Американские фильмы про закулисье Америки

Фильм "Самый достойный" (в оригинале: "Best man") 1960 года. Литературная сказка в духе Голливуда. О том, как происходит политическая борьба между двумя кандидатами в президенты. Реальную подковерную борьбу кандидатов в президенты никто не позволит экранизировать. Да и надо обладать широким политическим диапазоном, чтобы учитывать множество реальных сил, двигающих американскую политику и попытаться всё это воплотить на экране. Без денег ни один кандидат в президенты не может состояться, а деньги жертвуют очень богатые люди, которые хотят потом с этого иметь лояльного себе президента, или фактически послушного прихлебателя. Ничего этого в фильме нет. Имеется какая-то утрированная ситуация в духе благородной литературно-кинематографической сказки. Тем не менее, любопытно посмотреть.

Фильм "Лицо в толпе" ("A face in the crowd") 1957 г. для меня представляет больший интерес. Он рассказывает о том, как создается некий популярный символ, в данном случае из бродяги делают популярного телеведущего, а затем "новый герой" массмедиа пытается лезть в политику. Уже тогда в американском обществе были отработаны, известны экономические и политические технологии (в фильме даже рассказывается о появлении нового типа политиков, которым следует быть более понятными и демократичными,а не нудно рассуждать о политике). Главный герой - говорящая голова, которая своим жизненным опытом и своей харизмой сумела зацепить радиослушателей штата. Затем ГГ приглашают на федеральный уровень, говорить на всю страну, но уже ему указывают что именно нужно делать и, главное, что нужно рекламировать. У киногероя появляются сценаристы-спичрайтеры, которые ему пишут монологи, рекламщики говорят, что нужно рекламировать. Одним из главных босов выступает условный генерал, он вводит киногероя в высший круг, знакомит с политиками и бизнесменами. В данном случае генерал вполне подходит, ибо, после Второй мировой войны, много американских генералов ушли работать в крупный бизнес, чтобы продвигать военные заказы в армии, благодаря своим связям. Ничего удивительного в том нет, тот же Эйзенхауэр стал президентом.

В какие-то моменты фильм вызывает отвращение. Например, когда киногерой смеется деланным смехом и его снимают крупным планом, как люди превращаются в зомби. Происходит выхолащивание человека, индивидуум превращается в какую-то управляемую машину, в натурального зомби.

Понятно, что фильм условен, увеличение популярности киногероя кажется слишком наивным и упрощенным. Если не обращать внимание на эти минусы, то все равно фильм отражает механизмы работы раскручивания всего что угодно, будь это реклама лекарства или какого-нибудь политика, его идей. То, что советскому гражданину было плохо понятно, сейчас нам хорошо видно на бытовом и повседневном уровне. Все эти механизмы по манипулированию сознанием людей мы постоянно видим вокруг себя и ощущаем на себе. В фильме прямо говорится, что им (неким элитам) нужна персона, как рождественская елка, на которую они будут вешать нужные им идеи и продвигать свои интересы. Наверное, это и есть демократия. Как многие писали в свое время, что свобода слова есть только у богатых. Богатые могут позволить себе иметь свое средство медиа. А я считаю, что демократия - это свобода выбора...в подготовленном кем-то вариант или варианты выбора. В той же американской демократии у гражданина есть выбор между выбранными кандидатами от республиканцев и демократов, другой, не предусмотренный вариант выбора, ему, простому американцу, не нужен. Реальная демократия - это непозволительная роскошь для простого обывателя.

Приведу фрагмент из книги "Американская Мозаика" (1991) И. Геевского и Н. Сетунского: "При ныне существующей системе финансирования формально равное для всех граждан право голоса отнюдь не означает фактического равенства каждого избирателя, его реального "веса" на выборах. Наоборот, она узаконивает порядок, при котором действительные возможности каждого гражданина влиять на исход выборов пропорциональны сумме денег, которую он может внести. Такой порядок выхолащивает демократию, показывает ее ограниченно-буржуазные рамки. Механизм этой демократии в США так отлажен, что рычаги управления неизменно остаются в руках экономической и политической элит" (с. 51).

Демократия? Нет, это бизнес по-американски. То, что американцы пытаются навязать свою модель "демократии", "свободного мира", это модель для правления американских бизнесменов. Не больше и не меньше. Мы живем в мире капитала, который так и называется: капитализм. Привыкайте.


Рецензии