Начинающим авторам
Растёт его духовная культура, накапливаются теоретические знания. Человек размышляет о творчестве, находит нечто такое, о чём до него ещё ни кто из теоретиков ни настоящего, ни прошлого не говорил. Ему невольно хочется этим поделиться с читателями. Он, конечно, понимает, что не все одинаково примут такие заметки. Кое кто увидит в этом посягательство на свою индивидуальность, начнётся
шум, человека станут убеждать в его некомпетентности, в желании выделить себя из общей массы пишущих, а, что ещё хуже, в зазнайстве. Я уже не раз испытывал подобное. И всё же, не смотря на это, продолжаю создавать заметки по теории литературы, ибо знаю, что есть не мало тех, кто примет их с благодарностью.
Сейчас выходит достаточно много книг по теории литературы, но они чаще всего сообщают сведения, известные со времён Аристотеля.
Лично я читал теорию Тредиаковского, Ломоносова, Белинского, Брюсова, Белого, Минералова, Гаспарова, Лотмана, Хализова, Сухих, Смелковой, Москвина, Квятковского. Это далеко не все учёные, писавшие о литературе.
Я не зря перечисляю так много фамилий. Возможно, найдётся вдумчивый читатель,
который меня услышит, поймёт и кое что из этого прочитает. Ведь и сейчас я замечаю некоторых авторов, которые самым серьёзным образом читают мой литературоведческий словарь. Большое им спасибо за это. Надо сделать небольшое замечание. Литература не профессия, а призвание. Чем же эти два слова отличаются друг от дрга? Прежде всего тем, что профессии учатся и могут ей научиться многие.
А литература -- призвание. И если оно есть у человека,то его можно только развивать. И развивать его необходимо самыи тщательным образом! Вот для этого и нужны перечисленные мной авторы, чьи книги надо изучать.
Теория литературы не только полезна для людей пишущих, но и очень интересна сама по себе. Это не просто учебник, но ещё и история самой литературы. Она рассказывает о развитии литературы за века её существования, говорит о видах и жанрах прозы и поэзии не только в отдельно взятой стране, а во многих странах мира.
Не все способны разыскать в интернете подобные сведения, да и в продаже таких книг пока нет. А ведь мировая литература существует. Она живёт и развивается многие века, а мы знаем сейчас только кое- что о теории литературы Европы и Азии. Да, знаем кое-что, да и то в урезанном виде. Чем это вызвано, сказать трудно. Конечно, все тонкости развития литературы той или иной страны знают
только специалисты, а нужно, чтоб знали многие. Я продолжаю работу над словарём,
постепенно помещаю новые термины. Это для меня очень интересная работа, но она должна стать интересной и для тех, кто читает этот словарь.
Мировое литературное творчество создало очень много разновидностей стихов и прозы, а литературоведы дали им свои названия и расшифровку значений. Чем больше узнаёшь нового о самой литературе, тем легче писать самому и интереснее делается собственное творчество.
Надо не механически писать стихи, а искать новые, интересные темы. Так бывает, что однажды интересная тема у тебя не вышла в стихах, а через несколько дней, а иногда и лет, вдруг получила своё словесное выражение. Таким образом поступали авторы прошлого.
Державин первым начал создавать оды на бытовую тему, Жуковский впервые ввёл в литературу жанр пейзажной лирики. Крылов один из первых начал писать басни на народном языке. Пушкин первым возвеличил сам процесс литературного труда (Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать). Кроме того он показал нам жизнь чиновника, ввёл в литературу реалистический жанр. Некрасов стал крестьянским поэтом, а драматург Островский показал нам купеческий быт. Тургенев открыл нигилистов, а Чернышевский революционеров-народников. Первых марксистов привёл в литературу Горький.
Автор должен быть не только создателем произведения, но и критиком того, что им сделано. Классики мировой литературы умели это делать очень не плохо. Интересно
в этом плане знакомиться со статьями Пушкина, Павлова, Гончарова и других.
В советское время авторам помогали редакторы. А сейчас издатели стремятся печатать всё, что им приносят, не задумываясь, стоит ли выпускать такие книги. Цель моей работы состоит в том, чтобы хоть немного помочь талантливым авторам. Да и мне самому такая работа во многом помогает. Я начинаю по-новому смотреть на своё творчество.
Так в последнее время я не только читаю стихи в интернете, но и знакомлюсь с откликами на них. Пусть хотя бы трёх-четырёх читателей, но и этого бывает достаточно для своего ответа автору. Читать отзывы конечно же нужно, но доверять им надо с большой осторожностью. Ведь иногда похвалы удостаиваются очень слабые стихи.
Надо всегда помнить, что не каждый читатель умеет критически оценить прочитанное, а порой хвалит с уверенностью, что и его похвалят в ответ. Мне советуют не писать отзывов на плохие стихи или не читать их. Но тогда зачем вообще читать стихи в интернете?
Мне, например, интересно знать, как понравились мои стихи, но важно знать, что в них удалось, а не пустую похвалу или ругню.
Творчество в интернете -- это в каком-то смысле отчёт автора перед своими читателями. Он должен помещать только то, что считает своей удачей. Каждый из нас ждёт отзыв. Это законное желание и авторов профессионалов, и любителей. Так стоит ли обижаться на отрицательный отзыв? Хочешь жить спокойно, не размещай в интернете ничего! Отзыв нужен для дальнейшего развития своего таланта, а не ради похвалы.
Многим авторам бывает очень нужна помощь. Но на расстоянии можно лишь оценить то, что напечатано. Бывает легче самому написать стихи на ту или иную тему, чем давать дельные советы. По теории литературы здесь много разных статей. Но и они не несут того, о чём до них не писали. Разница лишь в словесном оформлении.
Сам процесс творчества состоит не в постоянном создании стихов, но и в знакомстве с творчеством других авторов. А на страницах интернета чаще встречаешь большое количество любовной лирики или стихов о природе, ничего нового не говорящих душе, да ещё с плохим знанием русского языка.
Когда говоришь авторам об этом, они воспринимают ваши слова как обиду, как оскорбление, как желание убрать талантливого конкурента. И у таких авторов появляются многочисленные последователи. Но ведь отзыва ждут не только авторы, но и хозяева сайта, администрация. Знать правду о себе очень важно, чтоб не тратить силы напрасно.
Литературное творчество не профессия, не ремесло, а искусство. Ему не учатся, а только развивают полученные от природы способности. И развивают не сразу, а почти всю жизнь!
Писать стихи необходимо постоянно, но не сутками. А вот прерывать это не стоит. Надо просто выделить день или два для занятия чем-то другим. Но всегда необходимо помнить, что талант может исчезнуть. Сохранит его только регулярная работа. Авторы в большинстве своём стремятся печатать свои стихи либо в газетах, и журналах, либо в интернете. Но газеты и журналы чаще всего отвергают такие попытки. Ведь за это надо платить. А интернет печатает. Но всё дело в том, что
Интернет принимает и абсолютную чепуху. А от таких публикаций мастерство не растёт. Авторы больше всего боятся и ненавидят тех, кто говорит им хотя и горькую, но нужную правду. Арбатский прямо написал в своей оценке моего "Большого разговора", что профессиональный критик сюда не придёт. И главным образом по тому, что здесь почти нет настоящих авторов. А говорить всем одно и то же не интересно. Вот и я почти перестал писать отзывы.
Творчество для настоящего автора заключается не только в работе над стихом. Надо повышать и свой культурный уровень. А это особенно важно. Но некоторые авторы, окончившие литинститут, считают, что они уже достаточно обогатили себя знаниями.
Но это глубокое заблуждение. Искусство постоянно развивается, находит новые темы и способы их передачи в слове. Модерн, постмодерн и всё такое подобное -- это не то, к чему надо тянуться. Нужно работать над развитием реализма. И работать не над формой, а именно над содержанием.
"Серебряный век" всем своим творчеством ясно доказал свою бесперспективность. Всё их творчество -- это произведения для развлечения, чего очень опасался Маяковский. Нужны новые мысли и формы их отображения. Читатель должен уметь понимать поэзию и по содержанию, и по технике. А для такого понимания необходимо хорошо знать теорию литературы. Но знать её надо не просто в словесном виде. Надо уметь применять теорию на практике. А практика не всегда соответствует теории. Надо уметь применять и так называемые поэтические вольности. Но чтобы их использование не портило ваше произведение, надо обладать хорошо развитым вкусом.
Именно развитию вкуса помогает критика, где разбираются книги разных авторов. Критика -- не только поиски недостатков в построении текста или в создании образов, описания природы и т.д. Это и умение автора строить композицию рассказа, повести или романа. Иногда критик замечает длинноты или, наоборот, недостаточно убедительно построенные те или иные эпизоды. А в произведениях классика критик должен объяснить, чем хороши его произведения.
Читая критику, начинающий автор и сам до некоторой степени начинает критически относится к своей работе. В этом отношении очень полезно прочитать Мамина-Сибиряка, его повесть о том, как он учился писать, сколько раз переделывал своё произведение по замечаниям редакции.
Настоящая критика -- это школа литературного мастерства. Надо уметь брать из неё то, что пригодится вам самим.
Разбирать чужие произведения необходимо в том случае, если это пишет талантливый автор. Всех в интернете не научишь мастерству, да они и сами порой не стремятся к этому. Их больше устраивают пустые восторги. Поэзия -- это один из способов разговаривать с читателями.
Но чтоб читатель захотел с тобой общаться, надо стать интересным собеседником.
Надо уметь вести беседу, находить интересные для обоих темы, уметь слушать. Это совсем не так просто, как может показаться. Если твой собеседник не способен к интересному разговору, попробуй переменить тему или уйди от него.
На грубость никогда не отвечай тем же. Старайся найти человека, который тебе интересен или может быть помощником в творчестве. Но и сам старайся быть ему нужным.
Из множества книг о теории литературы, выпускаемым в настоящее время, я не встречал книг о работе над словом. А ведь такая книга особенно необходима начинающим авторам. И вот совсем недавно мне попалась книга Лидии Чуковской "В лаборатории редактора". Книга написана интересно, хорошим языком. В ней много конкретных примеров того, как редактировал книги С.Маршак. Это не просто воспоминания, а учебное пособие. Правда, там больше говорится о работе над прозой но умный человек может то же самое применить и к поэзии. Важно, чтоб человек этого хотел, а не отмахивался, ссылаясь на сохранение своей творческой самобытности. Ведь часто под самобытностью пытаются сохранить свою малограмотность, неумение находить и разрабатывать найденную тему.
Маяковский в своей статье "Как делать стихи" немного говорил о поиске нужного слова. Но нужно показать эту работу шире, на больших примерах. И данная книга делает такую работу. Нужно читать её очень внимательно и вдумчиво, а, главное применять полученные уроки на практике.
Эту книгу надо не просто читать, а изучать! Приёмы работы над словом необходимо сравнивать с тем, как вы это понимаете и как работаете над словом сами. Работа над словом самая сложная часть творчества. Сколько раз читая стихи, встречаешься с неумением автора выбирать не просто нужное, но ещё верное по смыслу и красивое слово по звучанию.
А что значит выбрать слово? Это не значит копаться в словаре. Словарь должен находиться у вас в голове. Собирайте туда как можно больше самыхразных слов! Особенно запоминайте синонимы, чтобы уметь одно слово заменить равнозначным. Вырабатывайте умение варьировать слова в предложении, проверяйте
красоту каждой фразы. Такое умение даётся длительной практикой.
Надо выработать в себе желание писать на одном и том же рабочем месте. Это создаёт в данном месте особую рабочую обстановку, помогающую в поисках темы и её развития. Есть книга, рассказывающая о работе Пушкина над стихами. На одно стихотворение он иногда тратил пол дня!
Но важно знать и то, чего он добивался таким трудом, на какие стороны стиха обращал внимание. В каждом деле важна сперва цель, ради чего она затеяна, а потом уже её обработка в слове. Только при таком подходе к любому делу можно добиться успеха.
Когда видишь в интернете стихи под рубрикой мистика, изотерика, невольно задаёшь себе вопрос: что хочет этим сказать мне автор, ради чего он пишет? Мы давно уже ушли от тех времён, когда подобные темы были кому-то интересны. Последним автором, который ещё уделял этому внимание, был, как мне кажется, Гоголь.
Правда, я читал у Диккенса да и у некоторых русских авторов рождественские рассказы. ДЖля создания эзотерических стихов необходимо самому автору быть до некоторой степени учёным, находить что-то новое. Только в этом случае вашим произведения будут иметь успех у читателя. Но сейчас нас больше интересует жизнь в нашей стране.
Писать книги о чём угодно, рассчитывая, что кто-нибудь их всё же прочитает, ну хотя бы литературоведы, -- дело пустое. Есть книги, чьё содержание интересно только для тех, кто жил в годы создания самой книги.
Мы не знаем рецепта для того, чтоб книга пережила своё время и была интересной. Иногда такие книги невольно меняют содержание. Так Сервантес создавал сатирический роман о Донкехоте, а в наши дни это уже роман о прекрасном человеке чьи поступки достойны подражания. Стихи модернистов и постмодернистов вряд ли удостоятся такой чести.
Жизнь сама по себе настолько интересна и полна загадок, что лучшего источника для литературы и не придумать!
Умные авторы всегда им пользовались и будут пользоваться. Я повторял и буду повторять: литература -- это прекрасный способ сохранить историю присутствия человека на земле. Не даром же многие завоеватели старались уничтожить библиотеки своих врагов. Они понимали: знания -- сила! Сила помогает не только бить врагов, но и восстанавливать всё разрушенное и создавать новое.
Против отрицательных отзывов на стихи выступают только бездарные авторы. Они понимают, что подобную оценку могут полуить и сами. Не зря же они спрашивают друг друга: "У вас этот критик был?"
Получать похвалу каждому приятно, но её надо заслужить. И местные графоманы понимают, что им это недоступно. Я тут невольно вспомнил слова И.Сельвинского о том, что ранняя публикация портит автора. Необходимо очень тщательно отделывать каждое произведение.
Литературоведы заметили, что Пушкин порой половину дня работал над своим стихотворением. Лев Толстой несколько раз редактировал текст Войны и мира". Не зря же издатели опасались посылать ему корректуры. А тут часто видишь не просто плохие стихи, но ещё и плохое знание русского языка. А стихи хвалят! К подобным рецензиям надо подходить критически, а не принимать как истину.
Начинающий автор должен прежде всего твёрдо знать, каким арсеналом пользуется литература. Так ещё в 18 в. существовал определённый круг поэтических тем и язык, с помощью которого эти темы описывались. Также необходимо знать, что разрешается автору. А разрешается ему вносить в произношение некоторых слов изменение ударений. Так, вместо произнесения слова мУзыка, можно говорить музЫка. Можно писать пЕсня или пЕснь. Иногда внутрь слова можно вставить нужную букву и написать не четырьмя, а четыремя, как в оде Державина "Водопад" Но всегда нужно соблюдать меру, не злоупотреблять т.н. поэтическими вольностями.
Мне один читатель написал: петух не поёт, а кукарекает. Но у Крылова в басне "Кукукшка и петух" петушок именно поёт. Да и Пушкин на подобные замечания всегда ссывлался на мнение народа.
Не зная подобных правил, авторы стараются писать все слова так, как их учили в школе. Но это только портит стихи при чстении. Литературная теория помогает автору избежать многих трудностей в своём творчестве.
Не зря же над теорией работали многие мастера в европе и азии. Некоторые читатели упрекали меня в том, что я не применяю в стихах новых, ещё не использованных в поэзии рифм. Но для каждого начинающего автора главным должно быть умение красиво передавать содержание. Форма стиха зависит именно от содержания!Стихи по своему содержанию делятся на жанры. От того, в каком жанре пишется то или иное содержание, зависит выбор слов и рифм.
Именно срдержание в первую очередь интересует читателя, Чем лучше передано содержание, тем интереснее стихотворение.
Но и тут необходимо помнить, что разные по жанру стихи воспринимаюся по-разному.
Так, лирика воздействует на душу, а гражданские и философские стихи -- на разум.
Именно это и заставляет в лирике использовать яркие образы, красочность. А гражданская поэзия требует более сдержанной красочности. Только понимая эти различия, можно правильно писать стихи этих жанров.
Не каждый способен рабюотать во всех поэтическиъ жанрах. Есть авторы, которые пишут только лирику, как Фет или Майков. Но зато в этом жанре они достигают больших успехов. А вот Рылеев свой талант отдал гражданской поэзии. Нельзя заставлять себя делать то, к чемк не расположена ваша душа! А такие авторы были!
Рубцова упрекали за его лирику, но именно в ней проявился поэтический талант. Ищите свою тему путём проб и ошибок. Иногда такие поиски длятся очень долго. Своя тема,это не совсем то, что вы будете писать именно сейчас. Скорее всего это тема на всю жизнь. Каждый автор обязан продвинуть поэтитческое искусмство хоть на шаг вперёд. Только так он выполнит свою роль в литературе.
Мне иногда задают вопрос, да и я сам в молодости его задавал сам себе: как написать хорошее стихотворение? Есть ли правила для создания таких стихов?
Общих поравил, конечно же, нет и быть не может. Я уже говорил, что литература не профессия. В ней каждый автор сам создаёт правила, по которым он будет работаьть.
А теория литературы -- это тоже самое, что и грамматика. Она не говорит о том, что писать, а только показывает, как писать. Л.Толстой может написать по этим правилам "Войну и мир", а кто-то -- вполне грамотно напишет на него донос. Именно
поэтому и необходимо много и вдумчиво читать. Иногда и у меня после чтения многих чужих и своих стихов и отзывов на них, возникали собственные произведения.
Это не плагиат и не подражания. Так иногда работали и наши классики -- Жуковмкий, Лермонтов и др. Не зря же в мировой литературе существуют бродячие сюжеты --дон Жуан, Фауст и другие.
Каждый автор должен знать, что стихи и поэзия -- это хотя и синонимы, но у них есть очень серьёзные различия. Тут нужно заметить, что умению писать стихи обучали ещё в античных школах. Но и там поэтами становились или единицы, или никто!
Пушкин называл себя поэтом. А чем поэт отличается от стихотворца? Да тем, что он поёт в своём творчестве, оставляет в нём частицу своей души. А стихотворец только даёт образец того на практике, о чём говорится в теории. Не все авторы даже знают, что стихи можно писать и без рифмы.
Где брать темы для творчества? С таким вопросом обращаются многие начинающие авторы. А темы лежат вокруг нас. Важно только суметь их увидеть. У поэта для этого есть три органа: глаза, душа и разум. Глазами автор видит ванешний мир, душой создаёт содержание, а разум придаёт теме определённую форму.
Главное в поэзии -- содержание и форма. Форма может быть одна и таже у стихов разных по жанру.Так в своё время Петрарка написал много стихов в жапнре сонета.
А вот содержание каждый раз строится иначе. Надо помнить, что содержание для любых по жанру стихов выбирает душа. В лирике она же строит и форму. А в гражданскмх стихах тему выбирает душаа, но содержание строит разум! Это очень серьёзное замечание. Не каждый начитнающий авитор может с этим с правиться.
Умение работатььт с душой и разумом надо развивать в себе постоянно. Гражданские стихи способен писать не каждый, как я уже говорил. Надо уметь чувствовать это и не заставлять себя писать такие стихи. Некоторые апвторы погубили свой талант тем, что писали не свойственные им произведения.
Литература требует серьёзногол отношения к сбе. Стихи надо писать не от случая к случаю, Только ежедневная усидчивая работа приносит успех. Даже читая интересную книгу, необходимо замечать, как автор строит композицию, создаёт различные образы. А как найти тему? Есть в природе места, в которых пишется очень легко. Так, у меня было в Казани или Самарканде. Есть места, о которых пишется лишь через некоторое время. В Ленинграде я бывал часто, но там стихи не писались. Казалось, душа жадно впитывает впечатления, чтобы потом мощным потокомт вылиться на бумагу. Надо полностью использовать подобные мгновения. Развивайте в себе эту спасобность. Так со мной случилось, когда я ехал на пароходе из Макарьевского молнастыря, что в Горьковской области. Закат солнца был так прекрасен, что мне удалось тут же написать два стихотворения. Душа разом откликнулась на красоту природы и легко создавала строки. Необходимо уметь писать в любое время суток и в любой обстановке. Это не самореклама, а просто одна из граней таланта, которая может быть и у других авторов.
Способность к творчеству у каждого проявляется по-своему , этому не стоит удивляться. Пушкин сам говорил, что ему лучше всего пишится осенью. Это подтверждается хотябы количеством произведений, созданных в болдинскую осень.
Хочется невольно спросить, какая тема была главной в его творчестве? На это он сам ответил: пробждать добрые чувства, восславить свободу и милость к падшим призывал. Надо знать, что при таком разнообразии тематики он умел быть богатым на выдумку. Даже стихи на одну и туже тему он писал очень интересно, находил новые образы и слова. А ведь он жил в эпоху, когда ещё существовало понятие поэтическая и не поэьтческаяч тема и, соответственно, поэтические и не поэтические слова. Имиенно из-за этих ограничений он и жаловался на бедность русских рифм.
К чему я говорю об этом? А только к тому, что начинающий автор не должен себя ограничивать в выборе темы. Многие авторы интернета, к сожаленитю, этого делать не умеют. Но количесмтво рифм в русмской поэзии очень велико. Надо помнитть, что
рифма зависит от темы стихотворения. А откуда берутся темы? Толькео из окерукжающей жизнит. Чем богаче душа поэта знанием жизни и людей, тем интереснее его творчество. Писать надо только о том, к чему вас тянет душа, а не гнаться за
популярными на сегодняшний день темами, стихи на которые будут напечатаны. Такие стихи чаще васего забываются уже при жизни автора. Но и оторванность творчества от реальной жизни тожен губительно сказывается на судьбе автора.
Сейчас печатаетсмя много стихов авторов "Серебряного века". Казалось бы, они отвечают убеждению Пушкитна, что поэты "рождены для вдохновенья, для звуков сладкитх и моллитв" Но в наши дни такие авторы не очень-то пользуются спросом читателей. Писать смтихи можно обо всём, кроме пошлятины. Мы сегодня можем использовать в стихах весь запас русского языка. Надо только делать это умно, талантливо. А как это делать, подскажет только личный опыт, богато развитая душа и воображение.
Жить надо за одно со своей страной и с её народом. Читая сьтихи модернистов, удивляешься их пустоте по содержанию. Форма стиха меньше всего привлекает читателя. Ведь не все из них знают теорию стиха. Читателя интересует содержание, то, с чем к ниму обращается автор. И начинающие поэты должны это помнить очень твёрдо. Не каждый из тех, кто пишет в интернете, обладает талантом. А талант -- это не просто умение писать, соблюдая форму и рифму. Стихи и без рифмы могут звучать талантливо. Важно уметь интересно и глубоко раскрытьб то, о чём ты говоришь в стихах. А для этого надо пользоваться всеми языковыми средствами умело,создавать образы. Не все это понимают и умеют делать. Вот я невольно вспомнил стихи Мерзлякова "Среди долины ровныя". Там он использовал образ дуба: высокий дуб, развесистый, один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах. Одиночество дерева и одиночество человека показаны талантливо.
Это может легко прредставить каждый читатель. Вот так должен писать настоящий автор! А у Пушкина есть два стихотворения об осени. Казалось бы, ну написал одно\ и достаточно. Что можно ещё сказать? Но фантазия его безгранична. Эти два стихотворения (Роняет лес багряный свой убор и Октябрь уж наступил, уж роща отрпясает последние листы с нагих своих ветвей)говорят о том, что тему осени
можно использовать многократно, при этом ни в чём не повторяя прежде написанного. У него есть и такие строки: Унылая пора, очей очарованье.. Это ведь тоже об осени. Вот, чему надо учиться у наших предшественников! А некоторые забывают об этом. Да, стихи каждый пишет только для себя, но так, чтоб и читателю было интеоресно. Ведь подспудно мы думаем о нём.
Для этого сам автор должен очень многое знать и уметь! С него большой спрос у настоящего, требовательного читателя. Серебряный век о читателе не думал. Ему важнее было себя показать и только! Пльлму и успехом они пользуются далеко не у всех!
Свидетельство о публикации №224052600976