Последний Царь. Путь работы
Как-то случайно, будучи на приеме в кабинете Архиерея Свердловской епархии Архиепископа Мелхиседека,я увидела духовные книги необыкновенной величины, попросила разрешения их посмотреть. Он разрешил. Одну за другой я стала рассматривать эти книги, и, подняв последнюю, я увидела фотографию в коричневом цвете Государя Николая Второго. Я еле выговорила: «А у Вас, Владыка, Царь….» « Да,-ответил он-и я ему молюсь. И тебе пора заняться Им». Я до такой степени растерялась, не зная, как к этому подступить. «Я же в филармонии работаю и читаю классику. Я даже не знаю, с чего начать». Хотя надо сказать, опыт работы с эпистолярной литературой у меня был. « А я тебе помогу,..». А годы 86-87 т.е. год я в Петербурге выполняла роль литературного секретаря у вернувшейся из эмиграции писательницы « Серебряного века» Ирины Владимировны Одоевцевой. Тогда уже я ощутила эпоху Николая Второго. Это были еще 80-тые годы, когда мы, группа сподвижников, собирали подписи о передаче православных храмов РПЦ- Собора Благоверного Князя Александра Невского и церкви « Вознесение Господне». Тогда же я успевала и летала в Москву на молебен о восстановлении Храма Христа Спасителя. Он проходил рядом с бассейном Москва на временно построенных Сенях .
Потихоньку собирала материалы для будущей работы о Последнем Царе.В те годы о. Сергий Суханов с матушкой в сумочках привозили духовную литературу. В то время была связь с зарубежной православной церковью, я бы сказала литературная связь. Ходила в архивы, в библиотеки, в музеи, что-то привозили из за рубежа. Кое-что было и у Владыки. Печатная машинка была роскошью. Все переписывала. Работала не один год. Все нужные материалы для композиции Владыка благословлял.
Когда композиция « Последний Царь» была готова, я предложила послушать ее Художественному Совету филармонии. Композицию услышала ведущий литературовед Нина Николаевна Шубина .Она выступила с предложением сделать совместную программу « Два взгляда на Последнего Царя». У нее был взгляд Современного человека, а у меня духовный, церковный. Как только работа была готова, мы снова представили ее Художественному совету, и после одобрения, выехали на маршрут. Мы сделали огромное количество выступлений по 50концертов и более каждый месяц. Интерес и спрос был невероятный, залы полные,просто ломились от желающих услышать. Тема оказалась чрезвычайно востребованной. Там были уникальные материалы :Свято-Троицкого монастыря Джорданвиль, « Коронации на Руси», по книге следователя Н. Соколова, по книге С. Нилуса ...и других источников. Сразу начала работу с регентом духовного хора Свято-Троицкого Собора Сергеем Цивилевым. Выстраивали партитуру работы. По этой партитуре работали все хоры, с которыми мне приходилось встречаться.
В 1993 году филармония становится организатором международного фестиваля «Дорога к храму» .Выступления шли на многих площадках города. Открытие состоялось в Оперном театре. В программе три отделения, второе отделение балет, третье отделение симфонический оркестр филармонии, дирижер Геннадий Рождественский. Я читала Дневники Государя в сопровождении шести профессиональных хоров г. Екатеринбурга. В зале было много почетных гостей, Архиепископ Мелхиседек и рядом с ним присутствовали потомки Романовых: Вел. Княгиня Леонида Георгиевна и Вел. Княгиня Мария Владимировна. После концерта они попросили меня записать эту работу на кассету и им прислать. Запись сделали на Радио Урала. Очень удачно. Выпустили кассету, отправили в Париж.
При встрече со Светлейшем Патриархом Руси Алексием Вторым, я преподнесла ему эту кассету.А Владыка Мелхиседек отвез кассету в Синодальный Совет и отдал в комиссию по Канонизации, в работе которой он принимал участие.
Свердловская киностудия сделала видео фильм программы «Последний Царь». Работу профинансировал фонд Бориса Николаевича Ельцина.
В 2001 году программа « Последний Царь» прозвучала на Международной конференции «Романовские чтения», проходившей в Детской филармонии.
В 2003г. программу «Последний Царь» исполняли на открытии Храма на Крови - « «Приношение Романовым».
В 2003г во время исполнения программы «Последний Царь» в «Царские Дни» в музее замироточила икона Афонского письма «Иверской Божией Матери», миро текло по ручке Божией Матери. А в музеи всех присутствующих накрыло белым омофором.
Много раз по приглашению читала в Даниловом монастыре фрагменты из композиции в присутствии митрополите Кирилла, которому тоже подарила кассету с записью программы « Последний Царь».
С московскими хорами прочла в Фонде Славянской Письменности и Культуры у Вячеслава Михайловича Клыкова и в Российском Фонде Культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева, присутствовал заместитель Лихачева Дмитрия Сергеевича Мясников Георгий Кириллович. На все выступления у меня хранятся отзывы.
Интересное выступление было в Геликон опере у Никитских ворот для членов Российского Дворянского Собрания по приглашению Князя Лопухина Вадима Олеговича. Тогда активное участие в оформлении этой программы, как исторической, принял главный режиссер театра Дмитрий Александрович Бертман. Пел московский духовный хор, а сцена представляла анфиладу дворцовых комнат.
Затем была поездка в Сольбинский монастырь, с хором, регент Сергей Цивилев. Программа « Последний Царь» ежегодно исполнялась в зале Храма на крови, и повторялась на Ганиной Яме. В программах « Последний Царь» принимали участие и дети лицея Дягилева. Номер назывался «Сестры», к которым в финале номера выбегал братик в матроске. Балетмейстер Наталья Павликова. Детей готовили, они стояли на службах, их водили в музей. Они со мной выступали на разных площадках, но открытии «Театра Слова» в актовом зале колледжа И.И. Ползунова, но самое сильное впечатление было, когда они появились на Ганиной Яме. У нас все записано на дисках.
Программу « Последний Царь», прежде всего, поддержали и поддерживают, ныне здравствующие, Потомки Романовых, Российский Императорский Дом, Российское Дворянское собрание, также поддерживали и Наталья Алексеевна Нарочницкая, и Николай Петрович Бурляев, и писатель Валерий Николаевич Ганичев, и Никита Сергеевич Михалков, и российские и зарубежные поклонники Последнего Российского Государя. На последнем представлении программы « Последний Царь» в музее Романовых 19 мая 2024г.присутстьвующие в зале зрители осеняли себя Крестным знамением, понимая и тонко воспринимая личность Последнего Царя. Духовная культура народа поднялась. Это работа и труды нашего Президента и Русской Православной Церкви. Наш путь правильный. Работа сегодня актуальна.
Народная артистка России Тамара Воронина.
26.05.29024г.
Г. Екатеринбург
Свидетельство о публикации №224052600786