Время не лечит

   Говорят, время лечит, но это точно не про меня. Мой возраст только перевалил за 25, а у меня всё ещё осталась проблема с подросткового возраста. Мне сложно выражаться и быть собой, потому что меня стыдили в детстве. Стыдили за то, каким я непосредственным был ребёнком, каким активным и творчески-выражающимся был! Это трагедия всей моей жизни. Мне очень нравилось в детстве рисовать, петь, танцевать, и заниматься керамикой, но всё, что у меня осталось от того времени - небольшое желание рисовать - так, раз в несколько недель немного порисовать, чтобы совсем не потерять горячо любимое хобби из детства.
   Человеку всегда очень сложно победить негатив, засевший глубоко внутри, потому что он всегда сильно въедается в саму твою суть - словно паразит, которого питаешь ты сам и никак не поймёшь, как же его отцепить от себя, освободиться от стресса, что преследует тебя. И никакое осознание всего комплекса этой проблемы никак не поможет. Ну знаешь ты о своём стыде, это что-то меняет? Я пробовал ходить к психологам, искать поддержки в интернете или в алкоголе, читать психологию, но всё, что мне удалось узнать - мой стыд из детства и поменять модель поведения очень сложно, на грани невозможного. Но я не отчаивался, потому что в моей, пусть и нераскрытой творческой жизни, были и яркие, светлые моменты - как у меня на грани срыва получалось показывать своё творчество близким! Да, меня чуть ли не охватило безумие, но что-то получалось. И мне хотелось изучить это больше, пробовать решать это...

***
   Стыд...интересная эмоция, преследующая людей. Все мы так или иначе в разные промежутки своей жизни испытывали стыд - от случайной поломки чего-либо, от ошибки, которой не ожидали, от поступка, который вызывал негатив. Мне тяжело понять свой стыд, ведь мне ещё только 16 - внутри меня часто бурлит коктейль из эмоций, но стыд стал моим самым близким другом. Почему другом? Он всегда позволял мне стать лучше. Даже если это использовали другие в своих целях - сверстники, семья. Даже так, у меня получалось достигнуть собственного блага или хотя бы капельки роста. Моя жизнь была связана со стыдом ещё с глубоко детства. Удивительно, но мои родители с гордостью рассказывали, как стыдили меня и я сразу менялась в лучшую сторону.
   Жаль конечно, что со сверстниками у меня не получается поладить - все они скучные, и я уже давно поняла, что переросла свой возраст. Но и близких душ найти никак не получалось - были, конечно, пробы - дружба, отношения, новые знакомства. Но всё это было... не то, словно мне стоило обратить внимание именно на себя, и стыд, и никого более. Стыд был моей центральной эмоцией, которая всегда помогала мне, с которой я, по сути, и выросла. Я решила исследовать в себе это и обнаружила интересную деталь - в каждом обществе стыдят за разные вещи. Если в семье вас пристыдят за то, что вы орёте, то в школе например за это не стыдят, если вы, конечно, не срываете занятие.
   Я усвоила очень важный урок - главное наблюдать и изучать людей. Если ты знаешь человека или общество, то поймёшь за что тебя там могут пристыдить. Хотя, кажется, каждый человек достигает таких знаний интуитивно. Но мне же хочется в этом побольше закопаться...

***
   Спокойствие, только спокойствие...стыд всегда со временем уходит. Особенно если ты со своими знакомыми. И ещё лучше, чтобы эти знакомые были твоими лучшими друзьями - тогда кстати можно вообще не стыдиться, ну, практически. А так, ну, мы всегда можем постыдиться - здесь же от нас зависит, так? Нам могут наговорить множество гадостей, но всё же зависит от восприятия, разве не так? Если ты не воспринимаешь окружение, то и их желание вызвать в тебе стыд вызывает разве что смех. Я давно уже прошёл через стыд. Да...было время.
   Как вспомню себя в школе - меня там любили стыдить за тройки - что учителя, что родители, а вот мои тогдашние друзья - перед ними не надо было стыдиться такой чуши. Нам были интересны книги и настольные игры. У нас был принцип: "Не останавливаться ни перед чем, если ты видишь перед собой интересную книгу или настольную игру. Изучай, познавай, развивайся." А потому, стыдиться было не так страшно - потому что ты знал, что вечером тебя ждёт очень интересное занятие!
   Мне уже за 30, у меня сформирован круг друзей, а также есть свой клуб по интересам. Можно сказать, что у нас своё отдельное общество в этом мире, где мы посвящаем себя настольным играм и книгам. Как хорошо, что мы смогли сохранить это чувство...чувство единства и цели!

***
   Август сидел в своё кабинете и заливал своё настроение коньяком - он часто помогает ему в его непростой работе - помогать людям со стыдом. Он давно основал общество, завязанное на этом. Когда люди раскрывают свои внутренние проблемы и тебе приходится погружаться в их внутренний мир, чтобы найти путь освобождения от оков тяжелых эмоций - это непросто выдержать. Сейчас у его общества небольшой отпуск, потому что прошлые участники были слишком тяжелыми, и вот-вот оно снова кинет клич о возможности помощи во множество мест - школы, улицы, интернет, разные места работы - Август будет рад помочь любому, даже если ему придётся немного сгореть, ведь гореть и видеть, что твоя работа ненапрасная, дорогого стоит, и окупает любые последствия. Ведь когда тебя трясёт и твоё тело пробивает жаром, а душа кричит о том, чтобы её спасли - это всё временные проблемы, которые рано или поздно уходят.
   Август спас уже не один десяток душ, а то и не одну сотню. Люди приходят в довольно малых количествах - обычно по три-четыре человека, не больше. Всё таки часто люди либо не замечают клич общества по борьбе со стыдом, либо им это неинтересно, либо они настроены слишком скептично, ведь в нашем мире гуляет мнение, что доверять не стоит вообще никому. Но Август был рад даже тому, что он помогает тем, кто всё же рискует, у кого получается переступить через себя и прийти сюда.

***
   Аврелий, Кристина, и Марк. Каждый из этих людей был занят своим делом - кто из них пытался рисовать и искал в интернете интересные идеи, кто просто учился, а кто читал на работе. И их судьбы могли бы не пересечься, не связаться, если бы не одно "но". Каждый из них увидел объявления о обществе, что помогает со стыдом.
   "Может, это мне наконец поможет? Это я ещё не пробовал" - подумал Аврелий. "Интересно, а там стыдятся своего стыда?" - витало в голове Кристины. "Может я уже давно и не стыжусь, но может, смогу помочь кому?" - было в голове у Марка. И все они решились, что сходят туда, и посмотрят, что вообще делают люди со стыдом, и много ли вообще таких, кто обращается.
   Пятница, вечер. Время, когда наступают выходные. Время, когда ты можешь ощутить лёгкое облегчение и гордость от проделанной за неделю работы. Время, когда можно подвести итоги столько короткого промежутка времени - пяти будних дней, и решить, что делать дальше, как провести эти выходные - заняться собственными проектами или позволить себе ничего не делать.
   Первым на место встречи, указанному в объявлении, пришёл Аврелий. Это был слабо освящённый переулок, где находилась большая деревянная дверь, исписанная различным искусством - были и граффити, и картины, нарисованные красками. Одним словом, это место пестрило, выбивалось из общего настроения ночного города. Создавалось ощущение, словно там, за дверью, происходит что-то мистическое, что меняет тебя навсегда.
   Следом подошли Кристина и Марк. Эмоции, это место отдавала эмоциями и все трое прекрасно это чувствовали. Члены троицы переглянулись между собой, но знакомиться пока не решились - всех увлекло настроение этого места. Дверь открывается и...

***
   -Как вас зовут, дорогие? Представьтесь и расскажите о себе. А пока вы думаете, как это сделать, предупреждаю. Всё, что происходит здесь - остаётся здесь. Здесь вас примут со всеми вашими страхами и тараканами в голове. Здесь безопасно и никто вас не осудит. Вы не первые, но и не последние, и вы не одиноки, взгляните только на стену... - это был Август. Сейчас все находились в круглой, просторной комнате. На стене этой комнаты красовались рисунки самого разного наполнения и смысла- где-то изображались цветы, цветочные поля, животные или счастливые люди. Где-то же, изображались сцены насилия матери над ребёнком, сцены боли и ужаса, где человек кричит в порыве эмоций, которые он больше не может выпускать.
   -Аврелий, 26 лет, стыжусь себя уже много лет и теперь не понимаю, кто я и чем мне заниматься. Пришёл сюда, потому что хочу решить эту проблему в себе. - Аврелий выдохнул, сказав это - все слова давались ему тяжело, но вот он их сказал, и теперь ему стало чуть проще.
   -Хорошо, очень хорошо. Дальше? - Август указал на следующего человека
   -Кристина, 16 лет, всю мою жизнь меня сопровождал стыд, и я привыкла к нему. Даже больше - стала его использовать для собственного роста. Но я хочу понять свой стыд ещё больше. Его так много в моей жизни, и я его очень глубоко изучила, но я чувствую, что что-то упускаю. Это меня и привело сюда. - Кристина выглядела задумчивой. Ей хотелось по привычке погрузиться в себя, потому что она чувствовала себя безопасно. Но она остановила себя. Сейчас не время.
   -Отлично, с этим поможем. И ты? - указал Август на последнего человека.
   -Марк, 32 года. У меня всё хорошо, я пришёл сюда, чтобы помочь этим двоим - Марк обвёл Аврелия и Кристину рукой - Ощущение у меня такое, словно мне есть, что сказать им, но пока сам не понял что. А так, ну...У меня всегда получалось противостоять стыду, как-то так - развёл руками Марк и осмотрел всех собравшихся - надеюсь, мы сможем помочь друг другу. Ну а ещё интересно, во что это всё выльется и как всё происходит. Всё таки чужой опыт - считай помощь себе, не так ли? - усмехнулся он.
   -Да, пожалуй. Спасибо, Марк. А теперь, раз все друг друга знают, то можем начинать - улыбнулся и легонько хлопнул в ладоши Август -  Все тут так или иначе знакомы со стыдом. Так вот, нам совсем неважно, из-за чего, когда, или где возник у вас стыд. Стыд он...как-бы... - покрутил он рукой и задумчиво взглянул влево- просто есть. Он показатель того, насколько мы считаемся с остальными, насколько считаем их выше наших целей. Нашей задачей здесь будет небольшая смена восприятия - точки, от которой мы судим поступки. Закройте глаза, возьмитесь за руки, и внимательно слушайте меня, а после того, как я начну говорить, пробуйте прочувствовать, прожить эти моменты - Август дождался, когда все пришедшие будут держаться за руки и сидеть с закрытыми глазами. Стулья стояли треугольником, в то время как он начал медленно прохаживаться вокруг них, начиная самую тяжелую часть, терапию - Вспомните любой момент, где вас стыдили. Разберите его на составляющие - стыдящего, кого стыдят, за что стыдят, и почему стыдят. Внимательно запомните все эти составляющие. Видите? Стыду не находится места в нашей схеме. Стыд производит тот, кого стыдят. То есть он производная от нас. Вспомните себя в тот момент - чем вы были заняты в тот период своей жизни, почему постыдились, зачем постыдились. И вы заметите одну очень интересную деталь - вам важно было угодить кому-то. Мы стыдимся перед теми, перед кем надо как-то угодить. Где угодно, независимо от вселенной или времени. И мы можем избежать участи стыда, добавив одну деталь к тому, кого стыдят. Цель, путь, называйте как хотите - Август уже начал потеть, ведь направлять нескольких людей и держать общий эмоциональный фон стабильным довольно сложно, так как все вспоминают неприятное пережитое, что вызывает отклик даже сейчас - Подумайте о правильность цели, а затем представьте, словно у вас на тот момент была цель. Великая, как у всех людей, цель. И вы следуете ей. Чувствуете? Стыда не было, но теперь вы его и не производите. А незачем - вы следуете правильному, своему пути, и теперь стыдиться нечего. Незачем производить столь гадкую и едкую эмоцию в себя. Невозможно угодить людям - всем им чего-то хочется и не хватает, и стыдить кого-то бесцельно и никаких плодов это не приносит, а у вас цель. Прочувствуйте этот момент ещё раз. Устремлённость цели и уверенность в ней позволяет не замечать этой мелкой проблемы - стыда. Да, вас ой как пытаются застыдить, но вы просто учтёте это при дальнейшем продвижении к цели, нам же не нужны проблемы и враждебность других людей? И представьте далее. Вы слегка меняете поведение, но всё так же идёте к цели. И стыда никакого не было, и люди довольны. А если недовольны и дальше, то повторите. И ещё, и ещё, и ещё, пока вы не сможете обеспечить себе спокойное продвижение дальше. Не тратьте на это много сил и идите вперёд. А они пусть и дальше стыдят кого хотят, эти вечно недовольные. А вы идите дальше, идите и не останавливайтесь. Дальше вы видите, как продвигаетесь и уже не происходит этих непроизвольных остановок на столь мелочные проблемы. Нам нужно ввысь, и мы не остановимся ни перед чем. Отлично, вы выбрались, поздравляю - Август проследил за эмоциями, телами, лицами участников, и остался доволен, так как у всех царило спокойствие. Всем получилось выбраться из одной ситуации в прошлом - А теперь, отпустите это событие, и нарисуйте его на стене. Можете нарисовать не одно, ведь здесь вы можете оставить всё это здесь, и пойти дальше уже без тяжелого груза, которым вы себя нагрузили, а с лёгкостью и подталкивающим вас ветерком. - Август пригласил всех участников проследовать к стене, а те, с спокойным видом подошли и взяли из его рук по набору для рисования.
   -Странные ощущения... - проговорила Кристина - я словно прожила свою жизнь второй раз, с начала и до конца. - она была возбуждена, потому что сделала для себя открытие в области стыда. - Аврелий, а ты как, стало легче? Что рисовать будешь? Я вот себя нарисую, стыдливую такую, сидящую и стыдливую. Оставлю её здесь, стыдиться, а сама пойду развиваться без стыда, хихи
   -Ну, даже не знаю. - видно было, что Аврелию было сложно подобрать слова - согласен, странные ощущения. А я словно понял, что вот он - я, Аврелий, и в общем то, рисовать мне больше не нужно. Думаю, попробую себя в чём-нибудь ещё, или поищу информацию какую-нибудь о...скрипке! Да, скрипке! - Аврелий слегка нахмурился, говоря это. Всё же он пропустил столько времени, а теперь столько надо наверстать! - А я нарисую лист бумаги, на котором будет одна моя картина, на которой будет моя семья. Наверное здесь ей и место, а мне надо идти дальше. Марк, а ты что-нибудь почувствовал?
   -Да! Я понял, что должен вам сказать! Давайте станем друзьями. Необычный сегодня выходной, однако - Марк говорил это с улыбкой. Он увидел в этих людях искру, которая сегодня дала тёплый огонёк, и он хотел помочь им, увлечь их и увлечься ими. Узнать ближе этих людей и объединиться, чтобы было проще идти к своей цели. Ведь множество опасностей подстерегает в этом мире - везде и постоянно. - А нарисую-ка я стыд, просто стыд. Он мне уже давно не нужен, а я его почему-то держал при себе. Производил, хах.
   Все они рисовали, вкладывая всего себя в этот рисунок, в эту картину стыда, что они взрастили. То, что было взращено, должно быть выпущено на волю - такова воля Августа. Каждый рисунок на этой стене имел под собой надпись в виде названия, и их произведения не стали исключением - Кристина назвала свой рисунок: "Девочка, которая обнимает стыд",  Аврелий назвал свой: "Мимо цели", а Марк назвал свой рисунок: "Стыд, которого никогда не было".

***
   Было уже очень поздно - никто не заметил, как долго длилась терапия, и теперь ребята, предварительно попрощавшись и поблагодарив Августа, отправились гулять по ночному городу, рассказывая друг другу о своих жизнях и разных моментах стыда, а также о цели, которую смогли отыскать в себе и которая будет каждого из них теперь двигать.
   Августу было плохо - так заканчивается каждая терапия, но знать об этом никому не обязательно. Он ещё постоял немного в комнате, приводя себя в чувства, а следом вышел и направился по длинным коридорам. Он искал выход. Казалось бы, он давно здесь работает, но всегда происходит одно и то же - он начинает быть на грани безумия.
   Больно, очень больно, он впитал все те эмоции и переживания, что испытывали участники в своём мысленном путешествии. У них получилось выбраться, так что всё остальное не важно. Он выполнил свой долг и был доволен. Скрежет зубов, разбитая посуда, крики, рваная одежда, грязные слова, злобные лица - это всё ещё преследовало его и он никак не мог избавиться от наваждения.
   -Да что-ж такое то... - кое-как справляясь с управлением тела, Августу всё же удалось найти заветную деревянную дверь. Он влетел в неё и упал с противоположной стороны. - Надо подниматься...Ещё столько людей придёт за помощью... - уговаривал себя Август. Он понимал, что ещё пару раз, и он больше не выдержит. Его разум и душа не может вместить столько всего. Но он был верен своей цели, и никогда не стыдился её. Многие стыдили его раньше за его приверженность "какой-то помощи людям с применением единичной терапии", но он следовал цели, а потому ни о каком стыде не могло идти речи. И он последует за ней до смерти, если потребуется...


Рецензии