Пределы трансмутации

Красота северного города Цанд завораживала путешественников. Солнечное, полное разноцветных медуз море, прибрежная полоса, напоминающая радужную рыбью чешую, озаренные свечами барочные дворцы времен Третьего бархатного похода, острова-подводные лодки на горизонте и бесконечные фейерверки по ночам... Изо дня в день Цанд праздновал жизнь, он наслаждался каждым её мгновением. В это невозможно было не влюбиться. Воздух был напоен ароматами цветов, сладких специй, духов из инопланетных нектаров, кристаллических эссенций. Почти везде звучала музыка. Чаще всего, это были мелодии, исполненные на рино, струнно-духовом инструменте, изобретенном несколько сотен лет назад на соседнем берегу реки Диц: пронзительные, щемяще-нежные, еле-слышные. Дикие обезьяны гуляли по улицам и выпрашивали у прохожих золотые монеты, яркие тропические птицы с шумом пролетали мимо окон, расцвечивая крыльями-веерами узкие каменные лабиринты Цанд, лавочники зазывали покупателей басистыми голосами, а шарманщики показывали всем желающим истории звездных путешествий по галактике Вега. Это был город счастливых людей, владения победившего милосердия, полного оживших героев, благородства и вдохновения. Столица поэзии.

Мы вернулись в Цанд после нескольких земных лет странствий в космосе. Все это время мы тщетно искали другие цивилизации. В нашем мире для таких исследований не нужны были космические корабли, скафандры: всё начиналось и заканчивалось в главном зале Большого Храма, куда каждый будущий путешественник направлялся после длительной подготовки в монастырях, библиотеках, тренировочных залах Академий. "Сначала развивайте дух, затем, достигнув результата, научитесь забывать о теле. Пусть воля станет вашей новой плотью, а душа - дыханием" - твердили нам наставники. Обучение было изнурительным, а итог один: мы научались отправляться в межпланетные путешествия. Тела исследователей покоились на каменных плитах, а их разум устремлялся к далеким мирам. Для перемещений не нужны были математические расчеты, топливо - единственным необходимым ресурсом была сила воображения. Мы получали задание, закрывали глаза, настраивались на нужный лад - и вот, каждая частица тела постепенно становилась как будто невесомой. Голова кружилась, мы словно куда-то проваливались. Вдруг - толчок, удар, и наш дух взмывал над городом, устремляясь в кромешно черное небо. Счастье и эйфория переполняли все наше существо: вот она, свобода. Можно было лететь к облакам, отправляться на вершины непокоренных горных пиков, общаться с существами из других временных реальностей, разговаривать с умершими гениями, сражаться с великанами, незаметными для тех, кто ходит по земле, а также отправляться в дальние страны, исследовать глубочайшие впадины мировых океанов... Время растягивалось и сжималось по нашему усмотрению, так за один земной день мы могли провести сто звездных лет в изучении окружающего мира, космоса. Это была достойная награда за каждодневные упражнения на протяжении многих десятилетий. Старики на Земле, там, во внематериальном мире, мы были всегда молоды и здоровы. Как будто и не было ничего плохого - только хорошее запечатлевалось в вечности, все остальное же исчезало, оставалось там, на планете, под властью непреодолимого для многих земного притяжения.

    Мальчик в одежде младшего ученика Культа подбежал к Магнусу.
    - Вас зовет к себе Архонт. Это срочно.

Пришлось возвращаться обратно в Храм. Мы так и не успели погулять по городу, сходить в ресторан, встретиться с друзьями. Что же, видимо, удастся в следующий раз. Звание межпланетного путешественника позволяло жить на полном обеспечении Империи, иметь репутацию величайшего мудреца из всех живущих. Нас было, на самом деле, не так много - от силы пятнадцать человек за всю историю человечества. Нами гордились. Нас уважали и ценили. Это было приятно. И пусть нам осталось прожить здесь максимум лет тридцать, а потом умереть от старости или болезней, то, что мы узнавали о мире, чему научались за жизнь, несомненно, стоило жертв, на которые приходилось идти каждому.

    - Архонт?
    - Магнус! Рад встрече.

Классические интерьеры залов сегодня казались холодными и нелюдимыми. Предстоял грустный разговор. Это чувствовалось по напряженности служительниц Культа, было заметно по складкам морщин на лице Архонта, которые сегодня почему-то казались особенно глубокими, а также хаосу на его рабочем столе, на котором были перемешаны карты, стояли тарелки с остатками еды, измерительные приборы, лежали раскрытые конверты.

    - Мне нужно кое-что тебе показать. Это касается ваших воспоминаний о путешествии в галактику Вега.
    - Появилась новая информация?
    - Да. Смотри.

Архонт включил голографический экран, увеличил изображение. Магнус воскликнул:
    - Так вот оно что...
    - Да. Именно. У планеты D-3X есть материя Тау. Та самая, которую мы искали многие годы. Цель путешествий... Понимаешь, о чем я?
    - Необходимо дополнительное исследование?
    - Верно. По соображениям ученых Ордена, наличие материи Тау - признак того, что там есть органика, жизнь. Наша планета развилась в достаточной мере для того, чтобы контактировать с другими видами. Нам чужды войны, вражда. Эволюционно мы достигли совершенства. Нас ничего не пугает, мы имеем идеальное оружие... это если данный вид агрессивен, сам понимаешь. Но даже если и так - он не сможет нас обнаружить, так как мы путешествуем на внетелесном уровне.
    - Когда начало?
    - Через неделю. А пока... постарайся, пожалуйста, хорошенько отдохнуть. Есть важный момент: ты отправишься туда один. У нас не так много исследователей высокого уровня, чтобы позволять им рисковать. Кроме того, одному человеку всегда проще вернуться из звездных странствий, чем нескольким. Это если там будут ловушки, непредвиденные ситуации...
    - Будет проводиться дополнительная подготовка?
    - Нет. Думаю, что нет. Инструктаж перед путешествием, как обычно, а так - нет. Ты уже знаешь больше, чем все мы вместе взятые! Нет никого, кто был бы лучше подготовлен. Иди и думай о своей важной миссии. Наслаждайся красотой Цанд!  Говори с этими красивыми людьми. Помни: скоро это всё останется позади, и никто не знает, сможешь ты вернуться обратно или нет. Ступай же!

Магнус поблагодарил Архонта и, слегка поклонившись, направился к выходу.

На улице сияло солнце. Как же оно было красиво! Его лучи казались радужными за органзой, украшавшей вершины крыш домов. Люди хотели быть похожими на окружавшую их природу - носили одежду, напоминающую растения города, любили цвета, похожие на то, что уже было представлено в ландшафте. Они были вторым воплощением родного края, только одухотворенным, способным преображать мир или, наоборот, делать его хуже.

Неделя прошла незаметно. Она была полна счастья, радости, неописуемого восторга общения с приятнейшими и умнейшими людьми столицы. Звенела музыка, вино лилось рекой, горожане пели песни, и Магнус рассказывал ученикам о своих странствиях, тайнах природы, всём, что он знал, что составляло книгу Земли.

    - Пора, Магнус.

Мужчина в зеленой мантии повёл путешественника за собой. Барабаны гремели все громче, цветы падали к его ногам. Как же замечательно, что в Цанд герои - это поэты, великие ученые, добрые духовные проповедники, исследователи космоса, а не кровожадные убийцы, диктаторы, корыстолюбивые карьеристы. Впрочем, о чем это я... ведь мы победили в себе гордыню и алчность многие и многие десятилетия назад.

    - Приготовься к началу экспедиции, Магнус. И... желаю удачи.
    - Спасибо.

Холодная дрожь охватила тело космонавта. Мгновение - и вот, Земля уже находилась где-то вдали, вокруг искрились звезды, планеты рассказывали о своих дарах - прозрачном стекле, зыбучих песках, лабиринтах каменных изваяний, вулканах и болотистой топи. Невероятное ощущение одиночества охватило Магнуса. Он подумал о всех тех, кто остались позади, в этом счастливом городе Цанд, полном радости. Неужели есть еще одно место в пустынной галактике, где есть такие же существа, как и мы? И они будут, наверное, тоже мечтать, любить, размышлять о смерти, веселиться и хохотать над шутками, небылицами, странными историями... какой, кстати, будет их история?

Магнус добрался до необходимой точки на небесной карте.  И действительно, он заметил у экватора планеты странноватое туманное свечение, больше похожее на дым или вуаль, скрывающую что-то от взгляда исследователя. Магнус устремился в место, где находилась Тау. Вдруг он услышал из своего передатчика голос Архонта:

    - Удачи, Магнус.

***

Давно не было такого горя в Цанд: неудачное путешествие, чудеснейший исследователь, лучший ученый, знаток всевозможных тайн этого мира, лежал в полумертвом сне на полу зала, корчась то ли от боли, то ли от ужаса. Из его рта текла кровь, глаза были бледными и пустыми. Город скорбел и плакал.

    - Можем ли мы ему помочь?
    - Попытаемся... но, боюсь, время уже упущено. Он потерял разум!
    - Из-за чего? Что произошло?
    - О, мы можем увидеть это. Но я думаю, что нам необходимо для этого специальное оборудование. Для начала, было бы здорово запечатлеть наше состояние сознания в Гематриях, тем самым, мы обезопасим себя от возможных травм и боли.
    - Магнус... он умрет?
    - Он уже мертв. Большая часть его мозга не функционирует, это напоминает плату компьютера, сгоревшую от перенапряжения. Возможно, мы сможем стабилизировать его состояние, и тогда он будет до конца своих дней жить во Дворце тайн, наблюдая чарующие красоты моря. Он не будет больше никогда ни с кем не разговаривать, лишь загадочно улыбаться, как Египетские сфинксы. Его тело станет призраком дома, в котором он будет практически замурован заживо. После смерти Магнус будет погребен в Храме, рядом с самыми выдающимися членами Ордена. Возможно, только тогда он обретет счастье, снова станет собой... но не в этом мире.
    - Какая страшная участь! О!

Через несколько дней все Архонты Ордена собрались в треугольном зале помещения, больше напоминающего древнюю библиотеку, по какой-то причине находящуюся под землей старого поместья у озера Сфер. Включилась голограмма. Они начали наблюдать за Магнусом, пытающимся пробраться сквозь Тау. Внезапно что-то словно схватило его за плечи и потянуло за собой вглубь, куда-то вниз, во что-то топкое, невероятно красивое, но, в то же время, пугающее на вид. Удивительный мир открылся перед Магнусом. Это было нечто... неописуемое. Один из Архонтов резко выключил запись.

После недолгого молчания, раздался тихий голос:
    - Мы не рассчитывали, что это будет таким... Мы думали, что все будет более похоже на наш мир...
    - Думали? У вас были подозрения, что такая ситуация может произойти? И вы не предупредили? Ничего не сделали?! В итоге, наш лучший исследователь погиб, навсегда ушел от нас, оставив в утешение лишь свою физическую оболочку. Как вы могли? Неужели это - достойная цена ваших гипотез и ошибок?
    - Зато теперь мы знаем, почему два параллельных мира никогда не пересекутся, по какой причине наше мнимое одиночество во вселенной никогда не будет нарушено, почему Всеблагой может находиться во всех пространствах одновременно, а мы - нет.
    - Возможно, нужно развитие в другом направлении. Какие-то адаптации? Новые возможности? Способности?
    - Не в этом дело. Наши фундаментальные телесные свойства противоречат изначально миру за Тау, ведь это - мир "наоборот", он враждебен всем нашим способностям. Вода там твердая как камень, а камень - опасен как лава. Но дело даже не в этом. Это царство совершенно иных категорий, никогда не присущих нашему сознанию. Таких цветов не существует в природе, мы не можем их воспринимать, они находятся за пределами понимания. Физические законы, известные каждому из нас, там не работают. Силы притяжения не существует, дышать за Тау невозможно, неба нет, земли тоже. Существа, которые обитают в этих землях, не поймут нас, так как им присущи совершенно иные архетипы. Их понимание добра и зла отлично от того, что ценим мы. Как можно общаться с организмами, которые не используют язык, не передают информацию при помощи мыслей или изображений, музыки, вкусов, запахов, цветов? Это совершенно иное строение тела, другое самосознание... у них даже солнца нет... о, как много зависит от природы, которая нас окружает! Уверяю вас, если бы на небесах было не одно солнце, а, например, несколько, наши мифы, легенды, да и вся история были бы другими. Не зря же доказано, что линейное и бинарное мышление связаны с особенностями флоры и фауны планеты, а наша планета, кстати, довольна примитивна в этом по сравнению с другими. Восход-закат, приливы-отливы. Понятные правила, по которым мы все существуем, подстраивая под них культуру, религию, традиции, да даже собственные тело и психику. Мне сложно представить, что некто сможет отправиться жить в мир за Тау, будучи рожденным на этой земле, в этой Галактике.
    - Остается надеяться на более близкие миры?
    - В том и дело, что в нашей реальности, судя по всему, больше нет других цивилизаций, по крайней мере, мы их еще не смогли обнаружить. Иное находится только за Тау. А там, возможно, будет еще одна неизвестная материя, которая позволит отправиться в другие измерения.
    - А Всеблагой, видимо, настолько совершенен, что воплощает в себе все, что есть в космосе?
    - Возможно и так. И нам никогда не удастся приблизиться к нему окончательно. Наше развитие ограничено телом, душой, всем, что на самом деле составляет человеческую суть. Интересно, правда? Чем больше мы отказываемся от этого, тем ближе становимся к Нему. Видимо, нам необходимо совершенно отказаться от себя, и тогда появится возможность раствориться во внеземном потоке. Я не вижу, каким образом можно этого достигнуть и, главное, сохранить самосознание...
    - Ты считаешь, что конечная цель - освободиться от всего наносного, грубого, а затем вернуться к Источнику? Словно многие реки, мы питаем Его океан, и с каждым годом нас становится все больше, а Он - крепнет?
    - Кто знает, кто знает... в любом случае, думаю, нам не дано достигнуть этого в ближайшие тысячелетия. Стоит подумать о том, как улучшить то, что мы имеем сейчас.
    - Но куда же нам двигаться дальше? Планета развита, мы живем в райских условиях, мы не знаем лжи, ненависти, горя, и даже смерть встречаем как званую гостью... колонизировать другие планеты? Это противоречит Хартии о невмешательстве.
    - Я не знаю, но думаю, что мы можем продолжить исследовать мир, пусть и чувствуя разочарование в существующем мироустройстве.
    - Почему разочарование? Мне кажется, что все сделано так, как и должно. В конце концов, наши жизни коротки, тратить их на то, чтобы на мгновение прикоснуться к крохотной частице тайны посмертного существования? А потом что? Возвращаться обратно, в повседневность? Не лучше ли просто быть хорошим человеком, делать свою работу, любить и быть любимым?
    - Ты прав. В конце концов, никакой жизни не хватит для того, чтобы не только перестроить своё сознание, научиться звездным путешествиям, но и затем переформатировать свои душу и тело до степени, необходимой для коммуникации с внепространственными цивилизациями.
    - Может быть сосредоточиться на исследовании вопросов возможности бессмертия?
    - Мы уже доказали, что это невозможно. Мир очень мудро придуман, и я думаю, что он не может быть изменен в угоду человеку, одержимому магией разума. Все самое интересное ждет нас после смерти! О, это - самое невероятное и удивительное. Каждый отправится в это путешествие. Возможно, и качество нашего мировосприятия будет иным, мы столкнемся с совершенно невероятными ситуациями, испытаем ощущения, необходимые для самосовершенствования, дарованные нам Всеблагим. Увидим!

***

Город Цанд, погрустив, через некоторое время снова стал веселым и жизнерадостным. Его жители хвалили друг друга, окружающий мир, красоту природы, делились радостью и добрыми чувствами. Их тела были прекрасными, а сердца - горящими, полными желания творить благо. Магнус превратился в молчаливого старика, обитающего в одном из прекраснейших дворцов Цанд. Через несколько лет после возвращения Магнус умер и, как и завещал Архонт, был похоронен в Храме. Говорят, на его могиле совершались чудеса. Еще через несколько лет она поросла мхом, на ней выросли дикие цветы, животные охраняли её, а люди показывали детям, побуждая их становиться такими же вдохновленными истиной, знаниями, открытиями, как и великий Магнус, ставший, впоследствии, легендарным мудрецом, о жизни которого слагались самые невероятные небылицы. Цанд продолжал сиять своим счастьем, будучи столицей Империи, он, успокаивая, звал путешественников из других стран отправиться в поход, чтобы забыть суетность этого мира, совершить прыжок веры против материализма, сил притяжения Земли. Туда, выше солнца и облаков. Домой.


Рецензии