Праздничный сюрприз генералу

На той неделе не стало Салихова Магомеда Салиховича – уроженца села Бускри Дахадаевского района РД. Салихов Маго-мед Салихович – известный в Калужской области директор совхоза «Октябрьский», преобразованного в 1993 году в СПК «Октябрьский». СПК «Октябрьский» под руководством Салихова М.С. стал одним из самых крупных производителей животновод-ческой продукции в Калужской области, занимал достойное ме-сто среди 100 наиболее эффективных предприятий по производству молока в России.
Магомед Салихович был депутатом Законодательного Собрания Калужской области трех созывов подряд. Он был заслуженным работником сельского хозяйства РФ. Был награжден орденом Дружбы народов (1986 г.), орденом Почета (1998 г.), медалью за преобразование Нечерноземья и серебряной медалью ВДНХ СССР. Однако не о нем буду я рассказывать в своей небольшой газетной статье: о нем уже написана и издана книга с красивым названием «Судьба и совесть Магомеда Салихова».
Я не буду писать и историю села Бускри, где 9 мая 1937 года и родился этот знаменитый директор совхоза. И без меня есть, кому писать об этом селе. В нем живет и работает учителем родного языка талантливый педагог и журналист – член Союза журналистов России Габибуллаев Багомед. Здесь же в школе работает учителем русского и родного языков много лет возглавлявший коллектив школы мой друг и родственник Рабаданов Маго-мед Сулейманович– заслуженный учитель Республики Дагестан. Они напишут о своем родном селе лучше, чем я.
В селении Бускри в свое время бывал и основоположник даргинской поэзии Омарла Батырай. Говорят, Батырай ни одну из своих песен не пел дважды. До нас же дошло из спетых им за всю жизнь песен всего лишь 3200 стихов, т. е. строк. Уверен я, что в тех не дошедших до нас песнях великого певца было несколько строк, спетых им в селе Бускри и, может быть, посвященных жителям этого села.
Рассказывают, что, когда в Бускри в доме своего кунака пел
157
Батирай, собрался в том доме его слушать весь аул. Люди сидели в комнатах на полу, во дворе и на улице, на крышах соседних домов и слушали певца. А жена хозяина дома месила тесто на хин-кал и в то же время тоже слушала Батырая. Кончилась песня. Бускринцы, очарованные песней, некоторое время сидели как заколдованные: ничего не могли ни делать, ни говорить. А гостеприимная хозяйка дома все месила тесто, раскачиваясь на коле-нях взад и вперед как ванька-встанька, а тесто давно уже убежало из корыта и плыло у очага на золе.
Между моим родным селом и селом Бускри стоит всего лишь одна гора - Дугурай. Один склон той горы смотрит на наше село, другой же, более крутой и высокий, - на Бускри. Гора Дугу-рай - сенокосная земля их колхоза.
Школьники часто помогают колхозу во время сенокоса. Они поднимаются на самый верх горы и, обернувшись в копну сена, катятся по склону. На катящегося мальчика наматывается и спускается вместе с ним к подножию горы полтелеги сена. Оставшееся сено уже женщины легко собирают граблями.
Так же делали и мы, и все дети соседних сел. Думаю, от-сюда и пошло слово «дугурай». От даргинского слова «дугурикес», что значит по-русски «катиться крутясь». Интересное то было занятие. Очень жаль, что нельзя хотя бы на время вернуться в свое детство.
Между жителями наших сел сохранились и родственные связи. Моим дальним родственником был и умерший на днях Магомед Салихов. И поехал я в Бускри, чтобы выразить соболезнование его ближайшим родственникам. И в первую очередь его брату Хасбулатову Хасбулату. Хасбулатов Хасбулат Салихович – генерал-майор связи, начальник Дагестанского филиала Управления специальной связи. После нескольких дежурных вопросов и ответов по поводу болезни и смерти дорогого нам человека мы переходим к вопросам о нашей жизни и работе, о здоровье детей и вообще обо всем. Вот тут Хасбулат и говорит, что он полу-чает много газет и читает мои рассказы.
Если бы я мог выразить там свою радость, вызванную его
158
словами, я бы обнял его принародно. Однако на все его хвалебные слова по поводу нашей газеты и частично моих рассказов я лишь улыбался и молчал: на похоронах нельзя радоваться вслух. Это неписаный закон для любого порядочного человека.
И вот, вернувшись в город, решил я преподнести генералу ко Дню Победы своеобразный сюрприз в знак благодарности за его отношение к нашей газете и печати вообще. Я решил написать несколько слов о нем и о его покойном дяде Далгатове Саидуле – участнике Великой Отечественной войны.
И спросил я у Рабаданова Магомеда, корреспондента га-зеты «Замана», как быть. Он не только посоветовал мне написать об этом «добрейшем человеке» (Магомед именно так назвал Хасбулата) рассказ, но и обещал дать подходящий материал из своего журналистского архива. Рабаданов Магомед Сулейманович тоже обещал мне дать материал о своем дяде Саидуле и Хас-булате.
Журналист Магомед Рабаданов еще дал мне фотографию самого Хасбулата, в которой тот сидит рядом со своим бывшим учителем Маммаевым Гамзой Курбановичем. Гамза Курбанович – мой сельчанин, долгое время работавший учителем в селе Бускри.
Собрался было я уже уходить от них и вернуться в город, как начали говорить о моей статье «Работники войны» («МК» от 17.04.15.). Говорили о том, что некоторые участники войны иногда сами придумывают истории (об этом написано в статье). Здесь Хасбулат тоже сказал, что так же делал его покойный дядя Далгатов Саидула. Правда, он привел пример из своего далекого детства, связанный уже с послевоенной мирной жизнью дяди-фронтовика.
Я же знаю, что Саидуле, рассказывая о войне, не нужно было что-нибудь придумывать. Магомед Сулейманович не-сколько раз водил меня к нему еще живому, и там услышал я от своего родственника много интересного из его фронтовой жизни.
159
Ему было 22 года, когда началась война. И прошел он долгий путь от Кавказа до Берлина. Командиром расчета боевой машины реактивной артиллерии БМ-13 - «Катюша» вошел он в фашистское логово. Был тяжело ранен на Одере, после чего два месяца лечился в госпитале. И опять вперед на Берлин! Наверное, немало врагов уничтожила его «катюша», если командир расчета был награжден орденом Красного Знамени. И кто же, как не он, имел право петь:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Что он и делал всегда за праздничным застольем в День Победы.
После войны Саидула работал в родном колхозе, в разное время исполняя должности заместителя председателя колхоза и бригадира полеводческой бригады. Он еще вел воспитательную работу среди молодежи. Часто выступал со своими ратными историями перед учащимися родной школы. Умер он 9 мая 1996 года, в 51 годовщину Великой Победы. И живет в стольном го-роде Москве его сын-скульптор Далгатов Далгат, автор памятника русской учительнице в его родном Дахадаевском районе.
А что же генерал?
Генерал уже несколько лет подряд руководит Дагестанским филиалом Управления специальной связи и считается лучшим специалистом своего дела. И еще… он занимается благотворительностью и спонсорством. Говорят, что такие люди почему-то не любят, когда о них пишут. Может быть, из скромности или еще по какой-то причине. Не знаю. И потому заранее прошу я у Хасбулата прощения за то, что, не посоветовавшись с ним, назову сейчас кое-что из его добрых бескорыстных дел.
Это, во-первых, малая мечеть, построенная на его средства в центре села. Во-вторых, немалые средства, выделяемые им для построения сельского водопровода. Он обещал также отремонтировать известный родник в местечке «Передний колодец».
160
Когда отмечали 80-летие Дахадаевского района, Хасбулат Хасбулатов дал администрации района для проведения праздничных мероприятий 100 тысяч рублей.
И, в-четвертых, он часто выделяет средства для издания книг даргинских авторов, на организацию концертов даргинских певцов. Каждый год подписывается на 20 экземпляров журнала «Соколенок» для учащихся родной школы. До этого года (не знаю, подписался ли на этот год) он делал годовую подписку на газету «Замана» для бускринцев в 30 экземплярах и еще на один экземпляр для своего учителя Гамзы Курбановича, который живет сейчас в селении Дибгаши.
Скажу напоследок, что я, прежде чем написать о Хасбулате Салиховиче, наводил справки у моих товарищей, знающих его, в том числе по телефону у учителей Бускринской СШ (у Абдулла-бека, Магомеда и других), и у бускринцев, проживающих в Махачкале, каков Хасбулат по характеру, ну…, скажем, как человек, не руководитель и не спонсор. Они мне сказали, что вряд ли где-нибудь еще можно найти столь обаятельного человека. Да, так оно, наверное, и есть. Генерал… он везде и во всем генерал.
С праздником тебя, Хасбулат!
2015 г.


Рецензии