Уникальность Я

 
   Я уникально, то есть, неповторимо. Оно есть то в другом, то мне другое, иное мне. Но для него оно свое. Я является мне имманентным; оно не трансцендентно мне. Мое Я является потусторонним для другого человека. Но все же является ли мне самому Я посюсторонним или оно лежит на границе между мной и другим? Может быть я перешагиваю через него, как границу, идя навстречу к другому человеку? Но тогда оно погранично и по отношению к другому.
        Я – это то, посредством чего человек осознает себя. Но Я не просто маркер или индикатор само--тождества или равенства человека самому себе, оно есть наименование или обозначение способа или модуса, каким образом человек есть в сознании, в мысли, - сам и собой. Я – это самоопределение человека или определение его в качестве само-сущего, Он есть в себе сам, через или посредство себя для себя. Поэтому он ни в ком не нуждается, ибо тот, в ком он нуждается, есть уже в нем он сам в качестве «своего другого». Кто это конкретно? Это не-Я. 
       Разве может быть одиноко одно Я, когда есть другие Я? Другое дело, когда они отчуждены друг от друга. Но когда это возможно? Когда человек отчужден от самого себя, от Я внутри себя. Тогда, понятное дело, ему чужие вне его находящиеся другие Я. Близость себя себе делает близкими и чужие Я, но не прямо, а косвенно в виде, в образе, в представлении другого, как Я. Не одно и то же быть Я и быть, как Я другого. Уникальность человеческого Я не абсолютная, а относительная величина. Ты есть Я в отношении к самому себе, как другому в тебе. Но для того, чтобы был другой в тебе в представлении, в мысли, он уже должен быть вне тебя в бытии мира. Не только тебе, твоему Я, но и другому и его Я есть место в этом мире. Сама структура или форма Я: «Я есть Я» универсальна. Уникально то содержание Я, которое составляет личный жизненный опыт конкретного человека, вложенный в форму Я, организованный, сформированный ей. Форма Я носит всеобщий, универсальный характер, тогда как содержание Я является уникальным. Этим содержанием обновляется вечная форма Я, продолжает быть живой, настоящей. Так универсальное находит в единичном Я особенное выражение, отличая его от других Я.
        Можно ли «снять» одиночество единичного Я в качестве следствия его уникальности, единственности? Многие думают, что оно снимается в любви. Но это снятие возможно только путем забвения уникальности, единственности своего Я. Опорой такого забвения, за-бытия является признание Я за другими людьми. Уравнение людей в Я является обезболивающим, терапевтическим средством в борьбе с одиночеством.
        Евангельское выражение, сказанное устами Иисуса Христа: «И познаете истину. и истина сделает вас свободными». Свободное признание и принятие истины и свободы. Истина в свободе, свобода истины – выбор между истиной и ложью. И свобода в истине, истина свободы – выбор между свободой и рабством, принуждением. Есть выбор зла как свобода от добра. После принятия зла путь принуждения ко злу, необходимость зла, злая необходимость.
        Но есть и необходимость добра, добро без свободы, вне свободы, несвобода добра. Она ли есть свобода в истине?
        Есть формальное определение свободы в выборе между добром и злом (малая свобода) и материальное определение свободы в добре (большая свобода).
        Как есть и формальное определение человека в выборе быть человеком или сверхчеловеком (малый человек или ветхий человек) и материальное определение человека в человеке (большой или новый человек). Новый человек появляется на человеческом пути как пути страдания и сострадания человеку, испытания быть человеком. Не все люди способны, могут пройти этот путь. Некоторые люди пытаются преодолеть в себе человека, как стоянку, как порог на пути к сверхчеловеку. Но последний сверхчеловек в качестве бога не просто стал человеком. Для чего он стал им? В чем заключается смысл становления бога человеком?  В том, чтобы человек не пытался безуспешно становиться и быть богом. В противном случае налицо подмена бога человеком. Что говорит дьявол Еве, соблазняя ее и через нее Адама, человека, в раю? «Сорвете плод с древа познания дора и зла, познаете добро и зло и будете, как боги». В том то и дело, что не станете боги, а как боги. В ответ на этот соблазн человека быть человекобогом бог стал богочеловеком, Иисусом Христом. Быть богочеловеком – значит делать бога в своем сознании, его образ, вид, представление, идею подставкой себя. Вот к чему приводит сомнение человека, его двоение в мысли.
        Бог в человеке есть Я. Вечное Я человек пытается заменить собой, своей конечной персоной. Я – это я. Я и есть бог. Таким образом он пытается определить Я, ограничить собой. В результате человек получает одинокое Я. Это Я уникальное, а не универсальное. Богочеловеческое Я универсальное. Человекобожеское же Я уникальное. Такому Я пусто в себе. В нем нет другого. Другое Я изолировано от тебя тем, что ты решил стать богом, подменить его собой. Ты стал богом в сознании, отойдя от богочеловека, в котором есть другой, место для него, для тебя. Но в тебе не осталось место для другого, как только ты решил и попытался быть богом. В тебе осталось место только для себя. Другой в тебе стал призраком. Он бродит в тебе, как возможность и не может актуализироваться, реализоваться, ибо как таковой он находится вне тебя. Вот такой сверхчеловек находится на пути к богу в человеке. Он застрял на этом пути в качестве тупика.
        Дело в том, что есть человек в боге, человек бога и есть бог в человеке, бог человека. То, что позволено, можно богу, не позволено, невозможно человеку. Бог может быть человеком, но человек не может быть богом. Но он может быть, как бог. Важно при этом только помнить разницу, различие между просто «быть» и «быть как» и не путать их. Человеку можно быть, как богу, в боге, но не вне его, например, в самом себе. В противном случае эта подмена рождает иллюзию, ложное сознание себя богом, Я.      
    


Рецензии