Церковное пение из лекции Владимира Горбика

О церковном пении из лекции Владимира Горбика (спасибо, маэстро, подписываюсь под каждым словом, добавлю свои, вперемешку).

Человеку, который посвящает себя пению Богу, - слова;, что написаны ниже, нужно знать наизусть. Я так считаю.
Да и вообще всем. Прошу, вдумайтесь в каждое слово (особенно певчие).

Современный прихожанин уже не мыслит храм без хора. Хор заполняет бо;льшую часть богослужения. Но каковы отношения прихожан с хором?..

Церковный хор - это голос народа. Если человек слушая хор говорит себе: "я так точно не спою", значит, задача хора не решена. Грешно и низко, кощунственно, когда хористы думают "я умею то, чего не умеете вы". А задача хора - сократить расстояние человека с Богом, а не увеличить его ещё больше, как в концертных залах, операх с неприступной сценой. Оперное пение в храме создаёт дистанцию между людьми и хором.

Как его сократить? Простотой и молитвой, без пафоса, крика, танцевального темпа, который превращает великое искусство церковного пения в роботизированное исполнение. Церковное пение - это не только метрика и попадание в ноты. Если акцент стоит на консерваторских требованиях исполнения - то такое пение бездушно. И это видно сразу. Потому что есть кое-что очень важное ещё: это молитвенность, душа пения.

Кто знает, что такое эффект бесконечного дыхания? Это когда у людей в голове возникает вопрос - "а когда же дышит хор?". Цепное дыхание, пение без пауз есть напоминание о том, что жизнь вечна. Хор ДОЛЖЕН сделать так, чтобы у прихожан появилось ощущение, что вечность - уже здесь. Они в ней. Она в храме.

Бесконечное пение вызывает такие же чувства, как если человек смотрит в бездонное звёздное небо, которому нет предела, в глубокое море, в котором не видно дна. Тебе кажется, что здесь всё бесконечно. Так и пении.

Ибо хор - единый организм. Голоса не должны выделяться. И когда хор ставит своей задачей славить Бога "ЕДИНЫМИ устами и единым сердцем" - тогда Господь даёт благодать Свою, хор звучит. Пение - это соборность, и оно рушится, когда кто-то решает показать себя как солиста.

Хор - это раскрытая богослужебная книга. Стихиры - это звучащие иконы. Если люди не понимают, о чем вообще поётся, хору нужно этому либо научиться, либо найти себе другую работу! И не сметь извращать священные тексты своей неподготовленностью (а такими бывают даже профессионалы с десятком образований. Такие умения, увы, даже в сумме с абсолютным слухом не дадут на клиросе ничего, если нет Страха Божия и молитвы).

Важен опыт духовной жизни. Регенту должно быть что сказать музыкой. У хориста должно быть в душе то, что он сможет сказать музыкой.

А что насчёт музыки? Многим нравится знаменное пение, а кому-то только партес подавай. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил людям, которые не любят партес и хотят только знаменное: "Чтобы знаменно петь, нужно знаменно жить". Такое пение - высочайшее достижение человеческого сердца, ума, духа в вопросах церковной музыки. Оно в самом деле дано не всем.

Поток музыкальной индустрии, хлынувший в Россию после распада СССР, разрушил в человеке это умение - знаменное пение понимать. Человеку не за что зацепиться. Для него это лишь монотонность. Но ведь смотрите: есть иконы древние, есть новые. Так и в пении. Народ по-разному музыкально (не)воспитанный... Нужно собирать песнопения воедино, а не расторгать. И новое, и старое петь... Тут уже задача регента - гармонично всё подобрать, знать своих прихожан, их способности восприятия пения, их способность к молитве на службе.

И это ещё смотря как петь! Прикрепляю к записи видео - Херувимская песнь, муз. Д.Бортнянского №7, хор архим.Матфея (Мормыля), 1988. ЭТО пение настолько одухотворённое, что нет вопросов уже о предпочтениях: Бортнянский, Чайковский, Византийский распев. Ты просто слушаешь разговор человека с Богом. РАЗГОВОР ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ.

Темп службы должен быть средний.
Медленное пение расхолаживает сердца, размазывает сознание, ему не за что зацепиться. Напротив, устроение сердца становится суетливое, когда люди поют быстро (жизнь не сломается, если мы уйдём с клироса на 5 минут позже. Не нужно кощунства и лепета, всем непонятного).

Пение хора не должно быть ни тлеющими углями, ни пожаром до небес. Это должен быть огонёк. Тёплый и хороший.

Хористы, славьте Бога! Вы делаете одно дело! Увы, встречается такое, что хоры друг друга не любят. С одной стороны - косые взгляды, с другой - тяжёлые вздохи, с обеих - плохие разговоры и осуждения. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, где вы находитесь и КОМУ служите. Закону Любви. Богу и ближним. Восхищайтесь друг другом!

Если я буду гордиться, меня Господь уберёт с послушания на клиросе. Если буду говорить, что ничего не знаю, смиряться, Господь даст по крупицам разумение того, что ещё сделать для спасения души и того, чтобы хор звучал лучше.

Сказанные слова да будем же воплощать в нашей жизни каждый день, каждым словом, каждым новым аккордом. Поблагодарим Бога за то, что дал нам возможность славить Его. И будем трудиться, трудиться, трудиться...


Рецензии