Вода это жизнь

Воде дана волшебная власть
Стать соком жизни на Земле.
Леонардо до Винчи
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Все-мирный день воды. Этот день был установлен 22 марта 1993 года по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В нашей стране этот праздник отмечается с 1995 года. Его девизом является: «Вода – это жизнь». Главной задачей этого праздника является напоминание всем жителям Земли об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете. Отсюда вывод один: чтобы сохранить жизнь на Земле, нужно со-хранить воду.
В связи с этим я решил поместить в нашей газете два своих маленьких рассказа: «Край ста родников» и «Серебряный ручей». В них говорится о воде и о том, что у нас в ауле делается, чтобы сохранить источники воды.
Край ста родников.
Мы познаем ценность воды, лишь когда колодец пересыхает.
Бенджамин Франклин.
У нас в селе есть колодец, в котором вода никогда не иссякает. И он находится на самом краю села. Здесь вода протекает из щелей в скалах в большое гладкое углубление из камня и постоянно переливается через край.
Это не просто колодец, а, скажем, маленький двухэтажный домик с железной вертушкой у входа на второй этаж, где дожидаясь очереди, всегда в ряд стоят несколько кувшинов. А на первом этаже (он смотрится красивыми арками старинной каменной кладки) рядом стоят огромные железобетонные емкости для скота, всегда полные чистой водой. Недалеко от колодца сделано специальное место, чтобы стирать ковры, паласы, поло-вики. По словам главы администрации села Алиацци, здесь много сделано за деньги от последнего спонсорского взноса моего покойного брата Саида.
В верхней же части села есть колодцы с приведенной издалека в трубах водой. В них вода течет из кранов. Иногда и не те-чет вовсе: то ли замерзает в узкой трубе, то ли прорывает трубу или…
По количеству родников в окрестностях села нашу местность можно назвать краем ста родников. За день на охоте (в самом деле, я охотник-любитель) выпьешь воду минимум из семи источников, если не больше.
Почти у каждого колодца есть свое название. И называются они или по местности, где расположены, или по имени того, кто его построил, или как-то еще. Некоторые названия и не объяснишь вовсе. «Построил» надо понимать, как почистил от ила, расширил и аккуратно обложил камнями. И еще посадил рядом дерево, чтобы родничок был в тени. Это для маленьких родничков, которых, действительно, у нас великое множество. А для больших колодцев «построил» надо понимать как «оплатил все расходы за строительство».
Есть родники крытые, большие, которые сделаны как красивые маленькие домики с арками и калиткой или вертушкой на входе. В них есть места, чтобы спрятаться в жару и в дождь. Там же ставятся емкости из бетона или железа. Они уже называются колодцами. И все это делается на деньги спонсоров. А их среди моих сельчан достаточно.
Один такой родник, носящий имя какой-то Мисаду, вновь построили за деньги Марзила Бахмуда. Говорят, вода из него сво-ими вкусовыми качествами не уступает ни одной минеральной воде. И стоит этот колодец среди деревьев и кустарников за ущельем напротив села и зовет напиться.
На выезде из Дибгаши в соседние села, на развилке дорог, стоит красивейший колодец из белого камня. Сюда за водой на машинах приезжают и жители села Калкни. Три мастера-каменщика работали здесь больше месяца. И за все заплатил известный в республике строитель Абакаров Хасбулат.
Здесь же, чуть ниже, построил колодец Гаджиалиев Бахмуд. Вода оттуда считается самой приятной на вкус. Жаль
148
только, иссяк этот источник. Он же построил еще два колодца. Один под дорогой из райцентра в наше село, другой – на въезде в село. Сюда за водой приезжают из районного центра. Мы тоже, возвращаясь из села в город, всегда набираем воду из этих источников.
Прокурор района Магомедов Магомед (тоже уроженец села Дибгаши) вместе со своим другом Пашаевым Магомедом построили колодец на самом живописном месте – в ХIякли-къада. Он же, прокурор, мне сказали, намеревается отремонтировать, вернее, построить вновь и другой колодец, но уже в местечке Гьутри - къада. Пашаев Магомед из местечка Къадарунж привел воду в село.
В верхнее село привели воду Кадиев Алипхан, Кадиев Су-лейман и Раджабов Раджаб.
А в некоторых родниках вода, действительно, иссякает, и родники пересыхают. Бывают случаи, когда там же через определенное время она вновь появляется.
Такими своими свойствами у нас наделен один родник с романтическим названием – Сахарный колодец. Он часто пересыхает. Наша молодежь именно на поляне рядом с ним проводит маевки. Школьные увеселительные мероприятия, как экскурсии, походы, прием в пионеры и все остальное тоже очень часто про-водятся там же. На праздничный хинкал после жаркой страды по колхозным сенокосным работам косари собираются здесь же. Приедут к вам гости – в походы с ними на природу тоже идете к Сахарному колодцу.
А к слову «колодец» определение «сахарный» добавили не потому, что вода в нем сладкая. Конечно же, нет. У нас это объясняется примерно так… Летом во время сенокоса и уборки урожая зерновых в горах тоже бывает очень жарко. Родник же этот расположен между сенокосными склонами горы и колхозными террасными полями под пшеницу, ячмень и другие зерно-вые культуры. Вот в жару косари и жницы утоляли жажду именно водой из этого родника. И она казалась уставшим людям сладкой
149
как сахар. Да еще из-за вкусовых качеств самой воды. Вот, пожалуй, и все.
Серебряный ручей.
Девочки собирали в лесу землянику и потихоньку поднимались по склону горы. То и дело громко переговаривались, показывая друг другу наиболее крупные ягодки.
Первые собранные землянички были съедены. Ладони и губы девочек покраснели от солнечных ягод. Девочки смеялись. Им было очень весело.
После кратковременного привала они решили собрать еще ягод. Не возвращаться же домой с пустыми руками!
- Наберем по горсти братишкам и сестренкам, - решили они. И пошли по склону вверх, похожие на пасущихся ягнят.
Зейнаб быстро набрала ягоды в обе горсти и… так же быстро их съела. Потом зареклась есть и начала собирать в подол платья. Оно у нее было красное, земляничного цвета. «Пусть пачкается, незаметно будет», - подумала она.
Скоро голоса девочек стихли. Зейнаб и не заметила, как оказалась одна посреди лесной полянки. И принялась окликать подруг: «Патимат! Ашура! Асият!». Никто не отзывался. Ей стало страшно. Она опять стала звать подруг: «Асият! Ашура! Патимат! Ау! Где вы?!». Нет ответа. Девочка побрела к краю полянки, в сторону овражка.
Вдруг до ее слуха донесся знакомый звон, точно такой, ка-кой издает маленький серебряный колокольчик на шее ее коз-ленка. «Абрек! Как он сюда попал? – обрадовалась Зейнаб и побежала к овражку. Не было там никакого Абрека… Но серебряный звон доносился все яснее и яснее.
По овражку бежал, ударяясь о белые камешки, маленький ручеек. Это он издавал серебряный звон. И еще он будто мурлыкал и звал к себе.
Зейнаб захотелось пить. Но ручеек был очень маленький – не наберешь воды в ладонь. Девочка стала спускаться вниз вдоль ручейка: авось найдется какое-нибудь углубление в земле, где бы набралась вода. Через пять-семь метров ручеек пропал. Он
150
ушел в землю между корнями – и нет его!
Зейнаб, хватаясь за ветки орешника, быстро пошла назад вверх по овражку. Она уже оставила позади и то место, где ручеек бежал наружу по камешкам, издавая серебряный звон, и пошла по полянке. Когда добралась до верхнего края, уже не было слышно серебряного звона.
- Где ты, ручеек?! – в отчаянии крикнула она. Через некоторое время, в унынии опустив голову, девочка присела на лопух. И тут…
- Вода! – радостный крик вырвался из ее уст.
Под лопухом обнаружилось маленькое «блюдце», наполненное водой. Вода в нем пузырилась, и множество песчинок поднималось и падало на дно «блюдца». Ручеек от «блюдца» сразу же уходил в землю, и потому ее не было слышно. Осторожно опустившись на колени, Зейнаб прильнула горячими земляничными губами к студеной воде родника и напилась.
- Где ты пропадаешь? Мы столько тебя звали… Вода! – раз-дались на лесной полянке детские голоса.
После того как все напились, девочки выгребли руками ил со дна «блюдца», расширили его, обложили белыми камнями. И оно уже стало похоже на большой серебряный тазик.
А лопух, по всеобщему согласию, решили не рвать и оста-вить кровлей над водой: родничок может высохнуть без тени.
2015 г.


Рецензии