Консультация

- Лида, можно тебя? - полушёпотом говорит Галя, заглядывая в комнату бюро материальных нормативов в отделе главного технолога заводоуправления, где кроме Лиды сидят ещё пятнадцать человек за письменными столами.

Лида, кивает головой и выходит в коридор, думая при этом о том, что сегодня уже второй раз она отрывает её от работы, при чём у всех на глазах.
     Сотрудницы посматривают косо, ведь в комнате одни женщины, завистливые и строгие, которые рады каждому твоему промаху, а отлучение от рабочего места в неспокойные времена, чреваты сокращением.
- Уж, не специально ли, Галя, делает это? - мелькает нехорошая мысль в голове Лидии, но она тут же её прогоняет. Галя хочет стать поэтессой и поступить в городское литературное объединение, а Лидия там по-совместительству работает литературным консультантом. «Так что, это тоже моя работа!» - продолжает думать Лидия и выходит из комнаты вслед за Галиной Александровной Елисеевой.
   Галина уже не девочка. У неё взрослый сын и внук, но любви к поэзии «все возрасты покорны».
   Женщины спускаются в подвальное помещение технической библиотеки. Самое подходящее место для уединения и обсуждения нового стихотворения Галины.
- Их сегодня не одно — говорит Галя и раскладывает листочки с напечатанными стихами на стол.

  Обе они работают на заводе тяжёлого машиностроения и пишут стихи.
   Лидия пишет стихи с восьмилетнего возраста и ходит в литературное объединение с четырнадцати лет, а Галя только начинает пробовать свои силы в поэзии.
   У неё богатый запас знаний для этого. Она закончила библиотечное отделение Самарского государственного университета, а Лидия вундеркинд-самоучка.
  В детстве ей нравилось всё и всё удавалось: фигурное катание, балет, рисование, сочинение сказок и стихов. Как тут не распылиться?
   И Лидия занималась всем и ничем конкретно, поэтому после школы пошла в машиностроительный техникум вслед за своим первым парнем, первой любовью.
  Юра уже учился в этом техникуме и Лида без труда поступила туда, сдав математику на отлично и русский язык на четыре. Странно, что, имея поэтические склонности, Лидия, любила  математику.
   Может быть, это говорит о том, что поэзия строится  на цифрах? Количество гласных в рифмующихся строчках должно быть одинаковым, поэтому приходиться их считать. Строфы строятся в определённом порядке, как в шахматах: А7, Б5.
  Лидия закончила машиностроительный техникум по специальности литейное производство, но любимого парня увела самая близкая подруга, почти сестра Тоня Мерзлякова.
  Мама Тони пила. Её воспитывала бабушка тётя Маруся. Жили они все в бараках, в районе бараков в Заусиновском овраге, проще - в Шанхае. 
   Тоня почти всё время была у Лиды, вместе с Лидой ходила к её маме в столовую обедать. Мама Лиды работала в железнодорожной столовой буфетчицей, и кормила всех дочкиных подружек, понимая, что так Лиде веселее , потому что ходить  через весь город пешком в ремонтное ДЭПО, где находилась эта столовая, не очень увлекательная забава для девочки.
   Иначе не получалось, потому что мама Лиды работала сутками и быть голодной целый день дочка не могла. Вот и ходила к маме в столовую на обед, и приглашала всегда подружек. Так веселее!
   
       После окончания техникума, Лида сразу же пришла на завод в литейный цех, стерженщицей, но мастер, сжалился над хрупкой и маленькой девушкой и, буквально, на следующий день перевёл её в техническое бюро цеха.
  Потом Лидия перевелась в заводоуправление. Тут и познакомилась с Елисеевой, которая шла по профсоюзной работе.
  Галина стройная, высокая, уверенная в себе, как и все на руководящих постах дамы.
 Галина читает свои стихи вслух. В технической библиотеке никого нет, только сама библиотекарша, но она сидит тихо в своём уголке.
- Как ты думаешь, здесь это слово уместно? Говорит сочинительница стихотворения.
 А Лидия, глядя на печатные листы со стихами, думает, что их слишком много и пора бы вернуться на рабочее место. 
    Начальник отдела может зайти и заметить, что она постоянно отсутствует. Уже началось сокращение инженеров-технологов.
А Галина читает:

Я дикой пантерой
К тебе подойду,
Отнюдь не химерой,
Не в дерзком бреду.

- - Хорошо, дерзко!- говорит литконсультант! И они обе улыбаются.
- Вот ещё. Называется «На берегу».

Кромка берега, как и в Пицунде.
Вдоль залива -  дугой бережок
И на пляже  купаются люди,
Под ногами  не галька – песок

Золотистый. Под солнцем палящим
Так горяч – не пройти босиком.
Но  прохладно в берёзовой чаще
Даже жарким июльским деньком.

  Галя читает, а Лидия думает о том, что никогда не была в Пицунде и моря не видела. Муж часто ездит по командировкам, устаёт от поездов и самолётов, поэтому в свой законный отпуск предпочитает отдыхать дома на Волге, о которой читает Галина:

Здесь старательно белую пену
Расстилает на берег волна
И течение чинно, степенно,
И величия Волга полна.


  «Если я ей сейчас скажу, что мне надо идти,  у меня работа стоит, - думает Лидия, - она обидется».
  Больше всего на свете Лидия боится обидеть людей, тем более подруг.
  Галина уже вошла в её тесный круг подруг, хотя поначалу она была просто ключницей.
   Однажды заводскому поэтическому кружку, который организовала Сарра Лазаревна Штернберг, негде было собраться после работы, комната, где они обычно собирались, была на ремонте.
    Кружок этот создавался для того, чтобы  почитать друг другу стихи и обсудить вопросы, связанные с поэзией, ведь «не хлебом единым жив человек», и технические работники тоже любят поэзию и даже пытаются сочинять стихи и их  печатает заводская газета-многотиражка «Машиностроитель». Сарры Лазаревны уже нет в живых, а кружок продолжает существовать.
   Кто-то предложил открыть зал заводского Профсоюзного комитета на втором этаже заводоуправления.
   Тут и появилась Галина Елисеева с ключами от зала. Она открывала дверь и сидела с кружковцами до конца, чтобы потом закрыть за ними дверь.  Лидия относилась к  Галине с осторожностью, потому что узнала в ней ту женщину, которая много лет назад испортила им  отдых на турбазе.
   Тогда она с мужем и детьми приехала отдыхать на заводскую турбазу «Лесные тропы», а их домик заняла Елисеева с двумя мальчиками, так как это был лучший домик на турбазе, но по путёвке он принадлежал  семье Лидии и уступать профсоюзным пронырам, которые везде пользуются блатом,  никак не хотелось. 
   С трудом и со скандалом  захватчиков удалось переселить в соседнюю комнату поменьше. Они отомстили.
   Сама мамаша гуляла все ночи напролёт. Одинокая женщина имела право, но беспризорные мальчишки кричали и матерились  до самого утра. Этот неспокойный отдых запомнился Лидии навсегда.
   
  И когда она узнала в профсоюзной ключнице ту женщину, то не очень-то обрадовалась новой встрече, однако, со временем
 стала думать обратное. 
    Галина оказалась приятной и улыбчивой собеседницей. К тому же она любит стихи и даже пишет сама.

  «Как я была не справедлива к ней, - думала Лидия, слушая в технической библиотеке стихи этой гулящей мамаши — Как скоро я дала ей плохую оценку. Она хорошая и мы точно станем подругами».

  Время быстро пролетело и подруги разошлись. Галина на второй этаж, а Лидия в свою комнату, где на столе у неё лежал приказ об её сокращении.
 

 


Рецензии
Очень точный рассказ, Лидия из тех людей, кто всем помогает, и в итоге этим пользуются.

Григорий Дерябин   26.05.2024 13:36     Заявить о нарушении