела, по современным меркам мог бы стать чемпионом мира по всем видам спорта. Но видимо этого мало для борьбы с Вихрем, нужны ещё какие-то дополнительные сверх силы.  Давайте теперь разберёмся, что это за сущность такая Вихрь, какое влияние он может оказывать на природу человека.

Вихревые явления могут возникать в различных средах:
Вихрь в атмосфере это порывистое круговое движение ветра (смерч)
Вихри в океане - круговые движения океанской воды.
Вихревые токи - это петли электрического тока.
Вихрь - в славянской мифологии нечистый, опасный для людей ветер, производимый нечистой силой или являющийся её воплощением.




Получается свойство вихря - перемешивать среду в которой он находится, по сути он создаёт хаос, увеличивает беспорядок, увеличивает энтропию, системы. В “матрице” человека, где заложены основные понятия, что есть добро и что есть зло он тоже всё старается перемешать, подменить понятия, а самое ужасное сделать так, чтобы человек зло почитал за добро и слушал дьявола вместо Бога. Чтобы победить Вихря, нужно укрепить своё духовное состояние, т.е. духом своей души (в которой есть ум, чувства и воля) соединиться с Духом Божьим, силой Которого созиждется и упорядочивается живой мир.
Матушка просит сына ещё раз испить сильной воды из правой кадки, Иван-царевич исполняет её просьбу и на вопрос царицы отвечает: ”Теперь захочу — весь свет поворочу”, т.е. его духовное состояние изменилось он увидел свет в своей душе, доброе божественное начало и отделил его от тьмы и дел дьявола, а ещё в нём обрелись силы души способные управлять, открывшимся ему светом. Дальше, учит его мать, чтобы он поменял кадки местами, она рассказывает сыну, что Вихрь в бою сильную воду пьет (причем воду из “матрицы” нашего героя), оттого с ним никак не сладишь. Вернувшись из погреба во дворец, мать снова поучает своего сына и наказывает ему схватить Вихря за палицу и где бы он его по небу не носил, над морями, над горами высокими, над глубокими пропастями, чтобы держался крепко и рук не разжимал. Царевич должен схватить Вихря за его оружие и не дать ему его применить т.е. не дать смутить свой разум лукавыми мыслями. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился — и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить. Наш герой определился с истинными ценностями определился, что есть добро и что зло, и поменял приоритет ценностей. Когда Вихрь устал бороться с царевичем на телесном уровне он решил воздействовать на его разум, на те мысли и воззрения, которые вкладывались в его сознание с юных лет. Но Иван поменял с помощью матери, свои ложные левые ценности на истинные правые и когда Вихрь хотел взмутить низменные мысли в сознании своего врага, а они уже потеряли свою силу, так как царевич понял, что они несут нравственную и телесную погибель. Жар борьбы нашего героя со злым врагом тоже породил жажду испить воды живой, сильной т.е. напитаться истиной от Бога Слова. В результате борьбы Иван-царевич обретает богатырскую силу и побеждает Вихря, отсекает ему острым мечом голову, т.е. отсекает от себя все мутные, блудные, ведущие ко злу мысли. Отсекает с одного раза окончательно и навсегда, не давая врагу ни единого шанса.

     После победы над злым Вихрем Иван-царевич с матерью собрались в обратный путь, зашли сначала в Золотое царство, забрать с собой Елену-прекрасную. Елена-прекрасная, когда за ней с матерью пришёл её освободитель, покатила золотым яичком и все золотое царство в яичко запрятала. Это яичко она отдаёт Ивану-царевичу со словами: ”Ты меня от злого Вихря спас вот тебе яичко, а захочешь — будь моим суженым”. Из слов царевны понятно, что она согласна выйти замуж за своего освободителя, а если посмотреть на этот сюжет с биологической точки зрения, то открывается такая картина. Елена скатывает всё своё золотое царство в яичко т.е. всю ценную, золотую информацию накопленную её родом в яйцеклетку и отдаёт её своему спасителю, причём не связывая его свободную волю обязательствами
говоря: “... а захочешь — будь моим суженым”. Видно, что Иван сильно влюблён в Елену т.к. не видит более прекрасной девушки чем его суженная, он берёт золотое яичко и в знак верности и любви целует царевну в алые уста.
Затем они зашли за царевной серебряного царства, а потом и за царевной медного царства, можно сказать, что Иван-царевич снова обошел весь так чудесно устроенный организм, познал его и стал его разумным, и полновластным господином. Они вместе приходят к выходу, где старшие братья ждут возвращения младшего брата Ивана, вот они помогают выйти на божий свет своей матушке, радуются её спасению, а как увидели Елену Прекрасную — обмерли. Увидели двух сестер — жутко позавидовали.
Давайте посмотрим, что произошло со старшими братьями, когда перед их взором предстали спасенные царевны, в какое состояние пришли их души или, как сейчас говорят, в какое они пришли психологическое состояние.   
Они обмерли когда увидели царевну Золотого царства - царства разума, т.е. они пришли в такое состояние ступора когда их мозг перестал адекватно работать в том числе различать добро и зло. А затем, когда они увидели двух других сестёр в их душах воспылала зависть. Что такое зависть - это  грех упоминаемый последним в десяти заповедях, которые Бог дал Моисею: “Не желай до;ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего” (Второзаконие 5:6-21). Казалось бы грех зависти самый малый из десяти заповедей, но именно из-за этой кажущейся его незначительности он становится очень коварным и незаметно порабощает душу человека, приоткрывает в ней ворота для входа других более тяжких грехов. Так и случилось со старшими братьями-царевичами, давайте в деталях рассмотрим, как дьявол действует на разум человека внушая ему свои мысли.
Первым начинает диалог средний брат Василий, хотя по обычаю должен говорить первым старший брат, и как он начинает свою речь с понукания, т.е. с такого призыва к немедленному действию без рассуждения, как удар бича по лошади: “Ну, - говорит Василий-царевич и дальше продолжает, — молод-зелен наш Иванушка вперед старших братьев становиться”. Кажется всё правильно, по русской традиции не хорошо младшему вперёди старших становиться (жениться). Здесь на лицо уловка дьявола, когда под вроде бы верные понятия подкладываются ложные мысли, это как сыр в мышеловке. Старший брат Петр попадается на эту уловку, может он ещё не пришел в себя от ступора, и соглашается с предложением брата Василия забрать мать и царевен, отвезти их батюшке-царю, да и соврать ему, что своими богатырскими руками они их добыли. Отвечает Петр-царевич: “Что ж, дело ты говоришь”. Раз здесь случилось такое дело, нужно делить прибыль и Пётр начинает раздел имущества: “Елену Прекрасную я за себя возьму, царевну серебряного царства ты возьмешь, а царевну медного за генерала отдадим”. Как порешили так и сделали не стали вытаскивать брата Ивана из царства злого Вихря.

     Перед младшим царевичем встают новые трудности, погоревал он поплакал стал от скуки палицей Вихря играть, с руки на руку перекидывать и вдруг, откуда ни возьмись, выскочили Хромой да Кривой, да и говорят приказывай нам, Иван-царевич, три приказа твои выполним. Первым приказом повелел хорошенько его накормить, когда сладко поел и попил, опять дубинку с руки на руку перекинул и молвил: “Отдохнуть хочу!” Тут же кровать явилась с пуховой периной. Выспался, отдохнул царевич и в третий раз дубинку с руки на руку перекинул, явились перед ним Хромой да Кривой и только сказал он им: “Хочу быть в родном царстве-государстве!” как в тот же миг очутился Иван-царевич в своём царстве.
Что же такое удивительное произошло с младшим братом и как он сумел так быстро добраться до своего царства. Когда Иван понял, что слезами горю не поможешь, решил действовать, он взял оружие Вихря - палицу, которой он управлял царством, в свои руки и случилось то, что он овладел его царством, вернее не так, он вырвал своё царство из под власти Вихря и хотя сила и власть царевича была ещё хромой да кривой, но она смогла вернуть его на родину, получить силу своего рода, т.е. полностью овладеть своим телом, а главное теми ценностями которые от выше дают жизнь в этом мире. Данный сюжет не нужно понимать, что некие товарищи Хромой да Кривой на каком-то чудесном транспорте перенесли Ивана-царевича в одну минуту из далекого чужого царства в своё родное к отцу-царю, нет это опять аллегория. Это его царство - его тело с его душой, изначально оно было в плену в рабстве у Вихря и когда царевич победил своего врага, он освободил своё царство, а когда его предали и он остался один на один в своём царстве, на него легла вся ответственность за управление всем хозяйством. Он взял оружие которым Вихрь управлял, вернее разорял царство человека, и приступил к работе, и оказался прямо посреди базара.

     Далее события развиваются примерно так же, как в истории с Иосифом и его братьями, что описана в Ветхом Завете. Иван-царевич благодаря своим качествам, приобретенным в борьбе с Вихрем стал успешным человеком в своём царстве, к тому же в нем горит любовь к своей невесте и он действует чтобы восстановить справедливость и вернуть себе свою суженую.   Елена-прекрасная тоже любит своего спасителя, верит что он за ней вернётся, а когда узнаёт что он рядом, просит построить дворец на море на седьмой версте. По сути здесь через такую аллегорию показано совместное строительство своего дворца, Иван-царевич здесь выступает как внешний видимый строитель он пошёл на море на седьмую версту, как повелела царевна, покатил золотое яичко и построил дворец, а все внутреннее устроение этого дворца созидалось его невестой Еленой-прекрасной.
Вот, пройдя через такие нелегкие испытания, родилась крепкая семья, способная в жизни преодолеть любые трудности и дать жизнь и вырастить здоровое потомство, прославляя и хваля своего Бога, Творца всего сущего.
Что стало остальными братьями? Выдали за старшего Петра-царевича царевну серебряного царства, за середнего Василия-царевича — медного. Давайте поразмышляем, почему именно так распределились пары женихов и невест.
По всей видимости характер невест прямо отражает характер и целеустремленность их женихов. Каким поступком охарактеризовал себя Василий-царевич? Он обманом склонил старшего брата оклеветать перед царем-отцом его младшего сына, отобрать у Ивана его невесту, а что означают такие поступки? Это чисто животные инстинкты, лишённые высшего разумения и связи с заповедями Бога. Раз Василий-царевич поступил, как животное не включая, данный ему свыше, разум он и оказался достоин царевны из медного царства, которое у нас по физиологии организма пришлось на живот, на пищеварительную систему.

     Старшему брату Петру досталась царевна серебряного царства, а здесь по каким качествам жениха получился такой расклад? Петр, видимо, достаточно эмоциональный человек, его действия больше руководствуются чувствами, эмоциями, настроением. Он больше видит внешнюю красоту окружающего мира, это выражается тем, что самую, внешне красивую царевну забирает себе, а самую не привлекательную вообще хочет убрать из семейного круга, но опять же для себя с выгодой, отдать не абы кому, а генералу, чтобы генерал был у него всю жизнь в долгу за такой подарок.

     Что у нас получается с младшим братом Иваном-царевичем? Он в семье самый младший и по видимому физически самый слабый царь-отец его по началу и отпускать из дома не хочет. Но, как сказал Господь Бог “Ибо сила Моя совершается в немощи” - это по толкованию Иоанна Златоустого: “То есть, когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями, когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей, когда вы, связываемые, обращаете в бегство связывающих”. Иван-царевич доходит до золотого царства - царства разума, находит свою мать во дворце Вихря, побеждает злого хищника тем, что познаёт истинного Бога, который упорядочивает его мысли и знания, даёт ему силу. В результате своего боевого похода и битвы с Вихрем Иван-царевич обретает самое главное богатство он находит своего Бога Творца, становится Ему сыном и строит своё золотое царство, поэтому ему по завоёванному праву достаётся в невесты Елена-прекрасная.

     Вот такая русская сказка, насыщенная бесконечной народной мудростью, говорится в ней про энергетические центры в человеческом организме? Косвенно да, но самая главная мысль в этой сказке, это на что должен направлять все свои усилия человек, чтобы войти в желанное Золотое царство, а для нас православных христиан в царство Господа Иисуса Христа в Его обители. Бескомпромиссная борьба со злом в своём сердце и стать детьми Божиими - вот главная мысль этой сказки.   

Был тут пир на весь мир! Вот и сказке конец.


Рецензии