Шахтер. История которой могло бы не быть...

               
  Как-то быстро привык к шахтерскому укладу. Шестичасовой рабочий день, но одно было не очень удобным. Нужно быть на работе в кабинете начальника участка за один час до смены, получить наряд и дальше получать шахтерские одежды, фонарь, самоспасатель, а после смены душ, облучение кварцевыми лампами, по желанию, и чистый, умытый опять к начальнику участка. Все шло своим чередом.

   Одного дня на смене у меня с бригадиром произошла очень просто невероятная история, участниками которой были он и я, и которая до сего времени у меня вызывает очень неприятные ощущения, даже после того как излагаю это все на бумаге, а помниться всё как вчера. Отработали мы с ним одну смену и оказалось, что надо идти по штреку с участка до ствола шахты пешком, а это хороший кусок шахтерского пути по штреку. А в этом штреке, через каждые, примерно сто метров двери, и надо применить усилие их открыть, а захлопываются они с таким шумом, что в ушах неприятно.

   Давно бригадир работал в шахте многих знал, позвонил своим друзьям на ленточном конвейере, в это время откатки угля не было, включили они ленточные транспортёры и вперёд, с комфортом на ленте к стволу шахты. Сидишь на ленте ногами вперёд, на головке подпрыгнешь, приземлишься на пятую точку и дальше несет конвейер. Проехали на транспортёре так несколько головок, и мой бригадир узрел впереди мигание шахтерского фонарика, ждут. Кто ждёт? Конечно, простой ответ- техническая шахтная инспекция. Транспортер работает, а уголь не качает, значит кто-то своевольничает, ловить надо.

  Скомандовал он, сиганули мы с конвейера в темноту и в пустую уже выработку. И по - пластунски в глубину этой выработки. Слева и справа прогнутые стойки, под животом какие -то куски породы, гнилые куски дерева, какого-то белесого цвета - остатки стоек, и впереди только ноги бригадира, вперед -левая –правая, левая-правая и шорох, и вонь. Главное не зацепить сойку или нависающую породу. Оглядывался мой бригадир, остался или продолжаю ползти за ним.

  Сколько продолжалось наше путешествие в этом «загробном царстве» не помню, но, когда вылезли с этой отработанной выработки дал себе зарок не повторять такие путешествия, пусть буду лучше стучать дверями, уши выдержат, а такого удовольствия не хочу. При малейшем обвале породы, мы могли остаться там навсегда, никто нас бы в этих прошлых и пустых выработках бы не искал. На всю свою рабочую жизнь запомнил этот прыжок, который мог быть трагическим и в будущем пытался использовать и, этот печальный опыт, и знание, полученное после учебы в институте чтобы не допускать нарушений техники безопасности. Получилось.

  Одного дня вручает мне начальник участка повестку на призыв на воинскую службу, на столе у него лежала повестка в военкомат несколько дней, а он не вручал, нужны были лишние руки на работе, вот и тянул. Тепло проводили с работы уже бывшие коллеги по участку, дали наказ служить честно и добросовестно, и пожелали, чтобы старшина был при службе хорошим человеком, и посоветовали: - «Быть поближе к кухне и подальше от начальства». С таким шутливым пожеланием убыл служить в Советскую Армию, в город Батайск, на сборный пункт. Перед этим отметили свои проводы в армию со своими земляками в городском ресторане Новошахтинска, как же самостоятельные. Шахтёры.

  Провезли призывников в автобусе от военкомата по Ростовской области. Правда, перед этим побывал на родине и попрощался пред уходом в армию со своими родными. Не было уже в нашей семье больше одного члена, бабушки Зоси (Софии), померла она в 1962 году. 82 года прожила на белом свете, а мужа своего, моего дедушку Бориса, похоронила в 1945 году. Не был на похоронах, не вызывали родные, не простой была и информация о таком событии в училище по тем временам, да и приезд был более двух суток, похоронена на местном кладбище. Помянули. А какие там были проводы, посидели за столом родные, выпили с братом по рюмке и утром попрощался, и назавтра на поезд, на станцию Берёза-Картузская, и дальше на Ростов, и автобусом в город Новошахтинск.
 
  С Батайска увёз поезд в конце ноября 1962 года будущих защитников Отечества, казалось в неизвестность, в город Стерлитамак, в Башкирию, многие из нас и не подозревали о существовании такого города, где придётся служить и постигать азы военной специальности по обслуживанию самолётов почти десять месяцев, до отправки в боевые части. Но это другая и жизнь, и другие истории.


Рецензии