Петербурга русский Леонардо

 
"Время и Любви на Дело НЕ  жалей"!

(Николай  Александрович  ЛЬВОВ — общественный деятель XVIII века, почетный член Академии Художеств и член Российской Академии с ее основания.
Один из ярких представителей Русского Просвещения: архитектор, график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт, драматург, переводчик и музыкант.
Автор соборов — Борисоглебского в Торжке и святого Иосифа в Могилёве, усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губерниях.
Оставил свой добрый след  в Санкт - Петербурге и  его окрестностях...)



"Струится пульс Твой, как Нева в граните,
Душа пылает, словно Факел над Невой,
И Невский – главной кровеносной нитью –
Питает образ первозданный Твой!

Ночами летними паришь Ты белой птицей,
Мосты, как крылья, в небо разведя,
Над Всадником с простертой царственной десницей,
Дерзнувшим сказку воплотить в Тебя!

Им развернулось сказочное действо
В болотной и туманной мгле.
Пронзили: небеса – игла Адмиралтейства,
Ветра – форштевень брига на игле!

К Неве спустилась крепость, как игрушка.
Дворец влюбленно замер перед ней.
Скрепляя их союз, забила в полдень пушка,
Ведя отсчет Твоих счастливых дней!

Свои красоты в царские причуды
Ты рассыпал со щедростью богов –
И в Царское Село, и в Гатчинское чудо,
В злаченый брызгами фонтанов Петергоф!

Перу, Твоей красы коснуться Лирой,
Не уложиться и в мильон страниц.
Ты есть и будешь Северной Пальмирой,
Изящней и прекрасней всех евростолиц...!

Окном в Европу распахнулся Ты у края
Земель российских и балтийских вод.
И здесь, Тобой рожденный, силу набирая,
Взрослел и рос державный русский флот!

Взрослел и Ты и самоутверждался
Величьем памятников, роскошью дворцов.
Сердца в Себя влюблял и Сам влюблялся
В Своих ваятелей, мастеровых, творцов!


О, сколько их имен – теперь для всех привычных –
В названьях улиц, парков, площадей…
О, сколько воедино слито судеб личных –
Аристократов и простых людей"!


...Пожар на набережной  Невы  НЕ могли  потушить более двух  месяцев.
Горели НАШИ углеводороды, что доставлялись в Северную  Пальмиру с открытого геологами угольного разреза Валдайской возвышенности, близ Боровичей.

  Николай  Александрович  ЛЬВОВ, организатор  геологической экспедиции, основатель ВПК и отечественной  угольной промышленности, доказавший  царскому двору рентабельность  почина (в 9 раз НИЖЕ закупок Английского угля), - тяжело  переживал АФЕРУ, что развернул против него постельничий зубов и шавки из будуара ЕкатериныII.
А  высокую теплотворность, возможность получать кокс, серу -вовсе поставили  на смех, уверяя, что уголь русский НЕ горит.

Копились  горы черного топлива на разгрузочной площадке Северной  Пальмиры, НЕ находя  покупателей. Торгаши - барыги действовали по привычной схеме откатов, рассчитываясь с англичанами, устраивая, врагам на радость... и промышленную диверсию, ради своих шкурных интересов.

А сколько их, на веку у  РОССИИ, в многострадальном  ГОРОДЕ  ПЕТРА, что как птица Феникс  возРОЖДАЕТСЯ из  пепла, облачаясь в праздничные одежды в свой ДЕНЬ Рождения?



..."Творил здесь Пушкин, Твой любимец и повеса!
Воспетый им, Ты хорошел и молодел.
Но после рокового выстрела Дантеса
На сколько зим Ты сразу поседел?!

Ты помнишь страшный грохот канонады,
Бомбежки, артобстрелы, вой сирен –
Те девять сотен долгих дней блокады,
Что в облик Твой вписали скорбный тлен!

И Ты скорбишь ненастною порою,
Дождями проливая грусть Свою,
По всем, кто жил в Тебе и жил Тобою,
И кто творил историю Твою!

Твоих творцов мне всех не перечислить.
Деянья их сердец в Тебе живут,
Потомков побуждая вдохновенно мыслить
И мысли воплощать в бессмертный труд!

Что триста лет Твоих – суть много или мало –
Для тех, кто в них свою судьбу и жизнь вложил?!
Пою Тебе, любимый город: «Слава!»
И славлю всех, кто ради этой славы жил!!!""


... "Умный дом" радовал  гостей своим комфортом и уютом, хозяева (после всенощного застолья, как в той сказке "Кошкин дом") -бесконечно хвастались роскошью убранства и зарубежными  технологиями с последними инженерными достижениями своего  коттеджа.


- Какие заморские открытия, банальное   ВОРОВСТВО неПАТЕНТОВАННОГО  ТВОРЧЕСТВА  ума и золотых рук наших  КУЛИБИНЫХ, в частности Николая  Александровича  ЛЬВОВА, - возмущаюсь недальновидностью собравшихся, напоследок,  проводя экскурс  в историю:
"Водопровод, паровая кухня,  система кондиционирования воздуха  с продуманной системой вентиляции  - зимой воздух с улицы поступает в камины, прогревается и через отверстия в стенах, где стоят кувшины с розовой водой, поступает в комнаты теплым и ароматизированным", - читаем в записях пращуров родовой усадьбы архитектора  ЛЬВОВА в Черенчицах - Никольском, близ Торжка.

Возвел два столетия назад рукодельник - хозяин сей высокоТЕХНОЛОГИЧНЫЙ дворец, а рядом свой  МОНПЛИЗИР... постройку погреба в форме пирамиды, вдохновлённый древним Египтом. Три яруса: в нижней части  ледник - колодец, где замерзали грунтовые воды, благодаря продуманной системе вентиляции, лёд сохранялся до следующей зимы, позволяя хранить продукты.
На верхнем ярусе пирамиды комната отдыха, где принимали гостей,  укрываясь от жары, лакомясь фруктами и охлаждёнными напитками.

Прекрасна и реставрированная родовая усыпальница Львовых с храмом Воскресения, где покоится прах архитектора,  привезенный в любимое Никольское.
Мавзолей решен в виде ротонды с колоннадой тосканского ордера, увенчанной небольшим двойным куполом. Кессонированная поверхность внутреннего купола перекрывает строгое, залитое светом пространство храма Воскресения.
Полным контрастом ему является низкое сводчатое подпольное помещение цокольного этажа, выложенное из гранитных валунов. Свет проникает через специальные каналы - трубы, охраняя  Светлую  ПАМЯТЬ, достижения и заслуги  удивительного и  неповторимого НИКОЛАЯ, сына  Александра ЛЬВОВА!

— он был одним из самых крупных отечественных зодчих.

— внес вклад в архитектуру и градостроительство России, один из основоположников пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, первый ландшафтный архитектор в стране (сохраняется понятие «львовский сад»).

— внес вклад в развитие отечественных химической и военной промышленностей, в корабельное дело, создание новых строительных материалов: создал толь и землебитные блоки и кирпичи. Изобрел способ возведения зданий из утрамбованной земли, укрепленной известковым раствором. (Добился создания Школы землебитного строительства в его усадьбе Никольское-Черенчицы).

— разработал ряд новаторских инженерно-строительных решений: усовершенствовал систему отопления и вентиляции жилых и общественных зданий. Первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом, и впервые в России сам сконструировал отечественную бумагоделательную машину.

— одним из первых в России стал переводить и пропагандировать сонеты Петрарки.

— нашел 2 старинные летописи и добился их издания, одна из них в его честь названа «Львовская летопись».

— внес вклад в развитие русской музыкальной фольклористики, первым в России собрал 200 народных песен и составил первое в стране нотное собрание русских песен, написал первый русский трактат о народной песне.
Одним из первых в России выдвинул проблему народности в русском искусстве и русской культуре, связал ее с проблемой национальности.

— стал автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки. Написал несколько комических опер, поставил их или участвовал в их постановке. Одним из первых в России создал художественную зарисовку жизни русских крестьян, в частности крестьян — ямщиков в комической опере. Стал одним из 2-х инициаторов создания первой в России хоровой оперы. Н.А. Львов первым в музыкальной науке, первым в русской музыкальной литературе указал на многоголосие русского народного хорового пения.



"Обретая себя, ты всё больше душой
Познаёшь этот мир тьмы и света.
В сердце годы скопились…,
                зовя на покой
Тёмной ночи…
              в преддверье рассвета".


К 220 -летию  светлой  ПАМЯТИ великого  сына  матушки  РОССИИ!
К 271 - годовщине  со  Дня  Рождения  Николая  Александровича  ЛЬВОВА!


Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН


stihi.ru›2019/05/25/4817

https://stihi.ru/2024/05/25/5327



ПОСТСКРИПТУМ:


"Кроме всего прочего, Николай Александрович Львов писал прекрасные стихи. Его анакреонтические стихи предшествовали державинским. Он одним из первых, по словам того же Державина, пытался приблизить «дух Поэзии Русской древней», создал богатырскую песнь «Добрыня», тоническим стихом народных песен перевел «Песнь Гарольда Храброго».
В русской поэзии на рубеже XVIII–XIX столетий есть немало стихотворений «на вступление века». Одно из них, обращенное к Русскому Богу, принадлежит Николаю Львову. Мне кажется, что оно актуально и в наше время.

Вот его «Народное восклицание на вступление нового века»:

К нам новый век
Притек.
Не явно ль Русский Бог изрек:
«Я к счастью путь вам не пресек,
На ново поприще подвижника извлек;
Да силой духа обновится,
Надеждой, верой укрепится,
Любовью правды воспалится,
И счастлив будет человек».

В безмерном эхе повторится
Геройский, благодарный лик,
Да каждый в правде убедится,
Что Русский Бог велик! велик!
В отечестве моем златые
Восставь, Зиждитель, времена
И распростри на нас святые
Твоей победы знамена.
Да мир со правдой утвердится,
Да помрачится буйных ков,
И, яко феникс, обновится
Блаженство, мужество сынов.
Обильем нивы оросятся,
Прострется новый к славе путь,
И мир с любовью водворятся
В геройскую россиян грудь.
Бог Русский и Творец Вселенной!
И меч и щит Твой искони
Услышал глас Твой вдохновенный,
Он век послал благословенный
Восстановить златые дни.

1801

СПАСИБО, уважаемая Надежда, за прекрасное эссе, посвящённое действительно «русскому Леонардо да Винчи», и за обращение к авторской лирике!!

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)".

Валерий Старостин   27.05.2024 23:59


PS:


Как своеВРЕМЕНно ВЫ акцентировали внимание на ПОЭЗИИ Николая Александровича Львова, уважаемый ВАЛЕРИЙ, - одной из граней ЕГО разнопланового творчества!

ВОТ сел за стол и написал на одном дыхании, старинным тоническим размером «Добрыню», доказывая ВСЕМ, что в России жив РУССКИЙ ДУХ!

Любовь к народному творчеству проявилась в издании «Собрания русских песен» (положенных на музыку Прачем), сопровождая предисловием, в котором указывал на внимательное изучение,что принесёт серьезные результаты; понимал, что у народа существуют предания, верования, убеждения, находящие свое полное отражение в поэзии.

Как утонченный эстет - чувствовал ДУШОЙ мелодии народных песен, высказывая надежду, что композиторы воспользуются их мотивами для опер(что и случилось позднее у Чайковского и других);

указывал на богатство и разнообразие стихотворных форм народного эпоса, их удивительную правильность и плавность, на частые, но естественные остановки в них, удобные для музыкального и вокального воспроизведения;

считал возможным по характеру пения судить и о характере самого народа.

Мысли и взгляды Львова того времени были новаторскими, НО, свежи сегодня и актуальны строки стихаТВОРЕНИЯ для нашего народа, живущего в неспокойном веке, о котором ВЕДал ПИИТ, ВДОХновляя нас на борьбу со ЗЛОМ Вселенского  масштаба.


СПАСИбо за соЗВУЧИЕ, надёжное ПЛЕЧО СОАВТОРА, ценные исторические изыскания, дополнившие сей труд(так востребованный сегодня для русской ДУШИ,УМА и СЕРДЦА), уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Включаю в текст, отправляя в тираж, читателю на РАдость!

Искренне, с признательностью и теплом сотворческой души.


Надежда  Зернова


Рецензии
Как прекрасно, Надежда, что вы пишите о великих людях России, их огромных талантах и огромных вкладах в процветание России!!!
Читая ваши статьи, не перестаю удивляться огромному количеству талантов в нашей отчизне, талантов не местничкового значения, а мирового уровня, внёсших весомый вклад в развитие всего человечества. Вот таким талантом и обладал Николай Александрович Львов! Ранее не знал о нём и только из вашей статьи познакомился с его жизнью и деятельностью, которые могут служить примером служения отечеству и в наши дни, что очень важно. Да, конечно, как у великого таланта, у него были завистники, те самые безталанные, но с непомерными амбициями. Такие завистливые бездари и сегодня есть, особенно в чиновничьей среде. Их трудно искоренить, они живучи, приспосабливаясь к обстоятельствам и губя таланты. Так случилось, к сожалению, и со Львовым, не дав ему воплотить в жизнь всё задуманное. Но и то, что он успел сделать, вызывает восхищение и уважение!
Спасибо, Надежда, Валерий, за прекрасную статью о замечательном русском патриоте, чей талант был сродни таланту Леонардо да Винчи! Нам надо знать не только о нынешних героях, но прежде всего о великих соотечественниках прошлого, заложивших основы процветания России, чтобы мы сегодня жили счастливо в своей свободной стране. Память - это и есть связь времён, та путеводная нить, которая ведёт нас в будущее!
С уважением, Алексей

Алексей Балуев   27.05.2024 12:53     Заявить о нарушении
ВЫ правы, уважаемый АЛЕКСЕЙ, философски замечая, что:"Память - это связь времён, та ПУТЕВОДНАЯ нить, которая ведёт нас в будущее!
Николай Александрович Львов – необычайно талантливый и разносторонний человек: архитектор, график, поэт, музыкант, учёный в области горного дела, «исполненный ума и знаний», как говорил о нём великий Державин.
Он ценил трудолюбие и смекалку, поддерживал всячески НОВАТОРСТВО( трагическая смерть Львова, затем его жены - оставила ИХ пятерых детей сиротами, которых "старик ДЕРЖАВИН" забрал к себе, учил, воспитывал, как своих детей)!

...1786 год начала промышленной разработки первого в России месторождения угля.
Первая штольня для добычи угля открыта в устье реки Крупы, близ Боровичей, края БУРОГО угля ( чёрный лигнит).
Львов написал обстоятельную записку императрице Екатерине II, та дала распоряжение генерал-поручику Архарову, директору экономического департамента: «Вы не оставьте пособствовать Львову в исполнении сего полезного предприятия», а наш современник - исследователь Легалов, назвал Львова «первым министром угольной промышленности России.

Львов даёт описание в своей книге: «Кубический аршин весит 17 пудов, горит ясно и сильно, но воспламеняется трудно и не даёт пламени, пока не разгорится. Уголь был исследован в лаборатории горного корпуса и признан годным для кирпичных и известковых заводов, сахарных фабрик и т.д.».
– Топление углём, – пишет Львов, – не только безопаснее, но несравненно и дешевле дров. Употребление его на кирпичных заводах вдвое против дров выгоднее, рекомендует употреблять угольные кирпичики из смеси угля с глиной ( даёт попутно ЧЕРТЕЖИ очага, который может топиться и углём, и дровами). Из золы угля в смеси с негашёной известью можно делать прочный водяной цемент, уголь можно применять для получения сажи, дёгтя, горючей серы, купороса, зола угля может служить удобрением.
Приводит экономические выкладки: «Английский уголь уступает русскому потому, что тот весьма мало имеет пламя, а наш горит пылко и светло».
– Привозной уголь стоит от 25 до 40 копеек пуд. Из казны в 1788 году заплачено за иностранный уголь около 46 тыс. рублей и около 85 тыс. рублей за серу. применение русского угля позволило бы сэкономить эти средства.

...Львов на 7 баржах доставил в Санкт-Петербург первую партию земляного, как называл уголь Николай Александрович, всего около 900 тонн.
Петербургские потребители отзывались лестно: «Употребление сего угля почти во всех огненных изделиях превосходит и дешевизною и силой огня всякий уголь», академик Гмелин признал: «скоро уголь загорается, держит огонь».

НО, как и следует, столичные чиновники под крылом нового фаворита зубова из царской опочивальни - строили препоны отечественному сырью, предпочитая уголь «аглицкий» , ссылаясь на отсутствие мощных залежей в Боровичах.

...Часть боровичского угля была складирована
«на отведённым Львову в Петербурге кирпичном заводе, а часть на ЛЬВОВСКОЙ, собственной даче под Невским монастырём, против малого Охтинского перевозу. Но случившийся в том году у живущего по соседству купца Крона ПОЖАР истребил строение его и знатную часть груза угольного, который, несмотря на все предпринятые меры к потушению, горел 2 года» – со слов секретаря Львова Владимира Сумарокова.
21 августа 1796 года был издан правительственный Указ Сената «О разработке каменного угля к употреблению в обе столицы».
Осенью 1798 года руководитель Берг-коллегии получил запрос Адмиралтейства: «Прислать на первый случай хоть 1000 пудов боровичских углей по любой цене».
В 1799 году Львов, будучи руководителем разработки всех угольных месторождений России, выпустил свою знаменитую книгу.
В XIX веке промышленная разработка угля с берегов Мсты переместилась в западные районы Российской империи.

Н.А.Львов умер в 1803 году, а боровичский уголь оказался вновь востребованным только через ПОЛТОРА ВЕКА .
Вот такой грустный финал яркой звезды по имени НИКОЛАЙ Львов, уважаемый АЛЕКСЕЙ!

Главное, что ЖИВ ОН и СЕГОДНЯ, в своих НАЧИНАНИЯХ и ДЕЛАХ государственных, что направлены на БЛАГО и проЦВЕТАНИЕ матушки РОССИИ!!

СПАСИбо за светлый отклик и ПАМЯТЬ ДОБРУЮ о великом ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЖЕ, Николае АЛЕКСЕНДРОВИЧЕ ЛЬВОВЕ!, спасиБО!!

Надежда Зернова   27.05.2024 20:06   Заявить о нарушении