Атомная подводная лодка К-8

               
14 апреля 1970 года в газете «Правда» было опубликовано сообщение:
 
«В Министерстве обороны СССР.
В соответствии с планом боевой и оперативной подготовки в Атлантическом и Тихом океанах в апреле–мае с.г. будут проведены маневры Военно-морского флота под условным названием «Океан»…

Маневры проводятся  с целью проверки и дальнейшего совершенствования уровня боевой выучки сил флота и оперативной подготовки штабов».

Маневры провели с 14 апреля по 5 мая под руководством главкома ВМФ адмирала флота  Советского Союза  С.Г. Горшкова.

По ряду причин время было выбрано неудачное, но как всегда в СССР, политические мотивы преобладали над разумными соображениями: манёвры требовалось приурочить к 100-летию В.И. Ленина.
 
Срок пребывания атомной подводной лодки подходил к концу, когда командир подводной лодки капитан 2 ранга В.Г. Бессонов получил приказ следовать в район учений. Подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» должна была изображать подводную лодку «синих», условного противника.

Подводная лодка получила с судна снабжения продовольствие и патроны для регенерации воздуха. Можно представить себе настроение подводников, которым вместо возвращения в базу светило неизвестное число суток в море.

Автономность пребывания подводной лодки в море составляла по документам 50 суток. К-8 шла из Средиземного моря. 8 апреля корабль вошёл в Бискайский залив, одно из самых коварных для плавания мест на океанах.
 
Шли 52-е сутки пребывания экипажа под водой. Во время планового сеанса связи со штабом Северного флота подводная лодка, которая шла на глубине 140 метров, должна была подвсплыть на 40 метров от поверхности воды.

Когда глубина погружения стала уменьшаться в гидроакустической рубке, которая находится в центральном отсеке, а это третий отсек, командный пункт подводной лодки, в котором находится командир корабля, внезапно вспыхнул пожар.

Пожар начался с воспламенения патронов регенерации воздуха в седьмом отсеке. Погасить горящий регенерационный патрон невозможно, температура горения - три тысячи градусов.

Ядовитый дым и угарный газ за минуты отравили весь личный состав в командном отсеке. Дым и угарный газ стали проникать в смежные отсеки по воздуховодам.

Подводная лодка всплыла, и весь личный состав третьего отсека вывели в ограждение боевой рубки, а верхний рубочный люк задраили.
 
Дежурная смена в посту главной энергетической установки состояла из инженер-капитана 3-го ранга В. Г. Хаславского, инженер-капитан-лейтенантов А. С. Чудинова, А. В. Поликарпова и старших инженер-лейтенантов  Г. В. Шостаковского и Г. Н. Чугунова.

Пламя могло ворваться в пост главной энергетической установки. Офицеры задраили переборки и, умирая, успели заглушить ядерные реакторы, предотвратив тепловой взрыв.

В аварийных отсеках и тех, куда проникли дым и угарный газ, погибли 30 человек.
Шестнадцать тел удалось поднять через верхний люк 8-го отсека и уложить в ограждении рубки.

Командир лодки приказал личному составу, не занятому борьбой за живучесть, перейти в носовые отсеки через торпедопогрузочный люк.

Подводная лодка лишилась хода, электропитания, связи не было, поэтому и сообщить о катастрофе не могли. Между тем погода стало стремительно ухудшаться, поднялось сильное волнение.

Из-за выгоревших уплотнительных прокладок заборная арматура утратила герметичность, и через неё стала поступать забортная вода в прочный корпус подводной лодки. Явно был виден дифферент на корму.

9 апреля появился канадский транспорт "Clyv de ore", но он не стал подходить к подводной лодке. Затем появились разведывательные самолёты, с которых фотографировали советскую подводную лодку.
 
Рано утром 10 апреля на горизонте заметили ходовые огни. Подали аварийный сигнал красными ракетами. Судно оказалось болгарским сухогрузом «Авиор», на котором находился капитан-наставник Р.Г. Смирнов.

Заместитель командира дивизии, который шёл на подводной лодке обеспечивающим, капитан 1 ранга В.А. Каширский по рупору, тут же сделанному из жестяной банки из-под галет, попросил сообщить в Москву об аварии подводной лодки.

С транспорта это известие передали в болгарское пароходство, оттуда в штаб болгарского ВМФ и в 12.40 в штаб Черноморского флота позвонил командующий болгарским ВМФ вице-адмирал Иван Добрев.

Он сообщил о приёме телеграммы с указанием координат и сообщения, что в этом месте терпит бедствие советская подводная лодка.
 
Вскоре, через тот же «Авиор» Бессонов передал радиограмму, в которой сообщил, что произошёл пожар в 7 и 3 отсеках, погибло 30 человек. Радиопередатчики вышли из строя. Лодка находится в надводном положении без хода.
 
Каширский и командир подводной лодки Бессонов решили часть экипажа пересадить на «Авиор». Сделали два рейса, переправили 43 человека, но третий рейс не состоялся из-за поломки мотора вельбота с «Авиора».  Ветер усилился до 7 баллов.

Ночью подошли суда Морского флота "Комсомолец Литвы" «Саша Ковалёв» и "Касимов", на который перешли подводники с болгарского транспорта.
 
"Комсомолец Литвы" должен был взять лодку на буксир, но не смогли из-за шторма и поломки мотора на вельботе. «Авиор» дрейфовал без хода из-за поломки топливного насоса.

На лодке в носовом отсеке были люди. Там началось массовое отравление угарным газом.

Кормовая надстройка лодки уже была под водой. Бессонов и Каширский решили оставить только тех, кто нужен для буксировки и для борьбы за живучесть.

С огромным риском забрали людей на «Касимов». Сошёл на судно и капитан 1 ранга Каширский по приказу главкома, чтобы оттуда руководить спасательными работами и непрерывно докладывать об изменении обстановки.

Замполит капитан 2 ранга В.В. Анисимов тоже сошёл с лодки руководить экипажем на теплоходе. На лодке остались 22 человека, в том числе командир и старпом капитан 2 ранга В.А Ткачёв.

Для спасения подводной лодки отправили плавбазу «Волга» с резервным экипажем однотипной подводной лодки, опытных врачей, рабочих, специалистов по радиационной безопасности.
 
В Бискайский залив послали три дизельные подводные лодки, океанографические суда «Харитон Лаптев», «Лотлинь», «Гирорулевой», буксир СБ-58, килектор КИЛ-22. Болгарское судно тоже по приказу из Софии осталось.

Утром в 6.13 второй помощник капитана на «Касимове» увидел красную ракету. Лодка на экране локатора исчезла. Она провалилась кормой и ушла на дно. «Касимов» содрогнулся от двух гидравлических ударов – разрушился прочный корпус К-8.

Освещали воду прожекторами в поисках живых. Обнаружили тела командира, штурмана Н.В. Шмакова и командира дивизиона БЧ-5 В.П. Рубеко, но поднять их не смогли. Погибли 52 человека, спасли 73.

Комиссия не стала по обыкновению обвинять во всём экипаж ПЛ, виноватых не было, хотя это была явная конструкторская недоработка. Маневры «Океан», самые крупные в истории советского флота, прошли успешно, все большие начальники получили награды.

Наградили и экипаж АПЛ К-8, в том числе, и погибших подводников - посмертно.
О гибели АПЛ К-18 замолчали на долгие годы. Такое было не впервой. Лодка, четыре торпеды с ядерными зарядами и тела подводников покоятся на дне Бискайского залива.
 
Впервые имена погибших подводников назвали спустя 27 лет.


Рецензии
Моряки подводники-это элита флота,сколько офицеров погибло вместе с матросами,я слышал рассказ об этом от капитана 1 ранга Бориса Павловича Кулагина,когда служил матросом на Балтфлоте,в 9ом Флотском Экипаже!Страшные подробности просто шокировали нас молодых ребят,это был 1979 год!Вечная память погибшим морякам АПЛ К-8!Спасибо,Владимир,за рассказ,хоть и печальный,но помнить обязательно нужно!С дружеским приветом,Сергей.

Сергей Егоров 9   02.06.2024 13:27     Заявить о нарушении
На подводных лодках служат, главным образом, офицеры и мичманы. Матросов было очень мало. Спасибо, Сергей.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.06.2024 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.