Бобры и люди

      Об инженерных навыках бобров я знаю ещё с детства,  с тех пор, когда рыбачил на знаменитой Березине,   Гайне и  Плисе. Каких только сооружений они не делали, перегораживая маленькие ручьи, протоки.  И,  как говорили старшие товарищи, всю эту гигантскую работу творили для того, чтобы парадный вход в их «квартиры»  находился всегда под водой.  Стоит этой воде начать убывать, они тут же находят причину и иногда в авральном порядке сооружают плотины и запруды, восстанавливая уровень воды.
 Взаимоотношения людей и бобров на протяжении  многих,  многих лет  сложны. Было время,  когда  их  нещадно уничтожали, их количество резко сократилось. Затем их вносили в Красную книгу и всячески оберегали. Я помню, что  после войны за убийство бобра человек мог  оказаться в тюрьме.   Тогда же к нам завезли канадских бобров. Эти зверьки  были сильнее и крупнее  местных и вскоре вытеснили белорусских. 
    Занимаясь  охотой и рыбалкой уже в Сибири,  я тоже сталкивался с бобровыми поселениями, но там реки помощнее,  воды побольше и бобры поумнее.  Размышляя над тем, почему мы  периодически меняем своё отношение к бобрам, я пришёл к выводу, что вся вина этих животных перед человеком сводится к тому, что  природа создала  это  уникальное существо  так, что оно должно непрерывно есть древесную растительность и стачивать свои зубы,  поскольку они непрерывно у них растут.  Кроме того, периодически меняющаяся мода вдруг выдвигает бобровую шкуру в качестве  главного писка сезона. Наш  знаменитый  на весь мир певец Фёдор  Шаляпин   щеголял в бобровой шубе. Женщины  и до сих пор не гнушаются носить такие шубки.
   Мясо бобра попадая, например,   в пельмени вызывает восторг у гурманов. А бобровая  струя в умелых руках    лечит многие болезни.
     Эти мысли   я неоднократно  обсуждал со своим компаньоном по рыбалке Сашей. Он лет 30 проработал лесником и доказывал мне, что для леса  большего врага, чем бобр нет. Он приводил множество фактов, когда целые массивы прекрасных белорусских лесов гибли из-за деятельности бобров.  Я с ним не соглашался. Но вот однажды,  побывав на реликтовом озере недалеко от Витебска, я воочию    убедился, как бобры расправились с  вековыми соснами и елями вокруг этого озера. И  я не мог понять, какой смысл был бобрам валить десятки этих могучих деревьев. Увидев  эту печальную картину, я не столь рьяно стал защищать бобровое поголовье.
      Третьего дня мы с Сашей приехали в одно рыболовное хозяйство, в котором  имеется 13 водоёмов,   сообщающихся   друг с другом, и уровень проточной воды  в них регулируется  различными  задвижками.  В любимом нами водоёме номер 3 плавают карпы, амуры, щуки и всякая мелочь.  Наша снасть приспособлена для ловли амуров и карпов. В то раннее утро,  разгрузив  пожитки, Саша решил поставить   старенький  «X-trail»   на перемычку между водоёмами.  Мы по ней неоднократно ездили в прошлую осень.  И вдруг на моих глазах машина передним мостом влетает в яму, которой минуту назад не было.  После небольшого шока мы попытались выяснить, откуда взялась эта яма. Я прошёл к капоту, Саша, который весит больше центнера, идя за мной, по пояс провалился, как и машина. Тогда  стало ясно, что  машина обрушила тоннель, кем-то сооружённый. Тут уж было не до рыбалки. Сначала мы решили, что стоит подождать какую-нибудь машину с рыбаками,  и с её помощью вытащить нашу. Но потом, будучи опытными автомобилистами, поняли, что нужно подвешивать  «передок».  Этим Саша и занялся  с помощью сапёрной лопаты, топорика, домкрата и массивных досок, снятых с лавочек, стоящих вокруг озера. Работал и матерился он часа  два.  Потом, поставив  «X-trail» на блокировку,  спокойно выехал из ямы.  В это время подъехал на маленьком тракторе с прицепом местный рабочий Андрей, развозящий комбикорм по водоёмам.  Увидев провал, он воскликнул: «Вот, твари, что наделали! Это же бобры вырыли  тоннель». Выяснилось следующее: соседний водоём стали осушать для очистки,  бобры сообразили, что воду надо взять в соседнем водоёме. Но тоннель они не успели до конца прокопать. Видимо, не хватило сил и времени. Случай с нашей аварией прервал их работу, а так бы за ночь от нашего водоёма ничего  не осталось. 
      Обращаясь к Андрею,  я сказал: «Вам дважды повезло. Во-первых, бобры не научились открывать ваши задвижки, а во-вторых,  свод тоннеля  не выдержал веса нашей машины и веса Саши». А Сашка добавил: «Вы, Андрей,  не обольщайтесь. Эта  публика  упёртая и будет рыть другие тоннели. Так что либо идите,  разоряйте их дом, либо спускайте воду из водоёма. Они не успокоятся». В тот день мы всё же смогли поймать по паре амуров общим весом около 12 кг. А Саша успел отстирать свои штаны и футболку от грязи и даже высушиться.  Уже  возвращаясь домой, я ему сказал: «Вот ещё одно подтверждение того, что зло возвращается к тому, кто его распространяет. Ты всю жизнь точил зубы на бобров, а они тебе вот таким образом и отомстили». Он задумался и сказал: «Не исключено. Как бы я их ни ненавидел, я их уважаю за ум, способность работать сообща и трудолюбие».
    Вот  видите, как бывает, ехали порыбачить, а вынуждены были заниматься земляными работами и вспомнить о бобрах и плохим, и хорошим словом.
   26.05.2024 г. Минск


Рецензии