Мы старую дружбу ломаем как хлеб

Познакомились они сами по себе, без моего вмешательства. Они оба и до этого были лучшими моими друзьями. Они и сейчас лучшие мои друзья. Это такие мои друзья, которым не наскучит говорить со мной часами, без которых мне очень плохо бывает в жизни.
У Марка Туллия Цицерона есть слова, более всего подходящие к нашему случаю. Вот они: «Вообще о дружбе можно судить лишь по отношению к людям зрелого возраста и зрелой души». Мне кажется, что о нас нынешних он и сказал это. Мы все трое постепенно подходим к своему семидесятилетию: один - через год, другой – через два и третий – через три. Это значит, что у нас главные праздники еще впереди. «Считай себя счастливым уже тем, что дана тебе старость», - говорится в народе. Значит, мы и счастливы.
Они читают каждую мою статью по Интернету и пятничными вечерами делятся со мной своими мыслями о ней по теле-фону из Москвы, где в настоящее время проживают, один - постоянно, другой - тоже постоянно, только с частыми поездками на родину. Иногда делают мне замечания и подсказывают, что и как писать.
А познакомились они в одном из университетских общежитий вечером на танцах. Это был 1970 год. Тогда меня не было в нашем городе. Они же жили в городе и учились в университете, правда, на разных факультетах. Только один в том году заканчивал учебу, другой учился на третьем курсе.
В общежитии том никто из них тогда постоянно не проживал, и были они здесь гостями с той лишь разницей, что один был частым гостем, другой оказался тут в первый раз. Еще хочу особо подчеркнуть, что оба они пользовались большим успехом у деву-шек. Они хорошо изучили «науку страсти нежной».
Это Джабраил и Арсен. Их знают почти все мои друзья-товарищи, родственники и сельчане. Их хорошо знают и в редакции нашей газеты: Арсен был близким другом безвременно ушедшего из жизни незабвенного Гаджи Абашилова, главного редактора газеты. И он в каждый свой приезд из дальних стран обяза-тельно заходил к нему в редакцию. Джабраил же знает всех Аба-шиловых и дружит с Шейхом Абашиловым, бывшим своим однокурсником.
В тот вечер у Джабраила было очень плохое настроение: за что-то его чуть было не исключили из университета. Чтобы за-быть об этом хоть на время, он решил пойти на танцы. Там он подошел к одной красивой девушке и заговорил с ней. Потом пригласил ее на танец.
У Арсена же было прекрасное настроение. Недавно он, студент пятого курса ДГУ, был исключен из университета за драку с местными ребятами. Через восемнадцать дней был восстановлен на учебу по приказу самого ректора. Кто-то Абилову А.А. показал зачетную книжку Арсена. Там за все пять лет учебы были одни «пятерки».
Мне написали в письме, что сам ректор лично обратился с просьбой к тогдашнему министру внутренних дел Дагестана Свистунову В.С. не наказывать студента-отличника за то, что он «подрался с уличной шпаной». Говорили, что именно так и сказал Абилов А.А. Я сразу, как только прочитал об этом в письме, поду-мал: хорошо, что меня там тогда не оказалось. За участие в той драке (я был бы с Арсеном, будь тогда в нашем городе), меня, точно, посадили бы. И Абилов А.А. вряд ли заступился бы за меня: я же не был отличником. Это меня сам Бог спас от неминуемой беды.
Не знаю, успел Джабраил потанцевать с красавицей-горянкой. Не знаю. Но хорошо знаю о том, что очень скоро подошел к нему Арсен (Джабраил стоял с его девушкой), и был у них разговор о танцах, девушках и о чем-то еще. Джабраил до этого видел Арсена на соревнованиях по борьбе и считал его хорошим борцом. Сам же он занимался боксом и сейчас в мыслях приготовился драться. «Теперь уж, точно, исключат из университета. Как это я объясню родным, близким и товарищам?» - пронеслось у него в голове (и его один раз исключали). Он не боялся драки. Он боялся быть исключенным из университета за драку.
Тогда драки между молодыми людьми происходили часто. Дрались из-за девушек. Дрались в очереди у пивной будки. Дрались из-за того, что кто-то плохо посмотрел на кого-то. И без при-чины тоже дрались, от нечего делать. И мирились сразу же после драки или на следующий день. И часто после драки становились хорошими друзьями. Не то, что сейчас: сейчас не дерутся, сейчас сразу стреляют, без драки. Только драка для студента была концом всему: попади он в милицию из-за драки – его сразу исключали.
Да и Арсен не намерен был драться, он подошел к сопернику и что-то сказал. Не знаю, что там дальше случилось, только драки не было. «Дай то Бог», - успокаивал я себя в далекой Сибири, когда узнал об этом.
После этого они всегда вежливо здоровались при встрече, но друзьями пока не были. Друзьями же они стали… (Давайте, я расскажу вам об этом со слов Арсена).
В один из отпусков, жарким летним днем, Арсен оказался на нашем городском пляже и увидел нас с Джабраилом вместе, загорающих, лежа на песке, и весело беседующих. «Ты знаешь, Мурад, - рассказывал мне Арсен потом, - как я обрадовался тому, что увидел Джабраила рядом с тобой. Я сразу понял, что он уже мой друг… на всю оставшуюся жизнь».
Он как в воду глядел. Так и получилось: они дружат более сорока лет. Живут и работают в Москве. Джабраил считается од-ним из успешных московских бизнесменов. Я много чего мог бы о нем рассказать, но ограничусь маленьким случаем из нашей с Джабраилом студенческой жизни и еще одним случаем уже из жизни нашей взрослой.
Случай 1. Из Москвы мне привезли самый настоящий шерстяной свитер с красивым рисунком да еще с шапочкой в при-дачу. Джабраил очень правильно решил, что свитер этот совсем не подходит к остальной моей одежде: слишком дорогой был этот предмет для моего гардероба. В один из выходных дней мы с Джабраилом пошли на толкучку, и там он продал мой свитер с большой выгодой для меня. За вырученные деньги он купил мне модные по тем временам джинсы, свитер по моему статусу и хорошие туфли. И еще он положил на мою ладонь остаток денег. А из шапочки потом моя жена связала теплый свитер нашему пер-венцу.
Случай 2. У себя в ауле я играл свадьбу сына. Из города не пригласил почти никого. Это была не первая свадьба моих детей, и решил я сыграть ее без гостей из города. На второй день свадьбы приехали к нам Джабраил с женой Аминат, тоже не приглашенные. Они, оказывается, были по какому-то случаю в его селе (оно расположено высоко в горах в нашем районе). И там ему сказали, что я играю свадьбу. По дороге он сворачивает на Ураринский базар, покупает там огромного барана, которого там же на базаре режут и свежуют по его требованию.
И вот у меня во дворе Джабраил вытаскивает из машины мешок с бараньей тушей, завернутой в крапиву, чтобы в жару мясо не испортилось до места назначения. Потом он выражает мне свое недовольство тем, что я его на свадьбу не пригласил.
Так он преподал мне тогда два урока. Первый: друзей на свадьбы обязательно нужно приглашать, это на похороны ходят без приглашения. Второй: мясо, завернутое в листья крапивы, не-которое время хорошо сохраняется и в жару. Вот он какой, мой друг Джабраил!
Арсен же работает профессором одной российской академии, известной только очень узкому кругу лиц. О нем я уже много написал
Оба вхожи в высшие эшелоны дагестанской диаспоры в столице нашей родины и встречаются при каждом удобном случае. И раз в неделю звонят мне. Я же здесь дома, как в молодые годы, напеваю про себя… (Помните песню Сергея Агабабова «Моя Москва»?) И тогда мне кажется, что нахожусь с ними рядом там, в Москве. А вот и песня:
Лаская горные хребты,
Рассвет вступил в свои права.
Встает оттуда он, где ты
Стоишь, моя Москва.
За облака зайдет луна,
И дождь зальет костер,
А ты и ночью мне видна
С моих высоких гор.
Ты слышишь струн счастливый звон,
Стихов моих слова –
Я вдохновлен, я окрылен
Тобой, моя Москва.
Говорили, что эта песня в 1956 году была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую песню о Москве. Впрочем, не знаю. Может быть, та была другая песня? Но мне дороги слова именно этой песни, потому что они в мыслях часто уносят меня в Москву к моим друзьям
2015 г.


Рецензии