Дионисий Галикарнасский- античный историк

Дионисий Галикарнасский (родился между 60 и 54 годами до нашей эры в Галикарнасе- умер после 7 года до нашей эры в Риме)- античный историк и ритор, главным историческим трудом которого является трактат «Римские древности».

Биография

Те немногие факты, которые известны о жизни Дионисия, практически все предоставлены им же самим. В конце предисловия к "Римским древностям" он объявляет себя Дионисием, сыном Александра и уроженцем Галикарнаса. Он также сообщает нам, что приехал в Италию в то время, когда Август Цезарь положил конец гражданской войне в середине 187-й Олимпиады (то есть, в конце 30 года или в 29 году до нашей эры), и что последующие двадцать два года он провел, знакомясь с языком и литературой римлян, собирая материалы и занимаясь написанием «Римских древностей».

Предисловие к этому трактату датировано консульством Нерона и Пизона (7 год до нашей эры), и, по крайней мере, первая часть работы должна была быть опубликована в то же время. Обычно предполагается, что весь труд появился тогда же; но в книге Седьмой Дионисий ссылается на книгу Первую, как на уже опубликованную. Это оставляет открытым вопрос о том, в каком количестве экземпляров и через какие промежутки времени он выпускал в свет свое произведение.

Мы не знаем точной даты его рождения, но два случайных утверждения в «Римских древностях» позволяют нам установить это в определенных пределах. Он ссылается на катастрофическую кампанию Красса против парфян как на событие своей собственной жизни, и, описывая возведение первоначального Капитолия, он заявляет, что новое здание, "построенное во времена наших отцов", стояло на том же фундаменте, что и старое. Первый из этих отрывков показывает, что он родился по крайней мере в 53 году, а возможно, и в 54 или 55 году до нашей эры, поскольку речь вполне может идти обо всей парфянской экспедиции. Второй намек более неопределенный. Новый Капитолий, начатый Суллой вскоре после сожжения старого сооружения в 83 году до нашей эры, был официально освящен Катуллом в 69 году до нашей эры, тем не менее, еще в начале 62 года до нашей эры Цезарь, выдвигая против Катулла обвинения в растрате, утверждал, что многие части храма были закончены лишь наполовину, и соответственно хотел, чтобы Помпею было поручено завершить работу. Мы не знаем, насколько оправдан был поступок Цезаря, хотя очевидно, что это был прежде всего политический ход, в любом случае, он потерпел неудачу, и имя Катулла осталось на фронтоне храма. Знал ли Дионисий об обвинениях Цезаря, и придавал ли он им какое-либо значение, мы можем только предполагать. Эмиль Эггер, серьезно относясь к этим обвинениям, утверждал, что Дионисий, должно быть, родился после 63 года до нашей эры, однако столь же естественно полагать, что историк датировал храм по официальному посвящению. Таким образом, в двух отрывках в качестве крайних пределов даты рождения Дионисия приводятся 69 и 53 года до нашей эры, с возможностью сужения этого диапазона до 62 и 55 годов до нашей эры соответственно. Современные ученые обычно размещают этот факт между 60 и 55 годами до нашей эры, исходя из того, что Дионисий, должно быть, был довольно молодым человеком, когда приехал в Рим и взялся осваивать новый язык и литературу. Еще более неопределенным свидетельством времени жизни Дионисия является упоминание историка Страбона, жившего в 63 году до нашей эры- 23 году нашей эры, о том, что Галикарнас является местом рождения его современника, историка Дионисия.

Значение Галикарнаса сильно упало со времен сатрапа Карии 4 века до нашей эры Мавсола, как в силу разрушения города и геноцида местного населения Александром Македонским в том же 4 веке до нашей эры, так и в силу разграбления вновь отстроенного города пиратами незадолго до рождения Дионисия. Таков был город, в котором Дионисий, по-видимому, провел свои детство и юность. Неизвестно, написал ли он какой-либо из своих риторических трактатов, все еще проживая там, но обычно считается, что все они были написаны в Риме.

В Риме Дионисий был преподавателем риторики, вероятно, давал частные уроки; в одном из своих трактатов, адресованных ученику, он упоминает «наши ежедневные упражнения». Из этих коротких работ, которые имели форму писем, адресованных друзьям, покровителям или ученикам, мы узнаем имена ряда его учеников, друзей и единомышленников, но, к сожалению, они, за одним или двумя исключениями, нам практически неизвестны. Элиус Туберон, возможно, был историком и юристом, занимавшим должность консула в 11 году до нашей эры, и был тем самым историком, которого Дионисий восхваляет в своих "Древностях". Ученик Дионисия Мелитий Руф и его отец, которого Дионисий называет своим самым ценным другом, очевидно, были римлянами. Помпей Гемин, несмотря на свое имя, вполне мог быть греком; Аммей также, вероятно, был греком, и почти наверняка такими же были Деметрий и Зенон. Цецилий из Калакт, которого Дионисий называет дорогим другом, был ритором и историком. Считается, что одной из причин написания Дионисием его «Древностей» является благодарность народу Рима за полученное там образование и гостеприимство, что говорит о том, что Дионисий чувствовал себя в Риме достаточно комфортно и уверенно.

У нас нет информации о дате смерти Дионисия. Если он был автором некоторых приписываемых ему исторических трудов более позднего времени, то он должен был прожить какое-то время после 7 года до нашей эры. В некоторых его коротких работах позднего периода жизни есть несколько фрагментов, в которых он обещает обсудить ту или иную тему, "если у меня будет время", или "если это будет возможно", или "если Небеса сохранят нас в целости и сохранности". Иногда эти высказывания использовались в качестве доказательства того, что Дионисий к 7 году до нашей эры уже чувствовал себя стариком или имел слабое здоровье, но в действительности оснований для придания такого значения его словам нет.

«РИМСКИЕ ДРЕВНОСТИ»

Работой, которую Дионисий, несомненно, считал своим шедевром и практическим воплощением своих теорий относительно написания исторических трудов, были "Римские древности". В этом трактате рассматривалась история Рима с древнейших легендарных времен вплоть до начала Первой Пунической войны- момента, с которого началась история Полибия. Сочинение состояло из двадцати книг, из которых сохранились первые десять вместе с большей частью одиннадцатой. Из оставшихся книг у нас есть фрагменты, общий объем которых немного превышает средний объем одной из ранних книг. Большинство этих фрагментов взяты из большого собрания исторических выдержек, составленных по указанию императора Константина Багрянородного в десятом веке.

В предисловии Дионисий излагает два основополагающих принципа при создании исторических трудов: во-первых, должны выбираться темы благородные и возвышенные и весьма полезные для читателей, и, во-вторых, автором должна проявляться величайшая осторожность и разборчивость при сборе своих материалов.

Затем Дионисий переходит к обоснованию своего собственного выбора темы и описанию тщательной подготовки, которую он провел для выполнения своей задачи. В двух параграфах, явно заимствованных из введения Полибия, он дает краткий обзор империй прошлого, от Ассирийской до Македонской, бегло упомянув греческих гегемонов, и указывает, насколько Рим превзошел их всех, как по размаху своего владычества, так и по продолжительности времени, которое оно уже просуществовало. Затем он берется ответить на ожидаемую критику тех, кто мог бы порицать его за то, что он выбрал скромное начало истории Рима в качестве своей особой темы, тогда как в его более поздней истории было так много славных периодов, которые могли бы дать многочисленные прекрасные сюжеты. Он заявляет, что греки по большей части ничего не знали о ранней истории Рима, будучи введены в заблуждение необоснованными сообщениями, которые приписывали основание города каким-то бездомным бродягам, одновременно варварам и рабам, и, следовательно, были склонны ругать Судьбу за то, что она несправедливо наделила наследием греков самых низких из варваров. Дионисий обещает исправить эти ошибочные впечатления и доказать, что основателями Рима на самом деле были греки, и эти греки происходили из уважаемых родов; он также покажет, что Рим с самого начала породил бесчисленное множество людей, столь же благочестивых, справедливых и храбрых, как и любой другой город, и что именно благодаря этим ранним лидерам, а также переданным ими обычаям и институтам их потомки достигли такой великой власти. Таким образом, он надеется примирить своих греческих читателей с их подчинением Риму. Он указывает, что не было точной истории Рима, написанной греками, а были только краткие отчеты, и даже римляне, которые писали историю своей страны на греческом языке, легкомысленно относились к событиям, происходившим до их появления. Поэтому он чувствует, что в этот ранний период истории Рима он обнаружил благородную тему, практически еще не затронутую другими авторами. Адекватно относясь к этому периоду, он дарует бессмертную славу достойным людям раннего Рима и побуждает их потомков подражать им в ведении честной и полезной жизни, в то же время у него будет возможность проявить свою добрую волю ко всем хорошим людям, которые наслаждаются созерцанием великих и благородных деяний, а также отплатить благодарностью Риму за культурные преимущества и другие благословения, которыми он наслаждался, живя там. Он заявляет, однако, что обратил свое внимание на этот предмет не ради того, чтобы польстить римлянам, а из уважения к истине и справедливости, которые являются надлежащими объектами любой истории. Затем Дионисий описывает свою подготовку к выполнению поставленной задачи: двадцать два года, которые он потратил на знакомство с языком и литературой римлян, устную информацию, которую он получил от самых образованных людей, и заслуживающие внимания римские истории, которые он прочитал. Наконец, он объявляет период римской истории, который будет освещен в его работе, и темы, которые будут им рассмотрены. Он расскажет о войнах, которые вел Рим с другими народами, о мятежах внутри страны, о различных формах правления, о лучших обычаях и важнейших законах; короче говоря, он обрисует всю жизнь древнего города. Что касается формы изложения его истории, то она не будет похожа на труды тех, кто пишет только о войнах или рассматривает исключительно политическое устройство различных государств, и не будет монотонной и утомительной, как летописные истории Афин, но в ней будут сочетаться все стили, чтобы понравиться как государственным деятелям и философам, так и тем, кто желает простого развлечения при чтении истории.

Неоднократно Дионисий прерывает свое повествование, настаивая на важности ознакомления читателя не только с исходом событий, но и с причинами, как отдаленными, так и ближайшими, которые привели к ним, обстоятельствами, при которых происходили события, и мотивами главных участников, — фактически, со всей подоплекой действия. Такая информация, по его словам, имеет первостепенное значение для государственных деятелей, поскольку у них будут прецеденты для различных ситуаций, с которыми они могут столкнуться, и они смогут убедить своих сограждан в пользе или вреде того или иного образа действий, приведя многочисленные примеры из прошлого.

К сожалению, несмотря на эти высокие цели, "Древности" Дионисия являются одним из примеров соединения риторики и истории, который был в моде со времен Фукидида. Риторы рассматривали историю как произведение искусства, главной целью которого было доставлять удовольствие. События сами по себе, по-видимому, считались менее важными, чем то, как они были представлены. Следовательно, с фактами можно было допускать различные вольности, чтобы нарисовать более живописную картину, и до тех пор, пока это делалось не из страха или личных предпочтений, а просто из желания сделать рассказ более эффектным, автор не осознавал, что искажает истину. Дионисий, несомненно, думал, что живет в соответствии со своими высокими идеалами, но он был прежде всего ритором и смотрел на историю только глазами ритора. Желание нравиться проявляется повсюду, постоянно ощущается стремление к риторическим и драматическим эффектам.

В соответствии с риторической традицией он перемежал свое повествование речами, которые ему удавалось вставлять при каждом удобном случае, начиная с третьей книги. Одна техническая цель, которой они должны были служить — внести разнообразие в повествование, — ясна уже из того обстоятельства, что в книгах первой и второй, которые имеют достаточно разнообразное повествование, почти нет речей вообще, тогда как в книге третьей речи разных персонажей занимают почти треть всего текста. Сам Дионисий иногда испытывал необходимость в обосновании вставки в свое повествование такого количества речей, утверждая, что, поскольку тот или иной кризис был урегулирован путем переговоров, то читателю будет важно знать аргументы, которые были выдвинуты обеими сторонами. Однако, он брался сочинять речи на все случаи жизни простым следованием определенным стереотипным риторическим правилам, поэтому совсем неудивительно, что эти речи-вставки почти не выполняют функции раскрытия характеров и мотивов различных исторических персонажей. Считается, что Дионисий изобрел большую часть речей-вставок лично, хотя и не исключается полностью, что для сочинения некоторых из них он и имел некоторые исторические обоснования.

Длинные, обстоятельные описания событий, которые Дионисий считал знаменательными, и число патетических или ужасных деталей в трагических ситуациях вполне соответствуют правилам написания утомительных речей античных риторов. Его рассказ о битве между Горациями и Куриациями, за которой последовало убийство Горацием своей сестры, занимает десять глав по сравнению всего с тремя у Ливия, и есть еще большая диспропорция в объеме их рассказов о событиях, приведших к битве, отчасти из-за нескольких длинных речей у Дионисия. Выдающимся примером многословия в «Древностях» Дионисия является рассказ о Кориолане. События, приведшие к его изгнанию (включая 15 речей), изложены в 48 главах, тогда как Ливий уложился с этим же в половину одной главы.

Необходимо отдельно упомянуть хронологию Дионисия. В качестве даты основания Рима он указывает 751 год до нашей эры, что на два года позже даты, принятой Варроном, и эта разница между двумя хронологиями остается постоянной в течение первых 304 лет существования города вплоть до времен децемвиров (период, охватываемый книгами с первой по десятую). С этого момента разрыв увеличивается: Дионисий представляет правление децемвиров как продолжающееся три года, в то время как Варрон отводит ему всего два года, и так далее. Фрагменты последних девяти книг вообще не дают никаких дат. Как и большинство более поздних греческих историков, Дионисий использует исчисление по Олимпиадам, обычно добавляя имя афинского архонта. С начала республики он обычно дает греческую дату только для первого года каждой Олимпиады, обозначая промежуточные годы просто по именам римских магистратов. При этом, греческие историки столкнулись с неудобной проблемой синхронизации римских и греческих дат.

Теоретически Дионисий был противником метода погодового написания истории (Анналов). В своем Письме Помпею он подверг критике хронологическое расположение событий Фукидидом по зимам и летам, как серьезно нарушающее непрерывность повествования, и похвалил Геродота за принятие тематического порядка. Однако, когда он сам собирался написать историю Рима, он, очевидно, счел невозможным избежать следования летописному методу, популярному среди римлян. Что касается царского периода, то он распределяет события каждого правления по двум разделам: войны и мирные достижения. Но начиная с установления республики, он рассматривает события каждого года отдельно, сначала называя консулов или других главных должностных лиц. На протяжении большей части республиканского периода этот метод не мог вызвать путаницы, поскольку военные кампании были непродолжительными, а у него было дополнительное преимущество в том, что он позволял избежать монотонности, поскольку повествование постоянно чередовалось между войнами за границей и раздорами внутри страны.

Первым историком, процитировавшим Дионисия, был Плутарх, который смоделировал свой стиль по образцу стиля "Римских древностей".

Перевод с древнегреческого на латинский язык первых одиннадцати книг трактата Дионисия был выполнен в 1480 году Лампуньино Бираго по заказу папы Павла 2 с манускрипта десятого века. На оригинальном греческом языке «Римские древности» были изданы в 1546 году в Париже, в 1758 году они впервые вышли на английском языке.

Другие сочинения
Дионисий также автор одного из самых известных античных трактатов по риторике — «О соединении слов». В нём автор, в частности, проводит чёткое разграничение между ораторской речью и вокальной музыкой (пением).

К авторству Дионисия относят также следующие работы: «Искусство риторики», «Имитация», «Комментарии к ораторам Аттики», «Восхитительный стиль Демосфена», «К характеру Фукидида». Все они сохранились лишь фрагментами.


Рецензии