Мышление постороннего человека

"Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами. Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал: я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск. Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса".
Деяния апостолов, глава 22

***
Посторонний человек, который нечаянно попадёт в сферу нашей оставшейся в неделимости семьи, состоящей из трёх человек, конечно, будет некоторое время, в недоумении, что происходит? О чём говорят эти люди? Почему в то или иное время они внимают какому-то чтению, которое называют акафистом.
И какова суть этого действия? Ведь ничего полезного или явно зловредного не происходит…

Да, бывает, что собирается некое сообщество людей: они совершают какие-то обряды своей средой: словами, действиями, в которых видят исполнение неведомых магических действий.
Но в среде, о которой мы ведём речь – ничего не происходит плохого или хорошего: они не произносят явных шуток, смысл которых скрыт от слуха мiрских людей; не произносят каких-либо смысловых шалостей.
Что происходит? – непонятно!

Постепенно тот же посторонний человек смиряется в себе: смиряется его дух, его мысль, его воля; постепенно уголки его рта смягчаются в едва заметной улыбке – он ещё не понимает до конца смысла происходящего, но верит в то, что это состояние добра и мира духовного.
Происходящее извне и изнутри – это для него новая область, в которую он ещё никогда не попадал.
Что мешало ему попасть в неё? Грех! Греховные чувства, греховное сознание, греховный мыслительный процесс.

Постепенно приходит осознание, что смысл всего произносимого этими людьми надо понимать не буквально, но с какой-то мыслительной чистотой, с тихой и тонкой душевной радостью.

«Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И насколько человек чувствует в сердце своем сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге. Ибо любовь, как сладчайшая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как благ Господь!»
Такая радость о Боге изображается во многих местах святого Писания, и особенно в святых псалмах. Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости Вечной Жизни».
Святитель Тихон Задонский

Май, 2024


Рецензии