Пьеска для Последнего звонка в школе
(по очень отдаленным мотивам "Бесприданницы" А.Н. Островского и кое-что слегка утащено у другого великого таланта - создателя фильма "Жестокий романс" Э. Рязанова)
Занавес открывается.
На сцене – Лариса Дмитриевна с подругами,
сзади полукругом – цыганский хор.
Перед ними – ведущий:
Уважаемые дамы и господа! Позвольте представить вам спектакль слегка по мотивам пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» –
«Безаттестатница».
Действие происходит в одном из городов России. Лариса Дмитриевна Отупалова – самая красивая девушка региона - остаётся без аттестата вследствие прогулов из-за несчастливой любви.
Закончить пансион ей помогают самые богатые купцы города – немолодой господин Иван Иванович Шнуров и молодой - Василий Рыжеватов. (Они нанимают репетиторов.)
Их помощью всячески пользуется хитрая и меркантильная мать Ларисы – Харита Игнатьевна Отупалова, задача которой – выгодно выдать Ларису замуж и желательно с аттестатом.
Кроме купцов, в Ларису так же безответно влюблён бездельник и тунеядец Юлий Капитонович Плевандышев.
Сама же Лариса Дмитриевна хранит верность давно уехавшему блестящему барину и роковому мужчине Патлатову Сергею Сергеевичу. (Известному своими неадекватными выходками, а также необъяснимым поведением.)
Романсы на музыку из фильма «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.
Действующие лица:
Лариса Дмитриевна Отупалова – красивая непрактичная девушка приличного происхождения, наделённая талантами петь и танцевать;
Харита Игнатьевна Отупалова – мать Ларисы, алчная, беспринципная, расчетливая женщина;
Мокий Парменыч Шнуров – богатый, но пожилой бизнесмен;
Василий Рыжеватов – молодой, но удачливый бизнесмен;
Юлий Капитоныч Плевандышев – учащийся пансиона благородных девиц (попавший туда в связи с проектом «Гендерное образование в массы», закрывшийся через неделю после зачисления Плевандышева), двоечник;
Подруги Ларисы Дмитриевны (число любое);
Репетиторы:
- студент биологического факультета (сухой практик);
- студент факультета физики и астрономии универститета Синергия (идеалист в вечно восторженном состоянии);
- студент факультета языкознания – несколько меркантильный и чуть беспринципный;
- студент химического факультета (стеснительный привлекательный юноша).
Горничная Отупаловых – весьма прагматичная особа с богатым жизненным опытом, на всё имеет своё мнение.
Звучит романс на мелодию «Не пора ль перестать пререкаться…»
(Исполняет хор цыганок и благородных девушек.)
Не пора ли закончить учиться,
Не пора ль получить аттестат…
Годы школьные мчатся, как птицы,
Поступить в институт каждый рад.
Только трудно даётся ученье,
Мысли прячутся, словно враги,
Не могу прочитать я учебник,
О, учитель! Ты мне помоги!
Снова солнце весеннее светит,
И бегут по дорожкам ручьи…
О, учитель! На этой планете
Что добрее, чем мысли твои…
Что светлее лучистого взгляда,
И теплее приветливых слов,
О, учитель, какая награда
Рассказать Вам про нашу любовь!
Действие 1
Английский язык
Харита Игнатьевна и Лариса пьют чай.
Харита (прихлёбывая из огромной кружки):
- Да, в наше время – без аттестата – никуда. Что в пансионе-то говорят?
Лариса (тоскливо, бесцветным голосом):
- Ах, маменька, оставьте. Говорят, чтобы все предметы пересдавала!
Харита Игнатьевна крестится:
- Вот времена настали! Куда ни кинь – всюду клин! Сначала Патлатов ездил – всех женихов отбил, теперь с аттестатом маяться придётся… Всюду бегать, всем в глаза заглядывать – в общем, поворачиваться как вору на ярмарке.
- Ах, маменька, не могу я больше учиться, тошно мне.
- Даже и не говори. Сама знаешь, куда же без аттестата?
- Не могу я лгать, изворачиваться, хитрить…
- А по мне – и лги, и хитри, зато документ образовательный получишь.
Слышен дверной колокольчик.
Лариса вздрагивает:
- Маменька, кто это?
- Кто, кто! Кто же, как не мать родная, о тебе позаботится! Я пригласила на ужин репетитора английского языка. Так что, будь повеселее, и делай вид, что английский самый что ни на есть родной язык! – поправляет дочери причёску и щиплет щёки для румянца.
Тяжело ступая, неторопливо идёт горничная:
- Господин учитель заморского языка! – удаляясь, бормочет себе под нос: «Чистый попугай! Чистый! И всех корми, всех пои, всех привечай!»
Заходит ярко и разноцветно одетый студент:
- Позвольте представиться, студент факультета языкознания, могу репетировать для экзаменов everywhere, everyone, something and nobody likes me.
Отупаловы потрясены. Харита Игнатьевна шепчет дочери: «Какой студент образованный! Говорит-то, как пишет!»
Студент, вопросительно глядя на накрытый стол:
- Good evening?
Харита Игнатьевна, опомнившись:
- Ой, здравствуйте, гутен морген, сильву пле, откушать не угодно ли?
Студент буквально бросается за стол:
- O! Yes, of cours! It is very well! I am glad to seе you!
Харита тихо толкает Ларису в бок:
- Скажи что-нибудь по-английски, не сиди сиднем!
Лариса, запинаясь:
- Ай… гоу …то…скул…эвридэй…
- O! Greate!!! – студент с удовольствием ужинает.
Харита:
- Ой, господин Эйбисидов, не поверите, Ларисочка просто мечтает спеть для вас!
- O! Song! – важно кивает и пьёт из соусника, обтирая рот куском хлеба.
Лариса берёт гитару (в сторону):
- Ах, маменька, я мечтаю совсем о другом – чтобы учиться английскому языку у самого (имя учителя английского языка)!
- Молчи, глупая, ишь чего удумала! Он ведь в центре образования №№ преподаёт!
Харита (заискивающе, студенту):
- Это мы с Ларисонькой романс подбираем! Никак по-английски гитара не настраивается!
Студент (не прекращая есть):
- I like rushian song. Folk! Folk!
Звучит романс на мотив Я, словно бабочка к огню, летела так неодолимо…»
1 куплет
Я так язык мечтала знать,
Но он мне просто не давался,
И об английском лишь мечтать
Печальный жребий мне остался…
Припев
Но верю, солнышко взойдёт,
Наступит время золотое.
Английский в жизнь мою придёт,
В жизнь мою придёт,
И моё сердце успокоит.
2 куплет
Бывает, знаешь все слова –
А смысл по-прежнему туманный,
Учить не хочет голова,
Но всюду нужен иностранный!
Припев
Моя беда, а не вина,
Что я уроки пропустила,
Ах, знать была бы я должна,
Знать бы я должна,
Что зря английский не учила…
После исполнения романса звучат поздравительные слов учителю английского языка.
Сцена 2
Математика
Утро. Ресторан. Официант протирает бокалы, горничная моет столы, сонные цыганки тихо распеваются.
У входа в ресторан беседуют Шнуров и Рыжеватов. Василий:
- Слышали, Мокий Парменыч, какая неприятность с Ларисой Дмитриевной приключилась?
- Нет, Василий, расскажи.
- Без аттестата осталась Лариса Дмитриевна-то.
- Да, без аттестата девушке плохо.
- Да, без него выгодно не пристроишься.
- А ты бы, Василий, пристроил Ларису Дмитриевну к себе в торговую фирму.
- Ну мы хоть и молодые, а образование ценим. Не могу-с. А вот вы бы, Мокий Парменыч, с вашим весом, с вашей репутацией, могли бы взять.
(На заднем плане грустно проходит Лариса.)
- Я бы с удовольствием, да нет вакансий. А помочь-то надо, Ларисе Дмитриевне, надо. Учителей нанять.
- Вот бы ей мою учительницу по арифметике…
- Считаешь ты хорошо, Василий. Фирма-то в прибыли. Такая учительница дорогого стоит.
Слова учительнице (Рыжеватов произносит их, опустившись на одно колено)
Сцена 3
Биология
За столом – Харита Игнатьевна со счетами, перед ней – поднос с графинчиком:
- Так, английский сдали, математику – сдали. Осталось, – заглядывает в дневник, - ой, лучше б не смотрела! – выпивает рюмку.
Лариса сидит рядом с книгой, зубрит. Звонок в дверь. Лариса вздрагивает. Харита Игнатьевна:
- Уж и сама не знаю, кому быть.
Горничная (развязно, с презрением):
- Господин Плевандышев, Юлий Капитонович, эти, которые одноклассники Ларисы Дмитриевны.
Плевандышев, заглядывая к Ларисе в книгу:
- Биологию зубрите, Лариса Дмитриевна?
- Оставьте, Юлий Капитонович. И без вас тошно.
Харита Игнатьевна:
-А что Вы-то не учите?
- А мне плевать!
- Оттого из двоек и не вылезаете.
- А я и так устроюсь хорошо, без пятерок! Меня уже три раза на работу мерчендайзером приглашали. Лариса Дмитриевна, пойдемте вечером в «Макдоналдс»?
Горничная:
- Туда культурные люди не ходють!
- А мне на культурных плевать!
Звонок в дверь.
Горничная (замирающим голосом):
- Господа Шнуров и Рыжеватов!
- Харита Игнатьевна, Лариса Дмитриевна, наше вам почтение!
Рыжеватов:
- Мокий Парменыч студента естественного факультета привели – Ларису Дмитриевну по биологии готовить. Ну, а я ещё одноклассниц Ларисы Дмитриевны пригласил – для плезиру.
Все рассаживаются.
Студент (с пачкой учебников):
- Ну-те-с, сударыни, начнем. Первый вопрос: строение человека.
Девушки стыдливо закрываются.
Харита Игнатьевна:
- Уж вы полегче, господин студент, барышни у нас на выданье. Где ж девушкам такое знать!
Плевандышев:
- А я знаю!
- Извольте-с!
- Нога – 2 штуки, рука – точно так-с, голова – одна штука, находится в верхнем конце туловища. У женщин она накрыта шляпкой или прической, если барышня не облысела (далее Плевандышев долго и визгливо смеется над шуткой. Его никто не поддерживает).
Студент нервно промокает лицо:
- Следующий вопрос: поведение пернатых в осенний период.
1-я одноклассница:
- А можно письменно?
2-я:
- Я скажу, господин студент. Птицы в осенний период ведут себя беспокойно: шумят, бегают, в общем, плохо ведут.
3-я:
- Птицы зимуют в норах и дуплах.
2-я:
- Нет, они переселяются в скворечники.
Студент нервно пьет воду:
- Садово-огородные культуры средней полосы России.
1-я:
- А письменно можно?
2-я:
- Картофель, лук, редиска, ботва…
3-я (перебивая):
- Я, я лучше знаю: и вишневый компот!
Плевандышев:
- Вишневый компот – полный вздор! Вот наливка – это культура!
Харита Игнатьевна:
- Юлий Капитонович, вас не спрашивают! Лариса – следующий вопрос – твой.
Студент дрожащим голосом:
- Медведь зимой.
Лариса (лихорадочно листая учебник):
- М…м…медведь… Он спит.
Студент, пошатываясь, падает на стул.
3-я:
- А зато я знаю стихотворение по биологии. Там и про птиц, и про состояние природы, погодные условия…
Студент (вяло):
- Извольте…Только недолго.
3-я:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица…
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.
И дыхание, и слезы, и заря, заря…
Студент (взбесившись, швыряет учебники):
- Вздор! Вы даже стихотворение не можете правильно рассказать!
Слушайте:
Шепот. Робкое дыханье, трели соловья,
Да, пернатые полезны – берегут поля.
Правда, робкое дыханье – повод для забот.
Значит, плохо поступает к легким кислород.
Свет ночной, ночные тени –
Отраженье снов.
И в ночное время суток плохо без очков.
В темноте зрачок не видит – так устроен он.
И положен организмам ночью крепкий сон.
В дымных тучках пурпур розы.
Есть ли что верней?
Прихотливому соцветью плохо без лучей.
Значит, если прочных знаний по предмету нет,
Не поймешь, о чем толкует Афанасий Фет.
Всеобщее подавленное молчание.
Рыжеватов:
- Да…а… А кому сдавать надо?
Лариса и подруги начинают рыдать. 1-я – уткнувшись в исписанные листки, 2-я и 3-я – обнявшись, Лариса – вцепившись в учебник.
Шнуров:
- А что известно об Ольге Викторовне?
Студент (с укором глядя на девушек):
- Умный образованный педагог.
Рыжеватов:
- Чудная! Эффектная, яркая, необычная, душевная! Обожал её уроки!
Шнуров:
- А что любит Ольга Викторовна?
Девушки (хором):
- Знания!
Шнуров студенту:
- Ну-с, голубчик, приготовь барышень к зачету, а уж я не поскуплюсь!
Рыжеватов:
- И я.
Шнуров:
- Благороднейшая Ольга Викторовна! Позвольте выразить Вам признательность! Купеческое уважение дорогого стоит!
Звучат приветственные слова учителю биологии.
Сцена 4
Физика
Харита Игнатьевна, Лариса Дмитриевна, Плевандышев, Шнуров, Рыжеватов.
Лариса Дмитриевна вытирает слезы над разложенными учебниками.
Плевандышев:
- Да наплюйте, Лариса Дмитриевна!
Харита Игнатьевна:
- Да. Наплюйте! Уж помолчите, Юлий Капитонович! Чтоб Лариса Дмитриевна без аттестата осталась! Вы-то и с аттестатом никому не нужны, а вот Лариса – другое дело!
Лариса Дмитриевна:
- Нет, господа, это мне никогда не сдать!
Рыжеватов:
- Биологию-то сдали, Лариса Дмитриевна, и физику подготовим.
Харита Игнатьевна (заискивающе):
- Ой, Васенька, кабы не вы с Мокием Парменычем – пропали бы, ей-богу!
Плевандышев:
- Настоящая личность никогда не пропадет! Ей помощники не нужны!
Харита Игнатьевна:
- И аттестаты тоже. Помолчите. Юлий Капитонович, и без вас… - машет рукой. Я как учебник по физике увидела – по всей голове звон пошел! Где уж неопытной девушке разобраться!
Звонок в дверь.
Горничная:
- Господин студент по физике пришли. Странные они какие-то. Оченно юродивые.
Харита Игнатьевна:
- Не твое дело! Пойди, самовар поставь!
Вбегает взлохмаченный, в неправильно застегнутом сюртуке и коротких брюках студент:
- Господа! Я потрясающе, космически, галилеогалилейски счастлив! Вчера был разобран архив Тургенева…
Харита Игнатьевна:
- Это которого по откупам судили? Мошенник этот?
- Нет-с, сударыня, с Вашего позволения, писатель великой русской! И был обнаружен черновик письма Ньютону! Именно это письмо легло в основу одного из стихотворений в прозе! Физика и лирика, господа, всегда рука об руку!
Вынимает смятый листок бумаги:
- Я сегодня с ним полгорода обежал! Вот, извольте послушать:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий только физика спасала меня от беды. Закон всемирного тяготения удерживал меня в привычном кругу общения, в привычной работе, в привычном образе жизни.
Сколько раз мне хотелось бросить все и уйти, но мысль о том, что на всякое действие есть противодействие, останавливала меня. Иногда посещали меня страшные мысли: погрузиться на самое дно жизни, в самую темную её пучину, но закон Архимеда не дал свершиться этому ужасному стремлению.
И знаю я, отлично знаю я, что и впредь Физика будет поднимать меня с колен, вооружать надеждой и давать силу идти к сияющим вершинам».
Шнуров:
- Талант!
Харита Игнатьевна:
- И откуда вы все знаете, господин студент?
Студент:
- Благодаря моей незабвенной, гениальнейшей, ньютоновски обворожительной учительнице – Зое Александровне!
Плевандышев:
- А тогда я спою! Романс Зое Александровне! (На мотив песни «Белые розы»).
Хор юношей (песня, посвящённая учителю физики)
1 куплет
Как много на свете есть чудес, но мне не узнать их,
Готовлюсь к зачёту я опять, в который уж раз!
Я очень хочу пойти гулять, но этот задачник
Осилить я должен и понять хотя б до утра.
Припев
Красные двойки, красные двойки засыпают дневник,
Ну, превратитесь хотя бы вы в тройки – просит вас ученик!
Снова родители будут скандалить целых несколько дней
И бесполезно просить Вас исправить.
Один я … с бедою моей!
2 куплет
Пускай все мы выросли давно, мы всё-таки дети!
Другие гуляют и ещё бывают в кино,
Я очень хочу свободным быть, но формулы эти,
Я должен учить – весь день учить, учить всё равно!
Припев
Химия
Сцена 5
Слышен взрыв. Появляется Плевандышев с черным лицом. Вместо одежды – лохмотья, впрочем, вполне живописные.
За столиком пьют чай Харита Игнатьевна, Лариса Дмитриевна и ее подруга.
Плевандышев (плачущим голосом):
- Вот оно, самообразование! Решил химией заняться, все выучить, лабораторные работы сделать…
Харита Игнатьевна (со злорадством, замаскированном под сочувствие):
- И что? Не получилось?
- Все получилось, все! Я понял, что я чертовски, дьявольски умен! Но в последний момент, – Плевандышев рыдает, - в последний… пробирка взорвалась! А в ней! Знаете, что было?
Харита Игнатьевна:
- Неужели эликсир бессмертия?!
- Какой вздор! Чистейший соляной раствор! Натрий хлор без примесей! Полчаса размешивал!
Горничная:
- Я конечно, девушка необразованная… Собственно, красавицам это и ни к чему… Так с чегой-то соль у вас взрываться вздумала?
Плевандышев:
- Распустили вы прислугу. Харита Игнатьевна!
Харита Игнатьевна (горничной):
- Помолчи, когда благородные господа разговаривают. А вы этот, как его нутрий…где взяли?
- В кладовой. У меня в доме много ценных вещей, даже драгоценные попадаются.
Лариса Дмитриевна:
- Юлий Капитонович, а вы… где этот рецепт хлорида натрия взяли?
- В своей тетради с конспектами уроков химии!
Подруга Ларисы:
- Вы же ни разу на химии не были, Юлий Капитонович. Откуда тетрадь с конспектами?
Плевандышев:
- К чему эти вопросы, собственно? Я их не понимаю!
Подруга Ларисы:
- Да и потом, если бы это были конспекты Татьяны Юрьевны, ваша лабораторная прекрасно бы получилась!
Лариса Дмитриевна:
- Татьяна Юрьевна объясняет восхитительно!
Подруга Ларисы
- Божественно!
Звучат слова, посвященные учителю химии.
Второй вариант сценки, посвященной учителю химии:
В ресторане – одни цыганки. Они пьют чай, переговариваясь между собой.
Дверь приоткрывается, робко заходит студент:
- Сударыни, - еле слышно говорит он, - это ресторация господина Рыжеватова?
1 цыганка:
- Какие к нам красавчики пожаловали!
Студент окончательно конфузится:
- Меня к трем часам господин Василий Игнатьич Рыжеватов пригласили. Уроки химии давать.
Вторая цыганка:
- Так еще два только. Что-то вы рано, господин студент. Это для Ларисы Дмитриевны с подругами, видать. Мне вчера Вася говорил, – продолжает, - Эх, господин хороший! Ну зачем благородным барышням химия! Они ж на выданье! Позолоти ручку, соколик, всю правду скажу! А химия – ну что химия, зачем она!
Студент (смелея):
- Химия очень нужна! Вот, например, мыло. Без знания химии его ни за что не сделать!
Третья цыганка:
- Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?!
Студент (менее уверенно):
- Все дамы любят чистоту! А поддерживать ее, не зная химии – нельзя!
Четвертая:
- Если руки з обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Пятая:
Если сына отмывая
Обнаружит мама вдруг,
Что не сына она моет,
А чужую чью-то дочь…
Пусть не нервничает мама,
Ну не все ли ей равно,
Никаких различий нету
Между грязными детьми.
Студент (почти без голоса):
- Без знания химии невозможно бороться с вредными насекомыми! А их дамы оченно не любят и вовсе ненавидят.
Шестая цыганка:
- Чтобы выгнать из квартиры
Разных мух и комаров,
Надо сдернуть занавеску
И крутить над головой.
Кувыркнется телевизор,
Люстра врежется в паркет,
И от грохота спасаясь,
Разлетятся комары,
А испуганные мухи
Стаей кинутся на юг.
Цыганки кружатся вокруг студента.
Студент (в истерике):
- Действительно, зачем все нужно! Зачем!!!
Седьмая цыганка:
- Ну вот, довели человека. Ежели не учиться – только и будешь всю жизнь по ресторанам плясать.
- Вы, господин студент, на этих бесстыдниц не смотрите. Это все от неучености. Вот если бы мы учились у Татьяны Юрьевны, то без химии, верно бы, жить не могли.
Примечание: «Вредные советы» Г. Остера цыганки поют на мотив частушек.
Сцена 6
История
Шнуров и Рыжеватов пьют чай. В ресторан с саблей заходит Плевандышев:
- Господа! Я желаю с вами объяснится! Почему вы нанимаете учителей только Ларисе Дмитриевне! Я тоже полноправный учащийся пансиона благородных де… де…
Рыжеватов:
- Договаривайте. Юлий Капитонович.
- Детей благородных родителей. Что не всем дано, между прочим. Так вот, одним нанимать репетиторов, а другим нет – подло!
Рыжеватов:
- Юлий Капитонович, а собственноручно учиться Вы не желаете-с?
- Да?!!! А учителя, позвольте-с? Учителя на что?
Раздается крик. Вбегает Лариса Дмитриевна в страшном волнении:
- Господа! Я умираю! Я умираю!!!
Все вместе:
- Лариса Дмитриевна, что с Вами?
Отупалова убегает, рыдая.
Следом, с каплями появляется горничная (на лице – циничное безразличие).
Рыжеватов:
- Слушай, милая, что с Ларисой Дмитриевной?
- Дык кто их, благородных, разберет? Не в том мы звании, чтоб понимать.
Рыжеватов кладет в карман горничной банкноту. Последняя начинает с воодушевлением рассказывать:
- Ой! Вспомнила! Вот память-то девичья, надо ж забыть такое! Такая забывчивость к замужеству, говорят…
Шнуров:
- Так что там?
- Что-что! Вот не было печали, так черти накачали, вот не было заботы – так подай, вот тебе, бабушка…
Все вместе:
- Да что случилось-то?!!!!!
- Вот тебе, бабушка, и Юрьев день,- договаривает горничная, - Барин приехал! Господин Патлатов Сергей Сергеич!
Все вместе:
- Патлатов?!
Появляется Сергей Сергеевич, в шикарном белом костюме, украшенном мишурой и дождиком. На поводке он ведет Робинзона.
Патлатов:
- Господа, здравствуйте, здравствуйте! А это мой друг – Робинзон.
Робинзон:
- Робинзон первый, прошу не забывать!
- Да-с, господа. Подобрал его в Риме – сидел нетрезвый, в Колизее, ждал представления.
Плевандышев:
- А почему Робинзон?
- Утверждает, что с необитаемого острова.
Шнуров:
- А почему он на поводке?
Патлатов:
- Отпустишь – тут же нахлещется. Большой любитель бордо. Правда, рязанского разлива.
- Серж! Я протестую! Это моветон, в конце концов!
В ресторан быстрым шагом входит запыхавшаяся Харита Игнатьевна.
- Сергей Сергеевич! Боже! Вот уж кого не ожидала увидеть! – преувеличенно громко, - Дуня! Дуня! – Вот, послала сюда горничную за спаржей к ужину, а её все нет и нет.
- Здравствуй, тетушка! Ты все молодеешь!
- Ой, негодник! Вот знаю, что негодник, а люблю! Большие изменения, я слышала, Сергей Сергеевич, в Вашей жизни?
- Да, тетушка, угадали. Теперь я себе не принадлежу.
Плевандышев:
- Неужели крепостное право вернули?
- Эх, Плевандышев, раньше я свернул бы Вам шею, а теперь – нет, не могу.
Харита Игнатьевна:
- Ой, Сергей Сергеевич, что же произошло, просветите!
Романтичная музыка.
Патлатов плавно перемещается к середине сцены.
- Однажды, тётушка, я прогуливался по бульвару, на котором стоит женская гимназия. День выдался солнечным, весенним, и в одном кабинете окно было открыто. Там шёл урок истории…
- Учительница рассказывала о древнем мире, но как! Я не смог отойти – так и простоял под окнами все 45 минут. После этого езжу по всему миру, знакомлюсь с памятниками истории – теперь я принадлежу только им! Татьяна Александровна, позвольте выразить Вам свою признательность… (звучат слова Татьяне Александровне – учительнице истории.)
Сцена 7
МХК
Лариса Дмитриевна в окружении подруг настраивает гитару. Поодаль – все остальные.
Робинзон:
- Эх! Душа жаждет прекрасного!
Патлатов:
- Так вот же оно – перед тобой.
- Где, Серж?
- Лариса Дмитриевна с подругами.
- Эх, да другое, другое нужно! Душевного полета, высот горних!
Плевандышев:
- Альпинизм нынче не в моде.
Робинзон:
- Эх, ну что за народ пошел необразованный, просто выть хочется!
Рыжеватов:
- Высот горних, говоришь? – становится на одно колено, - Лариса Дмитриевна, умоляю, спойте!
Шнуров:
- Окажите такую милость, Лариса Дмитриевна.
Плевандышев:
- Да, Лариса Дмитриевна поет неплохо. Но это будет просто миленько, и все. А вот послушайте, как я стихи рассказываю:
Крошка-сын к отцу пришел…
Патлатов:
- Юлий Капитонович, увольте. Робинзон – натура нежная, артистическая. Такого ему не выдержать. Лариса Дмитриевна! – тоже становится на колено, - И я вас умоляю – спойте!
Лариса Дмитриевна:
- Ах, господа, давно уже не пою.
Рыжеватов:
- Лариса Дмитриевна, неужели по музыке у Вас тоже задолженность?
Харита Игнатьевна:
- Что ты, Вася, уж чего-чего, а музыка и МХК у Ларисы пять. Петь Нина Юрьевна учит замечательно.
Лариса Дмитриевна:
- И не только петь. Всему вечному, прекрасному. Этот романс – Вам, уважаемая Нина Юрьевна.
Романс, посвящённый МХК (на мотив «Очи чёрные»)
Нина Юрьевна! Нина Юрьевна!
Знать прекрасное нас учили Вы,
Знать прекрасное, разбираться в нём…
И теперь мы Вам о любви споём…
Ох, недаром Вы рассказали нам
О художниках, композиторах!
Вся горит душа вдохновением
Знать, искусство ждёт новых гениев…
Нина Юрьевна! Все творения
Посвятим мы без промедления
Только Вам одной, Муза нежная
Чтоб узнали Вы, как прилежны мы…
Во время исполнения романса Плевандышев тихо исчезает.
Сцена 8
Физкультура
На сцене – Юлий Капитонович и Лариса Дмитриевна.
На заднем плане – Харита Игнатьевна, делает вид, что считает на счетах, а на самом деле – прислушивается к разговору.
Плевандышев:
- Лариса Дмитриевна! Вас окружают одни дельцы – расчетливые, бессердечные люди. А того, у кого настоящая душа и золотое сердце, вы совершенно не замечаете!
Лариса Дмитриевна:
- Кого вы имеете в виду? Ах! Кажется, я догадалась!
Плевандышев (в страшном волнении):
- Неужели? Лариса Дмитриевна! Вы…вы…догадались?!
- Да! И душа, и сердце, а главное – настоящая мужская воля, сила… Это Николай Михайлович – наш преподаватель физкультуры.
Плевандышев:
- Я погиб! Я уничтожен!
Харита Игнатьевна (подходя к краю сцены):
- Да наплюйте, Юлий Капитонович! А между прочим, есть еще и настоящие женщины – гибкие, быстрые, ловкие. А красавицы какие!
Плевандышев (с мрачным сарказмом):
- Вы себя имеете в виду?
- Нет! Преподавателя физкультуры Ольгу Анатольевну!
Звучат слова благодарности учителям физкультуры.
Сцена 8
Информатика и экономика
На сцене – все, кроме Плевандышева.
Горничная:
- Господин Шнуров, там Вас почтальон спрашивает. В форме, с ремнем, а нос красный.
Шнуров выходит.
Горничная:
- Письма доверяют, телеграммы, а нос красный.
Харита Игнатьевна:
- Ты не болтай много-то, дура, разговорчивая стала.
Шнуров вбегает с телеграммой:
- Полиция! Я разорен! Исчезли деньги со всех моих счетов!
Рыжеватов:
- Мокий Парменыч, держитесь! Несчастья укрепляют дух!
Горничная (несет телеграмму и читает её):
- Ой, Василий Данилыч, и Вам телеграмма.
Тот вырывает лист у горничной:
- Что-о-о? Вся наличность? Полиция! Мокий Парменыч, я тоже разорен! И у меня все деньги со счетов ушли!
Появляется Плевандышев в таком же шикарном костюме, как у Патлатова, тоже с дождиком и мишурой, но их гораздо больше. В руках – глянцевый туристический проспект - «Путешествия по историческим местам»:
- Что, господа, думали вы хозяева жизни?! А вот и нет! Это я сломал защиту и проник в ваши счета! Теперь я миллионер! А вот стихи моего собственного сочинения:
Я – на эроплане, а вы – в помойной яме.
- А все потому, что меня хорошо научили на уроках информатики! И кстати экономики. И нашей прекрасной учительнице я прочту стихи, раннего Ломоносова (купил вчера за бешеные деньги в букинистической лавке). Да, деньги сумасшедшие, но оно того стоит.
Влезает на стул и начинает очень торжественно декламировать:
Ну как без экономики прожить?
Как обходились без неё издревле?
Ведь экономно легче беды выносить,
И радости обходятся дешевле.
Царей возводит экономика на трон,
Она же императоров свергает,
Витает в облаках, лелеет честный сон,
А скрягу разума навек лишает.
Живи же вечно, матерь всех наук,
И процветай в тиши священной кабинета.
О, экономика! Вселенная твой друг,
Вокруг тебя вращается планета.
Во время исполнения стихотворения тихо входят двое полицейских и внимательно слушают Плевандышева:
1-й:
- Вы арестованы, господин Плевандышев!
- Не имеете права!
- Вот если бы Вы были внимательны на занятиях обществознания, то знали бы, что признание вины влечет за собой арест.
2-й (обращается к Шнурову и Рыжеватову):
- Господа, почти все ваши деньги найдены на квартире господина Плевандышева.
Шнуров:
- Почему «почти», господин полицейский?
- Кроме потраченных. Вот чеки за костюм, туристический проспект, книгу «Ложные авторства» с лотка «Уцененные товары» и полфунта сладостей из французской кондитерской.
Полицейские уводят Плевандышева.
Классным руководителям
Общее застолье. На сцене – все участники за большим столом.
Харита Игнатьевна купцам (с не совсем искренними слезами радости, подобострастно):
- Дорогие мои, разлюбезные Мокий Парменыч и Васенька, только вам Лариса обязана своим аттестатом!
Мокий Парменыч:
- Да мы-то вовсе и не виновники торжества. Учителя – вот кому все мы обязаны. И умом, и удачей, и достатком. Поднимем бокалы!
Каждый из пирующих говорит короткий тост учителю. (Ивану Петровичу слава! Людмиле Васильевне слава! (наше почтение, наша любовь и т.п., возможны варианты).
Василий Рыжеватов:
- Сколько тепла и заботы дарила нам наши классная мама!
Мокий Парменыч:
- Сколько трудностей мы преодолели благодаря нашей Вере Андреевне!
Лариса Дмитриевна:
- Сколько радостей встретили мы вместе с ней!
Плевандышев:
- Какую интересную школьную жизнь прожили вместе с Верой Андреевной!
Патлатов:
- Как радостно было встречаться с ней каждый день!
Одна из цыганок:
- Много людей я видела, а про Веру Андреевну сразу скажу – прекрасной души человек! Дозвольте вам от нас всех нашу любимую песню спеть, для самых дорогих людей она!
Романс на мотив песни «Под лаской плюшевого пледа». Исполняют все.
Под лаской солнечного света
Осенних утренних лучей,
Цветами сентября согрета
Вы – у дверей.
Все передумываем снова,
Вас вспоминая вновь и вновь,
Нас на пороге милой школы
Ждала любовь…
Мы в пятый класс вошли несмело –
Совсем недавно малыши,
Но ждал нас взгляд, и в нем горело
Тепло души.
С той встречи – ласковой и доброй
Мы нежно полюбили Вас…
Как быстро пролетели годы –
Последний класс!
Все передумываем снова,
Вас вспоминая вновь и вновь,
Нас на пороге милой школы
Ждала любовь…
Примечание: одна из задач – занять как можно больше детей в выступлении,
приветственные слова учителям говорят ребята, не задействованные в спектакле.
Свидетельство о публикации №224052701383
Спасибо!
С уважением!
Людмила Нор-Аревян 21.07.2024 14:58 Заявить о нарушении