Вот вам и сказочки!

    

ГИМАЛАИ


     В эзотерической литературе нередко муссируется миф о том, что жившие некогда на Земле Посвященные, озабоченные ростом деструктивных элементов в обществе, искали способ сохранения и передачи Знания потомкам. Нам с вами. Именно так, якобы, возникли карты Таро, ставшие прототипом известных нам игральных карт. «Доверим тайну греху! Азарт неискореним в человеческой природе», - так решили иерофанты, и оказались правы: система просуществовала тысячи лет. Однако же всем известно, насколько рискованно складывать все яйца в одну корзину. Поэтому наряду с системами, навроде Таро, закрытыми школами и обществами, существовавшими во все времена и на всех континентах, Знание было имплантировано в самые широкие массы. А поскольку основную массу составляли люди, лишенные воображения, то это становилось гарантией того, что Знание будет передано сквозь века в неизменном виде. Если мы будем помнить, что информационная составляющая для человека важней, чем пища, вода или даже воздух, мы сможем оценить глубину прозрения мудрецов. Страсть к получению новой информации для самосовершенствования – любознательность или для дальнейшей передачи этой информации другим с целью возвеличить собственное «Я» - любопытство столь же неискоренима, сколь и стремление к сохранению рода. Так появились сказители и сказки. 

     В наши времена развитых информационных технологий роль сказителей практически сошла на нет.  Сегодня нам трудно понять, почему риши в Древней Индии считались божественными глашатаями и почитались не менее брахманов, а хранители устных сказаний в Латинской Америке и по сей день почитаются наравне с шаманами и брухо. В лучшем случае мы что-то там слышали о скоморохах-офенях или трубадурах, миннезингерах и вагантах, но с чего и почему они были так любимы повсеместно – нам не дано понять. Их привечали и при дворах правителей, и в глухих поселениях. По сути, они были наиболее образованной прослойкой любого общества, а то, что они приносили с собой, становилось цементом социума.

     Мне очень нравится следующая притча про Эзопа. Как-то его спросили, что является самым негодным, нехорошим и нечистым в человеке, на что тот ответил, не задумываясь: «Язык!» Потому что языком можно оскорбить и унизить, раздавить человека и даже убить. Именно язык порождает в сознании многих идеи, которые приводят к массовым казням, убийствам, войнам.

     А на вопрос, что же является самым лучшим в человеке, Эзоп ответил: «Язык!» Потому что языком произносят слова любви, с помощью языка молятся, именно он объединяет народы. С помощью языка можно вылечить человека или воодушевить его на подвиг.

     Добавить к этому, практически, нечего, ну разве что язык является открытой системой, постоянно растущей и развивающейся, что позволяет передавать достаточно сложные понятия из поколения в поколение. В то же время он является наиболее консервативной частью сознания, так что внедренные понятия на долгие века, а то и тысячелетия сохраняются в относительной чистоте. Таким образом, внедренная в детстве информация сохраняется и передается далее потомкам, а в отдельных случаях становится побудительным мотивом для поиска человеком Знания.
Формы словотворчества в разных обществах разные, к ним можно отнести поэзию, эпистолы (послания, письма), фабулы (басни), мифы, сказания, былины, сказки и т.д. Ограничимся пока ясным разграничением мифов, сказаний (былин) и сказок, поскольку разделительные грани именно между ними наименее осознаются.

     Итак, мифы, как правило, носят космологический характер и повествуют о строении видимой и воспринимаемой конкретным обществом, конкретной культурой в определенное время Вселенной. В абсолютном большинстве случаев их герои антропоморфны, т.е. очеловечены, и подобно людям боги, полубоги, титаны и проч. испытывают вполне человеческие чувства, желания, стремления. Их поступки, обыкновенно, мотивированы, а цели изначально определены.

     Сказания (саги, были, былины) основываются на реальных событиях, лишь чуть приукрашенных фантазией повествователей для усиления эффекта и привлечения внимания слушателей.

     Сказки – наиболее фантастичный из всех видов словесного творчества. К тому же наиболее информационно насыщенный. И в то же время, как раз они-то наиболее популярны и любимы. Причина – в кажущейся простоте и лаконизме сказок. Захватывающем сюжете и относительной свободе от условностей окружающей действительности. В отличие от мифов и былин, герои сказок – образы собирательные, максимально обобщенные, а их имена становятся нарицательными. Емеля – лежебока. Иван – дурак. Василиса – премудрая. (Кстати, если вы сопоставите Василису с василиском, змееподобным существом, то получите еще один ключик к расшифровке сказок.)

     Поскольку я не ставил себе задачей делать сравнительный анализ разных видов эпического творчества, а намеревался только указать на самые значительные части, которые упускают, как слушатели, так и исследователи, то позволю себе сразу остановиться на сказках. Однако прежде сделаю необходимое отступление, без которого практически все словесное наследие, дошедшее до наших дней, остается темным, фантасмагоричным, хотя и привлекательным. Общая ошибка заключается в том, что мы с легкостью невероятной переносим собственное сознание в прошлое и наделяем им людей, очень и очень далеких от нашего мировосприятия. В частности, мы приписываем людям прошлого способности к фантазированию (поскольку это присуще большинству из нас), в то время как это совершенно неверно. Абстрактное мышление в прошлом было уделом очень немногих. (Здесь, наверное, к месту будет упомянуть, о практиках визуализации идамов и Будд в Ваджраяне – тибетском буддизме. Подобные практики визуализации и чувственно-умственной проекции есть в суфизме, даосизме, школах розенкрейцеров. Цель их – вывести ум человека из жестких узилищ привычных мыслеформ, обремененных названиями-ярлыками, абстрагировать его от привычного чувственного определения и описания мира.)

     Люди прошлого не имели склонности к выдумыванию! Ко лжи. У них попросту не возникало в этом потребности до определенного и весьма недавнего времени. А, следовательно, все, заключенное в мифах, былинах и сказках, имеет фактологическую основу. Т.е. базируется на реалиях! И въевшееся в наши мозги «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» - ложно по самой своей сути. Другое дело, что нам непонятен язык сказки, а, как известно, «мы глухи к языкам, которые мы не понимаем».

     Если мне удалось вас заинтриговать, то давайте потихоньку разбираться, что здесь к чему.
      
Для начала разделим сказки на три типа по функционалу:
• Бытовые сказки
• Сказки, отвечающие новым реалиям жизни
• Вневременные (вечные) сказки

     Бытовые – наиболее простые и понятные. Обыкновенно они прославляют и восхваляют то или иное человеческое качество – смекалку, храбрость, трудолюбие т.д.  Герой, носитель такого качества, сталкивается с антиподом и одолевает его. Вспомните, к примеру, «Суп из топора». Забрел к старухе-скряге на постой солдат, отдавший двадцать пять лет царю и отечеству. Не имея медного пятака за душой, он сыграл на жадности старухи, предложив ей сварить суп из топора. Выманил все необходимое для супа, сам наелся, да и бабулю накормил. Этакий русский Дэвид Копперфилд. Или сказка про то, как лиса хитрообманно переехала из ледяной халупы в лубяную квартиру, вытурив оттуда зайца. Однако ж отыскался петушок, который показал лисе, где раки зимуют, и восстановил справедливость. К тому же, нашел себе друга, в лице зайца (или правильнее сказать, в морде зайца??), да и жилплощадью себя заодно обеспечил. (Разве не актуально в наши дни в нашей стране?!)

     Сказки на злобу дня, как правило, имеют авторов, хотя сплошь и рядом под сюжетной канвой и наслоениями просматриваются вневременные сказки. Мойдодыр, Хозяйка Медной горы, Красная шапочка, некоторые герои сказок Пушкина – они хоть и вписаны в определенный антураж, тем не менее жестко привязаны к неким реалиям места и времени. Например, «Колобок». Поучительная сказка, чтобы запомнить последовательность месяцев в году. Полагаю, что первоначально в сказке было шестнадцать животных, с кем Колобок встретился, - по количеству месяцев славянского календаря. С переходом на другую систему летосчисления, актуальность большинства пропала, а повествование приобрело другой смысл. Однако, если знать, где искать, мы без особого труда вычислим в такого рода произведениях вневременной элемент. Легко расшифровывается «Белоснежка и семь гномов». Белоснежка – символизирует собой душу человека, его сознание. Семь гномов – семь основных центров, чакр, в человеке. В силу обстоятельств, сознание вначале вынуждено погрузиться в глубь жизни, лесные дебри. Герою приходится потрудиться, чтобы обрести душу и пробудить в ней сознание.

     Ну вот мы и добрались до вневременных сказок.

     Наиболее характерной в плане творений, проходящих сквозь века и метаморфозы сознания, на мой взгляд, является сказка «Царевна-Лягушка». Возможно, среди благодарных читателей есть те, кто подзабыл ее, потому коротко напомним фабулу.

     Три оболтуса-царевича по приказу отца выпускают по стреле, чтобы сыскать своих невест. Старшему выпадает жениться на боярской дочери, среднему – на купеческой, младшему, Ивану – на лягушке. Лягушка – это замаскированная царевна, которая отбывает срок в теле земноводного. Она предстает во всей красе на свадьбе, где демонстрирует паранормальные способности. Налетает черный вихрь и уносит Василису в царство Кощея Бессмертного. Ну а Ваня, естественно, отправляется на поиски суженой, чью земноводную оболочку он спалил в печи по недомыслию. По пути он помогает разным зверушкам – медведю, соколу, селезню и щуке (тут широкий разброс вариантов, я остановился на этом наборе, поскольку он в большей мере соответствует предлагаемой концепции). Чтобы попасть в обиталище Кощея, царевич несколько лет проводит у бабы Яги (варианты – двух баба Йог, трех, наконец! – и сроки службы варьируются от трех лет до двадцати семи!)

     Забирается Иван на вершины гор, где находится дворец Кощея и узнает, что смерть Бессмертного – на конце иглы, игла – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, тот – в сундуке на дубе (во бессмыслица-то!!).

     Медведь валит дуб, сокол бьет зайца, селезень – утку, вывалившееся яйцо приносит со дна водоема щука. Иван сломал иглу, Кощей приказал долго жить, Василиса Прекрасная (вариант – Премудрая) возвращается к мужу. Ну и – пир, где по усам течет, а в рот не попадает…

     Читая или слушая эту сказку в детстве, вы наверняка не придавали значения всем этим яйцам, уткам, бабам Йожкам (кстати, в некоторых вариантах сказки они отсутствуют, но нам нужны, тем более, что их хватает в других сказках). Но перечитайте сейчас – это ж сюр и бред!

     Чего только стоит заяц в сундуке вечного Кощея! Да он бы там издох за сотни лет и сгнил вместе с уткой, или мумифицировался! А утка в зайце – и того хлеще! Ради эксперимента купите в магазине утку, лучше мороженую; живого зайца вы вряд ли раздобудете, но – сгодится и кошка. А теперь заставьте ребенка запихнуть утку в кошку. Ну или сами попробуйте. Вот почему-то, когда я пишу: «натянул кошку на Жучку», - все кричат садизм, абсурд, моветон. А сами втюхивают детям зайца с уткой. И ничего…

     Давайте еще подчеркнем, что мы с легкостью проецируем наши привычки и наше понимание на людей прошлого. Думаем, будто они руководствовались мотивами, которыми руководствовались бы мы, окажись на их месте. В первую очередь это касается получения выгоды и готовности солгать ради этого. Но ложь на Руси никогда не рассматривалась, как благо. Допускалась она только «во спасение», когда человеку или людям грозила смертельная опасность. В художественной речи применялись тропы – синекдохи, гиперболы, олицетворения, но не ложь. А в наши дни она стала едва ли не синонимом ума, и уж точно не подлежит осуждению. Особенно в среде политиков, банкиров, бизнесменов, торговцев. Памятуя это, согласимся на том, что нам просто недоступен или непонятен символизм сказок, былин или саг, но они имеют фактологическую основу.

     Ладно, попробуем разбираться. По пунктам.

     Давайте начнем с Кощея. Имя, говорящее само за себя, ведь и по сей день в говорах и диалектах осталось произнесение «ст, шт» вместо «щ», например, «шти» или даже «сти» вместо «щи». И наоборот. Речь о Костее. То есть, о человеке, теле человека. При этом большинство исследователей связывают это имя с «кошем» - поселением, хотя какая тут логика, понять невозможно. А мы намерены указать на то, что сказка абсолютно логична, хотя и полна символов, иносказаний.

     Баба Яга – наш следующий персонаж. Никогда не задумывались, почему уменьшительно-ласкательная форма у нее – Йожка или Ёжка? Должна же быть – Яжка! Не найти больше чередования йотированной «а» с йотированной «о»! Яма – ямочка, ягода – ягодка, ясли – ясельки. Так может, в уменьшительно-ласкательной сохранилась изначальная форма, та, в которой она пришла на Русь? А если вспомним, что «баба» на санскрите, и не только, означает «папа» – Бабаджи, Сатья Саи Баба и т.п. – все встает на свои места. Баба Яга – Учитель йоги. Теперь понятно почему из сказки в сказку Иван служит бабе Яге, а то и трем, тратя на первую три года жизни, на вторую – девять, и аж двадцать семь на третью. Логичнее – во всяком случае, мне так мнилось в детстве – было бы звездануть кулаком по лбу бабе Яге и двигать дальше, а герой – в услужение пошел! Это ж сколько лет он коту под хвост спустил?! Выходит: тридцать девять! А ушел, предположим, в двадцать один. Значит, возлюбленную он отыскал на седьмом десятке. Она не состарилась за эти годы? У него все в порядке с фертильной функцией? А найденной Василисе, даже если она пребывала все эти годы в анабиозе и сохранила молодость, каково старому перхуну подгузники менять?

     Думаю, благосклонный читатель уже понял, куда я клоню: да-да, сказка легко прочитывается и расшифровывается с точки зрения йоги. Баба Яга – учитель йоги, три бабы Яги – три учителя трех основных направлений:
карма-йоги (варианты: крия-, лайя-, хатха- и т.д.), где работа идет с физическим телом,
бхакти- йоги, основной упор здесь делается на работе с чувствами,
джняна-йоги, йоги знания, где формируется ум человека.

     Если Ваня учится у одной бабы Яги, значит, ему повезло, и он встретил учителя раджа-йоги, которая объединяет в себе все три означенные выше.

     А что это у нас там зеленеет вдали? О! – дуб! Даже с сундуком. Тут мне проще было бы отправить благодарного читателя к «Золотой ветви» Дж.Дж.Фрэзера, если бы не двойственность этого символа. С одной стороны – это позвоночный столб, на котором находится грудная клетка (интересно, что в английском «chest» - и грудная клетка, и сундук). Сундук окован… ребрами. С другой стороны, дуб – это аналог Мирового дерева, и по описаниям видящих, энергоструктура человеческого тела похожа дерево. Через нижнюю чакру – раджа-майю – нити уходят вглубь Земли, а через верхнюю – сахашрадалу – в космос.

     Символика помощников расшифровывается тоже просто: дуб – эфир (в китайской мифологии – дерево), медведь – земля, сокол – огонь, селезень – воздух, щука – вода (заметим, кстати, что нижнюю часть человеческого тела в йоге именуют «войдом», т.е. «водой»).

     Чуть сложнее с яйцом и иглой. Это вы вряд ли найдете даже в специализированной литературе. «Яйцом» йоги называют восемь изначальных клеток организма, появляющихся на третьем шаге деления оплодотворенной яйцеклетки. Т.е. первый шаг – 2, потом – 4, и наконец – восемь. Эти клетки, по заверениям йогов, - единственные в организме, которые не меняются в течение всей жизни. Так ли это – судить на берусь. Но по верованиям йогов именно к этому «яйцу» прикреплена душа человека, которая в момент смерти открепляется и поднимается ввысь по позвоночному столбу (точнее, каналу – сушумне). А находится «яйцо» на конце самого длинного нерва крестцового сплетения, называемого … иглой, и не только у йогов. 

     И получается, что сказка нас зовет к смерти? Чушь какая! – возопит читатель, теряющий остатки благосклонного внимания. Не чушь! Вовсе не чушь, – возоплю я. Вспомните, что индийские брамины носят звание дваждырожденных. А это означает, что они пережили смерть, и … остались живы! Нечто похожее, но имеющее скорее символическое значение, мы находим в христианстве и других религиях. Речь об имянаречении при принятии сана, постриге в монахи. А это знаменует собой разрыв с прежней жизнью, а для йогов – переживание реальной смерти, победы духа над тварной человеческой природой.


          А теперь та же сказка, но на языке йогов.

     Чтобы воссоединиться с утраченной мудростью (совершенством), человек должен быть терпелив (не сжигай шкуру, которая тебе не принадлежит!). Ему предстоит преодолеть свою тварную природу (Костея), заручившись силой помощников в лице стихий природы. Помощником человека является йога. И славно, если у тебя есть Учитель – Баба. В конечном счете, чтобы возродиться к новой жизни, он должен умереть.

     По-моему, все просто и понятно. Хотя и скучновато.

     Так же легко расшифровывается и смысл других сказок. Остается только дивиться мудрости тех, кто нашел способ сквозь века передать эзотерические знания, обыкновенно распространяемые в закрытых школах, от Учителя – Ученику. Особенно актуально это было для Руси. Поскольку именно на нее было нацелено копье тех, кто находится в тени мирового управления, кто дергает за ниточки, и по чьему навету пишется «мировая история». Ну да это отдельная тема.

    
БОНУС


     Для тех, кто еще не бросил читать – еще одна расшифровка. Решил дать ее ввиду трудности темы и отсутствия в сознании слушателя даже отголосков. Речь о «Снежной Королеве» Ганса Христиана Андерсена.

     Два слова об авторе. Впечатлительный, неврастеничный, написавший несколько тысяч произведений, но так и не подружившийся с грамматикой. Искренне злившийся, когда его представляли детским писателем (!!!), таскающий с собой веревку из страха, что пожар застанет его на высоте. По его настоянию, памятники ему никогда не имели фигур детей вокруг. От себя: символика его сказок очевидно указывает на его близость ордену розенкрейцеров или даже его активное участие в работе братства. Относительно авторства – хоть мы и имеем фамилию Г.Х.Андерсена, но понятно, что целый ряд сказок носят предвечный характер, и только изложены им. Точь-в-точь как в случае с А.С.Пушкиным!

     Теперь – к самой сказке.

     Прежде всего заметим, что в действительности перед нами две сказки.

     Первая – о злобном тролле, изготовившим волшебное зеркало (линзу). Троллята потащили зеркало (линзу) на небеса, уронили и разбили. Теперь все люди, подобравшие осколки, видели в них гнусные отражения самих себя, а вставившие осколки линзы в оконные рамы, в качестве стекла, видели злобные лица соседей, гостей и прохожих. Злоба захлестнула людей и весь мир.

     Комментировать эту сказку не буду, поскольку экспериментально подтвердить правоту розенкрейцеров пока невозможно. Равно как и доказать несостоятельность их взглядов. Но маленький ключик могу дать – взгляните на пирамиду с глазом Гора на долларе…

     Вторая – собственно о Снежной королеве, ну или около. Вспомним канву, жили-были мальчик и девочка, выбирались через окно на крышу, где у них был садик, «чуть больше цветочного горшка». Там они выращивали розу. Мальчика звали Кай, девочку – Герда. Мальчику в глаз попала льдинка и его сердце замерзло. Его умыкнула Снежная Королева и увезла на Север (по одним слухам – на Шпицберген, по другим – прямиком на Северный Полюс). Герда, естественно, пошла его искать. Забрела к волшебнице, во владениях которой всегда царило лето, чуть не застряла там навсегда, благо – укололась о шип розы. Побывала во дворце, где затевали свадьбу принц и принцесса. Встретилась с двумя шаманками – лапландкой и финкой. Оказалась среди разбойников, где стала игрушкой дочери их предводителя. Наконец, на олене добралась до чертогов Снежной королевы. Где Кай безуспешно пытался сложить пазл – собрать из льдинок слово «вечность».  Она поплакала у него на груди, сердце его растаяло, и они, счастливые, наплевав на королеву, вернулись домой выращивать розу. Правда, это были уже не мальчик и девочка, а очень даже взрослые люди.

     Ну белиберда полная! Цветущий сад в арктической или субарктической зоне… Или – разбойники! Это в местах, где плотность населения составляла полчеловека на пятьдесят квадратных километров?! Вы хоть раз слышали о разбойниках среди коряков, алеутов, чукчей, камчадалов? Что грабить-то? Тюлений жир? Оленье мясо? Юколу? Ну, полноте!

     Давайте разбираться с символами.

     Мальчик и девочка – не брат и сестра, и никакой влюбленности. Их связывает только роза… На первый взгляд – странно. Но если знать, что у розенкрейцеров мужчина описывается вертикалью, а женщина – горизонталью, то получаем крест, в центре которого находится роза. Т.е. имеем прямую отсылку к розенкрейцерам. Имя Кай – переводится, как небо, а Герда – земля. Небо и земля встречаются на нейтральной территории (крыше), чтобы взрастить розу. Небо отрывается от земли, увлеченное совершенством форм открывшегося ему мира (царство Снежной королевы), и теряет душу (т.е. сердце замерзает, превращается в лед).

     Поиски Кая приводят Герду в астральный мир (царство волшебницы, где царило вечное лето). Завороженная им девочка едва не забывает о своей миссии, трезвеет только уколовшись о шип розы.

     Ведомая мудрым вороном она попадает в ментальный мир. Представленная там дуальность – принц и принцесса, соответствуют правостороннему и левостороннему сознанию, а свадьба их объединению.

     Две женщины – лапландка и финка – точное соответствие учителям йоги или шаманизма, хотя ни то, ни другое не могло быть даже упомянуто в то время в Европе.

     Из непонятного остаются только само царство Снежной королевы и разбойники. Их следует рассматривать вместе, поскольку они есть антитеза друг другу. И вместе с тем, образуют целостность, но более высокого порядка, чем астрал и ментал доступные человеку.

     Осмелюсь утверждать, что два этих символа – отображение дихотомии, изначально присущей Абсолюту, по мнению розенкрейцеров. Космос и Хаос – как комплементарные дополнения друг друга. Только Хаос здесь следует понимать не как высшую форму беспорядка, а как высшую форму энергии. В Космосе все пребывает в конечной гармонической форме. Все есть абсолютное совершенство форм. Любая перестановка здесь – нарушение гармонии, отход от Абсолюта. Хаос – кипение энергии в своем изначальном состоянии, где ничто не может быть определено или упорядочено.

     Представьте, что вы – Абсолют. По правую руку от вас – царство гармонии и порядка, но в этом царстве нет энергии. По левую – бушующий океан энергии. В вас эти два начала сходятся. Вы – проявление и того, и другого одновременно. Традиционно движение слева направо, от обуздания силы к созданию вселенных, галактик, светил, планет и тварей именуется путем правой руки. Встречное движение – обретения силы, мощи, энергии путем разрушения форм, путем левой руки.

     Возможно, в другом месте я вернусь к рассмотрению этой захватывающей темы, где вы являетесь и безграничной энергией, и полным совершенством, а пока вспомним, что у маленькой разбойницы в клетках сидели разные зверушки. Символ того, что тварная природа находится в плену силы, и Герде приходится пользоваться силой (оленем), чтобы добраться до Кая и растопить его заледеневшее сердце.

     Обратите внимание, что Кай и Герда возвращаются домой, но! – ни тебе поцелуев, ни свадьбы, ни «умерли в один день». Этот дяденька и эта тетенька продолжают… поливать розу.

     Уже сложив этот текст в уме, я решил проверить в Инте, не проделал ли кто ту же работу ранее. (Строго говоря, сложил я эти пазлы лет тридцать с хвостиком назад, когда и Интернета-то не было, но мало ли что могло произойти за эти годы.) Кое-что нашел! «Михаил Елизаров: Снежная Королева как любительский алхимический опыт» - (https://snob.ru/selected/entry/5818/). Михаил Елизаров видит в сказке описание процесса получения философского камня, что, в принципе, не противоречит моему подходу.

    
НАВЕРШИЕ


     Эта небольшая работа не есть претензия на что-то, это всего лишь пара ключиков для тех, кто умеет задавать вопросы.  Надеюсь, если теперь вы услышите: «А где находится царство Кощея?», то уверенно ткнете в Гималаи. И с легкостью объясните своему пытливому чаду, почему «в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря», связав тридцать три со ступенями масонства, количеством позвонков в теле человека и т.д. Ну и прочие «темные» места сказок.

     За сим кланяюсь терпеливому читателю. Поторопитесь, ваша спящая царевна уже у ваших дверей… Вот-вот позвонит...


      


Рецензии