Todеstrieb

Когда-то мне было важно бороться с так называемым "злом". Я неистово сражался с несправедливостями всех видов и мастей, путешествовал по дальним странам в поисках тех, кому нужна помощь, отдавал последнее нищим и обездоленным, боролся с безжалостными чудовищами внутри человеческих душ, влюблялся в красоту и побеждал неблагополучие, снова и снова даря людям сияющую надежду, разгоняющую все беды. Я был счастлив, ведь, как мне казалось, никого нет сильнее меня, никого, кто был бы так же преисполнен добра и желания нести в мир гармонию. И вот, однажды, в отчаянии от работы с неизлечимо больными детьми, я решил бросить вызов самой смерти. Я стоял на балконе своего дома и, глядя в пустоту черноты ночи, позвал её. Слезы на моих глазах, казалось, застилали разум.

Я не ожидал, что она явится. Смерть медленно приблизилась ко мне. Полная потустороннего сияния, она, такая завораживающая и одновременно безобразная, смотрела на меня и чего-то ждала. В тот миг я вдруг осознал, что именно это существо является самым жутким на всём свете, причиной болезней и лжи, зла, отчаяния... Она была тьмой, поглощающей свет, за которой нет ничего, кроме пустоты и парадоксов, выворачивающих мышление наизнанку, визгом нарушенной музыкальной гармонии, скрипом поломанного механизма, воем отчаявшейся матери, но при этом - воплощением всех известных земле совершенств.

- Кто ты? - спросил я ее.
- Все эти годы я была твоим другом. Разве ты меня не узнаешь?
- Никогда я не буду называть тебя другом! Ты - самое худшее, что только есть на земле, ты - мрак, с которым я сражаюсь столько лет и дней. Горести детей, матерей, стариков, мужчин - всё ты, ты и твоя кошмарная работа. Как бы я хотел, чтобы ты навсегда исчезла! Как хотел бы я победить тебя! И я бы сделал это сейчас, если бы знал, как...
- Ты горд и глуп, человек. Но раз ты так этого хочешь, я оставлю тебя. Перед тем, как уйти, я тебе кое-что покажу.

Необычайный вихрь подхватил меня и унес прочь, в сторону светящихся  от солнца гор на горизонте. Я видел, как от меня удаляется дом, в котором я прожил многие десятилетия, становится крошечным, маленьким, совершенно незаметным на фоне других, таких же незначительных. Облака, в которых мы совершали свой путь, а напоминали дымку, сияющую разными цветами, реки под нами искрились серебром, города казались ненастоящими. То тут, то там мимо нас пролетали призраки. Они недоверчиво смотрели на меня, а затем, увидев смерть, ускоряли свой полёт в неизвестность.

- Кто это?
- Это те, кто недавно умерли. Они прожили достойную жизнь, поэтому их ничто не задерживает на земле, они могут отправиться в путешествие дальше, минуя стражей ворот солнца.
- Что это за ворота?
- Они ведут в другие миры, мой дорогой друг. Для них не существует слов на земле, но каждая душа должна там оказаться после земной жизни.

Внезапно я и смерть очутились у хлипкой деревянной хижины на опушке леса. Перед дверями стоял гроб. В нем лежало чье-то холодное тело.

- Как ты думаешь, он был хорошим человеком? Добрым или злым? - спросила смерть, указывая на труп. Она важно прохаживалась рядом с хижиной и была невероятно горда, но почему - не говорила, лишь смотрела на меня, и её лицо было полно неописуемого торжества.
- Не мне судить.
- Верно. Но человечество его высоко оценило. Он считался гением на земле, правда не на небе. Его главной ошибкой было то, что он в своих книгах высмеивал благородные, высокие порывы человеческой души, показывая тщетность любых усилий. Он боялся смерти, которую часто приносят талант и непохожесть, любил комфорт и спокойствие, и поэтому прославлял пошлость. Смаковал её, наслаждался своими работами, высвечивал и разукрашивал ей всё, что не мог понять. Примитивность - сознательный выбор человека, на который он сподвиг слишком многих. Его сердце, некогда такое сияющее, стало избалованным и черствым к чужим страданиям, его произведения стали колючими и язвительными, а сам он - изуродованным любовью к богатствам. У него был совершенно иной дар. Он должен был вдохновлять людей на созидание прекрасного, открытия, новые исследования...
- Значит, нельзя использовать свой талант во зло?
- Ни в коем случае.
- И это твое убеждение? Как странно, ведь ты - смерть.
- Я в этом уверена и, по крайней мере, точно никогда не одобряла подобный выбор. Я - та, из-за которой люди на самом деле и становятся творцами, ибо я помогаю им становиться лучше. Я знаю точно: он не сможет совершить своё путешествие дальше до тех пор, пока существуют на земле последствия страданий, которые он причинил. Познакомлю-ка я тебя кое с кем. Уверен, вы уже не раз встречались в прошлом.

Только было гостья серой тенью покинула меня, как вдруг что-то постучало в окно. А потом снова, с еще большей силой, и так яростно, словно это град, буря, огромный медведь, ворон и ветер вместе взятые! По всему моему телу прошла дрожь.

- Что это? Кто это?!
- О, дорогой, это я, Я! Только посмотри, как я красива!

Прекрасная женщина неожиданно появилась передо мной. От странного ужаса, испытываемого мной от наслаждения её обликом, я закричал. Затем, придя в себя, спросил:

- Зачем ты пришла ко мне? Стоит ли мне помолиться за тебя, ведь, кажется, я узнаю, кто ты, о тебе многое написано в древних книгах, сегодня никогда не издаваемых...
- Думаю, что не стоит. Ведь Я не раскаиваюсь и никогда не буду раскаиваться в том, что когда-то совершила. Впрочем, это ваш удел - каяться и грешить, молиться и снова совершать одни и те же глупости. Если бы ты знал, как смешно видеть, как вы сначала на исповеди рассказываете о том, что готовы исправиться, а затем, только лишь сделав несколько шагов в сторону, начинаете совершать те же самые ошибки, и даже еще большие, губящие не только вас, но и других. Если бы вы раскаивались, не было бы на земле никаких горестей! Мне кажется, Я гораздо честнее в своем давнем выборе. Однако знаешь, ради тебя Я сделаю кое-что. Наверное, Я постараюсь не получать такого безмерного удовольствия от слез больной девочки, что живет рядом с тобой. Ты знаешь её. Ещё бы! Она постоянно так горько плачет, ведь у неё очень жестокие родители и судьба. Если бы её мама и папа перестали к ней так зло относиться, изменились бы сами, возможно, она бы поправилась... Но мне приятно то, что происходит именно сейчас. Нравится, что она страдает. И Я бы, если бы могла, сделала так, чтобы как можно больше детей мучилось, ведь их слезы питают меня, а плач делает сильнее. Многие из вас никогда на самом деле не меняются, как и Я! Я считаю, что вы не способны на веру, и молитвы ваши - лицемерное мгновение, ведь вы способны на неё только тогда, когда вам что-то нужно... Помни: Я та, что никогда не раскаивается, та, что губит детей, и никогда я не буду искренне радоваться счастью этих малюток, и мне не нужно ничего ни от этого мира, ни от Неба, ни от вас! Из-за Меня ты обратился к одной из властительниц тьмы, к смерти. Ты так развеселил нас, что мы не могли не посетить тебя. Хотели познакомиться поближе, ведь ты чертовски нелеп в своих незрелых желаниях.
- Что же глупого в том, что я сделал?
- Ты скоро всё поймёшь. А сейчас кое-кто еще хочет с тобой поговорить. Смотри же внимательно! Смотри!

И тогда что-то бесформенное, огненное как вдруг зашевелилось в комнате.

- Ну, здравствуй, брат.

Огромное и грязное чудовище как вдруг шагнуло в центр комнаты. Мне казалось, что я потерял дар речи. Жуткие глаза существа глядели на меня, в самую душу и, казалось, видели в ней всё. Кроме глаз больше ничего и не запоминалось. Только они. Этот зеленый обжигающий взгляд гипнотизировал, но, в то же время, неимоверно пугал, заставляя трястись словно осенний лист. От него хотелось скрыться, убежать, спрятаться, ведь он был всевидящим злом, устремляющим своё острие в людские слабости.

- Я знаю тебя, мы не раз встречались, но ты не замечал меня, ведь ты всегда был влюблен в себя и свою хорошесть. Я чувствую людей, понимаю все чаяния и мысли земных существ, я предвижу события, но не могу ничего изменить, в этом - горе моё, порождающее ненависть к людям. Я рассказываю о том, что смог углядеть в будущем, другим духам. Добрые стараются помочь, злые - навредить. Могу предсказать кое-что: тебе повезет с браком. Вы будете счастливы жить друг с другом, купаясь в роскоши и любви, страсти и нежности. Каждый день будет озарен светом и надеждой. Ваши дети будут умны, добры, веселы.
- А потом?
- А потом ты будешь горько горевать из-за своей удачи.

Таинственные гости покинули меня, и я оказался как вдруг в своем собственном доме, там, где и началось путешествие: на балконе из черного гранита, обвитом виноградными лозами, украшенном розами. Легкий ветер слегка шевелил мои русые волосы, касался кожи лица. Только что мне удалось поговорить с силами, ответственными за горести земли. Наверное, это был лишь сон, я задремал и увидел что-то странное, навеянное прочитанным или услышанным на улице... Да, всё было именно так. И ведь действительно хорошо, ведь как только возможна дуэль со смертью? Через какое-то время я уже начал забывать о произошедшем, но у судьбы были другие планы.

Смерть приняла мой вызов, правда решила ответить на него по-своему. Как и предсказывало чудовище, я действительно создал замечательную семью, но случилось страшное горе. Сначала умерла жена, а затем - и дети. Всему виной была болезнь, которая унесла жизни тысяч и тысяч на земле. Человечество мучилось с ней многие десятилетия, но она так и осталась неизлечимой. Среди людей не нашлось тех, кто могли бы создать лекарство, так как они слишком увлеклись собой. Больше не было на планете гениев, которые бы созидали что-либо ради помощи другим, университеты превратились в ярмарку тщеславия и порока, академии - в источник прибыли, вместо библиотек и школ в городах то тут, то там высились торговые центры и пузатые, лоснящиеся прибылью рестораны. Хорошесть, к которой мы так привыкли, на деле оказалась лишь ширмой, скрывающей алчность немногих корпораций. Каждый вечер я ходил к берегу моря, смотрел вдаль и вспоминал о своём счастье, которое ушло от меня по вине упадка мира, который я теперь так ненавидел. Дуэль со смертью началась, но победа была не на моей стороне.

Через какое-то время последовал второй удар. От горя и слёз тело перестало меня слушаться. Руки стали неуклюжими, а ноги отказывались повиноваться. Никто из врачей не мог мне помочь, ни один священник. Постепенно я перестал быть способным творить, запоминать новое, а затем мои мышцы начали постоянно болеть - их словно охватывал огонь, страшный жар, и кости постоянно ныли, словно их пропускали через какую-то адскую дробилку. Организм медленно пожирал сам себя, кровь лилась из моих рта и носа, я задыхался, по всему телу шли судороги, живот отказывался принимать пищу, а зрение постепенно начало пропадать. Я знал, что умру, но когда? Что я мог изменить? Одинокий, я начал молить небеса послать мне смерть, но тут вдруг вспомнил, что давно в ссоре с ней, и впал в отчаяние. "Она не придет ко мне, и я буду вечно страдать... так вот, о чем так зло предупреждала меня она тогда! Как же я был горд и глуп, как легко меня провели, как показали моё ничтожество!"

В который раз я простер свои руки к небесам, умоляя силы света помочь мне, но не получал ответ. Листья на вечнозеленых деревьях шумели, а ветер все так же ласкал лицо, успокаивая, даря надежду. Но вдруг я понял, что нужно сделать. Я раскаялся в своей гордыне и тут же почувствовал невероятное облегчение. Тело мое исцелилось, дух успокоился. Я снова ощутил себя всемогущим воином, готовым протянуть руку страждущему, больному, рассмеяться в лицо мрачным силам этого мира, обретя смысл.

- Дано ли мне познать добро и зло, его истоки и причины? Кто я? Всего лишь малая часть большого замысла, неспособная ни на что, кроме борьбы с собственной судьбой. Как высокомерно было мне презирать то, что извечно живет рядом с людьми, помогая созиданию, делающее живых существ сильнее, но, в то же время, разрушающее их. Дух наш станет могущественным через боли и болезни, душа окрепнет и умчится после смерти в иные миры, а тело останется здесь и будет заботливо сокрыто в земной обители. Кто я, чтобы нарушать этот размеренный ход явлений, вмешиваться в планы неба? Какая гордыня - мечтать человеку победить смерть, когда сама смерть, муки, страдания являются преобразующим благом для каждого из нас - и малого, и великого, и бедного, и богатого... Как бы я хотел, чтобы смерть пришла ко мне, и мы, как старые друзья, ушли бы вперёд, в вечность.

В ту же минуту я познал величайшее счастье и умер с улыбкой на лице.


Рецензии