1. Сказка на ночь

Маленький Егорка очень обожал, когда сказку на ночь рассказывал папа. Этот не такой частый из-за папиной работы вечерний ритуал, он превращал в настоящее светопреставление.

По первой, как помнил Егорка, когда у папы выдавался свободный вечер, он доставал старый дедовский фильмоскоп и заряжал в аппарат пленку из пластиковой баночки. Затем, папа направлял аппарат на стену за кроватью Егорки, специально выкрашенную белой матовой краской. Она была, как окно в сказочный мир. Прокручивая пальцами простой механизм протяжки пленки, папа читал текст под очередным красочным кадром.

Много сказок прочитал папа с фильмоскопом. Особенно Егорке нравились сказки про царевну Лебедь, про Катигорошка, и про Фет Фрумоса.

Младший брат Федя, которому надлежало ложиться спать раньше, в такой вечер ни как не укладывался без папиного сеанса, хотя в силу своего возраста еще мало понимал, о чем читает папа.

Однажды, когда Егорке исполнилось восемь лет, папа стал счастливым обладателем первого смартфона с проектором "Самсунг Гало". Он заранее приготовил набор картинок, подобрал музыку и свел все в один клип. В памятный вечер, Егорку ждала новая увлекательная история. Папа включил проектор на смартфоне, направил яркий глазок на стену …

И заиграла веселый мотив балалайка, послышалась гармонь, и по стене поплыли яркие, забавные картинки, словно их нарисовал кто-то не очень умелый, либо юный художник, таких же лет, как Егорка, но нарисовал с усердием и любовью к деталям.

-Что это, папа? - воскликнул Егор, тыча пальцем в стену. - Я где-то видел такие картинки, как в русских народных сказках точно!

-Как тебе сказать-то… - задумался на миг отец, - Ты же знаешь, что такое комиксы и аниме?

Егор кивнул головой.

-Так вот, перед тобой лубочные картинки. Это такие древние русские народные комиксы, когда даже слова такого не было. - папа нарочито выделил тоном: - Комиксы!

Сделав паузу, он продолжил:

-Говорят, что картинки эти придумали в Китае, в веке пятнадцатом. За тем перекочевали они в Европу, и спустя два века уже рисовались в России, от чего называли их фряжскими листами. Только вот, где Европа, а где Китай? А между ними - наша матушка Россия. Порох, значит, да фейерверки мы не пропустили, а картинки потешные два века не замечали. Странные в истории бывают явления!

-Пятнадцатый век… - задумчиво произнес Егор, - Это очень давно?

Папа усмехнулся:

-Очень давно. Считай, когда Колумб открыл Америку. А в России тогда царствовал Иван III. Тогда, Егор, Русь стала Российской империей. Только я вот думаю, лубочные картинки были на Руси всегда. Ну да ладно, - спохватился папа, - Пора сказку сказывать!

Егор откатился к краю кровати, подальше от стены, чтобы лучше видеть, упёрся спиной в деревянные перила и завернулся в одеяло. Федя тем временем тихонько высунулся из-под одеяльца, тараща свои круглые глазёнки на стену.

-В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был Царь. - начал сказывать папа, уставившись куда-то в даль, словно кровать Егорки не у стены стояла, а было там окно огромное, сквозь стекло которого и видел он сказочное государство.

-А, какое царство было? - спросил Егорка, выглядывая из-под одеяла.

-Большое! - ответил папа и раскинул руки, показывая размер.

-Как Москва?

-Что там Москва! Когда в одной стороне царства солнце восходило, в другой стороне уже начинался закат!

-Это прямо про Россию! - заметил Егорка.

-Да, такое же большое! Правил Царь своим царством-государством справедливо и честно, от чего было у него врагов много. Враги были среди бояр, хоть и надлежало им волю царскую в своих пределах осуществлять.

-Что за бояре такие?

-Это как сейчас губернаторы, сенаторы и мэры с депутатами. - ответил усмехнувшись папа, и тут же поправился, - Не все, конечно, есть и верные своему делу, но таких мало.

-Почему, папа?

-Потому что человеком быть тяжело.

Егор с любопытством рассматривал картинку на стене, где бояре в ярких и богатых кафтанах о чем-то злобно шушукались перед царем, восседающим на троне.

- Папа, а такими плохими они всегда были? Это что же, как боярин - так и зло?

-Нет, конечно! Плохими они стали. Не все они плохие, но власть, сынок, самое сильное и коварное испытание для человека. Герой может пытки выдержать страшные, а вот деньгами и положением, порой и герои ломаются. Когда у человека есть многое, ему еще больше хочется.

-И что же царь?

-Царь-то один. Умом можно весь мир окинуть, а вот руки своей не хватит. Бояре быстро смекнули выгоды свои. Одно мешало - власть царская!

-И, что задумали они? - спросил Егорка.

 -От этих недовольных было много бед, и самому Царю и народу простому. Бояре столичные, да с окраин, сговорились, что бы воровство свое, да беззакония творить от имени государя!

-Но царь же был не один! У царя , наверное, войско было? - забеспокоился Егорка. - И не все бояре были плохими. Ты сам так сказал.

-Конечно же были и хорошие, кто волю царскую исполнял и державе служил честно. Однако, таких всегда меньше. Войско было, да кто же им руководил? Те же бояре. Бояре такой план задумали, что воровать будут, а беды от их воровства переложат на Царя, мол, царь-то либо слабый-неспособный, либо сам себе ворует. И порешили они, бояре эти, народу сказать, что царь - плохой. Народ царя свергнет, а бояре поставят своего.

-Папа, а где бояре своего царя возьмут?

-Вот, Егорка, тут сей сказочки завязочка! Не могли бояре своего поставить, такого же боярина, боялись, возвеличиться кто либо из них. Вызвали бояре колдуна заморского, что бы сделал он куклу дивную, какая могла ходить и говорить, как живой человек. Людям решили сказать так: кукла механическая, ни чувств, ни желаний у нее нет, и значит, не будет желать обогащения, удовольствий и развлечений. Законы бдеть будет, и судить беспристрастно. Ну, а какие законы бдеть - бояре уж постараются.

-Это... Как робот? -спросил Егор, рассматривая механическую куклу в царском кофтане, с короной на голове и с человеческой маской в руке.

-Да, робот. Таких роботов называют андроидами. То есть, подобный человеку.

-А, в телефоне то же андроид есть! Только вот, ни ручек, ни ножек я не видел.

-В телефоне, сынок, так называется операционная система. Она нужна для того, что бы ты мог пользоваться телефоном. Так вот назвали, потому что человек пользуется и не думает, как вот на экране картинку нажимаешь и интернетом пользуешься, или вот, как сейчас, картинки смотришь, с музыкой. Он как бы понимает тебя по-человечески.

 -В старину разве роботы были?

-Егорка, это же сказка. Хотя, да, были роботы и в старину. За триста лет до нашей эры даже! В Египте, на острове Форос, был огромный маяк. И вот там на маяке были две статуи.

-Как игрушка с ключом?

-Почти. Пружины были у самых простых и маленьких. У больших, как на маяке и механизм по больше. Всякие там блоки, тяги, грузы, а то и водяной привод, как раньше, на мельницах. А был еще у египетских жрецов такой робот, который на церемонии указывал на нового правителя. Так что, в моей сказке не все так сказочно. Люди давно делают роботов.

- Папа, и что было дальше?

-Разослали бояре гонцов во все округи, да бы людей поднять. Восстали люди на своего государя, и не было у него поддержки даже среди стрельцов. Кроме одного.

На стене возник следующий слайд под тревожную музыку. Толпа людей с косами, вилами, стрельцы с мушкетами и алебардами стояли у царского трона. Между царем и толпой восставших стоял воин в доспехах, с мечом и мушкетом в руках. И стоял он так героически, что сделай кто шаг - выстрелил бы сразу из мушкета, а если бы еще кто шевельнулся - то и мечом бы рубанул.

 -Хотел стрелец этот царя защитить, да царь остановил верного воина и сказал ему такие слова: что царство без народа? Пустошь с крестами могил. Что народ без царя на троне? Идущие во тьме, ибо нет согласия у них кроме одного: ненависти к царю за беды свои. Опусти воин верный, свой меч. Народу силой мил не будешь. Уму людскому дозреть надобно, что бы царь в голове был, а не на троне. На троне всякие сиживали, а вот в голове...

-И что же? Царь ушел? Отдал свой трон говорящему роботу?

-Верно сынок. Сказал царь воину храброму: " пойдем со мной, до поры до времени пусть поживут сами. И как устанут - тогда мы и вернемся."

-И куда они отправились?

-В долгое путешествие.

-А в стране той, в царстве том, как люди живут теперь?

-Живут доныне без царя. Худо-бедно но живут. Они сами-то уже и бояр поменяли давно, и не единожды... Да все как-то не лепится счастье. Правда, порой, вспоминают про царя. Однако, царь пока не приходит... Не дозрели еще люди умом в стране той.

Егорка долго смотрел на последнюю картинку, где вдаль уходили царь и воин в доспехах. Потом он закрыл глаза, представляя себе странствующего царя и его верного воина. Вот были бы они в действительности, где бы сейчас находились?


Рецензии