Письмо из отпуска

ПИСЬМО ИЗ ОТПУСКА

Вот и пролетела первая неделя моего отпуска. Третий год подгадываю так, чтобы попасть в моё родное село Сурское на праздник Николы Весеннего, особо почитаемого в наших краях. В позапрошлом году, впервые оказавшись на праздничном богослужении на Никольской горе, я был потрясён неординарностью происходящего священнодействия: стоящая на горе и открытая для посещения всех желающих в обычные дни часовня превратилась в алтарь, правящий архиерей с клиром молился в часовне и под открытым небом с народом, тут же осуществлялась исповедь и причастие из нескольких чаш. «Кто взыдкт на гору Господню или кто станет на месте святом Его?» (Псалтирь). В нынешнем году это были православные, прошедшие крестным ходом от вотчины поэта Николая Языкова, расположенной в нескольких десятках километров от святой горы, и примкнувшие к ним местные жители и приезжие ревнители православной традиции. В старину крестный ход на Николу собирал несколько тысяч человек. Активно участвовали в нём не только русские, но и мордва, значительная часть которых обрусела - то есть приняла православную веру. Но и в традиционном для мордвы язычестве Николай Чудотворец почитается, как Никола - Паз (Никола-Бог). Об участии язычников в праздновании памяти угодника Божия свидетельствует множество цветных ленточек, повязанных на стволах и ветвях деревьев на самой и вокруг Никольской горы. Именно под деревьями, не обожествляя их, совершала древняя Мордва свои языческие моляны.
В нынешнем, как и минувшем году, праздничное богослужение возглавил митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. После богослужения жителей прсёлка ждал ещё и культурный десерт - XIII Межрегиональный православный фестиваль «Живой родник моей Руси». Приняв на горе телефонный звонок от гостеприимной соседки тёти Клавы, я  отправился к ней обедать и получил в качестве подарка на именины ведро отборной картошки. Праздничный обед был настолько щедр, что на концерт я пришел с получасовым опозданием - пришлось отлеживаться. Впрочем, при моём появлении как раз заканчивал выступление первый номер концертной программы - я пропустил только торжественную часть. Я был седьмым в списке выступающих. Ещё в прошлом году я, искушенный участием в Питерских культурных мероприятиях, отметил очень высокий профессиональный уровень выступающих. Запомнились выступления Сергея Лямина из Старой Майны, Владимира Тютнева из Сурского. Песня «Старый домик-дедушка» в исполнении певца Одинокова вызвала у меня настоящий катарсис - я сам уже несколько лет занимаюсь ремонтом родового домика в Сурском. Приятно было получить по окончании программы подарки из рук священника - о. Иоанна - ими стали диплом участника, благодарственное письмо от митрополита, икона святителя Николая и книга владыки Лонгина «Полюбить церковь».
Много лет посвятив православному творчеству, участию в различных фестивалях, я ясно осознал в этот день смысл русской пословицы: «Где родился, там и пригодился.». Спасибо художественному руководителю Сурского РДК Татьяне Петровне Лутковой, много лет организующей мои выступления на родине и пригласившей меня на фестиваль.
Прошёл престольный праздник, и на его фоне даже отпускные будни осознаются, как будни. Однако духовный заряд праздника распространил своё действие и на последующие дни: я побывал на нескольких святых источниках, омывшись в купальне и набрав папу канистр святой воды, о чудодейственном защитном свойстве которой знают как получившие от нее исцеление недужные, так и люди, избежавшие смертельной опасности на войне и в тяжелых обстоятельствах жизни. Даже изнеженному городскому жителю после такого купания трудности одинокой сельской жизни видятся малозначительными - на подъеме я подклеил  в доме поврежденные при монтаже окон обои и в одиночку расставил мебель в комнате после ремонта. По традиции в субботу я побывал на кладбище, навестив могилы своих бабушек, деда и отца. Много поклонов положил я своим предкам, выдергивая буйно разросшуюся траву! А завершением субботнего дня стало чтение стихотворения В. А. Жуковского «Сельское кладбище».
Дивен Бог во святых Своих!

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

26.05.2024


Рецензии