Мои статьи в Википедии

ТИРУВАЛЛУВАР - АВТОР "ТИРУККУРАЛА"



Сборник стихотворных афоризмов "Тируккурал", написанный Туриваллуваром ориентировочно во втором веке н. э., В Тамилнаде и других районах Индии и Шри Ланки почитают как священную книгу наряду с

Ведами, Бхагавад-гитой, Библией.

Исходя из содержания "Тируккурала" представители разных конфессий делают выводы, что автор этого компедиума мудрости мог быть и буддистом, и джайном либо исповедывать какое-либо из направлений

индуизма. Содержание этого Писания лишено следов сектантского фанатизма и говорит об общечеловеческих ценностях, которые исповедывал его автор.

В лаконичных лапидарных строфах, объединённых в главы по разным темам, имеющим отношение к духовности, мудрости, житейской сметке, образно и ярко рассказывается о различных житейских

ситуациях, даются наставления по самым различным духовным и "бытовым" вопросам.

Писание Тируваллувара переведено на многие языки мира, в том числе на многие европейские.

История переводов "Тируккурала" на русский язык насчитывает более полувека.

В самиздате в 1983 году был опубликован полный анонимный перевод "Тируккурала".

В известном собрании "Библиотека всемирной литературы" в томе 16-м:
"Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии" в 1974 году был опубликован частичный перевод данного компедиума, сделанный А. Ибрагимовым.

Ранее перевод произведения на русский язык был сделан советским дравидологом Ю. Я. Глазовым в 1963 году.

В 1983 году "Тируккурал" переведён на русский язык Виталием Фурникой.
В 2014 году компедиум тамильской мудрости перевёл российский индолог Дмитрий Бурба.
В 2015 году - избранные строфы из "Тируккурала" перевёл на русский язык Х. Брош.

В 2021 году отдельные главы из "Тируккурала" были опубликованы российским поэтом Юрием Ключниковым в его антологии переводов индийской поэзии "Слово Ариаварты.
35 веков индийской поэзии".

........

ДЖАБАЛИ
........
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сатьякама Джабала (вар. - Сатьякама Джабали) - ведический мудрец.

Рассказ о нём помещён в первой главе одной из древнейших Упанишад - "Чхандогья-упанишады".

Рассказ начинается с того, что, будучи ребёнком, он спрашивает об отце у матери. Его мать Джабала рассказывает ему, что в юности она побывала во многих местах и ;;не знала, кем был его отец.

Мальчиком, жаждущим знаний, он идёт к мудрецу Харидрумате Гаутаме, прося у мудреца разрешение жить и учиться в его школе с целью постичь Абсолют Брахман. Учитель спрашивает:

«Дорогой мой, а ты из какой семьи?»

Сатьякама ответил, что его отцовство неизвестно, потому что его мать не знает, кто отец. Мудрец заявляет, что честность мальчика - признак «брахмана, истинного искателя знания Брахмана ». Мудрец Гаутама принимает его в ученики своей школы.

Мудрец послал Сатьякаму пасти четыреста коров и велел ему вернуться, когда коров станет на тысяча. Затем в символической легенде представлен разговор Сатьякамы с быком, огнём (Агни) , лебедем (Хамса,) и птицей-ныряльщиком (Мадгу,), которые соответственно символизируют Ваю, Агни, Адитью и Прану. Затем Сатьякама узнает от этих существ, что форма Брахмана находится во всех сторонах света (север, юг, восток, запад), мировые тела (земля, атмосфера, небо и океан), источники света (огонь, солнце, луна, молния).), так и в человеке (дыхание, глаз, ухо и разум). Сатьякама возвращается к своему учителю с тысячей коров и смиренно изучает остальное: природу Брахмана (метафизическую, высшую реальность).

Сатьякама заканчивает обучение и становится знаменитым мудрецом, согласно индуистской традиции. В его честь названа ведическая школа, а также влиятельный древний текст "Джабала Упанишад" - трактат о Санньясе (монашеской жизни индуистского монаха). Упакосала Камалаяна был учеником Сатьякамы Джабалы, история которого также представлена ;;в "Чхандогья Упанишаде".

Литература

........
Ананда Кумарасвами. Мифы индуизма и буддизма. М. 1997.

Чхандогья-упанишада. М. 1999.

Настольная книга атеиста. М. 1983.

........

ПИППАЛАДА


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пиппалада ( санскрит : ) — мудрец и философ индуистской традиции .

Он наиболее известен тем, что ему приписывают авторство "Прашна Упанишады" , которая входит в число десяти "Мукхья Упанишад" .

Считается, что он основал школу индуизма "Пиппалада", в которой преподавалась четвёртая из Вед - Атхарваведа .

В некоторых Пуранах он считается воплощением (амша) бога Шивы .

Пиппалада - сын мудреца Дадхичи и его жены Суваркас. После смерти Дадхичи, когда Суваркас собирался подняться на погребальный костер , она услышала "ашаририни вани" (санскр. - "небесный голос"), который сообщил ей, что она беременна. Суваркас извлекла плод из своей утробы с помощью камня и поместила его возле баньянового дерева.

Пиппалада был ребёнком, который родился у неё и вырос, чтобы стать великим мудрецом. Его поддерживало питьё амриты (волшебного напитка), предложенное ему деревом пиппала (ашваттха - священное дерево в индуизме), подаренным Чандрой (санскр. - "Месяц", "Луна", "дэв (бог) Луны") .

Другая версия рассказывает, что Пиппалада стал известен как результат случайного оплодотворения. Ягьявалкья был известным отшельником, который жил в своем монастыре вместе со своей сестрой Камсари, йогини, строго соблюдавшей целомудрие и совершавшей суровые аскезы. Однажды ночью у Ягьявалкьи случилась ночная поллюция, когда ему приснилась апсара . На рассвете он выбросил пропитанное семенем полотенце вне своей хижины, в которой спал, Камсари случайно использовала это полотенце, чтобы подмыться после ванны во время овуляции. В результате она забеременела и из-за стыда скрывала свое состояние. Родив сына, она отвела ребенка в лес и оставила ребенка под деревом пиппала (отсюда имя героя - "Пиппалада") , умоляя бога Вишну присмотреть за ним. Пока она причитала под деревом, небесный голос объяснил обстоятельства ее беременности и будущее ребёнка. Когда Ягьявалкья и две его жены обнаружили её, потерявшую сознание под деревом и разбудили её, она пожелала себе умереть от стыда.

Её кремировали, а Пиппалада поддерживал себя, пробуя сок дерева пиппала, в честь которого он был назван. Мудрец Нарада нашёл ребенка и объяснил, что он был воплощением дэва Брихаспати, обязанностью которого было проповедовать Атхарваведу. Пиппалада училсяся у дэва Шани (олицетворение планеты Сатурн) и просил его предложить определенные ритуальные практики для защиты человечества от его пагубного присутствия. Наконец Нарада вернул восьмилетнего Пиппаладу отцу и посоветовал ему предложить сыну священный шнур брахмана, что тот и сделал.

Литература
«Гарбха-упанишада» М. 1999.
Roshen Dalal. The Vedas: An Introduction to Hinduism’s Sacred Texts. L. 1983.
Сканда пурана. М. 1997.




........


ФЛОРЕСТАН И ЭВЗЕБИЙ

Субличности композитора Роберта Шумана. Флорестан олицетворял энергичность и творчество. Эвзебий - пессимизм, упаднические настроения, депрессивную окраску бытия.

По мнению ряда психиатров Шуман страдал шизофренией (либо шизофреноподобным психозом), что нашло отражение и в формировании данных субличностей, отражавших грани его личности и композиторского таланта. Это также отражалось и на его дирижёрских способностях - он не мог адекватно себя вести, управлять оркестром по мере прогрессирования недуга. Флористана и Эвзебия Роберт Шуман включил в воображаемое общество "Давидсбунд" (Давидово Братство, нем. Davidsbund), противостоящее филистерству, начётничеству, мещанству. Членами этого общества также являлись Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Клара Вик и др.

Надо отметить, что с течением времени аутистические тенденции в поведении Шумана усиливались - так он мог явиться к своему другу и молчать, выкурив сигару, потом уйти. Когда после суицидальной попытки его достали из Рейна, его жена Клара Вик обнаружила у себя на столе записку: «Клара, я бросил в Рейн свое обручальное кольцо. Сделай и ты то же самое. Они соединятся там». Еще за день-два до этого он шутил, смеялся, подражал голосам общих знакомых.

Флористан и Эвзебий беседовали с больным композитором, существенно влияя на его настроение, самооценку. Так, Флористан поддерживал его, позволяя ему верить в вою гениальность, Эвзебий же внушал ему упаднические настроения, безысходность...

Помнению исследователей двадцатого и двадцать первого века психотические эпизоды у Шумана могли иметь место вследствие нелеченного приобретенного в молодости сифилиса (третичный сифилис).

Литература

Давыдова М. Роберт Шуман. Его жизнь и музыкальная деятельность. М. 1983
Abraham Gerald E. H. Robert Schuman German Composer. London. 1988

........

Р.Х.Р.

Протестантская радиостанция.

Основана в США в 1946 году.

Источниками финансирования назывались "пожертвования верующих из разных стран".

Первым радиоведущим был проповедник-эмигрант из России Николай Пейсти.

Впоследствии (1968 - 1983) проповедником на этой радиостанции, вещавшей ежедневно на коротких волнах в диапазоне 31 метра и имевшей почтовый ящик для писем слушателей в Хельсинки, Финляндия, был Ярл Николаевич

Пейсти и другие ведущие, такие как Николай Водневский, Павел Димитраш и многие другие. Были радиопередачи и для детей и молодёжи. В целом программы радиостанции были ориентированы на молодёжь и людей старшего

поколения из баптистской и пятидесятнической среды. Учитывался и потенциал неверующей аудитории (потенциальные верующие).

Когда в 1988 году проповедник Ярл Пейсти после многих лет вещания за "железный занавес" смог приехать в СССР, он был встречен тысячами людей с огромным энтузиазмом. Оказалось, что в России и в других республиках у

него была огромная аудитория. Оказалось, что множество людей обратились к вере, слушая передачи "Русского Христианского Радио" на протяжении десятилетий.

В СССР и СНГ его проповеди распространялись на магнитофонных кассетах, записывающихся как самими верующими в СССР, так (впоследствии) выпускавшимися и "промышленным путём" на звукозаписывающих фирмах,

принадлежавших тем или иным протестантским церквям (баптисты).

Выпущены были его проповеди и в печатном виде (например, книга "Дух Святой" и др.)

"Русское Христианское Радио" входило в сеть русскоязычных протестантских радиостанций, вещавших в годы холодной войны на СССР, таких как "Голос Анд", "Радио Монте-Карло" (не путать с одноимённой радиостанцией,

передававшей развлекательный контент на европейских языках) и целого ряда других.

Впоследствии на территории СНГ данная радиостанция имела свою одноименную преемницу с персоналом уже из стран СНГ.

В настоящее время "Русское Христианское Радио" вещает с территории России, имеет своё представительство в интернете, обладает огромным потенциалом. "Русском Христианском Радио. Миллионы русских для Христа" -

таково сейчас полное название этой теле- и радио станции. Среди сотрудников - Александр Захаров, Эдуард Заведеев, Олег Шевкун и др.

В настоящее время множество проповедей, сказанных в своё время на "Русском Христианском Радио" (прежде всего записанные десятилетия назад проповеди Я. Пейсти, речь идёт о 99 его проповедях) доступны на ютубе в

виде аудиоварианта.

........

SLEEP WALK

Инструментальная пьеса, написанная и исполненная дуэтом Санта (род. 1937) и Джонни Фарина (род. 1941) в стиле "гитарный рок" в 1959 году.

Майк Ди играл на ударных.

При записи использовалась steel guitar / Hawaiigitar.

Пеpвоначально выпущена на "сорокопятке".

Существует "версия с текстом".

Заняла в 1959 году 22-е место в чартах в Великобритании, 10-е - в Австралии, 3-е - в Италии.

Пьеса полюбилась как слушателям, так и исполнителям. При своей кажущейся простоте она требует виртуозности владением инструментом.

Подобно блюзовым стандартам она "предполагает" импровизации во время исполнения, что и продемонстрировали как известные исполнители, так и множество малоизвестных музыкантов.

Композиция считается классикой гитарной музыки. "The Shadows", Джефф Бек и другие группы неоднократно исполняли её.

Пьесу также исполнил Джо Сатриани на альбоме "Strange Beautiful Music" (альбом выпущен 25 июня 2002).

Пьесу можно услышать на целом ряде звуковых дорожек к к фильмам, таким как Charlie's Angels: Full Throttle.

"Sleep Walk" вдохновила участников группы Fleetwood Mac на создание их хита 1968 года "Albatross".

Литература
Энциклопедия рока. Составитель: С. Костальский. Москва. 1995.

"Всё о роке". Сост.: Х. Брош. Иерусалим. 2021.

........

СЭМ ДЖОНС (ведущий)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)
Сэм Джонс
Семён Йоссман
Дата рождения 7 октября 1946
Место рождения
Вильнюс, Литовская ССР, СССР
Дата смерти 10 марта 2023 (76 лет)
Место смерти
Лондон, Великобритания
Сэм Джонс (настоящее имя Семён Йоссман, 7 октября 1946, Вильнюс, Литовская ССР — 10 марта 2023, Лондон, Великобритания) — британский журналист, радиоведущий, диджей, сотрудник Русской службы Би-би-си[1], писатель и переводчик.


Содержание
1 Биография
2 Семья
3 Литература
4 Примечания
Биография
Закончил вюльнюсскую среднюю школу № 9, затем Политехнический институт в Вильнюсе.

В 1969 году репатриировался в Израиль. Проходил службу в танковых частях Армии обороны Израиля.

В 1973 году переехал в Англию, работал на Русской службе Би-би-си. Вёл программу рок-музыки для молодёжи под псевдонимом «Сэм Джонс».

В конце 1970-х вёл по очереди и совместные программы рок-музыки с известным радиоведущим Севой Новгородцевым. По воспоминаниям Севы Новгородцева (ветерана Русской службы Би-Би-Си), мог импровизировать у микрофона, не записывая заранее тексты своих передач.

Впоследствии переехал в США. В середине 1980-х вновь вернулся в Лондон и вёл на Би-Би-Си программу «Бабушкин сундук», посвящённую ранним временам рок-н-ролла (в основном 1950—1960-х годов).

В 1988 году перенёс инфаркт. В дальнейшем (1988) вёл передачу «Перекати-поле», посвящённую русским исполнителям в США (Вилли Токарев, Люба Успенская и др.). Считается одним из создателей термина «русский шансон»[1].

Программы Сэма Джонса пользовались большой популярностью у молодёжи республик СССР, у которой был ограниченный доступ к информации о рок-музыке.

В конце 1980-х провёл интервью на Би-Би-Си с Полом Маккартни для советских слушателей в режиме прямого радио-моста[1].
В 1970-х и 80-х годах программы Сэма Джонса, посвящённые рок-музыки пользовались большим успехом у молодёжи в СССР также благодаря харизме радиоведущего.

Выступал в качестве координатора, советника и переводчика ряда общественно-политических мероприятий: съемок документальных фильмов, проведения благотворительного концерта после землетрясения 1989 года «Рок в помощь Армении», организации встреч на высшем уровне Маргарет Тэтчер, Михаила Горбачева, Бориса Ельцина и работы координационного Совета Россия-НАТО.

Опубликовал свои мемуары «Солдат Холодной войны» в Вильнюсе на литовском языке (лит. Sam Yossman. «Saltojo karo samdinys».)

Владел литовским, русским, ивритом и английским языками.

Скончался 10 марта 2023 года в Лондоне[1].

Похоронен на кладбище Bushey New Jewish cemeteries 17 марта 2023 года.

Семья

Жена Бася, дочь Карин, сын Даниэль.

Литература
----------------


Sam Yossman. «Saltojo karo samdinys». // Сэм Джонс (Семён Йоссман). «Солдат

Холодной войны» (вышла в Вильнюсе на литовском языке)

Журнал «Радио». № 5 1983. Статья «Радиодиверсанты на коротких волнах».

Русская служба Би-Би-Си, статья (11 марта 2023 г.)


----------------

В иудаизме счастье связывается с соблюдением заповедей Торы, человечностью (милосердие - хесед), с целостностью бытия человека (шалем), с гармонией семейной жизни, ощущением присутствия Всевышнего в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

В исламе счастье характеризуется близостью к Аллаху, связанной как с нравственной жизнью, так и с молитвенными практиками, речь о пятикратном намазе - одном из столпов ислама (в суфизме намаз сочетается с изощренными медитативными практиками, такими как "сама" (слушание), "зикр" - поминание имён Аллаха и рядом других).

Согласно буддизму счастье это отсутствие привязанностей, кармических накоплений, это счастье стоит выше обыденных понятий удачи, счастья и их антиподов и постигается в ходе нравственной жизни (шила) и медитации (дхьяна).

Счастье в буддизме соотносится с понятием "нирвана" (санскр. -"угасание", в данном случае речь идёт об "угасании" привязанностей у адепта буддизма и проблем). Толкование нирваны многообразно и наряду с мистически-апофатическими определениями содержит и понятие блаженства и счастья.

В индуизме олицетворением счастья является богиня Лакшми.

Разные течения индуизма по-разному (хотя и близко друг к другу) толкуют понятие счастья.

Вайшнавская традиция понимает счастье как близость с Кришной или Вишну. Достигается это состояние благодаря практике мантра-йоги и нравственной (в соответствии с заветами индуизма) жизнью.

Шиваиты нередко толкуют это понятие как отсутствие страстей и видение всего таким как оно есть (есть и иные трактовки).

Шакта (индусская тантра) склонна квалифицировать счастье как сочетание успехов в духовной жизни с процветанием в мирских делах, рассматривая как единое "профанное" (мирское) и духовное, связанное с правильным отношением к Реальности вследствие даруемого Богиней (Дургой, Кали, Лакшми) Пробуждения.


Рецензии