Девочка с зелёными волосами. Гл. 13

                «Чем ничтожней существо, тем прекраснее и больше душа его».
                Андрей Платонов.
                «…Я прожил жизнь (письма, 1920 – 1950 годов)».


Русалочка вынырнула из воды и увидела увенчанный куполом с шестигранным стеклянным фонарём дворец на берегу.

– Это «Грот», - объяснила сестричка. – Его называют «диковинкой» города.

Дворец и в самом деле был прекрасен. Красного кирпича стены его украшали рустованные углы и колонны. На обнесенной парапетом крыше, высились двенадцать золочёных фигур. Широкие окна обрамляли изящные лепные гирлянды. И над главным входом красовались две скульптуры, два божества, державшие в руках картуш.

– С левой стороны Рок – слепой старец, олицетворение судьбы. Справа Немезида – богиня возмездия, раздающая людям по их заслугам счастье или беду, – объяснила старшая сестричка. – У них в руках книга судеб. В неё записывается при рождении удел человека на земле.

– Всё-всё, что случится с ним в будущем? – удивилась Русалочка.

– Не всё, конечно, – улыбнулась старшенькая. – Слепой Рок заносит в книгу главное – предназначение человека. Причём вслепую, наугад – кому, какой жребий достанется.

– А человек должен потом следовать этому своему предопределению?

– Должен! – рассмеялась сестричка. – Никто ничему не следуют. Люди глупы. Они все дружно мечтают только о двух вещах – о богатстве и любви. Причём, богатство должно свалиться им на голову с неба. А любить обязаны непременно их.

– Все хотят, чтоб их любили, - заметила Русалочка.

– И ты туда же. А в книге судеб может быть записано совсем другое. Что участь, например, молодого человека, чтоб любил он. Да ещё и безответно. Но этот бедолага, всё равно будет требовать от своей избранницы взаимности, и чтобы она обязательно вышла за него замуж. Будет ухаживать, делать подарки, умолять, ползать на коленях, пытаясь добиться своего. Слово-то какое: добить-ся, – ухмыльнулась сестрица. – Убери последнюю частичку и получается «добить». И добьёт бедолага и свою возлюбленную, и свою любовь. Ну выйдет она за него, а что дальше? Ссоры, размолвки, неприязнь, непонимание и измены, измены, измены. А любил бы как ему на роду написано: безответно, тайно, может быть даже издалека, и пусть бы она даже вышла за другого, был бы счастлив.

– Ну ты придумаешь тоже: она бы вышла за другого, а он был бы счастлив! Такого не бывает.

– Поверь мне, бывает. Если человек будет следовать уготованной ему участи, Немезида постарается, чтобы он был счастлив. Его девушка полюбит другого – он будет счастлив за неё, родит – порадуется за её семью, за её мальчика или девочку. Его жизнь будет наполнена ощущением счастья, которое подарит ему его тихая, безответная любовь. И она продлится всю его жизнь, а не погибнет, после того как он, наперекор Року и книге судеб, добьётся своего. И так во всём.

– В чём – во всём?

– В том, что человеку надо думать: зачем он явился на белый свет. Вот этот дворец строил тот, кто понял своё предназначение. И он был счастлив и когда творил, и после – в воспоминаниях. А бывает иначе. Родился мальчик, предположим, в семье музыкантов. И слепой Рок занёс в книгу судеб: быть ему - ну, допустим, совсем невообразимое для семейки музыкантов - санитаром. Сердце ему дал отзывчивое, доброе, большое. И вырос парень с мечтой: возиться с больными, старыми, увечными, убирать за ними, мыть их, выносить грязь - делать всё, чем другой побрезгует. И понимает он, что большего счастья, чем видеть, как у больных и немощных глаза от его заботы радостью начинают светиться, у него нет. Но ты же понимаешь, музыканты восстанут. Все, скопом. И не пустят его ни в какие братья милосердия. И будут лепить из него, предположим, композитора. Потому что из семьи, потому что престижно и вообще работёнка не пыльная. И выучится он, и будет выдавливать из себя какую-нибудь какофонию. А его клан станет закатывать от восторга глаза, и голосить, что это новое слово в искусстве. А он будет лютой ненавистью ненавидеть тех, у кого композиторство в книге судеб записано, кто сочиняет, как птичка поёт. Будет, отравлять им жизнь, соревноваться с ними, воровать мелодии, лезть в композиторское начальство, вешать себе на грудь ордена, и доводить одарённых божьим даром до разочарования в жизни и сочинительстве, до пьянства или сердечного приступа.

– А как же его большое, доброе, санитарское сердце? Куда ж оно денется?

– Никуда не денется. Оно станет маленьким и злым. Настолько злым, что он может даже из зависти убить.

– Как убить?

– Очень просто – отравить. Ядом. Немезида знает своё дело: не захотел стать братом милосердия, получай несчастья и сей вокруг себя беду. Эта богиня девушка суровая, её ни связями, ни происхождением, ни обучением у лучших мастеров не возьмёшь. Видишь, внизу изваяния высыпавшиеся из мешка монеты и драгоценности, она попирает их ногой – в знак неподкупности. А про слепого старца, вот, что я тебе ещё скажу. Слышала, наверное, такое выражение: злой Рок. Так знай: он не злой, он непреклонный… Давай-ка мы лучше полюбуемся красотой, которую создали те, кто угадал своё предназначение.


Рецензии