Наши парки, дома и бульвары или в парке чаир распу

Я буду писать только о парках. О домах нет. Что о домах писать? Раньше дома в нашем городе были очень маленькие и некрасивые, теперь они очень большие и красивые. Вот, пожалуй, и все. О единственном в городе бульваре – Родопском- я уже писал. Там же рядом есть Городской сад или парк. У входа в парк стоит памятник В. И. Ленину. Говорят, что это точная копия памятника Ленину перед Смольным. На месте братской могилы революционеров, расстрелянных белогвардейцами в 1919 году, стоит гранитный постамент будущего памятника погибшим в гражданскую войну героям. Постамент стоит уже давно, пора бы поставить или колонну, или статую, короче то, что там задумано.
Парков в нашем городе всего пять. Есть и скверы. Но о них тоже не будем говорить, потому что в названии статьи о них не упоминается: не могу же я вводить свои слова в чужую песню. А то, что названием статьи я взял слова из песни «Опустился туман с Тарки-Тау», думаю, все сразу поймут. Самый близкий к тому месту, где я живу в городе,- это Парк культуры и отдыха Дракон или парк Ак-Гель. Здесь стоит памятник русской учительнице. Я уже писал об этом памятнике и о русских учителях, работавших в разное время в школе в моем родном селе. Хотя из школы и с учительской работы я год как ушел, в парке Ак-Гель бываю каждый день и иногда «разговариваю» с учительницей или читаю ей свои стихи, посвященные ей же:
Вижу вновь я тебя
С земным шаром в руках
И с учебником… ( и далее )
Третий парк - это парк 50-тилетия Октября. Он заложен в 1967 году, в канун 50-тилетнего юбилея Октябрьской революции. На центральной аллее парка установлена стела, посвященная «Борцам за установление советской власти в Дагестане». В народе он называется Собачим пар-ком.
Говорят, что есть еще парк воинов-интернационалистов, в народе - парк Афганцев. И я понятия не имею, что это за парк. Надо будет узнать, где он находится, и сходить туда. А то некрасиво получается: всегда и везде твердить «мой город», «мой город», не зная его достопримечательностей.
О следующем, пятом и самом большом парке в нашем городе я могу сказать все… или почти все, ибо некоторое время работал «директором» этого парка, как иногда я представлялся при новом знакомстве. А на самом деле, я работал «ночным директором» или, скажем по-простому, сторожем. И я постараюсь вам рассказать кое-что об этой короткой, но интересной поре моей молодости.Итак, Парк имени Ленинского Комсомола (с 1963 г.) или Парк Нефтяников (с 1946 г.), или Вейнерский сад (основан в 1887 году известным пивоваром Вейнером). На центральной аллее парка в 60-х г.г. возведен памятник Воину-освободителю с вечным огнем. Раньше, мне кажется, там, на месте этого памятника, стояла на постаменте танцующая лезгинку пара, очень худые парень и девушка в национальной форме.
«Одной из главных достопримечательностей парка является первый в Махачкале городок аттракционов - любимое место отдыха местных жителей и гостей города», - говорится в официальных документах о парке Ленинского Комсомола. Вчера я был в этом парке и ничего похожего на городок аттракционов не увидел, хотя один раз давним – давно я видел там и чертово колесо, и карусель, и качели и т. п.
Есть в парке Музей боевой славы и Аллея славы с портретами дагестанцев – Героев Великой Отечественной войны и полных кавалеров ордена Славы. Я их насчитал шестьдесят шесть человек.
Пройдешь по аллее вверх по парку, увидишь великолепные Дворцы спорта и перед одним из них шестнадцать огромных цветных портретов дагестанцев – олимпийских чемпионов. Среди них и портрет Али Алиева, пять раз ставшего чемпионом мира по вольной борьбе. «Плюс еще два дзюдоиста – чемпиона олимпийских игр в Лондоне, чьих портретов пока здесь нет»,- добавляешь ты, будто кто-то из администрации может тебя услышать и исправить свою ошибку. Чувство гордости за них и за Дагестан переполняет тебя всего, и ты мысленно считаешь, на сколько человек – жителей Дагестана приходится один олимпийский чемпион.
Конечно, ни один другой регион России не может в этом с нами сравниться, как не может сравниться и по числу дагестанцев – Героев Советского Союза на количество населения Дагестана в 1941-1945-е годы. Это не стоит даже проверять (о Героях), потому что я еще в юности десятки раз проверял. Вот как я это делал: число населения Советского Союза делил на 11600 (столько человек получили звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны), население Дагестана делил на 50(тогда считалось, что столько дагестанцев стали Героями той войны). И сравнивал. В результате всегда мы оставались в выигрыше. Я с гордостью об этом говорил многим и много раз, будто одним из Героев являлся я. Я потом об этом и ученикам своим говорил. «Надо же!- можете подумать вы.- Зачем это тебе надо было считать?». Не знаю. Вот такой я человек.
«В парке неоднократно пытались создать пантеон выдающихся людей. Таким образом, на его территории появилось около десятка могил известных общественных и политических деятелей»,- так написано в тех же  документах о парке. Раньше, когда я был «ночным директором», здесь были всего три могилы, и в мои обязанности входило охранять и беречь их. Около могил стоял вагон, где я должен был ночевать. Вторая моя обязанность – не пускать скот на территорию парка. Все это без меня делали подростки из прилежащих к парку улиц: с ними у меня сложились прекрасные отношения.
А пантеон не получился: там сейчас всего лишь семь могил. Наверное, потому, что родственники выдающихся людей, во-первых, не соглашались хоронить их в каком-то парке. А во-вторых, очень трудно определить, кто достоин захоронения его здесь, в пантеоне, и кто не достоин.
Сказать, что я не бывал в парке совсем, я не могу и не скажу. Очень часто и ночевал там. Тогда это был дремучий лес с присущей ему одному жизнью. Мне бы было очень плохо, если бы не эти ребята, те подростки с соседних с парком улиц. Мне казалось, в теплое время года они вовсе не спят и всю ночь рыщут по парку. Я и сейчас, через сорок с лишним лет, говорю им «спасибо», хотя, может быть, при встрече никого из них и не узнаю. Спасибо вам, ребята!
Я появлялся в парке к вечеру, когда еще было светло. Быстро делал обход, нет ли какой скотины, пасущейся на его территории. Если попадалась, выгонял из парка. Потом смотрел памятники, проверял замок на дверях вагона и ночью выходил на людное место около Аллеи славы. Толь-ко там всегда было светло, потому что всю ночь горели электрические лампочки. Кстати, тогда в парке всю ночь дежурил и милицейский наряд, так как в то довольно спокойное время именно это место считалось самым опасным в городе. И именно для молодых пар, уходящих в глубину парка.
Я мог бы много чего интересного и даже печального об этом рассказать, но не буду. Однако не сказать о том, что это место в самом деле было парком отдыха, считаю, нельзя. Кто только здесь не отдыхал! Сюда приходили студенты университета, чтобы готовиться к предстоящим зачетам и экзаменам. Они уединялись на дальних скамейках и читали. Они же приходили сюда группами во время свободной пары и просто отдыхали, весело, с громкими выкриками. По выходным здесь бывали поэты и писатели, артисты и художники.  Приходили сюда и гости, приехавшие в город на день или два. Часто приходили сюда партийные работники, работавшие на высоких должностях. Сидели на скамейках, беседовали или играли в шахматы. И, наконец, приходили сюда влюбленные.
Иногда и я с друзьями убегал с уроков, извините, с пары той нелюбимой учительницы и уходил в парк. Однако сейчас я буду говорить совсем о другом, о том, как вспоминал этот парк во время службы в армии. «Ночным директором парка» я был после армии.
Со мной часто на дежурство попадал один сержант из старослужащих. Он был то ли из Ростовской области, то ли из Донецкой, точно не помню. Дежурили мы на метеостанции в аэропорту Толмачево (на военном аэропорту) через двое суток на третьи. Один принимал сведения о погоде на специальной аппаратуре и вносил их в карту погоды, другой отдыхал. Сержант не сразу засыпал в свою очередь отдыхать, чего не скажешь обо мне. Можно сказать, что в каждое дежурство он пел одну и ту же песню:
В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир расцветает миндаль.
Снятся твои золотистые косы,
Снится веселая, звонкая даль.
Особенно нравились мне слова из следующей строфы: они напоминали мне о моем не-удавшемся огромном желании отслужить срочную службу на острове Диксон. Вот они:
«Милый, с тобой мы увидимся скоро»,-
Я замечтался над любимым письмом.
Пляшут метели в полярных просторах.
Северный ветер поет за окном.
И я просил товарища их повторить. Он в свою очередь просил меня дослушать песню до конца, бренчал на гитаре (да, у нас на метеостанции была гитара) и пел, в конце с удовольствием выполнял и мою просьбу. Давайте и сейчас дослушаем песню до конца.
В парке Чаир голубеют фиалки,
Снега белее черешен цветы.
Снится мне пламень весенний и жаркий,
Снится мне солнце, и море, и ты.
Помню разлуку так неясно и зыбко.
В ночь голубую вдаль ушли корабли.
Разве забуду твою я улыбку,
Разве забуду я песни твои?
В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир сотни тысяч кустов.
Снятся твои золотистые косы,
Снится мне смех твой, весна и любовь
Как все это подходило в то время к моей солдатской жизни! И у нас в городе «снега белее черешен цветы». И в нашем парке есть «розы и фиалки» и «сотни тысяч кустов».  И была тогда у меня тоже та, которой мог бы сказать: «Снится мне и солнце, и море, и ты» и еще «снится мне смех твой, весна и любовь». Помните, я почти о таком же говорил и в рассказе «После отбоя, когда отдыхают солдаты»? И мои солдатские сны связывают оба эти рассказа: «Снятся солдатам родные деревни и села…». Из-за этой песни, может быть, я и после армии вернулся именно в этот парк и ночью в своем вагончике пел: «Пляшут метели в полярных просторах, северный ветер поет за окном» и вспоминал уже армейских друзей и сибирский трескучий сухой мороз под пятьдесят градусов. Сейчас же, после стольких лет, я говорю от чистого сердца, песня эта мне намного до-роже, потому что Парк Чаир вместе со всем Крымом вернулся к нам навсегда.
В Парке Чаир распускаются розы,
В Парке Чаир расцветает миндаль…
2014 г.


Рецензии