Удивительное рядом или отставной козы барабанщик

«Удивительное рядом», - есть такое выражение, и оно к тому, о чем я собираюсь сейчас писать, больше всего и подходит.
Однажды мои ученики шестого класса (в этом году они завершают учебу в школе) даже сочинение на такую тему написали - «Удивительное рядом». Одна ученица написала о своей учительнице. Написала тепло, с любовью и, действительно, удивляясь ее огромной работоспособности.
«Самое удивительное находится со мной рядом, - писала она.- И это моя учительница. Она же моя соседка и родственница.» Ученица 6-го класса удивляется тому, как эта маленькая, уже давно немолодая женщина совмещает нелегкую работу учителя с работой по дому и хозяйству.
«Утром она подоит и выгонит в стадо коров, - пишет далее Хадижат (так звать ученицу) – На-кормит мужа-учителя, позавтракает сама, и к восьми   уже бывает в школе. Кроме уроков по основной специальности она ведет и кружковые занятия, является еще классным руководителем седьмого класса. Она же стирает, гладит, готовит обед и ужин. И в свою очередь пасет овец, ко-ров, телят. Ходит в поле за молодой травой для телят и ягнят. Косит спелую траву и заготавливает на зиму сено. Кормит кур. Работает на приусадебном участке, выращивает морковь и капусту. Торгует в собственном магазине. Всего, что она делает по дому, не перечислить. А ежедневная проверка тетрадей? И раз в неделю – дневников? И так изо дня в день. Вот такие у нас учителя!»,- восторгается ученица.
Я проверял ее работу в учительской и не смог не прочитать это прекрасное сочинение всем, кто в то время там находился. Вот было смеху.
По решению педагогического совета, (по-другому не скажешь, ибо в учительской находи-лось большинство учителей школы), я поставил ученице «5» за содержание и написал слово «молодец» с восклицательным знаком. А за грамотность мы поставили «3», ибо были ошибки. И долго потом говорили в школе об этом сочинении. Фамилию и имя учительницы я решил не называть: в школе, если прочтут, и так узнают, о ком я говорю. А Хадижатке я желаю так же хорошо, как то сочинение, написать и сочинение по ЕГЭ, но уже без ошибок.
Я, собственно говоря, и вспомнил тот случай с единственной целью: ярче показать то удиви-тельное, что происходит со мной рядом сейчас.
Я уже писал, что сорок лет подряд работал учителем русского языка и литературы. Последний приказ в моей трудовой книжке таков: «Освободить от занимаемой должности в связи с болезнью». Не болел бы – мог бы еще поработать лет, скажем, этак… Что, не верите? Давайте, я рас-скажу вам о том, как иногда у нас уходят из школы старые учителя.
В селении Киша Дахадаевского района живет и работает учителем известный в районе человек - писатель Ибрагимов Ибрагим. Вот для подтверждения сказанного мной выше я приведу краткое содержание его рассказа «Заявление».
В середине учебного года один старый учитель начальных классов дает директору школы заявление с просьбой освободить его от должности учителя. Директор отказывается его отпускать и просит учителя третьего класса, «дорогого…» подождать до конца учебного года. Кончилось тем, что старик все же ушел.
Прошла неделя, и директор идет домой к бывшему учителю узнать причину того, почему тот так поспешно ушел. Учитель стал рассказывать: «Однажды с месяц тому назад на уроке я… заснул. Просыпаюсь, открываю глаза и вижу: девочка за первым столом на своих маленьких ладонях осторожно держит мой зубной протез и говорит: «Учитель, ваши зубы выпали, и я их подобрала». Я быстро взял протез и поспешно сунул в карман».
Старик погладил усы, велел старухе подать чай и продолжил: «Уже забыл было об этом, но через неделю после того случая я опять заснул на уроке. Только звонок с урока разбудил меня. Смотрю: та же девочка держит обе свои ладони вплотную к моему лицу. Я спрашиваю, зачем она это делает. И она отвечает: «Это чтобы не испачкался ваш язык, учитель, если он вдруг выпадет». (Содержание рассказа я постарался передать очень коротко).
Я же ушел, действительно, из-за болезни. И работать учителем тоже не хотел. Устал я от этой работы. И решил больше вовсе не работать.
Сейчас же думаю, что сидеть целые сутки дома, писать в неделю один рассказ и смотреть телевизор, тоже не могу. Мне нужно общаться с людьми, а не дома сидеть. И решил я обязательно к весне подыскать подходящую работу: лишь бы быть «в людях».
Первым делом я стал собирать объявления, зовущие на работу. В Редукторном поселке их оказалось так много, что я, не читая, сдирал их со стен домов. У меня набралось более двадцати объявлений с разными телефонными номерами.
Звонить же я стал по важности содержания самого объявления. В первую очередь звоню по объявлению, где было написано, что «требуется личный помощник руководителя». Во вторую - по тем объявлениям, где говорилось, что требуется «сотрудник по подбору персонала». Потом звоню по таким объявлениям, в которых было написано, что требуются «грамотные сотрудники», «быв-шие педагоги» и т. д. Очень мне понравилось объявление, в котором предлагалась работа «для бывших учителей, пенсионеров и просто хороших людей». Я думаю, если не возьмут меня как учителя или как пенсионера, то обязательно возьмут как «просто хорошего человека». Были объявления с тремя звездами, были и со смайликами. Предлагались «свободный график», «растущий доход», «карьерный рост». Чего еще нужно человеку!
Самое короткое объявление было такое: «Работа для отставников». Я, конечно, понимал, кто такой отставник. Но все же решил спросить у Арсена, отставного полковника. Набираю номер его телефона и говорю: «Слушай, слово «отставник» означает «отставной офицер» и только? Ко мне никак не относится?». «Да,- отвечает он,- и только к отставным офицерам».  «А что же относится ко мне?» - вырвалось у меня. «В данный момент к тебе лучше подходит выражение «отставной козы барабанщик»,- все шутит мой друг издалека.
Да, Арсен прав: сейчас я точно «отставной козы барабанщик» - как говорится, человек не-значительный, вернее, не имеющий никакой должности.
Боже! Действительно, удивительное рядом. По двенадцати телефонам меня пригласили приехать к четырем часам вечера на третий этаж красного дома на углу улиц Коркмасова и С. Стальского. Представляете? Двенадцать человек приглашают в один офис! Офис был полон народу. Служащие офиса хватали людей с порога и предлагали заполнить именно их анкету. Я же за-полнил их шесть штук.
Потом меня увела на собеседование одна красивая девушка. Она сказала, что я буду получать 18000 рублей в месяц. Я такую зарплату никогда не получал, потому сразу дал ей слово устраиваться на работу только у нее. Однако меня очень скоро перехватили и увели в другой кабинет. Там со мной говорил аккуратно одетый парень при галстуке. Он обещал 60 тысяч рублей в месяц. Шестьдесят тысяч рублей! Я окончательно решил больше точно не ходить ни к кому и обещал тому парню придти утром именно к нему.
Всю дорогу домой я думал только о шестидесяти тысячах. Я только один раз в жизни держал в руках такую большую сумму, когда в 2009 году получал премию, как победитель конкурса лучших учителей РФ – 87 тысяч рублей в конверте. И вдруг зарплата в 60 тысяч. «Три раза в году на курорты буду ездить»,- решил я.
Дома о шестидесяти тысячах даже говорить не стал: как бы ни сглазить. Сказал только о во-семнадцати и стал делать копии документов, чтобы не тянуть со вступлением на должность «служащего офиса» или «личного помощника руководителя». «Да, конечно, «личного помощника руководителя»: на меньшей должности 60000, точно, не дадут»,- думал я.
Но, увы! На следующий день в офисе том  была совсем другая картина. Служащие были заняты с другими ищущими работу. А нас завели в большой кабинет, и та вчерашняя красавица сегодня читала нам полуторачасовую лекцию о финансовом плане «Международной научно-производственной многоотраслевой компании TIENS». Я не очень ей верил и слушал рассеянно. Несколько раз успел даже вздремнуть.
Да, чуть было не забыл. Нам же еще к понедельнику дали домашнее задание: написать 50 целей в жизни. Я не смог выполнить это задание: у меня набралось всего 2 – 3 цели, потому и ре-шил больше туда не ходить.  Прощайте, мои 60000 рублей и три курорта в год.
Хотел было на этом завершить рассказ, но не успел я выключить ноутбук, как раздается звонок по Skype. Нажимаю на видеосвязь – появляется он, такой далекий и очень близкий мне чело-век. «Мурад,- говорит он,- послушай, я прочту стихи: в них говорится о тебе». И  читает их:
Барабанщик отставной,
Где твоя коза?
Над небритою щекой
Крупная слеза.
Под небритою щекой
Вислые усы.
Барабанщик, скоро в бой
Как ты без козы?
- Понравились тебе они? – спрашивает Арсен. – Должны понравиться: я их долго искал.
- Нет,- отвечаю я.- Они не обо мне. А то, что я сейчас прочту, точно о тебе.  И стал я читать:
Барабанщик отставной,
Покури кальян!
Барабана нет – не ной!
Дай козе баян!
Арсен громко смеется и говорит, что он, действительно, пробовал в арабских странах курить кальян. И спрашивает: «На фига козе баян?». Потом добавляет: «Вот тебе еще один фразеологизм, пиши по нему еще один рассказ: у тебя они неплохо получаются».
2015 г.


Рецензии