О духовных состояниях

А какие это состояния?
Не будем отвлекаться на состояния сопутствующие, которые возникают (а чаще – случаются) НЕ действием Духа.
Особого внимания требуют такие состояния, как благодать, хождение в Духе и святость.
Рядом «стоят» покаяние, смирение и терпение, а над ними всеми – Любовь. Любовь именно как духовное свойство… «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто».

Сразу следует определиться, что для нас – это состояния, а для Духа Божиего – это «музыка», которую «Небесное Трио», Святая Троица «руками» Духа исполняет на инструментах наших душ…

Начнём с благодати, которая по сути есть отклик души на действие Духа – «И согревает и ум просветляет, утишая. И развенчивая мыслей хороводы. И становится пронзительно ТИХО. И в этой тишине проявляется покой, ясного до кончиков пальцев понимания – КАК к Нему обратиться ... А если уже обращено на Него внимание, то … встрепенётся в груди нужда и слёзы выступят, ибо душа покажет, что начала молиться...», – вот наглядно-выразительный пример отклика из полученных по этой теме рецензий.

Часто можно читать и слышать о «стяжании» благодати. Думаю, это несколько искажает природу благо-дати – она же «даётся», «сходит свыше», и далеко не всегда как ответ на какую-то духовную заслугу. А потом … уходит, и только ощущение остаётся.
Благодать, несомненно, результат действия Духа, Который «знает», как использовать такое ощущение для получения необходимого переживания – которое будет «во благо», которое подготавливает душу к одухотворению.

Грубое конечно, но простое сравнение: подготовка помещения к ремонту, очистка негодной штукатурки, вынос всего, что мешает дальнейшей работе. А затем Дух определяет содержание и объём «ремонта».
А вот хождение в Духе – это когда Дух полностью берёт бразды правления в свои «руки» и уже определяет в главном и витальные, и ментальные процессы в человеке.

Каждый искренне верующий, к Творцу обращённый человек испытывает благодать, только с разной частотой и интенсивностью.
И даже появляется соблазн заниматься только тем, чтобы на себя её накликать – как «кликает» кнопку лабораторная крыса, в мозгу которой в «область удовольствия» вставлены проводки… Но это временно, ибо Дух точно определяет проявление благодати, а цель в том, чтобы душа открылась, напоилась и расцвела.

А вот святость – стяжается, зарабатывается личным участием. Точнее, стяжается Святой Дух, «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего» – определяет святой Серафим Саровский.
А действие Духа может быть и не очень приятным, и даже «хирургическим». Оно всегда благодатно духовно, но для обывателя бывает очень больно…

Святость – это состояние, в котором происходит богопознание и достигается, как говорят, преподобие, и следующая «ступень» – обожение, другим словом – богоподобие. Значит, святость есть уже достижение того «образа и подобия», который запрограммирован Творцом для Человека как венца творения.

Понятно, что все духовные состояния по определению от Духа, Духом вызываются и Дух через них присутствует в этой жизни. Оговариваю, что «в этой жизни», потому что в «мире ином» – все в духе и всё в Духе, Он непосредственно всё пронизывает – как и «силовая», и «сверхсознательная» составляющая действующих духовных законов.

Таким образом, благодать – лучшее лекарство для души. Пребывая в благодати, мы открываемся Духу, Который освобождает нас от болезни. Но благодатные переживания утешения, переживание Божественного присутствия не могут стать прочной духовной опорой, они лишь дают возможность восхождения не только души, но и ума к Богу. Даже малая благодать учит нас и укрепляет больше, чем десятилетия размышлений над Евангельскими заповедями. Божественная благодать превыше всякого мышления и никогда не может быть вызвана умственной деятельностью. Поэтому так далеко расходятся пути логического анализа и пути пребывания в творческой энергии Бога – в Духе.

Только с помощью веры благодати мы можем избавиться от рабства мыслей, уводящих на долгий путь сомнения и страдания.
Вера, обретенная на основе собственного духовного опыта, не оставляет никаких вопросов о достоверности полученного постижения. Более того, это постижение находит несокрушимую опору в самоочевидной Божественной благодати.

Хождение в Духе – это уже и сам процесс, и уже видимый результат духовного развития, прямой опыт богопознания, не оставляющий никаких сомнений в действительности этого процесса.

Святость – высшее состояние духовного развития для человека. Святые свидетельствовали о непосредственном живом присутствии Христа в сердце, в обретении смирения и Любви. То есть святость есть реальное вселение Святого Духа в сердце, оно и выводит душу из рабства помыслов и страстей. Обретя святость, святые более не нуждаются в поисках каких-либо иных средств спасения вне Святой Троицы.
«…Истина становится очевидной и Евангелие предстаёт во всей полноте и ясности постижения. Истина открывается как Божественная Любовь, Которая есть основа и источник Спасения всякой души» – писал Силуан Афонский. Главный смысл этого постижения состоит в том, что Божественная Любовь и есть Истина, являемая нам во Христе, поскольку Она свободна от всех умственных, умозрительных спекуляций, исполнена Божественного ведения и мудрости.

«Благодати предшествует смирение» – учит преподобный Исаак Сирин.
Смирение – это прежде всего и по сути – достижение мира в душе. Тот, кто не имеет мира в душе, не может возлюбить ближнего. Тот, кто спорит и сражается с ближним, не может возлюбить Бога. Смирению и терпению предшествует покаяние, а покаянию – вера и любовь.

Само покаяние есть ответ на призыв любви, это – свободное проявление воли, склонившейся в своем выборе к благу, которое только в Боге, совершенное отречение от зла и начало преображения ума благодатью Святого Духа, потому что на искреннее покаяние уже нисходит благодать.

«Если будет у тебя настоящая любовь к Богу – Бог тебе всё даст» – свидетельствует святой чудотворец Спиридон Тримифунтский. Но при этом полностью исчезают мечты о личном благе! Душа, увлекаемая благодатью Святого духа, начинает жить и действовать только в отдаче, на благо и спасение других. Это составляет духовный опыт святых Отцов и подвижников.
Смирение и терпение, а над ними всеми – Любовь. Это СТАНОВИТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ для одухотворённого человека, перекрывая все «свищи» как естественного, так и весьма болезненного «умственного эгоизма», наиболее препятствующего главной цели духовного роста – спасению во Христе.

«Ум, при действии в нём самом Божественного Духа, восторгается в безвидное устроение, входя внутрь сердца и становясь выше мышления» – делится опытом преподобный Каллист Ангеликуд.


Рецензии