Пойдем ко мне жить... Я тебе мамой стану

- Пойдем ко мне жить… Я тебе мамой стану…
- А ты не умрешь?...
«Русские грации», пьеса Ольги Миловановой

Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 26 мая 2024 г.

Я смотрел спектакль непрофессиональных артистов на сцене конференц-зала Духовно-просветительского центра Ханты-Мансийской епархии, не предназначенной для этого.
В центре на занавесе был скорбный лик Христа, слева – портреты Ленина и Сталина, справа – фотографии двух бойцов, воевавших в Великую Отечественную войну. Один из них – мой дед, которого я никогда не видел… Красноармеец Иванов Егор Васильевич на Ленинградском фронте пал смертью храбрых в боях за социалистическую Родину 12 февраля 1942 года.

Я смотрел спектакль и вспоминал свою бабушку – бабу Тасю. Анастасия Иванова, 1911 года рождения осталась вдовой с тремя дочерями в 31 год…

Я смотрел спектакль и вспоминал то, чего никогда не видел, а о чем только читал в книгах… Как из центра Ханты-Мансийска по дороге, прорубленной через лес, на пристань села Самарово шли колонной мобилизованные горожане и крестьяне, рыбаки и охотники, взрослые и очень молодые… Как плакали бабы и гармошка, рвала душу веселыми переливами.

Я смотрел спектакль и вспоминал то, чего никогда не видел, а только читал в архивных документах… Как детей, эвакуированных из осажденного Ленинграда, прямо на пристанях Иртыша и Оби, усыновляли и удочеряли жители Югры… Как металась сопровождающая и умоляла, тех, кто встречал пароход: «Не давайте им молока, не кормите их – они не выдержат… Понемногу… понемногу надо»… Вспоминал, как в таежных поселках местная власть в плохо приспособленных помещениях размещала детские дома… Вспоминал, что все ленинградские дети, добравшиеся до Югры в августе и сентябре 1942 года, выжили и многие в июне 1945 года вернулись в родной город, окрепшими и повзрослевшими.

Я смотрел спектакль и вспоминал то, чего никогда не видел, а только читал в старых газетах… Как семнадцатилетние девчонки в сорокаградусный мороз долбили на реках метровый лед и голыми руками вытаскивали рыбу из сетей. Одну из таких «девчонок», ставшую древней старухой, десять лет назад я видел в деревне Шапше, что расположена в 30 км от Ханты-Мансийска… в интернате для престарелых и инвалидов «Уют». В зале было тепло, но старушка сидела в вязанных варежках… Перехватив мой взгляд, сотрудница сказала: «В молодости на лесозаготовках руки морозила… Теперь все время в варежках».

Я смотрел спектакль и слезы наворачивались на глаза… потому, что снова гибнут наши люди – взрослые и дети - и снова смерть стучится в двери…

Спектакль "Русские грации" 19 мая 2024 г. Видеозапись на Ютуб-каналеhttps://www.youtube.com/watch?v=LaSjon_6z6I

Духовно-просветительский центр - Ханты-Мансийск
На сцене дети, молодежь и взрослые
Автор пьесы и режиссёр- постановщик Ольга Милованова


Рецензии