Величественная опера о великих событиях и героях Т

  Величественная опера о великих событиях и героях
"Троянцы", опера Берлиоза, новая сцена Мариинского театра, 25 мая 2024 года

Современная европейская, а точнее, христианская цивилизация пока еще прочно стоит на античной эллинической основе. Независимо от того, признает она христианство базисом своей идеологии или нет. Это значит, что история Древнего мира, прежде всего Древней Греции и Древнего Рима, так или иначе является фундаментом современного мировоззрения и менталитета огромного количества людей, населяющих ведущие страны мира, в том числе и Россию. Не зря классическое образование в Российской империи до 1917 года предполагало знание не только латинского и греческого языков, но и чтение античных текстов в оригинале. Мифами Древней Греции и Древнего Рима зачитывались и советские дети. Загадку местоположения древней Трои пытались решить многие археологи. Поиску легендарного города троянцев и кладов Приама посвятил всю свою жизнь Генрих Шлиман. Он, собственно ее и нашел в 1873 году на северо-западе современной Турции недалеко от пролива Дарданеллы, опираясь на скрупулезное изучение гомеровской "Иллиады", которую проанализировал как описание карты и путеводитель. Через 13 веков с момента падения Трои и через почти 5 тысяч лет со времени ее основания, это было сенсационное открытие, обессмертившее имя археолога, осуществившего мечту многих исследователей. Да и кто даже сегодня не слышал про троянского коня и вещунью Кассандру, живших в эти незапамятные времена?
Поэтому опера Берлиоза "Троянцы" на сюжет знаменитого античного поэта Вергилия "Энеиды" - это лишь краткое и достаточно легкое в восприятии напоминание о важнейших событиях давней истории человечества, которая, по сути, повторяется из века в век с завидным постоянством.
Опера поистине величественная, и по музыке, и по накалу страстей, и по вокальному воплощению, и по продолжительности. Почти пять часов. Реально в одном спектакле Мариинский театр дает две оперы "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене". Если бы они шли по отдельности, то заняли бы около семи часов.
Для исполнения опера "Троянцы" очень сложна, особенно для певиц в роли главных героинь - Кассандры (Татьяна Сержан) и Дидоны (Екатерина Семенчук). Огромные партии, требующие и вокальной, и эмоциональной самоотдачи! Не каждая даже опытная певица отважится на такое серьезное испытание! Поэтому исполнительницы главных женских ролей в спектакле Мариинского театра - Татьяна Сержан и Екатерина Семенчук - заслуживают особого восхищения! Они словно проживают на сцене жизнь своих героинь, создавая волнующие яркие вокальные образы и являя слушателям такой уровень пения, которому подвластны и все сложности марафонских партий, и актерское воплощение вложенных в них античных страстей.
Екатерину Семенчук в роли Дидоны я слышала много раз. Она всегда потрясала мощью и глубиной исполнения этой роли, но вчера это было что-то особенное, захватывающее, заразительное, феноменальное! Прекрасный голос, выразительный, с мягким звучанием во всем регистре и во всех модуляциях, в любом проявлении чувств, вспышках отчаяния и ярости. А в лирических эпизодах - голос просто бесподобный!
Давно мечтала услышать Татьяну Сержан в роли Кассандры, с момента ее первого выступления пару лет назад. Было понятно, что она - прирожденная Кассандра, певица, которая сможет выдать всю сложнейшую палитру вокальных и эмоциональных красок своей легендарной героини, которая тщетно пытылась докричаться хоть до одного троянца и предотвратить гибель Трои! Именно докричаться, потому что, похоже, что почти вся партия Кассандры у Берлиоза построена на форте и фортиссимо. А это сложнейшая задача - спеть такую партию, не перейти на истерику и безумные вопли. А главное - на вокальное воплощение Кассандры, фактически женщины, находящейся на грани нервного срыва, у певицы должно хватить мощи и выразительности голоса, что раньше у исполнительниц случалось не всегда, способности именно ярко спеть, а не прокричать или тихо озвучить, эту партию, чтобы донести до нас тот ужас, который прорицательница испытывала, предвидя горестную судьбу родного города и его самонадеянных жителей. Она, как у Высоцкого в песне, тщетно их предупреждала."Без умолку безумная девица кричала : "Вижу Трою павшей в прах", но ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах". Фантастическая Кассандра Татьяны Сержан! Лучшая! Ее феноменальное драматическое сопрано передает музыкальную красоту партии, ее эмоциональную мощь и содержательную наполненность! За всем этим стоит высочайшая исполнительская культура и профессионализм! Думаю, будь жив Берлиоз, он бы без колебаний выбрал бы Татьяну Сержан на эту роль! Хотя при жизни так и не смог найти достойную исполнительницу этой грандиозной партии, потому и не услышать свою оперу.
При всей значимости мужских партий в этой опере, они отступают на второй план при таких харизматичных и вокально совершенных исполнительницах главных женских персонажей, как Татьяна Сержан и Екатерина Семенчук. Тем не менее прекрасно прозвучали и Роман Бурденко, дебютировавший в роли Хореба, и Михаил Векуа, спевший Энея, и Юрий Воробьев, исполнивший партию Нарбала. Хороша была и Екатерина Крапивина в роли Анны, сестры Дидоны. Это тот нечастый случай, когда все исполнители прекрасно пели и позволили в полном блеске услышать уникальную сложную оперу.
Правда, каплю дегтя во всю эту роскошь все же внес режиссер
Яннис Коккос, он же
художник по костюмам: ну зачем троянцам матросские бушлаты и винтовки-трехлинейки, как в гражданскую войну, и уж вовсе ни в какие ворота не лезут омоновцы в современном камуфляже с автоматами, нацеленными на безоружных троянских женщин. Кто-то из знакомых даже заволновался, не теракт ли это начался.
Отлично звучащий оркестр под управлением Валерия Гергиева, выдающиеся солисты и замечательный хор создали прекрасную величественную оперную картину, рассказывающую о легендарной античной истории, отнюдь не потерявшей своей актуальности сегодня.
P.S.Мне стало интересно, каким путем Эней попал в Карфаген,  а пртом в Италию. Я нашла карту этого маршрута, привожу ее тут же.


Рецензии
У меня быд друг — тромбонист, очень любивший музыку Берлиоза, особенно «Фантастическую» симфонию. Позднее он скатился вниз по социальной лестнице на самое дно, скололся и умер от передоза. Нет ли, думаю, связи между его судьбой и музыкой Берлиоза? Вот у меня в любимцах Моцарт, и я до сих пор жив, и даже упитан. Как там у Жванецкого — может, что-то в консерватории подправить?

Валентин Великий   27.05.2024 06:30     Заявить о нарушении