Святой любви великая раба

Этот город, точно, не даст мне скучать. Он постоянно преподносит мне сюрпризы. Ко Дню учителя «подарил» книги: двухтомник Луи Арагона о художнике Анри Матиссе, именно то, чего у меня не было в личной библиотеке. И еще хороший сюжет, по которому я написал неплохой рас-сказ «Ее величество Книга». Сегодня он опять преподнес сюрприз. И я, конечно же, собираюсь рассказать о том, что это за сюрприз.
Сегодня я решил минут на десять увеличить время утренней прогулки и, изменив маршрут, пошел по проспекту Петра I в сторону памятника насрутдинову. Иду слева по тротуару, прошел от книжного магазина несколько шагов и вдруг… на порядочную длину тротуара надпись большущими буквами красной масляной краской «С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!! МАМА. СЫН»(последнее слово было внутри аккуратно нарисованного туза червей, что значит  сердце). Надо же. Чтобы такое на-писать, по моему разумению, нужно выйти из дома глубокой ночью, когда город спит.
Прохожие, привороженные, останавливались, оборачивались к дому №51 и смотрели в ок-на, стараясь определить, в какой квартире живет эта счастливая мать: надпись смотрела именно на этот дом. Очарованный, смотрел то на надпись, то на окна и я. Невольно глаза мои устремились и в противоположную сторону улицы, где недалеко в парке под условной пирамидой гордо возвышается бронзовая фигура учительницы. Она тоже мать, решил я, мать своих родных детей и мать для своих учеников. В свое время я посвятил ей и стихи и прозу. Может быть, мальчик, писавший на тротуаре, и ее имел в виду.
Но сегодня не об учительнице речь. Сегодня речь о матери, о которой великий русский поэт Некрасов в стихотворении «Рыцарь на час» сказал, что для матери нет ничего дороже детей своих, что дети для нее все. Тяжело больной поэт просит бога послать его матери радость свидания с умирающим сыном, а обращаясь к самой умершей матери, просит и ее:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!...
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном своим.
Сегодня речь о матери, о которой не менее знаменитый поэт Расул Гамзатов в стихотворении «Мама» говорит, что слово «мама» - это первое слово, которое произносим все мы, появившись на свет. А стихотворение он заканчивает так:
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски - «мама», по-грузински - «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Виктор Астафьев пишет: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы – оставить с ним мать.  По его словам, ее не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
Я еще долго могу перечислять, кто из великих людей говорил о матери прекрасные слова, но разговор ведь о надписи на тротуаре. Давайте о ней и будем говорить.
Я уверен, что мальчик, написавший эти слова поздравления с днем рождения матери на тротуаре, никогда никому плохого не сделает, ни одного плохого слова никому не скажет.  Этот человек – поэт и художник одновременно. Он написал не слова из сатирического стихотворения Маяковского «Канцелярские привычки» типа «здесь был Вася», которые поэт приводит как при-мер, порочащий человека, как злую усмешку и иронию над плохими привычками. Это совсем иное и нечто большее. Он писал от сердца. Не верите мне – идите и прочтите сами. Эту надпись ничто не сотрет: ни дождь, ни снег. И долго она будет красить самую красивую улицу города. Ее не сотрет и время.
2014 г.


Рецензии