Торжественное погребение

Расскажу я вам одну историю одного когда-то молодого семинариста (меня). На мой взгляд, она здоровская

В один субботний день (5.06.2021) бас семинарского хора Сашка попросил спеть погребение своей бабушки. Мы согласились, а он отвёз нас в посёлок Рыздвяный, что недалеко от Ставрополя. Все волновались, но странная тревога не мешала пению: оно было очень красивым, стройным, настолько торжественным, как ни странно, и сам я ощущал сию двойственность и смешанность чувств внутри себя: какое торжество? Разве не плакать стоило бы? Но мощное пение мужского хора, хоть и квартета, но с сильными и звучными голосами, казалось, разносилось по всему посёлку, взлетая до неба. Завершённые аккорды, в которых баритон и бас окрашивали гармонию, делая из мелодию то мажор, то минор, сильно отличались от пения пусть даже самых мощных двух голосов: то и дело - двух. Такое пение уже другое.
Так хор, собственно, сам собой и придал торжество, ведь сколько ни гляди, - чаще всего священники отпевают людей самостоятельно, кто-то вовсе даже не поёт. А тут хор! С самого начало двор окутало троекратное "Христос воскресе!", - возвышенный, такой родной, всем известный распев тропаря. И всё было чинно и почему-то...радостно! А потому, что бабушку успели перед смертью исповедать и причастить. И пусть для кого-то это ничего не значит, - это неважно. Когда ты видишь настоящее раскаяние, уже нет в голове ни вопросов, ни сомнений. Когда человеку прощаются его грехи, омытые его же слезами. Когда он соединяется с Господом, - тогда за него не страшно. И остается лишь быть счастливым, радоваться оттого, что человек наверняка уже находится в райских селениях, что ему хорошо с Богом. "Откуда знаешь?" - спросит кто-то. Да ниоткуда. Это увидеть можно сердцем. Оно видит главное...

Возглас иерея. Ответ хора. Наступает время пения канона. На нём уже (как и всегда) меняется настроение: первая песнь, которая обычно поётся тише, как новое вступление; медленнее, как нечто иного характера, - покаянного, особым контрастом является после тропарей "Благословен еси, Господи...", как и 7-я песнь после велегласного кондака "со святыми упокой..." и яркого икоса "Сам един еси бессмертный"... И в этот момент будто бы весь мир, всё небо переживало с нами сей момент проникновенный: ровно на третьей песне канона небо странным образом быстро закрылось тучами. Спустился сильный ливень и так грохотал по навесу над нами, что я (уверен, и остальные хористы) не слышал сам себя. Тысячи капель стихийно ударялись о землю, крыши домов, и, собственно, навес... Мы стали петь намного громче, чтобы хотя бы не потерять тональность, партии друг друга и сложившееся торжество. Мне очень понравилось и то, как получалось выговаривать слова - неторопливо, отчётливое, - люди всё понимали. Как это важно - дать им возможность разумно помолиться! Но дождь усиливался с каждым нашим словом, и люди уже мало что слышали.

Вот же дождь, буря какая-то! Действительно, небо будто подпевало, как могло. 6-я песнь канона, "Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...". Вот тебе и буря! Всё пение совместно с природой будто наглядную сценку разыгрывало: каждое слово молитв отражалось в чем-то зримом, происходящим в моменте.
Вот канон уже подходит к завершению. Под пение стихиры "Плачу и рыдаю" дождь затрепетал и даже, обходя как-то навес, капал на нас. И только мы завершили петь стихиру, приблизились к чтению Священного Писания, - дождь прекратился. Резко. Сразу. Он полностью утих, когда священник открыл Евангелие, будто небо сказало: "Кто я перед Господом?" и преклонилось перед живым словом Божиим, дало возможность людям услышать глас Господень. Выглянуло солнце, светом залился двор, тишина ненадолго воцарилась после опева Евангелия "Слава Тебе, Господи". И снова природа, хитро и довольно улыбаясь, словно говорила: "Как вам моя роль? Хорошо сыграла?". Безупречно!
Да что же это, если не чудо? Нет! Так не бывает! Не бывает таких совпадений! Об этом свидетельствует весь мир: нет случайностей! Это ли не аргумент? То, как вся природа подстроилась под пение, изобразив и житейское море страстей, и тихое пристанище - Единого Господа, Который, развеяв тьму, подал руку Свою утопающему; и ангелы, озарив мир и разогнав тучи, явили свет, спустились за покаявшейся душой, чтобы забрать её с собой. Все это чувствовали. Я как будто это видел: страдания окончены, впереди - Свет, оттого и сердце моё наполнилось неимоверной радостью, таким счастьем и спокойствием за спасенную душу... Оттого и погребение прошло торжественно.
Пасхально, громогласно и чинно. Кабы б нас так отпели! Вот счастья было бы...


Рецензии
То, что на похоронах праведников всегда ощущается Пасхальная радость - это давно известный факт!

С почтением, Порфирий

Порфирий Корнилов   29.05.2024 10:15     Заявить о нарушении
Да, и слава Богу за это! Спаси Господи за отзыв!

Дмитриев Дмитрий Александрович   29.05.2024 10:29   Заявить о нарушении