Неблагодарный сын

Если бы недавно не смотрел кинофильм «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время», я, точно, не стал бы писать о том, о чем я сейчас пишу. Ради Бога, не подумайте, что я собираюсь давать оценку картине (это не в моих силах), говорить о том, насколько правдиво показаны в фильме способности Мессинга предсказывать будущее (знаю его только по той картине) и прочее-прочее. Вовсе нет. Такой цели я не преследую. Но не сказать хотя бы будто невзначай, как хорошо сыграл роль Мессинга Евгений Князев, я тоже не могу.
Больше всего запоминаются последние кадры фильма. Мессинга очередной раз вызывает к себе Никита Сергеевич Хрущев. И спрашивает, победит ли коммунизм в мировом масштабе. Мессинг долго думает и говорит, что это очень трудный вопрос и просит позволить ему ответить на него, когда он вернется из поездки на родину. Он до этого выпросил у Хрущева разрешения съездить домой в Польшу и, видимо, боится опять разгневать Генсека своей правдой (врать он не умел).
Мессинг у себя на родине. Он сразу идет на кладбище и ищет могилу матери, но долго не может найти. Он бежит по кладбищу, хватается за каждый кустик, раздвигает траву и смотрит на землю. Падает и опять встает. Он ищет камень над могилой матери. Наконец, находит его около березы. Падает рядом и мыс-ленно уносится в детство.
Почти так же было и со мной в свою недавнюю поездку до-мой в горы. Я намного дольше, чем Мессинг, искал могилы родителей и никак не мог найти. Я испугался: к чему бы это? Я грешным делом даже решил, что ушли мои родители с кладбища вместе с надгробиями не без помощи темных сил, чтобы не видеть меня, неблагодарного сына. «Разве может быть такое? Я, может, схожу с ума?»,- подумал я. И продолжал поиски.
Раньше, когда бы ни бывал на нашем сельском кладбище, я старался сидеть или стоять на таком месте, откуда можно было видеть надгробные плиты на могилах родителей (они оба лежат рядом). Иногда сидел на самих могилах и украдкой рвал с них сорную траву. Четыре года назад умер мой младший брат. И я на кладбище уже стараюсь сидеть на том месте, откуда можно видеть его лицо на мраморной плите.
А сейчас я позволю себе, не богохульствуя, конечно, сказать два слова по поводу того, как уходят от нас близкие нам люди, и как мы это воспринимаем. Уже не помню, у какого поэта я в молодости прочитал и запомнил на всю жизнь слова: «Сыну смерть отца легче перенести, чем отцу сына». Очень правильные слова, скажу я вам. В доказательство могу привести случай, о ко-тором знаю наверняка. В одном доме со мной живет молодая женщина, муж-омоновец которой погиб в Карамахи в 1999 году. Как только об этом услышал дома в горах его отец, он покончил жизнь самоубийством. Понимаете, какая должна была быть любовь отца к сыну, чтобы совершить подобное? А мы…? Мы же… не можем могилы родителей на кладбище найти.
Так же, думаю я, все обстоит и в отношениях между братьями: младшему из братьев легче перенести смерть старшего брата, а старшему брату очень тяжело бывает, когда уходит из жизни младший брат. Вот так-то и случилось со мной.
Получилось так, что я почти два года не видел могилы родителей. И вот в апреле, когда я стоял около могилы Сулеймана Рабаданова, екнуло сердце мое, и обернулся я, чтобы посмотреть на каменные стелы на могилах родителей и… не увидел их (раньше они были видны с этого места). Я забеспокоился и, дождавшись конца молитвы, пошел их искать. «Они же были здесь»,- говорил я сам себе, подходя к каждой плите. Никак не находил их и возвращался к могиле Сулеймана как к исходной точке и шел искать по-новому, заглядывая в лицевую сторону каждой плиты. Народ уже ушел с кладбища и отправился в школу, где должно было состояться торжественное мероприятие, посвященное Году литературы. Я же остался на кладбище искать пропавшие могилы.
Я уже устал порядком и искал глазами, надеясь найти кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Скоро нашел на могиле брата его вдову, свою младшую сестру и сына и говорю им, что не могу
найти могилы родителей. Сестра, постоянно живущая в селе, повела нас в глубь кладбища. Я никак не мог даже в мыслях поверить тому, что между могилами моих родителей и могилой Сулеймана на нашем кладбище за два года вырос целый лес надгробий, если бы не увидел их воочию. Однако оно так и было. Как тут не вспомнить слова Поэта. В своем стихотворении «Цадинское кладбище» Расул Гамзатов говорит:
Растешь ты, свои умножая границы,
Теснее надгробьям твоим что ни год.
Я знаю, в пределах твоих поселиться
Мне тоже когда-нибудь время придет.
Вот об этом, оказывается, я позабыл, и потому, повторяю еще раз: неблагодарный я сын.
2015 г.


Рецензии